Еще один проект из многообразной творческой деятельности минского мультиинструменталиста Виктора Семашко оказался в поле зрения нашего сайта. Его название, Klarneton, недвусмысленно указывает на основное «оружие» Виктора в рамках данного проекта. Новейший альбом Klarneton под названием Panoptykum, как и его предшественник, выпущен чешским сетевым лейблом Signals from Arkaim. Представляет он из себя антологию, составленную самим лидером проекта, и включает записи разных лет, сделанные с 2005 по 2014-й год в разных местах и даже в разных странах. Как говорит сам Виктор в пресс-релизе, программа сформирована по принципу пирамиды – от небольших этюдов к крупным полотнам.
Действительно, три первые композиции альбома, Intradukcyja, Rechalot и Dada / Bobo, очень близки по духу. Это сравнительно короткие фри-джазовые импровизации, словно и созданные для того, чтобы продемонстрировать возможности инструментов, на которых играет Виктор. В Rechalot это кларнет, в Dada / Bobo – гобой, а вот в Intradukcyja … Для меня так и осталось тайной, что такое firankavy hiezyms, но по звучанию – нечто низкочастотное, с небольшим по широте диапазоном, но весьма впечатляющее: в прямом, а не переносном смысле «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй», где «стозевно» с натяжкой можно признать соответствующим неожиданно любопытным импровизационным вариациям на этом неизвестном мне предмете. А вот далее Виктор поставил коротенький, на минуту звучания, свой сольный Stotis Blues на кларнете, вызвавший не только любопытство, но и гораздо более глубокие чувства, возможно в силу неравнодушия автора сих строк к блюзовой форме: очень здорово, одна из лучших страниц этого сборника.
Впервые довелось услышать дуэты Семашко с саксофонистом Виктором Эповым, бывшим участником брестской группы "Рациональная Диета": в одном случае в сочетании кларнет – баритон-саксофон, в другом – кларнет – сопрано-саксофон. Разделяют по времени эти два трека пять лет, последний, Santa Klaus, записывался в 2010-м, а по звучанию – словно записи сделаны на одном концерте. Слышно, что настройка на «общую волну» для двух Викторов весьма органична, и они прекрасно дополняют друг друга. Жаль, но в более поздних проектах Семашко, насколько я могу судить по тем работам, которые попадали в поле зрения сайта, Эпов уже не играл. Зато совместные работы Семашко с басистом Эриком Орловым-Шимкусом не редкость. В программу Panoptykum попало сразу пять таких композиции. При этом чисто дуэтная пьеса Ex Abrubto (Tryptych), записанная в конце 2013 года, на мой вкус – вершина альбома, которая словно продолжает линию совместного проекта Виктора и Эрика Shetar dy Petar (2012), который, опять-таки на мой субъективный взгляд, стал очень ярким этапом в творчестве обоих музыкантов. Ну, и, конечно, впечатлила финальная, она же титульная, двенадцатиминутная композиция, где хорош и ритмический «маяк» в виде контрабаса Эрика Орлова-Шимкуса, где сказал свое электронное слово и Василий Панкратов, и где, разумеется, виртуозно ведет свою партию на кларнете Виктор Семашко. Ближе к финалу он отложил инструмент и … из недр музыкального андеграунда, словно на митинге, прозвучал страстный призыв к единству, только не одних пролетариев, как в коммунистическом манифесте, а гораздо шире – всего социума. В общем, «обнимитесь, миллионы» на фри-джазовый лад. Эх, дай-то Бог… А пока искренне рекомендую любителям импровизационной музыки скачать и послушать очень достойный сборник – думаю, на этот час с небольшим звучания он вас действительно объединит.
В потоке дисков, приходящих на адрес сайта, появляются, время от времени, и работы, мало связанные с нашей тематикой. Таков и новый альбом американского певца, гитариста и сочинителя собственных песен Джона Линдси Cities & Schools. Но и автор ...
Первый альбом джазмена из Таиланда в «Обзорах» нашего сайта. Для меня лично гитарист Джульфан Тилапорнпут – второй таиландский джазовый музыкант, чью музыку довелось услышать (первый – Его Величество Пхумипон Адульядет, ...
Очередной сетевой альбом лейбла HAZE представил минскую группу интуитивной импровизации «Князь Мышкин» (или "Патриархальный и основополагающий дуэт импровизационной музыки», как было заявлено в афише одного из двух концертов, ...
Во времена оны славная фирма из Шварцвальда MPS издала прекрасную серию пластинок, так называемые «саммиты» - коллективные творения лучших мастеров того или иного инструмента. Помимо скрипичных джазовых саммитов к ним принадлежит и ...
Медноволосая Кристин Ли Сарджент приехала в Нью-Йорк из Бостона с намерением посвятить себя театральной сцене, классическому оперному вокалу. Но по мере все более глубокого погружения в ауру этого города и все более тщательного самоанализа, Кристин ...
Ученик Кенни Бэрона, американский пианист Лафайетт Харрис-младший вышел на большую джазовую сцену в середине 80-х годов, когда переехал в Нью-Йорк. С тех пор он успел поработать со многими известными музыкантами (с Максом Роучем он играл почти ...
Гитара нью-йоркского музыканта Лэрри Корбана с первых секунд звучания альбома Corban Nation стремительно и властно завладевает вашим вниманием и не подпасть под обаяние ее звучания довольно трудно. Корбан – опытный музыкант, имеет степень по ...
Лэрри Уилсон хоть и родился в Кливленде, но с детства и по сей день живет во Флориде, в городе Джексонвиль. Его первые музыкальные опыты относятся к трехлетнему возрасту, когда ребенку позволили играть на барабанах в церкви. Самое забавное, что и с ...
Мы часто употребляем понятие «бразильский джаз», говорим о влиянии бразильской музыки на джаз, вспоминаем имена музыкантов, первыми соединивших джаз с ритмами бразильского фольклора, но при этом порой забывается тот простой факт, что ...
Эх, как эффектно могла бы выглядеть гибкая женская фигурка с монументальным баритон-саксофоном на обложке альбома! Но Ли Пилцер, играющая на этом солидном инструменте, не стала помещать на обложку своего дебютного диска Strunkin’ столь ...
В характерной для петербургского лейбла Spina!Rec манере здесь под одной обложкой объединены два разных европейских проекта. Основой для такой амальгамы стала общая экспериментальная направленность творчества. Каждый представлен одной большой ...
Если бы я открывал небольшое, на несколько столиков, кафе с джазовым уклоном, то Day & Night, сольный фортепьянный альбом американки Лайзы Хилтон, послужил бы идеальным фоном для создания атмосферы и уютной, и подлинно джазовой. Сольный джаз на ...