Великолепный образчик синтеза индийской классической музыки и джаза – именно в таком порядке, а не наоборот. Дело тут не только в том, что в квартете исполнителей трое представляют Восток и лишь один – Запад, причем двое индийских музыкантов принадлежат к самым выдающимся представителям индийской музыкальной культуры. Все три композиции, составившие альбом Karuna Supreme, построены в первую очередь на музыке Индии и лишь расцвечены джазовой импровизацией.
Джазовый компонент представляет здесь альт-саксофонист Джон Хэнди (р.1933), получивший известность благодаря работе с Чарли Мингусом в 50-х годах. Модальные импровизации его инструмента – это отклик, комментарий, диалог с сародом, классическим индийским струнным инструментом с трехтысячелетней историей. Хэнди, как мне кажется, просто прыгнул выше головы в этой записи, проявив и богатую фантазию, и недюжинное техническое мастерство, и, главное, - чуткость и умение слышать своих партнеров и мгновенно реагировать на их действия. А на сароде играет Али Акбар Хан (1922 – 2009), шурин Рави Шанкара и сын знаменитейшего в Индии Аллаудин Хана, представителя целой музыкальной династии, непрерывно продолжающейся аж с XVI века! Кстати, она не прервалась и после смерти Али Акбар Хана – его дело продолжают многочисленные дети и внук. С 1956 года Али Акбар Хан руководил собственной музыкальной школой в Калькутте, которую перевел в 1967 году в США и которая сегодня имеет филиал также в Швейцарии. В Штаты он переехал по приглашению Иегуди Менухина, и вместе с Шанкаром стал главным популяризатором индийской музыки на Западе. В 1971 году Али Акбар Хан участвовал в известном «Концерте для Бангладеш» вместе с Шанкаром, Джорджем Харрисоном, Бобом Диланом, Ринго Старром и Эриком Клэптоном. Таблист Закир Хуссейн (р.1951) – представитель более молодого поколения индийских музыкантов, но тоже наследник великих традиций. Еще его отец Алла Ракха играл и с Шанкаром, и с Бадди Ричем, прокладывая союз индийской музыки и джаза. Хуссейн очень популярен сегодня, но его имя звучало весьма громко и на момент записи Karuna Supreme.
Композиции альбома длинны, разворачиваются неторопливо, текут плавно, как воды Ганга, но подчас и резко ускоряют свой темп – как благодаря усилиям солистов Хэнди и Али Акбар Хана, так и прекрасно поддерживающих их Хуссейна и Йогиша Сахоты, играющего на тамбуре. 20-минутная Ganesha’s Jubilee Dance, посвященная слоноголовому божеству индийского пантеона, пожалуй, ближе всего к традиционной музыке Северной Индии и основана на одной из раг. В титульной пьесе Karuna Supreme, наоборот, можно расслышать больше джазовых элементов, тогда, как заключительная The Soul And The Atma – это гармоничный союз обоих видов музыки, что подчеркнуто и названием композиции (индийское понятие «атма» - это приблизительно то же, что и «душа»).
Мою душу эта музыка всколыхнула, слушал несколько раз и не мог наслушаться – так это здорово – разумеется, с моей точки зрения. Надеюсь, мне будет с кем его разделить. В любом случае, спасибо легендарной фирме из Шварцвальда за это сетевое переиздание.
MPS Records 2016 /1976
3 tks / 41 mins
(John Handy – as; Ali Akbar Khan – sarod; Zakir Hussain – tabla; Yogish S. Sahota – tambura;)
Линк предоставил Steffen Mayer, Herzog Promotion
Почти десять лет назад мне довелось читать и рецензировать Signs Along The Road, изданную в Германии книгу стихов американского фри-джазового басиста и поэта Генри Граймса, человека, игравшего с Монком, Роллинсом, Шеппом, Сесилом Тейлором и ...
У Алины Енгибарян хорошие джазовые гены - дед молодой певицы, Николай Гончаров, играл на барабанах в лучших оркестрах советской эпохи: у Рознера, Кролла, Орбеляна, Лундстрема. Россиянке Алине Енгибарян повезло с местом рождения – она родилась ...
Один из наиболее ярких и важных джазовых релизов едва начавшегося года от Butman Music Records, привлек внимание поклонников концептуального искусства, отдающих предпочтение умному, философскому звучанию новой импровизационной музыки, которую лишь ...
Состав, записавший этот диск, существует с 2007 года. Правда, тогда это был квинтет еще более международного состава – вместе с тремя голландцами и американским тромбонистом работал еще и немецкий гитарист, вместе они записали альбом Who is in ...
Галерея индонезийского джаза на наших страницах пополняется благодаря MoonJune Records еще одним портретом. На сей раз это гитарист Андре Динут. Андре сейчас тридцать четыре года (он родился в 1982 году), родом он из восточной части Индонезии, с ...
Петербуржец Андрей Поповский, человек, входящий в топ-группу российских импровизаторов-экспериментаторов, уже «засвечивался» на нашем сайте в совместном с Ильей Белоруковым альбоме Pafka (2015), изданном Mikroton Digital. И вот теперь ...
Благодаря любезности Джима Эйго и Jazz Promo Services я слушаю музыку бразильского пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо с 2013 года. За это время я уже как-то привык, что Антонио каждый год дарит своим поклонникам новый альбом, а в ...
«Молодые львы» итальянского джаза все увереннее заявляют о себе. К этой тенденции можно отнести и дебютный альбом пианиста Антонио Вивенцо Canyon. Постоянные читатели нашего сайта обнаружат среди музыкантов, участвовавших в записи диска, ...
Мне сложно назвать основную профессию Филипа Палмера. В качестве переводчика и преподавателя английского языка, как иностранного, англичанин Палмер много лет живет и работает в Польше. Но одновременно Филип является заметной фигурой польской ...
Flow - так назвал свой новый, третий по счету, альбом израильский пианист из Тель-Авива Ари Эрев. В буклете к альбому он говорит о многозначности этого английского слова. Есть понятие «поток», в котором он видит нечто общее с музыкой, ...
С очень любопытного и многопланового проекта начинает наш сайт знакомство с релизами лейбла Intonema из Санкт-Петербурга, ориентированного на импровизационную и экспериментальную музыку (кто бы сомневался – ведь курирует работу лейбла ...
Если представить биографию джазового барабанщика и композитора Асафа Сиркиса в виде цепочки городов, то она будет выглядеть так: Петах-Тиква – Реховот – Тель-Авив – Лондон. В первом из них он родился в 1969 году, во втором – ...