Из многих природных чудес Бразилии одним из самых знаменитых является так называемая «Встреча Вод»: две реки бассейна гигантской Амазонки, Солимойнс и Риу Негру, сливаясь в одно русло, много километров текут рядом, практически не смешиваясь, отличаясь по цвету, температуре и скорости течения. «Сюита трех рек» - так назвал свой музыкальный гимн Бразилии молодой пианист Дан Коста, чей альбом с таким названием увидел свет в июле 2016 года. Я сознательно не назвал этот гимн «джазовым», потому что и характер музыки, и весь «бэкграунд» Дана Косты, позволяют трактовать это название и иначе: академическая традиция, язык джаза и народная музыка Бразилии – это три «реки», слияние которых и дало этот альбом. Причем, в отличие от Солимойнса и Риу Негру, это слияние оказалось столь органичным и естественным, что выделить отдельные ингредиенты тут сложновато, да и смысла особого в этом нет.
Альбом интересен еще и тем, что для Косты это взгляд на культуру Бразилии одновременно извне и изнутри. Несмотря на вполне латинское звучание своего имени, пианист Дан Коста (р.1989) родился вовсе не в самой большой стране Латинской Америки, а в Лондоне, у него итало-португальские корни. Дан получил солидное академическое образование, изучая классическую музыку в престижных учебных заведениях Франции и Монако, Швеции и Англии. Джаз он изучал в Португалии, и уже оттуда, получив в качестве поощрения за успехи специальный грант, поехал изучать бразильскую музыку в Сан-Паулу.
Альбом Suite Três Rios был записан в Рио-де-Жанейро в январе текущего года. К работе над ним Дан привлек большую группу бразильских музыкантов. Уже в стартовой композиции Alba эффектный дуэт его подчеркнуто академичному в этой пьесе фортепьяно создает виолончель Жака Мореленбойма. Коста вообще не любит давать длинные названия своим пьесам этого полностью авторского альбома. Chorinho (шориньо – уменьшительное от шоро, вид народной музыки, популярный прежде всего в Рио), Samba, Bossa Nova, Baião (т.е. «баиянская»: Баия – штат, где сильнее всего влияние африканских элементов в культурном наследии), Maracatu (афро-бразильская музыка штата Пернамбуко), Modinha (вид лирической народной песни) – каждая из композиций посвящена определенному виду музыкальной культуры огромной страны, точнее, то или иное направление глазами Дана Косты. Как я уже писал чуть выше, взгляд и извне, и изнутри, но неизменно любящий и внимательный. В Bossa Nova бесспорным украшением композиции является вокал Лейлы Пиньейро, хороша гитара Рикардо Сильвейры в финальной Aria, но для меня фаворитом альбома стала все же Baião с полиритмией перкуссии от Маркоса Сузано и отличным соло самого Косты.
Академическая музыка дала форму этой работе, джазовые идиомы наполнили ее силой, драйвом и гибкостью, а разнообразный бразильский фольклор стал ее духом. Дебютный альбом Косты прекрасно сочетает глубину, мастерство исполнителей и просто познавательность. Хорошее начало карьеры для талантливого музыканта и композитора!
Петербуржец Андрей Поповский, человек, входящий в топ-группу российских импровизаторов-экспериментаторов, уже «засвечивался» на нашем сайте в совместном с Ильей Белоруковым альбоме Pafka (2015), изданном Mikroton Digital. И вот теперь ...
Благодаря любезности Джима Эйго и Jazz Promo Services я слушаю музыку бразильского пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо с 2013 года. За это время я уже как-то привык, что Антонио каждый год дарит своим поклонникам новый альбом, а в ...
«Молодые львы» итальянского джаза все увереннее заявляют о себе. К этой тенденции можно отнести и дебютный альбом пианиста Антонио Вивенцо Canyon. Постоянные читатели нашего сайта обнаружат среди музыкантов, участвовавших в записи диска, ...
Мне сложно назвать основную профессию Филипа Палмера. В качестве переводчика и преподавателя английского языка, как иностранного, англичанин Палмер много лет живет и работает в Польше. Но одновременно Филип является заметной фигурой польской ...
Flow - так назвал свой новый, третий по счету, альбом израильский пианист из Тель-Авива Ари Эрев. В буклете к альбому он говорит о многозначности этого английского слова. Есть понятие «поток», в котором он видит нечто общее с музыкой, ...
С очень любопытного и многопланового проекта начинает наш сайт знакомство с релизами лейбла Intonema из Санкт-Петербурга, ориентированного на импровизационную и экспериментальную музыку (кто бы сомневался – ведь курирует работу лейбла ...
Если представить биографию джазового барабанщика и композитора Асафа Сиркиса в виде цепочки городов, то она будет выглядеть так: Петах-Тиква – Реховот – Тель-Авив – Лондон. В первом из них он родился в 1969 году, во втором – ...
Очередное сетевое переиздание лейбла из Шварцвальда посвящено одной из первых в Европе групп, исполнявших сложный, многоплановый вариант музыки фьюжн – с элементами прото-прог-рока, этники и мощной электрифицированной составляющей. Association ...
Одри Силвер – опытная джазовая певица с именем и хорошей репутацией, чего добиться в Нью-Йорке очень нелегко. Джазом и джазовым вокалом в частности она увлеклась давно, хотя начинала с академического фортепьяно и виолончели. Эффективно ...
Очень интересное переиздание в «сетевой» серии немецкого лейбла MPS. Здесь интересно все: личность автора проекта, история проекта, ну и, конечно же, музыка альбома 1968 года Auto Jazz /Tragic Destiny Of Lorenzo Bandini. Вот, пожалуй, в ...
Повезло тем, кто слушал первый альбом немецкого трубача Бастиана Штайна для Pirouet Records – Diegesis, им есть с чем сравнивать. Мне же, знакомясь с этим музыкантом по его новой работе Viktor, выпущенной лейблом три года спустя, приходится ...
С начала 90-х годов прошлого века уругвайский гитарист Беледо живет и работает в Нью-Йорке. В детстве он начинал с игры на фортепьяно, но подъем рок-музыки заставил его обратиться к гитаре, ставшей для него основным инструментом. До переезда в США ...