Из многих природных чудес Бразилии одним из самых знаменитых является так называемая «Встреча Вод»: две реки бассейна гигантской Амазонки, Солимойнс и Риу Негру, сливаясь в одно русло, много километров текут рядом, практически не смешиваясь, отличаясь по цвету, температуре и скорости течения. «Сюита трех рек» - так назвал свой музыкальный гимн Бразилии молодой пианист Дан Коста, чей альбом с таким названием увидел свет в июле 2016 года. Я сознательно не назвал этот гимн «джазовым», потому что и характер музыки, и весь «бэкграунд» Дана Косты, позволяют трактовать это название и иначе: академическая традиция, язык джаза и народная музыка Бразилии – это три «реки», слияние которых и дало этот альбом. Причем, в отличие от Солимойнса и Риу Негру, это слияние оказалось столь органичным и естественным, что выделить отдельные ингредиенты тут сложновато, да и смысла особого в этом нет.
Альбом интересен еще и тем, что для Косты это взгляд на культуру Бразилии одновременно извне и изнутри. Несмотря на вполне латинское звучание своего имени, пианист Дан Коста (р.1989) родился вовсе не в самой большой стране Латинской Америки, а в Лондоне, у него итало-португальские корни. Дан получил солидное академическое образование, изучая классическую музыку в престижных учебных заведениях Франции и Монако, Швеции и Англии. Джаз он изучал в Португалии, и уже оттуда, получив в качестве поощрения за успехи специальный грант, поехал изучать бразильскую музыку в Сан-Паулу.
Альбом Suite Três Rios был записан в Рио-де-Жанейро в январе текущего года. К работе над ним Дан привлек большую группу бразильских музыкантов. Уже в стартовой композиции Alba эффектный дуэт его подчеркнуто академичному в этой пьесе фортепьяно создает виолончель Жака Мореленбойма. Коста вообще не любит давать длинные названия своим пьесам этого полностью авторского альбома. Chorinho (шориньо – уменьшительное от шоро, вид народной музыки, популярный прежде всего в Рио), Samba, Bossa Nova, Baião (т.е. «баиянская»: Баия – штат, где сильнее всего влияние африканских элементов в культурном наследии), Maracatu (афро-бразильская музыка штата Пернамбуко), Modinha (вид лирической народной песни) – каждая из композиций посвящена определенному виду музыкальной культуры огромной страны, точнее, то или иное направление глазами Дана Косты. Как я уже писал чуть выше, взгляд и извне, и изнутри, но неизменно любящий и внимательный. В Bossa Nova бесспорным украшением композиции является вокал Лейлы Пиньейро, хороша гитара Рикардо Сильвейры в финальной Aria, но для меня фаворитом альбома стала все же Baião с полиритмией перкуссии от Маркоса Сузано и отличным соло самого Косты.
Академическая музыка дала форму этой работе, джазовые идиомы наполнили ее силой, драйвом и гибкостью, а разнообразный бразильский фольклор стал ее духом. Дебютный альбом Косты прекрасно сочетает глубину, мастерство исполнителей и просто познавательность. Хорошее начало карьеры для талантливого музыканта и композитора!
Медноволосая Кристин Ли Сарджент приехала в Нью-Йорк из Бостона с намерением посвятить себя театральной сцене, классическому оперному вокалу. Но по мере все более глубокого погружения в ауру этого города и все более тщательного самоанализа, Кристин ...
Ученик Кенни Бэрона, американский пианист Лафайетт Харрис-младший вышел на большую джазовую сцену в середине 80-х годов, когда переехал в Нью-Йорк. С тех пор он успел поработать со многими известными музыкантами (с Максом Роучем он играл почти ...
Гитара нью-йоркского музыканта Лэрри Корбана с первых секунд звучания альбома Corban Nation стремительно и властно завладевает вашим вниманием и не подпасть под обаяние ее звучания довольно трудно. Корбан – опытный музыкант, имеет степень по ...
Лэрри Уилсон хоть и родился в Кливленде, но с детства и по сей день живет во Флориде, в городе Джексонвиль. Его первые музыкальные опыты относятся к трехлетнему возрасту, когда ребенку позволили играть на барабанах в церкви. Самое забавное, что и с ...
Мы часто употребляем понятие «бразильский джаз», говорим о влиянии бразильской музыки на джаз, вспоминаем имена музыкантов, первыми соединивших джаз с ритмами бразильского фольклора, но при этом порой забывается тот простой факт, что ...
Эх, как эффектно могла бы выглядеть гибкая женская фигурка с монументальным баритон-саксофоном на обложке альбома! Но Ли Пилцер, играющая на этом солидном инструменте, не стала помещать на обложку своего дебютного диска Strunkin’ столь ...
В характерной для петербургского лейбла Spina!Rec манере здесь под одной обложкой объединены два разных европейских проекта. Основой для такой амальгамы стала общая экспериментальная направленность творчества. Каждый представлен одной большой ...
Если бы я открывал небольшое, на несколько столиков, кафе с джазовым уклоном, то Day & Night, сольный фортепьянный альбом американки Лайзы Хилтон, послужил бы идеальным фоном для создания атмосферы и уютной, и подлинно джазовой. Сольный джаз на ...
Американский электроакустический дуэт Live Footage появился в Бруклине в 2007 году. Два приятеля, виолончелист Топу Лио и барабанщик Майк Тис, в равной степени интересовались как импровизацией, так и электронной музыкой. Эти два понятия и стали ...
Как правило, большинство бразильских музыкантов представляют два крупнейших центра страны – Рио-де-Жанейро или Сан-Паулу, но саксофонист Ливио Альмейда в этом смысле исключение. Ливио родился в столице страны – молодом городе Бразилиа, ...
Если верить пресс-релизу, Диего Мартинеса называют enfant terrible мексиканской электронной музыки. Возможно. Я назвал бы его просто очень большим мастером этого субжанра, настоящим виртуозом синтезаторов и других электронных устройств. Диего ...
Большинство любителей воспринимает бразильский джаз сквозь призму ритмов самбы и босановы и никак иначе. Я, грешный, тоже во многом подвержен этому стереотипу. Просто, другой бразильский джаз слушать приходиться крайне редко. Но вот альбом Ubuntu ...