Мы часто употребляем понятие «бразильский джаз», говорим о влиянии бразильской музыки на джаз, вспоминаем имена музыкантов, первыми соединивших джаз с ритмами бразильского фольклора, но при этом порой забывается тот простой факт, что взаимодействие разных музыкальных языков – это улица с двухсторонним движением. И если босса-нова и самба оказали сильнейшее воздействие на американских джазменов, породив целое новое направление, то и боп, хард-боп, модальный джаз не в меньшей степени завладели умами музыкантов в Бразилии, как прошедших академическую школу, так и игравших народную музыку. Сегодня в этой огромной стране немало людей, прекрасно владеющих языком современного джаза, играющих интересную, именно джазовую музыку, но не забывающих при этом о своих корнях.
Таков и Леандро Кабрал, пианист и композитор, лидер трио, с которым мы сегодня знакомимся на его втором альбоме. Ранее мне в этом году уже доводилось слушать Кабрала в составе квартета гитариста Лупы Сантьяго (обзор альбома Ubuntu можно найти на сайте), исповедующего в общем сходные музыкальные принципы. В тот альбом Леандро принес также одну композицию собственного сочинения. Собственный альбом в гораздо большей степени даст вам почувствовать ориентиры творческих идей Кабрала-композитора (он написал семь композиций из десяти) и оценить его мастерство пианиста и бэнд-лидера.
Трио Кабрала выдержано по составу в лучших джазовых традициях Билла Эванса и Оскара Питерсона: фортепьяно – контрабас – ударные. Партнерами Леандро в этом проекте, записанном в январе 2016 года в зале театра «Альфа» в Сан-Паулу (отсюда и название альбома) стали басист Сидиэль Виейра и ударник Витор Кабрал, однофамилец (или родственник?) лидера. Кроме того, в композиции A dança участвуют и гости проекта – певица Ванесса Морено и саксофонист Кассио Феррейра. Пожалуй, именно в этой вещи, а также в двух пьесах классика босса-новы Жобима Outra vez и Inútil Paisagem и композиции Джонни Альфа Rapaz de bem узнаваемые интонации бразильского джаза особенно заметны. В последней пьесе мне запомнился и эффектный диалог фортепьяно и ударных в финале.
В прочих пьесах связь джаза с бразильской музыкой запрятана гораздо глубже. Известно, что бразильская музыка в целом – плод слияния трех культур: индейской, европейской и африканской. Кабрал чрезвычайно тонко и органично наполняет свой джаз самыми разными компонентами этой триады. Увы, мало кто в наших краях представляет особенности таких направлений, как васси или иджекса. А Леандро Кабрал активно использует эти музыкальные «диалекты» в своих сочинениях, например, O amor que se deu – Vassi n.2 и Rute e sua grandeza – Vassi n.1, находим мы в программе и бразильский джазовый вальс Valsa do amanhã. Вообще, программа альбома представляется мне в целом скорее лирично-балладной (в джазовом смысле), и самому Леандро, как мне показалось, ближе именно такая, спокойная, глубокая, но и эмоциональная музыка. Свежий и, возможно, для многих неожиданный вкус такого «коктейля» стоит распробовать. Рекомендую!
Очаровательный образчик итальянской этнической музыки представляет дебютный альбом ансамбля De Calamus. Впрочем, Италия – слишком большая страна, чтобы можно было говорить об итальянском фольклоре, как о чем-то едином от Милана до Сицилии. И ...
Май – сентябрь: такова дистанция между двумя альбомами группы Dead Frank из Санкт-Петербурга, Frank's death (о нем, как и о его предшественниках, мы уже писали, все это есть на сайте) и представляемой ныне новой работой Consternation. ...
Обложка нового альбома Dead Frank сразу напомнила эстетику известного мюнхенского лейбла: что-то типично ЕСМ-овское есть в этом скупом, небогатом красками пейзаже, не искаженном даже названиями группы или альбома, разве что линии четки и ...
Вслед за Zug (2015) московский дуэт Der Finger выпустил в 2016 году альбом Nu. О самом коллективе уже говорилось в рецензии на предыдущий альбом, она есть на сайте, поэтому сразу о новой работе. Это тоже непосредственная импровизация, но Nu ...
Второй в этом году альбом индонезийского гитариста Девы Буджаны. Но если двойной Zentuary, о котором мы писали раньше, - это новая работа, то Home образца 2016 года – это переиздание одноименного диска 2005 года. В новом варианте Home получил ...
Двойной альбом индонезийского гитариста и композитора Девы Буджаны Zentuary – самый масштабный на сегодняшний день проект в дискографии музыканта. В отличие от его предыдущих альбомов вне Индонезии, издававшихся MoonJune Records, Zentuary ...
Матс Хольмквист – видный шведский джазовый музыкант, бэнд-лидер, композитор и аранжировщик. В настоящее время он является арт-директором лучшего китайского биг-бэнда - JZ All Star Big Band из Шанхая. Есть у Хольмквиста и не короткая ...
Куда девается огонь, когда он гаснет? Куда девается звук, когда он затихает? Как услышать звук хлопка одной ладони? Эти алогичные вопросы, свойственные дзен-буддистским коанам, всплывали в моей памяти при прослушивании альбома Twigs. Я не знаю, как ...
Альбом-документ, интересный не только сам по себе, как произведение искусства, но и как памятник-трибьют, запечатлевший одно из последних выступлений Амири Барака (1934 – 2014). Виднейший представитель афроамериканского искусства, поэт и ...
Апрель 2016-го MPS Records посвятил сетевому переизданию альбомов джазовых скрипачей из своего обширного каталога. В числе прочих увидели «сетевой свет» три альбома Дона Шюгаркейн Харриса. Знакомим наших читателей с одним из них, ...
Вслед за дебютным на MoonJune Records альбомом 2015 года So Far So Close (мы писали об этой работе) индонезийский пианист Двики Дхармаван выпустил чрезвычайно амбициозный (в хорошем смысле этого слова) альбом Pasar Klewer. Новый проект поражает ...
Дебютный полноформатный альбом английского певца и композитора Эда Таллита Fiance стал естественным продолжением его успешных ремиксов Bon Iver и Local Natives, а также сотрудничества с Novo Amor. Думаю, прослушав Fiance, вы запомните это имя: Эд ...