Лакомое блюдо подготовила для любителей новоджазовой импровизационной музыки небольшая итальянская независимая фирма nusica.org из Тревизо своим девятым релизом. К необычному стилю оформления дисков этой фирмы наши читатели уже могли привыкнуть, но, на всякий случай, напомню, что только номер по каталогу и название лейбла присутствуют на титульной стороне обложки, информация же «спрятана» на обратной стороне, ну, а самое интересное – разумеется, на самом диске. В данном случае речь идет о встрече (именно так и назван альбом: по-арабски saadif и значит «встреча») итальянского трио Hyper+ с американцем Амиром эль-Саффаром.
Кто они? В составе Hyper+ обнаруживаем три четверти уже знакомого по альбому 2014 года квартета XYQuartet: это саксофонист Никола Фаццини, играющий на акустической бас-гитаре Алессандро Федриго (арт-директор лейбла nusica.org) и ударник Лука Колусси. Все трое – люди хорошо известные не только на итальянской, но и на международной джазовой и новоджазовой сцене. Скажем, за плечами Фаццини – сотрудничество с Карлой Блей, Энрике Равой, Питером Эрскином, Федриго играл со множеством звезд, от Тони Скотта до Эллиотта Шарпа, а Колусси – с Либманом, Хершем, Уилером. Теперь об эль-Саффаре, восходящей звезде американского новоджазового авангарда. Мы знаем много афроамериканских джазменов, принимавших ислам и менявших свои имена, примеров тому много. Но с Амиром совсем иной случай. Трубач и вокалист Амир эль-Саффар (р.1977) родился в Штатах, мать его американка, а отец – араб из Ирака, так что имя свое он носит с рождения. Амир, у которого уже есть несколько авторских альбомов и опыт сотрудничества с Марком Рибо, Виджаем Айером, Сесилом Тейлором, получил известность, как мастер успешного применения арабского ладового звукоряда макам и микротональной техники к джазовым гармониям и мелодиям. Совершив совместный концертный тур по Италии в ноябре 2015 года, музыканты записали в Триесте альбом Saadif, который мы и представляем сегодня.
В альбом вошло шесть композиций, половину из которых написал эль-Саффар, две – Федриго и одну – Фаццини. Что касается «итальянских» пьес, то их отличает сложное переплетение солирующих голосов трубы и саксофона при активно взаимодействующей с ними работе ритм-группы. Эффектно, интересно, и здесь каждый, без исключения, заслуживает похвалы, например, в HyperSteps мне запомнились не только духовики, но и мастерская линия баса. Сами композиции по стилистике ближе к мэйнстриму, чем можно было ожидать. А вот пьесы эль-Саффара – это ориентальная world music высокого класса: дух арабского Востока передан здесь как средствами джаза, на высоком импровизационном уровне, так и использованием элементов мукама. Особенно сильно эту экзотическую линию передает голос Амира. Не могу судить о степени аутентичности этой музыки по отношению к классической арабской, но и KoshReng, и 13thofNovember, и HumanTragedy слушал буквально на одном дыхании. Очень сильный альбом, как с новоджазовой, так и с этноджазовой точки зрения!
Гитара нью-йоркского музыканта Лэрри Корбана с первых секунд звучания альбома Corban Nation стремительно и властно завладевает вашим вниманием и не подпасть под обаяние ее звучания довольно трудно. Корбан – опытный музыкант, имеет степень по ...
Лэрри Уилсон хоть и родился в Кливленде, но с детства и по сей день живет во Флориде, в городе Джексонвиль. Его первые музыкальные опыты относятся к трехлетнему возрасту, когда ребенку позволили играть на барабанах в церкви. Самое забавное, что и с ...
Мы часто употребляем понятие «бразильский джаз», говорим о влиянии бразильской музыки на джаз, вспоминаем имена музыкантов, первыми соединивших джаз с ритмами бразильского фольклора, но при этом порой забывается тот простой факт, что ...
Эх, как эффектно могла бы выглядеть гибкая женская фигурка с монументальным баритон-саксофоном на обложке альбома! Но Ли Пилцер, играющая на этом солидном инструменте, не стала помещать на обложку своего дебютного диска Strunkin’ столь ...
В характерной для петербургского лейбла Spina!Rec манере здесь под одной обложкой объединены два разных европейских проекта. Основой для такой амальгамы стала общая экспериментальная направленность творчества. Каждый представлен одной большой ...
Если бы я открывал небольшое, на несколько столиков, кафе с джазовым уклоном, то Day & Night, сольный фортепьянный альбом американки Лайзы Хилтон, послужил бы идеальным фоном для создания атмосферы и уютной, и подлинно джазовой. Сольный джаз на ...
Американский электроакустический дуэт Live Footage появился в Бруклине в 2007 году. Два приятеля, виолончелист Топу Лио и барабанщик Майк Тис, в равной степени интересовались как импровизацией, так и электронной музыкой. Эти два понятия и стали ...
Как правило, большинство бразильских музыкантов представляют два крупнейших центра страны – Рио-де-Жанейро или Сан-Паулу, но саксофонист Ливио Альмейда в этом смысле исключение. Ливио родился в столице страны – молодом городе Бразилиа, ...
Если верить пресс-релизу, Диего Мартинеса называют enfant terrible мексиканской электронной музыки. Возможно. Я назвал бы его просто очень большим мастером этого субжанра, настоящим виртуозом синтезаторов и других электронных устройств. Диего ...
Большинство любителей воспринимает бразильский джаз сквозь призму ритмов самбы и босановы и никак иначе. Я, грешный, тоже во многом подвержен этому стереотипу. Просто, другой бразильский джаз слушать приходиться крайне редко. Но вот альбом Ubuntu ...
Американо-израильский ансамбль из Чикаго Marbin не только интенсивно концертирует (количество выступлений за год – около 250!), но и активно пополняет свою дискографию. Весна 2016-го подарила поклонникам Marbin уже шестой по счету альбом, ...
Видимо, не подлежит сомнению, что самым знаменитым семейным кланом в современном джазе остается семейство Марсалисов. Но альбом Grace знакомит нас с также весьма креативным и интересным семейным бэндом. И хотя на обложке альбома стоит только имя ...