Мы часто употребляем понятие «бразильский джаз», говорим о влиянии бразильской музыки на джаз, вспоминаем имена музыкантов, первыми соединивших джаз с ритмами бразильского фольклора, но при этом порой забывается тот простой факт, что взаимодействие разных музыкальных языков – это улица с двухсторонним движением. И если босса-нова и самба оказали сильнейшее воздействие на американских джазменов, породив целое новое направление, то и боп, хард-боп, модальный джаз не в меньшей степени завладели умами музыкантов в Бразилии, как прошедших академическую школу, так и игравших народную музыку. Сегодня в этой огромной стране немало людей, прекрасно владеющих языком современного джаза, играющих интересную, именно джазовую музыку, но не забывающих при этом о своих корнях.
Таков и Леандро Кабрал, пианист и композитор, лидер трио, с которым мы сегодня знакомимся на его втором альбоме. Ранее мне в этом году уже доводилось слушать Кабрала в составе квартета гитариста Лупы Сантьяго (обзор альбома Ubuntu можно найти на сайте), исповедующего в общем сходные музыкальные принципы. В тот альбом Леандро принес также одну композицию собственного сочинения. Собственный альбом в гораздо большей степени даст вам почувствовать ориентиры творческих идей Кабрала-композитора (он написал семь композиций из десяти) и оценить его мастерство пианиста и бэнд-лидера.
Трио Кабрала выдержано по составу в лучших джазовых традициях Билла Эванса и Оскара Питерсона: фортепьяно – контрабас – ударные. Партнерами Леандро в этом проекте, записанном в январе 2016 года в зале театра «Альфа» в Сан-Паулу (отсюда и название альбома) стали басист Сидиэль Виейра и ударник Витор Кабрал, однофамилец (или родственник?) лидера. Кроме того, в композиции A dança участвуют и гости проекта – певица Ванесса Морено и саксофонист Кассио Феррейра. Пожалуй, именно в этой вещи, а также в двух пьесах классика босса-новы Жобима Outra vez и Inútil Paisagem и композиции Джонни Альфа Rapaz de bem узнаваемые интонации бразильского джаза особенно заметны. В последней пьесе мне запомнился и эффектный диалог фортепьяно и ударных в финале.
В прочих пьесах связь джаза с бразильской музыкой запрятана гораздо глубже. Известно, что бразильская музыка в целом – плод слияния трех культур: индейской, европейской и африканской. Кабрал чрезвычайно тонко и органично наполняет свой джаз самыми разными компонентами этой триады. Увы, мало кто в наших краях представляет особенности таких направлений, как васси или иджекса. А Леандро Кабрал активно использует эти музыкальные «диалекты» в своих сочинениях, например, O amor que se deu – Vassi n.2 и Rute e sua grandeza – Vassi n.1, находим мы в программе и бразильский джазовый вальс Valsa do amanhã. Вообще, программа альбома представляется мне в целом скорее лирично-балладной (в джазовом смысле), и самому Леандро, как мне показалось, ближе именно такая, спокойная, глубокая, но и эмоциональная музыка. Свежий и, возможно, для многих неожиданный вкус такого «коктейля» стоит распробовать. Рекомендую!
Один из наиболее ярких и важных джазовых релизов едва начавшегося года от Butman Music Records, привлек внимание поклонников концептуального искусства, отдающих предпочтение умному, философскому звучанию новой импровизационной музыки, которую лишь ...
Состав, записавший этот диск, существует с 2007 года. Правда, тогда это был квинтет еще более международного состава – вместе с тремя голландцами и американским тромбонистом работал еще и немецкий гитарист, вместе они записали альбом Who is in ...
Галерея индонезийского джаза на наших страницах пополняется благодаря MoonJune Records еще одним портретом. На сей раз это гитарист Андре Динут. Андре сейчас тридцать четыре года (он родился в 1982 году), родом он из восточной части Индонезии, с ...
Петербуржец Андрей Поповский, человек, входящий в топ-группу российских импровизаторов-экспериментаторов, уже «засвечивался» на нашем сайте в совместном с Ильей Белоруковым альбоме Pafka (2015), изданном Mikroton Digital. И вот теперь ...
Благодаря любезности Джима Эйго и Jazz Promo Services я слушаю музыку бразильского пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо с 2013 года. За это время я уже как-то привык, что Антонио каждый год дарит своим поклонникам новый альбом, а в ...
«Молодые львы» итальянского джаза все увереннее заявляют о себе. К этой тенденции можно отнести и дебютный альбом пианиста Антонио Вивенцо Canyon. Постоянные читатели нашего сайта обнаружат среди музыкантов, участвовавших в записи диска, ...
Мне сложно назвать основную профессию Филипа Палмера. В качестве переводчика и преподавателя английского языка, как иностранного, англичанин Палмер много лет живет и работает в Польше. Но одновременно Филип является заметной фигурой польской ...
Flow - так назвал свой новый, третий по счету, альбом израильский пианист из Тель-Авива Ари Эрев. В буклете к альбому он говорит о многозначности этого английского слова. Есть понятие «поток», в котором он видит нечто общее с музыкой, ...
С очень любопытного и многопланового проекта начинает наш сайт знакомство с релизами лейбла Intonema из Санкт-Петербурга, ориентированного на импровизационную и экспериментальную музыку (кто бы сомневался – ведь курирует работу лейбла ...
Если представить биографию джазового барабанщика и композитора Асафа Сиркиса в виде цепочки городов, то она будет выглядеть так: Петах-Тиква – Реховот – Тель-Авив – Лондон. В первом из них он родился в 1969 году, во втором – ...
Очередное сетевое переиздание лейбла из Шварцвальда посвящено одной из первых в Европе групп, исполнявших сложный, многоплановый вариант музыки фьюжн – с элементами прото-прог-рока, этники и мощной электрифицированной составляющей. Association ...
Одри Силвер – опытная джазовая певица с именем и хорошей репутацией, чего добиться в Нью-Йорке очень нелегко. Джазом и джазовым вокалом в частности она увлеклась давно, хотя начинала с академического фортепьяно и виолончели. Эффективно ...