Лакомое блюдо подготовила для любителей новоджазовой импровизационной музыки небольшая итальянская независимая фирма nusica.org из Тревизо своим девятым релизом. К необычному стилю оформления дисков этой фирмы наши читатели уже могли привыкнуть, но, на всякий случай, напомню, что только номер по каталогу и название лейбла присутствуют на титульной стороне обложки, информация же «спрятана» на обратной стороне, ну, а самое интересное – разумеется, на самом диске. В данном случае речь идет о встрече (именно так и назван альбом: по-арабски saadif и значит «встреча») итальянского трио Hyper+ с американцем Амиром эль-Саффаром.
Кто они? В составе Hyper+ обнаруживаем три четверти уже знакомого по альбому 2014 года квартета XYQuartet: это саксофонист Никола Фаццини, играющий на акустической бас-гитаре Алессандро Федриго (арт-директор лейбла nusica.org) и ударник Лука Колусси. Все трое – люди хорошо известные не только на итальянской, но и на международной джазовой и новоджазовой сцене. Скажем, за плечами Фаццини – сотрудничество с Карлой Блей, Энрике Равой, Питером Эрскином, Федриго играл со множеством звезд, от Тони Скотта до Эллиотта Шарпа, а Колусси – с Либманом, Хершем, Уилером. Теперь об эль-Саффаре, восходящей звезде американского новоджазового авангарда. Мы знаем много афроамериканских джазменов, принимавших ислам и менявших свои имена, примеров тому много. Но с Амиром совсем иной случай. Трубач и вокалист Амир эль-Саффар (р.1977) родился в Штатах, мать его американка, а отец – араб из Ирака, так что имя свое он носит с рождения. Амир, у которого уже есть несколько авторских альбомов и опыт сотрудничества с Марком Рибо, Виджаем Айером, Сесилом Тейлором, получил известность, как мастер успешного применения арабского ладового звукоряда макам и микротональной техники к джазовым гармониям и мелодиям. Совершив совместный концертный тур по Италии в ноябре 2015 года, музыканты записали в Триесте альбом Saadif, который мы и представляем сегодня.
В альбом вошло шесть композиций, половину из которых написал эль-Саффар, две – Федриго и одну – Фаццини. Что касается «итальянских» пьес, то их отличает сложное переплетение солирующих голосов трубы и саксофона при активно взаимодействующей с ними работе ритм-группы. Эффектно, интересно, и здесь каждый, без исключения, заслуживает похвалы, например, в HyperSteps мне запомнились не только духовики, но и мастерская линия баса. Сами композиции по стилистике ближе к мэйнстриму, чем можно было ожидать. А вот пьесы эль-Саффара – это ориентальная world music высокого класса: дух арабского Востока передан здесь как средствами джаза, на высоком импровизационном уровне, так и использованием элементов мукама. Особенно сильно эту экзотическую линию передает голос Амира. Не могу судить о степени аутентичности этой музыки по отношению к классической арабской, но и KoshReng, и 13thofNovember, и HumanTragedy слушал буквально на одном дыхании. Очень сильный альбом, как с новоджазовой, так и с этноджазовой точки зрения!
Начну с прямой цитаты «вводного» текста, опубликованного лейблом, благо он небольшой, и вдобавок вобрал в себя названия всех шести композиций альбома, рассыпанные по тексту, как изюм по булочке: «Марс-69 повстречал Гауте Гранли. ...
Седьмой по счету альбом нью-йоркского саксофониста Мэтта Крискуоло стал вторым для нашего сайта. Два года назад мне доводилось писать о его предыдущей работе Headin’ Out, этот текст можно найти на сайте, поэтому интересующимся биографическими ...
46-летний Мэтт Лавель уже давно является заметной фигурой в авангардном крыле нью-йоркского джаза (интересно, что одним из первых заметных шагов в его творческой карьере была поездка в Советский Союз в конце 80-х в составе студенческого ...
Мэтт Юлери – один их тех, кто поддерживает славу Чикаго, как одного из крупнейших джазовых центров Америки. По основной своей музыкальной специальности он – басист, причем в широком смысле слова: помимо традиционного контрабаса, Мэтт ...
Мэтью Фрис, уроженец небольшого городка Селинсгрув, Пенсильвания, рос в музыкальной семье. Его мать была певицей академического жанра, отец преподавал фортепьяно в университете. Поэтому естественно этот инструмент стал его первым, а, после некоторых ...
Сочетание эмбиента с прог-роком – не самый частый вариант в потоке разнообразной музыкальной продукции. И если не являешься завзятым фэном именно такой музыки, оно может поначалу показаться непривычной. Возможно поэтому, слушая стартовый и ...
В 2015 году мы уже знакомили наших читателей с Midnight Sun, дебютным альбомом проекта MetaQuorum клавишника из Ньюкасла Дмитрия Ермакова, уроженца Санкт-Петербурга, который тогда еще был Ленинградом. Эту рецензию можно легко найти на сайте и там же ...
Колесить в бесконечных концертных турах по всей стране и за ее пределами, искать подходящих партнеров, добиваться выгодных контрактов с лейблами – или обходиться без ассистентов, все делать самому, спокойно работать в своей домашней студии, ...
Вторым, вслед за Шюгаркейном Харрисом, героем апрельских сетевых перизданий альбомов скрипичного джаза из каталога MPS Records стал Михал Урбаняк. Но представляемый сегодня альбом – это больше, чем просто Урбаняк и больше, чем просто ...
Еще один сетевой альбом Михала Урбаняка из каталога MPS Records. На этот раз это уже чистый, беспримесный Урбаняк образца конца 70-х годов прошлого века со своим знаменитым коллективом Michal Urbaniak’s Fusion. Помимо супруги Урсулы Дудзяк в ...
Первый альбом на российском сетевом лейбле испано-французского дуэта. Именно – как дуэта, потому что, одна его «половинка», испанский баск Мигель Гарсиа уже участвовал пару лет назад в совместной записи с шефом Mikroton Digital ...
…Уютный джаз-клуб с хорошей акустикой и хорошей репутацией, доброжелательные зрители-единомышленники, ясно представляющие себе куда и зачем они пришли, наконец, профессионалы достойного уровня на сцене и грамотный звукорежиссер. Что еще ...