Мы часто употребляем понятие «бразильский джаз», говорим о влиянии бразильской музыки на джаз, вспоминаем имена музыкантов, первыми соединивших джаз с ритмами бразильского фольклора, но при этом порой забывается тот простой факт, что взаимодействие разных музыкальных языков – это улица с двухсторонним движением. И если босса-нова и самба оказали сильнейшее воздействие на американских джазменов, породив целое новое направление, то и боп, хард-боп, модальный джаз не в меньшей степени завладели умами музыкантов в Бразилии, как прошедших академическую школу, так и игравших народную музыку. Сегодня в этой огромной стране немало людей, прекрасно владеющих языком современного джаза, играющих интересную, именно джазовую музыку, но не забывающих при этом о своих корнях.
Таков и Леандро Кабрал, пианист и композитор, лидер трио, с которым мы сегодня знакомимся на его втором альбоме. Ранее мне в этом году уже доводилось слушать Кабрала в составе квартета гитариста Лупы Сантьяго (обзор альбома Ubuntu можно найти на сайте), исповедующего в общем сходные музыкальные принципы. В тот альбом Леандро принес также одну композицию собственного сочинения. Собственный альбом в гораздо большей степени даст вам почувствовать ориентиры творческих идей Кабрала-композитора (он написал семь композиций из десяти) и оценить его мастерство пианиста и бэнд-лидера.
Трио Кабрала выдержано по составу в лучших джазовых традициях Билла Эванса и Оскара Питерсона: фортепьяно – контрабас – ударные. Партнерами Леандро в этом проекте, записанном в январе 2016 года в зале театра «Альфа» в Сан-Паулу (отсюда и название альбома) стали басист Сидиэль Виейра и ударник Витор Кабрал, однофамилец (или родственник?) лидера. Кроме того, в композиции A dança участвуют и гости проекта – певица Ванесса Морено и саксофонист Кассио Феррейра. Пожалуй, именно в этой вещи, а также в двух пьесах классика босса-новы Жобима Outra vez и Inútil Paisagem и композиции Джонни Альфа Rapaz de bem узнаваемые интонации бразильского джаза особенно заметны. В последней пьесе мне запомнился и эффектный диалог фортепьяно и ударных в финале.
В прочих пьесах связь джаза с бразильской музыкой запрятана гораздо глубже. Известно, что бразильская музыка в целом – плод слияния трех культур: индейской, европейской и африканской. Кабрал чрезвычайно тонко и органично наполняет свой джаз самыми разными компонентами этой триады. Увы, мало кто в наших краях представляет особенности таких направлений, как васси или иджекса. А Леандро Кабрал активно использует эти музыкальные «диалекты» в своих сочинениях, например, O amor que se deu – Vassi n.2 и Rute e sua grandeza – Vassi n.1, находим мы в программе и бразильский джазовый вальс Valsa do amanhã. Вообще, программа альбома представляется мне в целом скорее лирично-балладной (в джазовом смысле), и самому Леандро, как мне показалось, ближе именно такая, спокойная, глубокая, но и эмоциональная музыка. Свежий и, возможно, для многих неожиданный вкус такого «коктейля» стоит распробовать. Рекомендую!
Начну с прямой цитаты «вводного» текста, опубликованного лейблом, благо он небольшой, и вдобавок вобрал в себя названия всех шести композиций альбома, рассыпанные по тексту, как изюм по булочке: «Марс-69 повстречал Гауте Гранли. ...
Седьмой по счету альбом нью-йоркского саксофониста Мэтта Крискуоло стал вторым для нашего сайта. Два года назад мне доводилось писать о его предыдущей работе Headin’ Out, этот текст можно найти на сайте, поэтому интересующимся биографическими ...
46-летний Мэтт Лавель уже давно является заметной фигурой в авангардном крыле нью-йоркского джаза (интересно, что одним из первых заметных шагов в его творческой карьере была поездка в Советский Союз в конце 80-х в составе студенческого ...
Мэтт Юлери – один их тех, кто поддерживает славу Чикаго, как одного из крупнейших джазовых центров Америки. По основной своей музыкальной специальности он – басист, причем в широком смысле слова: помимо традиционного контрабаса, Мэтт ...
Мэтью Фрис, уроженец небольшого городка Селинсгрув, Пенсильвания, рос в музыкальной семье. Его мать была певицей академического жанра, отец преподавал фортепьяно в университете. Поэтому естественно этот инструмент стал его первым, а, после некоторых ...
Сочетание эмбиента с прог-роком – не самый частый вариант в потоке разнообразной музыкальной продукции. И если не являешься завзятым фэном именно такой музыки, оно может поначалу показаться непривычной. Возможно поэтому, слушая стартовый и ...
В 2015 году мы уже знакомили наших читателей с Midnight Sun, дебютным альбомом проекта MetaQuorum клавишника из Ньюкасла Дмитрия Ермакова, уроженца Санкт-Петербурга, который тогда еще был Ленинградом. Эту рецензию можно легко найти на сайте и там же ...
Колесить в бесконечных концертных турах по всей стране и за ее пределами, искать подходящих партнеров, добиваться выгодных контрактов с лейблами – или обходиться без ассистентов, все делать самому, спокойно работать в своей домашней студии, ...
Вторым, вслед за Шюгаркейном Харрисом, героем апрельских сетевых перизданий альбомов скрипичного джаза из каталога MPS Records стал Михал Урбаняк. Но представляемый сегодня альбом – это больше, чем просто Урбаняк и больше, чем просто ...
Еще один сетевой альбом Михала Урбаняка из каталога MPS Records. На этот раз это уже чистый, беспримесный Урбаняк образца конца 70-х годов прошлого века со своим знаменитым коллективом Michal Urbaniak’s Fusion. Помимо супруги Урсулы Дудзяк в ...
Первый альбом на российском сетевом лейбле испано-французского дуэта. Именно – как дуэта, потому что, одна его «половинка», испанский баск Мигель Гарсиа уже участвовал пару лет назад в совместной записи с шефом Mikroton Digital ...
…Уютный джаз-клуб с хорошей акустикой и хорошей репутацией, доброжелательные зрители-единомышленники, ясно представляющие себе куда и зачем они пришли, наконец, профессионалы достойного уровня на сцене и грамотный звукорежиссер. Что еще ...