Лакомое блюдо подготовила для любителей новоджазовой импровизационной музыки небольшая итальянская независимая фирма nusica.org из Тревизо своим девятым релизом. К необычному стилю оформления дисков этой фирмы наши читатели уже могли привыкнуть, но, на всякий случай, напомню, что только номер по каталогу и название лейбла присутствуют на титульной стороне обложки, информация же «спрятана» на обратной стороне, ну, а самое интересное – разумеется, на самом диске. В данном случае речь идет о встрече (именно так и назван альбом: по-арабски saadif и значит «встреча») итальянского трио Hyper+ с американцем Амиром эль-Саффаром.
Кто они? В составе Hyper+ обнаруживаем три четверти уже знакомого по альбому 2014 года квартета XYQuartet: это саксофонист Никола Фаццини, играющий на акустической бас-гитаре Алессандро Федриго (арт-директор лейбла nusica.org) и ударник Лука Колусси. Все трое – люди хорошо известные не только на итальянской, но и на международной джазовой и новоджазовой сцене. Скажем, за плечами Фаццини – сотрудничество с Карлой Блей, Энрике Равой, Питером Эрскином, Федриго играл со множеством звезд, от Тони Скотта до Эллиотта Шарпа, а Колусси – с Либманом, Хершем, Уилером. Теперь об эль-Саффаре, восходящей звезде американского новоджазового авангарда. Мы знаем много афроамериканских джазменов, принимавших ислам и менявших свои имена, примеров тому много. Но с Амиром совсем иной случай. Трубач и вокалист Амир эль-Саффар (р.1977) родился в Штатах, мать его американка, а отец – араб из Ирака, так что имя свое он носит с рождения. Амир, у которого уже есть несколько авторских альбомов и опыт сотрудничества с Марком Рибо, Виджаем Айером, Сесилом Тейлором, получил известность, как мастер успешного применения арабского ладового звукоряда макам и микротональной техники к джазовым гармониям и мелодиям. Совершив совместный концертный тур по Италии в ноябре 2015 года, музыканты записали в Триесте альбом Saadif, который мы и представляем сегодня.
В альбом вошло шесть композиций, половину из которых написал эль-Саффар, две – Федриго и одну – Фаццини. Что касается «итальянских» пьес, то их отличает сложное переплетение солирующих голосов трубы и саксофона при активно взаимодействующей с ними работе ритм-группы. Эффектно, интересно, и здесь каждый, без исключения, заслуживает похвалы, например, в HyperSteps мне запомнились не только духовики, но и мастерская линия баса. Сами композиции по стилистике ближе к мэйнстриму, чем можно было ожидать. А вот пьесы эль-Саффара – это ориентальная world music высокого класса: дух арабского Востока передан здесь как средствами джаза, на высоком импровизационном уровне, так и использованием элементов мукама. Особенно сильно эту экзотическую линию передает голос Амира. Не могу судить о степени аутентичности этой музыки по отношению к классической арабской, но и KoshReng, и 13thofNovember, и HumanTragedy слушал буквально на одном дыхании. Очень сильный альбом, как с новоджазовой, так и с этноджазовой точки зрения!
У американского пианиста и композитора Роджера Дэвидсона (р.1952) в Нью-Йорке два дома. Один – это место его непосредственного проживания с женой-бразильянкой и тремя детьми, а второй – это «Кафе Вивальди» в богемном квартале ...
За последние несколько лет сложился определенный круг музыкантов, выпускающих свои новые работы на британском лейбле RareNoise Records. Трое из них присутствуют и в этой записи. Американский пианист и клавишник Джейми Сафт, его земляк, басист Тревор ...
Французский коллектив с совершенно по-русски звучащим названием Rűka не назовешь чисто музыкальным проектом. Это некий свободный союз музыкантов, поэтов, мастеров визуальных искусств, которых объединяет увлечение экспериментальным (читай – ...
Нет, вы не ошиблись. Эта обложка - действительно парафраз на тему той самой, украшающей один из самых знаменитых альбомов в истории рок-музыки, альбома, на котором выросло уже несколько поколений фэнов: Dark Side Of The Moon от Pink Floyd. Интерес к ...
Каждый воспринимает биг-бэндовый джаз индивидуально. Для одних это высшая математика джаза, другие предпочитают только камерный джаз, третьи искренне считают (я встречал таких людей), что биг-бэнды – это исключительно свинговый джаз 30-х ...
Стефан Грапелли, Жан-Люк Понти, Дидье Локвуд… В этот ряд имен блистательных французских джазовых скрипачей очень органично вписывается новое свежее имя: Скотт Тиксье. На конверте своего второго альбома Cosmic Adventure 30-летний француз ...
Сергей Костырко – ученый и музыкант из Санкт-Петербурга. В первом своем качестве он, доцент местного университета, изучает проблемы разработки алгоритмов синтеза звука методами физического моделирования. Во втором, как музыкант, работающий в ...
Вехи творческого пути бразильского гитариста и композитора Серхио Перейры словно расставлены по десятилетиям. 60-е и 70-е годы прошлого века – это время ученичества, когда молодой кариока (так называют себя все жители Рио-де-Жанейро) познавал ...
Дебютный альбом молодой израильтянки Сиван Арбель меня приятно удивил. Только начав прослушивание, я понял, почему вместо более привычного «вокал» на обложке диска указано «голос». Да, работа Арбель разительно не похожа на ...
MPS Records продолжила в 2016 году серию сетевых переизданий с ре-мастерингом альбомов из своего обширного каталога и решила посвятить январь фортепьянному джазу. В частности, 15 января в Сеть будут выложены три альбома известного французского ...
Прослушав до конца этот альбом, я с некоторым недоверием вновь взглянул на фотографии музыкантов, приложенные к пресс-релизу: столь молодые лица и столь зрелая, сложная и изобретательная музыка? Да, это трио Sound Underground, поразившее меня ...
Стив Кон, создатель альбома Anspruchsvoll – личность яркая и разносторонняя. Не первый раз, комментируя ту или иную работу, я употребляю этот оборот. Что же поделаешь, если многие исполнители действительно люди незаурядные, и в музыке, и вне ...