С очень любопытного и многопланового проекта начинает наш сайт знакомство с релизами лейбла Intonema из Санкт-Петербурга, ориентированного на импровизационную и экспериментальную музыку (кто бы сомневался – ведь курирует работу лейбла известный петербургский саксофонист именно этого направления Илья Белоруков). Тут есть даже определенная символика: Organ Safari Lituanica – 19-й по счету релиз Intonema, но автор этого проекта, литовский композитор Артурас Бумштейнас, участвовал в свое время (в 2011 году) и в записи самого первого диска этого лейбла.
Это очень креативный и плодовитый музыкант, работающий как с акустической, так и с электронной музыкой. На счету Бумштейнаса (р.1982) проекты в составе групп Works and Days, Zarasai, Wolumen, Quartet Twentytwentyone, участие во множестве музыкальных фестивалей авангардной музыки по всей Европе, арт-выставок, эксперименты с музыкой Вагнера, Чурлениса, Брукнера и весьма впечатляющая дискография. Organ Safari Lituanica для Артураса – часть его более широкого проекта, связанного с органной музыкой, под названием Organ Archipelago, начатого в 2015 году. В том же году Бумштейнас вместе с органисткой Гайле Грицюте совершил рейд ( он же «литовское сафари») по двадцати большим и малым литовским городам, от Каунаса и курорта Друскининкай до Запышкиса, Гижая и Крекенавы, «охотясь» за звучанием местных органов. В каждом из этих городов Грицюте импровизировала на органах (насколько я понимаю, костельных: Литва, как и ее соседка Польша, - страны глубоко католические). Естественно, акустические особенности зала в каждом случае были свои, как и звучание инструмента. Вот эти импровизации Гайле стали основой для творческих исканий Артураса, создавшего из них три большие (от пятнадцати минут до получаса) композиции, составившие альбом Organ Safari Lituanica.
Мне показалась плодотворной сама идея проекта, сближающая органные импровизации Грицюте, музыку наших дней, с временами Иоганна Себастьяна, когда в первую очередь именно органная музыка была импровизационной. Но не менее импровизационной была (на стадии сочинения) и работа Бумштейнаса, по-своему компоновавшего записи, создавая коллажи с принципиально новой архитектоникой звуковых форм, вливая в них новое качество, «сшивая» разные по звучанию и параметрам инструмента и настроению исполнительницы отрывки. В результате, наряду с изначально свойственной органной музыке духовной составляющей, в композициях альбома можно услышать и нечто фольклорное, и вполне современные интонации музыки XXI века – от штокгаузеновской «интуитивности» до свободной импровизации, характерной для джазового и академического авангарда. Словом, богатая идея – убедительное воплощение. Не пропустите этот необычный альбом!
В потоке дисков, приходящих на адрес сайта, появляются, время от времени, и работы, мало связанные с нашей тематикой. Таков и новый альбом американского певца, гитариста и сочинителя собственных песен Джона Линдси Cities & Schools. Но и автор ...
Первый альбом джазмена из Таиланда в «Обзорах» нашего сайта. Для меня лично гитарист Джульфан Тилапорнпут – второй таиландский джазовый музыкант, чью музыку довелось услышать (первый – Его Величество Пхумипон Адульядет, ...
Еще один проект из многообразной творческой деятельности минского мультиинструменталиста Виктора Семашко оказался в поле зрения нашего сайта. Его название, Klarneton, недвусмысленно указывает на основное «оружие» Виктора в рамках данного ...
Очередной сетевой альбом лейбла HAZE представил минскую группу интуитивной импровизации «Князь Мышкин» (или "Патриархальный и основополагающий дуэт импровизационной музыки», как было заявлено в афише одного из двух концертов, ...
Во времена оны славная фирма из Шварцвальда MPS издала прекрасную серию пластинок, так называемые «саммиты» - коллективные творения лучших мастеров того или иного инструмента. Помимо скрипичных джазовых саммитов к ним принадлежит и ...
Медноволосая Кристин Ли Сарджент приехала в Нью-Йорк из Бостона с намерением посвятить себя театральной сцене, классическому оперному вокалу. Но по мере все более глубокого погружения в ауру этого города и все более тщательного самоанализа, Кристин ...
Ученик Кенни Бэрона, американский пианист Лафайетт Харрис-младший вышел на большую джазовую сцену в середине 80-х годов, когда переехал в Нью-Йорк. С тех пор он успел поработать со многими известными музыкантами (с Максом Роучем он играл почти ...
Гитара нью-йоркского музыканта Лэрри Корбана с первых секунд звучания альбома Corban Nation стремительно и властно завладевает вашим вниманием и не подпасть под обаяние ее звучания довольно трудно. Корбан – опытный музыкант, имеет степень по ...
Лэрри Уилсон хоть и родился в Кливленде, но с детства и по сей день живет во Флориде, в городе Джексонвиль. Его первые музыкальные опыты относятся к трехлетнему возрасту, когда ребенку позволили играть на барабанах в церкви. Самое забавное, что и с ...
Мы часто употребляем понятие «бразильский джаз», говорим о влиянии бразильской музыки на джаз, вспоминаем имена музыкантов, первыми соединивших джаз с ритмами бразильского фольклора, но при этом порой забывается тот простой факт, что ...
Эх, как эффектно могла бы выглядеть гибкая женская фигурка с монументальным баритон-саксофоном на обложке альбома! Но Ли Пилцер, играющая на этом солидном инструменте, не стала помещать на обложку своего дебютного диска Strunkin’ столь ...
В характерной для петербургского лейбла Spina!Rec манере здесь под одной обложкой объединены два разных европейских проекта. Основой для такой амальгамы стала общая экспериментальная направленность творчества. Каждый представлен одной большой ...