Из многих природных чудес Бразилии одним из самых знаменитых является так называемая «Встреча Вод»: две реки бассейна гигантской Амазонки, Солимойнс и Риу Негру, сливаясь в одно русло, много километров текут рядом, практически не смешиваясь, отличаясь по цвету, температуре и скорости течения. «Сюита трех рек» - так назвал свой музыкальный гимн Бразилии молодой пианист Дан Коста, чей альбом с таким названием увидел свет в июле 2016 года. Я сознательно не назвал этот гимн «джазовым», потому что и характер музыки, и весь «бэкграунд» Дана Косты, позволяют трактовать это название и иначе: академическая традиция, язык джаза и народная музыка Бразилии – это три «реки», слияние которых и дало этот альбом. Причем, в отличие от Солимойнса и Риу Негру, это слияние оказалось столь органичным и естественным, что выделить отдельные ингредиенты тут сложновато, да и смысла особого в этом нет.
Альбом интересен еще и тем, что для Косты это взгляд на культуру Бразилии одновременно извне и изнутри. Несмотря на вполне латинское звучание своего имени, пианист Дан Коста (р.1989) родился вовсе не в самой большой стране Латинской Америки, а в Лондоне, у него итало-португальские корни. Дан получил солидное академическое образование, изучая классическую музыку в престижных учебных заведениях Франции и Монако, Швеции и Англии. Джаз он изучал в Португалии, и уже оттуда, получив в качестве поощрения за успехи специальный грант, поехал изучать бразильскую музыку в Сан-Паулу.
Альбом Suite Três Rios был записан в Рио-де-Жанейро в январе текущего года. К работе над ним Дан привлек большую группу бразильских музыкантов. Уже в стартовой композиции Alba эффектный дуэт его подчеркнуто академичному в этой пьесе фортепьяно создает виолончель Жака Мореленбойма. Коста вообще не любит давать длинные названия своим пьесам этого полностью авторского альбома. Chorinho (шориньо – уменьшительное от шоро, вид народной музыки, популярный прежде всего в Рио), Samba, Bossa Nova, Baião (т.е. «баиянская»: Баия – штат, где сильнее всего влияние африканских элементов в культурном наследии), Maracatu (афро-бразильская музыка штата Пернамбуко), Modinha (вид лирической народной песни) – каждая из композиций посвящена определенному виду музыкальной культуры огромной страны, точнее, то или иное направление глазами Дана Косты. Как я уже писал чуть выше, взгляд и извне, и изнутри, но неизменно любящий и внимательный. В Bossa Nova бесспорным украшением композиции является вокал Лейлы Пиньейро, хороша гитара Рикардо Сильвейры в финальной Aria, но для меня фаворитом альбома стала все же Baião с полиритмией перкуссии от Маркоса Сузано и отличным соло самого Косты.
Академическая музыка дала форму этой работе, джазовые идиомы наполнили ее силой, драйвом и гибкостью, а разнообразный бразильский фольклор стал ее духом. Дебютный альбом Косты прекрасно сочетает глубину, мастерство исполнителей и просто познавательность. Хорошее начало карьеры для талантливого музыканта и композитора!
Бостонский гитарист Стивен Кирби начинал с музыки в духе того, что принято называть «эстетикой ECM». К его третьему в карьере и первому на лейбле Whaling City Sound альбому Illuminations от этих ранних увлечений осталась, пожалуй, только ...
Итак, после замечательного «японского» концертника Midori, где Stick Men фигурировал, как Stick Men + (с гостем Дэвидом Кроссом), одна из самых креативных групп современного прог-рока уже основным составом, то есть Тони Левин - Пат ...
Роскошный, хотя и весьма дефицитный подарок всем поклонникам прог-рока со знаком качества. Имею ввиду состав участников проекта Stick Men +, где трое из четверых музыкантов были или являются участниками King Crimson, а этот коллектив, думаю, в ...
Канадский ансамбль из Торонто Sultans of String (в названии легко читается прозрачный намек на известный хит Sultans of Swing от Dire Straits) исполняет world music с акцентом на струнные – скрипки (Крис МакХул) и гитары (Кевин Лалибер, Эдди ...
Очень необычную творческую нишу нашли для себя супруги из Сиэттла Кейт Восс и Джейсон Гессль, выступающие под никами Сандэй и Мр.Гессль. Мы привыкли представлять себе 30-е годы прошлого века, эру свинга, как время больших оркестров, звонких духовых ...
Создатель этого ЕР-альбома Сьюзен Дин играет на фортепьяно и гитаре, но она не постоянно концертируюший и записывающий диски исполнитель. Ее основная сфера деятельности – преподавание. Она уже почти двадцать лет работает в Мекке джазового ...
Имя греческого гитариста и композитора Тасоса Спилиотопулоса уже должно быть знакомо постоянным посетителям нашего сайта. Jazzquad.ru публиковал рецензии на предыдущие работы Тасоса, Wait For Dusk и Archipelagos, его имя можно встретить и в обзорах ...
Лейбл Resonance Records славится своими релизами ранее не издававшихся записей крупнейших джазовых исполнителей. Любители исторических записей высоко ценят продукцию этой фирмы, отличающуюся безукоризненным качеством, как звучания, так и оформления. ...
Странное название представляемого здесь коллектива - The 3.5.7 Ensemble – на самом деле «расшифровывается» очень просто. Ансамбль, словно наша Вселенная в новейших представлениях физиков, то сжимается, то расширяется в зависимости ...
Монументальным двойным альбомом Дэйв Либмэн отметил в 2016 году свое семидесятилетие. Как и предыдущие диски его новой группы Expansions: The Dave Liebman Group, этот проект также реализован на Whaling City Sound Нила Вейса, выступившего в качестве ...
В прошлом году ушел из жизни Дэйв Пайк (1938-2015), известный американский вибрафонист, один из пионеров игры на вибрафоне с амплифайером (он применял его еще в начале 60-х). Сетевое переиздание немецким лейблом MPS его альбома 1969 года в этой ...
Этот альбом нуждается в кратком этно-культурном предисловии. Ханука – один из важных праздников в еврейском религиозном календаре. Связан он с событиями Маккавейской войны во втором веке до нашей эры, когда победоносное восстание в Иудее во ...