Я уже имел удовольствие знакомить наших читателей с творчеством живущей на испанской Ибице австрийской саксофонистки Мюриэль Гроссман по ее альбому 2015 года Earth Tones. В первый день нового, 2016 года увидел свет новый альбом Мюриэль под названием Natural Time. Если предыдущая работа Гроссман носила концептуальный характер (обзор того диска можно найти на сайте), то внешне Earth Tones не таков. Как охарактеризовала его сама Мюриэль в интервью Джей Си Сандерсу, положенному в основу его liner notes, «Natural Time это просто искреннее послание, просто альбом, где мы играем для обычных людей, таких, как ты и я». Думаю, все же это не совсем так, поскольку и здесь практически каждая пьеса, пусть они и не связаны общей темой, имеет свой философский подтекст.
Впрочем, давайте сначала об очевидных изменениях в Natural Time по сравнению с предыдущей работой. Сама Мюриэль играет здесь уже не только на сопрано-саксофоне, но и на альте. Сохранив формат квартета, она и ее постоянный партнер, гитарист Радомир Милойкович, работают здесь с новой ритм-группой. Ее составили австрийская басистка Джина Шварц, давняя знакомая Мюриэль еще по Вене, и сербский ударник Урош Стаменкович. Квартет, таким образом, достиг гендерного паритета, и возможно, равновесие инь и ян стало залогом гармонии и внутренней уравновешенности исполняемой им музыки Мюриэль Гроссман. Это, конечно, шутка, но и раньше, и теперь позитивная энергетика действительно сквозит в каждой композиции альбома.
Стартовую и самую объемную десятиминутную титульную пьесу Natural Time («Естественное время») я воспринял именно как размышления о быстротекущем времени, восходящие к библейскому «время рождаться и время умирать», о сделанном и упущенном – красивые соло Гроссман и Милойковича на фоне неумолимо повторяющихся ритмических фигур навеяли именно такую, возможно, ошибочную интерпретацию. В противоположность стартовой, в финальной пьесе Bliss, как мне показалось, время отсутствует в принципе. От этой пьесы веет буддизмом, она полна внутреннего покоя, словно погруженный в нирвану аскет – опять-таки в моей вольной интерпретации музыки Мюриэль Гроссман. А вот «ключ» к разгадке ряда пьес между ними дает сама автор в том же интервью из liner notes. Тут и размышления о счастье (Happiness) с эффектным соло на басу от Джины Шварц во вступлении, и не требующая пояснений пьеса под названием Peace For All, и посвященный нелегкой судьбе Африки трек African Dance с изящным ритмическим рисунком.
И при всем при том, эту действительно глубокую музыку слушать удивительно легко. Если есть понятие «дружественного интерфейса», то, применительно к музыке Мюриэль Гроссман, впору вводить понятие «дружественного нового джаза», что в музыке этой стилистики встречается далеко не всегда. И последний штрих к этому обзору: одно в новом проекте осталось неизменным по сравнению с предыдущим: обложку альбома вновь украшает живопись Мюриэль и ее детей – яркие сочные абстрактные краски – как и в музыке Мюриэль Гроссман.
Каждый воспринимает биг-бэндовый джаз индивидуально. Для одних это высшая математика джаза, другие предпочитают только камерный джаз, третьи искренне считают (я встречал таких людей), что биг-бэнды – это исключительно свинговый джаз 30-х ...
Стефан Грапелли, Жан-Люк Понти, Дидье Локвуд… В этот ряд имен блистательных французских джазовых скрипачей очень органично вписывается новое свежее имя: Скотт Тиксье. На конверте своего второго альбома Cosmic Adventure 30-летний француз ...
Сергей Костырко – ученый и музыкант из Санкт-Петербурга. В первом своем качестве он, доцент местного университета, изучает проблемы разработки алгоритмов синтеза звука методами физического моделирования. Во втором, как музыкант, работающий в ...
Вехи творческого пути бразильского гитариста и композитора Серхио Перейры словно расставлены по десятилетиям. 60-е и 70-е годы прошлого века – это время ученичества, когда молодой кариока (так называют себя все жители Рио-де-Жанейро) познавал ...
Дебютный альбом молодой израильтянки Сиван Арбель меня приятно удивил. Только начав прослушивание, я понял, почему вместо более привычного «вокал» на обложке диска указано «голос». Да, работа Арбель разительно не похожа на ...
MPS Records продолжила в 2016 году серию сетевых переизданий с ре-мастерингом альбомов из своего обширного каталога и решила посвятить январь фортепьянному джазу. В частности, 15 января в Сеть будут выложены три альбома известного французского ...
Прослушав до конца этот альбом, я с некоторым недоверием вновь взглянул на фотографии музыкантов, приложенные к пресс-релизу: столь молодые лица и столь зрелая, сложная и изобретательная музыка? Да, это трио Sound Underground, поразившее меня ...
Стив Кон, создатель альбома Anspruchsvoll – личность яркая и разносторонняя. Не первый раз, комментируя ту или иную работу, я употребляю этот оборот. Что же поделаешь, если многие исполнители действительно люди незаурядные, и в музыке, и вне ...
Бостонский гитарист Стивен Кирби начинал с музыки в духе того, что принято называть «эстетикой ECM». К его третьему в карьере и первому на лейбле Whaling City Sound альбому Illuminations от этих ранних увлечений осталась, пожалуй, только ...
Итак, после замечательного «японского» концертника Midori, где Stick Men фигурировал, как Stick Men + (с гостем Дэвидом Кроссом), одна из самых креативных групп современного прог-рока уже основным составом, то есть Тони Левин - Пат ...
Роскошный, хотя и весьма дефицитный подарок всем поклонникам прог-рока со знаком качества. Имею ввиду состав участников проекта Stick Men +, где трое из четверых музыкантов были или являются участниками King Crimson, а этот коллектив, думаю, в ...
Канадский ансамбль из Торонто Sultans of String (в названии легко читается прозрачный намек на известный хит Sultans of Swing от Dire Straits) исполняет world music с акцентом на струнные – скрипки (Крис МакХул) и гитары (Кевин Лалибер, Эдди ...