Я уже имел удовольствие знакомить наших читателей с творчеством живущей на испанской Ибице австрийской саксофонистки Мюриэль Гроссман по ее альбому 2015 года Earth Tones. В первый день нового, 2016 года увидел свет новый альбом Мюриэль под названием Natural Time. Если предыдущая работа Гроссман носила концептуальный характер (обзор того диска можно найти на сайте), то внешне Earth Tones не таков. Как охарактеризовала его сама Мюриэль в интервью Джей Си Сандерсу, положенному в основу его liner notes, «Natural Time это просто искреннее послание, просто альбом, где мы играем для обычных людей, таких, как ты и я». Думаю, все же это не совсем так, поскольку и здесь практически каждая пьеса, пусть они и не связаны общей темой, имеет свой философский подтекст.
Впрочем, давайте сначала об очевидных изменениях в Natural Time по сравнению с предыдущей работой. Сама Мюриэль играет здесь уже не только на сопрано-саксофоне, но и на альте. Сохранив формат квартета, она и ее постоянный партнер, гитарист Радомир Милойкович, работают здесь с новой ритм-группой. Ее составили австрийская басистка Джина Шварц, давняя знакомая Мюриэль еще по Вене, и сербский ударник Урош Стаменкович. Квартет, таким образом, достиг гендерного паритета, и возможно, равновесие инь и ян стало залогом гармонии и внутренней уравновешенности исполняемой им музыки Мюриэль Гроссман. Это, конечно, шутка, но и раньше, и теперь позитивная энергетика действительно сквозит в каждой композиции альбома.
Стартовую и самую объемную десятиминутную титульную пьесу Natural Time («Естественное время») я воспринял именно как размышления о быстротекущем времени, восходящие к библейскому «время рождаться и время умирать», о сделанном и упущенном – красивые соло Гроссман и Милойковича на фоне неумолимо повторяющихся ритмических фигур навеяли именно такую, возможно, ошибочную интерпретацию. В противоположность стартовой, в финальной пьесе Bliss, как мне показалось, время отсутствует в принципе. От этой пьесы веет буддизмом, она полна внутреннего покоя, словно погруженный в нирвану аскет – опять-таки в моей вольной интерпретации музыки Мюриэль Гроссман. А вот «ключ» к разгадке ряда пьес между ними дает сама автор в том же интервью из liner notes. Тут и размышления о счастье (Happiness) с эффектным соло на басу от Джины Шварц во вступлении, и не требующая пояснений пьеса под названием Peace For All, и посвященный нелегкой судьбе Африки трек African Dance с изящным ритмическим рисунком.
И при всем при том, эту действительно глубокую музыку слушать удивительно легко. Если есть понятие «дружественного интерфейса», то, применительно к музыке Мюриэль Гроссман, впору вводить понятие «дружественного нового джаза», что в музыке этой стилистики встречается далеко не всегда. И последний штрих к этому обзору: одно в новом проекте осталось неизменным по сравнению с предыдущим: обложку альбома вновь украшает живопись Мюриэль и ее детей – яркие сочные абстрактные краски – как и в музыке Мюриэль Гроссман.
С греческим ансамблем из Афин Borderline Syndrome мы знакомим наших читателей на их втором диске, ЕР под названием Synapses, выпущенным в 2016 году. Дебютным же стал для группы альбом Stateless, изданный еще в 2012-м. Я его не слышал, но потому, что ...
Арфа – инструмент древний, но сравнительно редко попадающий в эпицентр внимания публики – это касается как академической музыки, так и джаза. Арфу, по крайней мере в ее классическом варианте, считают преимущественно женским инструментом ...
Для канадской басистки, певицы и композитора Брэнди Дистерхефт Blue Canvas – это уже четвертый альбом в дискографии. Уроженка Ванкувера дебютировала еще в 2008 году альбомом со скромным названием Debut, но эта работа сразу принесла ей высшую ...
«Двигаясь вперед» - довольно символичное название, не правда ли? Что ж, для тенор-саксофониста Брента Галлахера этот новый альбом действительно еще один шаг вперед в джазовой карьере. Брента хорошо знают в Цинцинатти, он уже четверть ...
Два москвича, два человека, активно занимающиеся электронной экспериментальной музыкой, оба выступают и записываются под никами, оба являются владельцами собственных лейблов – но у каждого из них свой путь, свои творческие методы и ранее они ...
Каждый представляет, как волнует встреча с друзьями, которых давно не видел: тут и радость, и ревнивое сравнение числа новых морщинок на лице, и неизбежные ностальгические воспоминания – в общем, сложная гамма чувств. Похожие эмоции я испытал, ...
С пианисткой из Нью-Йорка Кэрол Либовиц наш сайт познакомился уже в 2015 году в дебютном альбоме, как трио Payne / Lindal / Liebowitz, так и издавшего его молодого независимого лейбла Line Art Records. И вот – второй альбом в каталоге лейбла ...
Аструд Жильберто, Флора Пурим, Таня Мария, Элиана Элиас, Лючиана Соуза… Бразильская джазовая сцена регулярно дарит миру ярких, талантливых вокалисток. Пора запомнить и еще одно имя – Кэрол Сабойя. Это мне – пора, поскольку впервые ...
Новый альбом в серии сетевых переизданий каталога MPS Records представляет во всей красе одного из апостолов фри-джаза, самого известного фри-джазового пианиста, 49-летнего (на тот момент) Сесила Тейлора. Всего лишь две композиции, составившие ...
Американский саксофонист Чарли Мариано (1923-2009), он же Кармине Уго Мариано, в разные периоды своей творческой деятельности играл разную музыку, но с неизменно высоким качеством. Мариано сотрудничал со Стеном Кентоном, Тошико Акиоши (с которой его ...
Американскому трубачу Крису Клэкстону повезло с учителями. Уже обучаясь в Университете Нью-Хемпшира он познакомился со знаменитым Кларком Терри и стал на какой-то период его ассистентом и тур-менеджером. Впоследствии он много почерпнул и у других ...
«Манхэттенская колыбельная» - в самом этом названии слышится некое противоречие. Ну как же: Нью-Йорк, Большое Яблоко, город, который никогда не спит, и уж тем более не спит его сердце, Манхэттен – и вдруг – колыбельная? А вот ...