Я уже имел удовольствие знакомить наших читателей с творчеством живущей на испанской Ибице австрийской саксофонистки Мюриэль Гроссман по ее альбому 2015 года Earth Tones. В первый день нового, 2016 года увидел свет новый альбом Мюриэль под названием Natural Time. Если предыдущая работа Гроссман носила концептуальный характер (обзор того диска можно найти на сайте), то внешне Earth Tones не таков. Как охарактеризовала его сама Мюриэль в интервью Джей Си Сандерсу, положенному в основу его liner notes, «Natural Time это просто искреннее послание, просто альбом, где мы играем для обычных людей, таких, как ты и я». Думаю, все же это не совсем так, поскольку и здесь практически каждая пьеса, пусть они и не связаны общей темой, имеет свой философский подтекст.
Впрочем, давайте сначала об очевидных изменениях в Natural Time по сравнению с предыдущей работой. Сама Мюриэль играет здесь уже не только на сопрано-саксофоне, но и на альте. Сохранив формат квартета, она и ее постоянный партнер, гитарист Радомир Милойкович, работают здесь с новой ритм-группой. Ее составили австрийская басистка Джина Шварц, давняя знакомая Мюриэль еще по Вене, и сербский ударник Урош Стаменкович. Квартет, таким образом, достиг гендерного паритета, и возможно, равновесие инь и ян стало залогом гармонии и внутренней уравновешенности исполняемой им музыки Мюриэль Гроссман. Это, конечно, шутка, но и раньше, и теперь позитивная энергетика действительно сквозит в каждой композиции альбома.
Стартовую и самую объемную десятиминутную титульную пьесу Natural Time («Естественное время») я воспринял именно как размышления о быстротекущем времени, восходящие к библейскому «время рождаться и время умирать», о сделанном и упущенном – красивые соло Гроссман и Милойковича на фоне неумолимо повторяющихся ритмических фигур навеяли именно такую, возможно, ошибочную интерпретацию. В противоположность стартовой, в финальной пьесе Bliss, как мне показалось, время отсутствует в принципе. От этой пьесы веет буддизмом, она полна внутреннего покоя, словно погруженный в нирвану аскет – опять-таки в моей вольной интерпретации музыки Мюриэль Гроссман. А вот «ключ» к разгадке ряда пьес между ними дает сама автор в том же интервью из liner notes. Тут и размышления о счастье (Happiness) с эффектным соло на басу от Джины Шварц во вступлении, и не требующая пояснений пьеса под названием Peace For All, и посвященный нелегкой судьбе Африки трек African Dance с изящным ритмическим рисунком.
И при всем при том, эту действительно глубокую музыку слушать удивительно легко. Если есть понятие «дружественного интерфейса», то, применительно к музыке Мюриэль Гроссман, впору вводить понятие «дружественного нового джаза», что в музыке этой стилистики встречается далеко не всегда. И последний штрих к этому обзору: одно в новом проекте осталось неизменным по сравнению с предыдущим: обложку альбома вновь украшает живопись Мюриэль и ее детей – яркие сочные абстрактные краски – как и в музыке Мюриэль Гроссман.
Очень необычный альбом, чем, собственно, он и привлек внимание автора этих строк. Но прежде чем говорить о музыке, для понимания этой работы придется ненадолго обратиться к … литературе. … Жил в ХIХ веке в США необычный (опять ...
Американский гитарист Рэй Обьедо родился, живет и работает в Калифорнии, в той части городской агломерации Сан-Франциско, которую в Штатах называют Зона Залива (Bay Area). Обьедо уже весьма опытный музыкант, ему хорошо за шестьдесят, в качестве ...
Ба! Знакомые все лица! Почти со всеми участниками этой записи, музыкантами из Чикаго, уже доводилось знакомиться совсем недавно, буквально месяца полтора назад в альбоме Amongst the Smokestacks and Steeples от The 3.5.7 Ensemble. Но Restroy – ...
Простите меня, уважаемые джазовые пуристы! Прекрасно понимаю, что эта музыка имеет мало общего и с джазом, и с блюзом, однако осмеливаюсь представить ее на нашем сайте. Я начал слушать этот небольшой EP – и не смог от него оторваться, слушал ...
История, нерв, фабула этого диска – все запечатлено на его скромной обложке. Элберт Тути Хит участвовал в записи альбома в июне 2015 года, через пару недель после своего восьмидесятилетия. Из этих влсьми десятков лет его жизни шесть было ...
Stabilimento – самый свежий по времени издания (ноябрь 2016 года) альбом ветерана канадской музыки Роберто Очипинти. В предыдущей фразе я чуть было не написал «ветерана канадского джаза», но это было бы не очень точно. Уроженец ...
У американского пианиста и композитора Роджера Дэвидсона (р.1952) в Нью-Йорке два дома. Один – это место его непосредственного проживания с женой-бразильянкой и тремя детьми, а второй – это «Кафе Вивальди» в богемном квартале ...
За последние несколько лет сложился определенный круг музыкантов, выпускающих свои новые работы на британском лейбле RareNoise Records. Трое из них присутствуют и в этой записи. Американский пианист и клавишник Джейми Сафт, его земляк, басист Тревор ...
Французский коллектив с совершенно по-русски звучащим названием Rűka не назовешь чисто музыкальным проектом. Это некий свободный союз музыкантов, поэтов, мастеров визуальных искусств, которых объединяет увлечение экспериментальным (читай – ...
Нет, вы не ошиблись. Эта обложка - действительно парафраз на тему той самой, украшающей один из самых знаменитых альбомов в истории рок-музыки, альбома, на котором выросло уже несколько поколений фэнов: Dark Side Of The Moon от Pink Floyd. Интерес к ...
Каждый воспринимает биг-бэндовый джаз индивидуально. Для одних это высшая математика джаза, другие предпочитают только камерный джаз, третьи искренне считают (я встречал таких людей), что биг-бэнды – это исключительно свинговый джаз 30-х ...
Стефан Грапелли, Жан-Люк Понти, Дидье Локвуд… В этот ряд имен блистательных французских джазовых скрипачей очень органично вписывается новое свежее имя: Скотт Тиксье. На конверте своего второго альбома Cosmic Adventure 30-летний француз ...