Лакомое блюдо подготовила для любителей новоджазовой импровизационной музыки небольшая итальянская независимая фирма nusica.org из Тревизо своим девятым релизом. К необычному стилю оформления дисков этой фирмы наши читатели уже могли привыкнуть, но, на всякий случай, напомню, что только номер по каталогу и название лейбла присутствуют на титульной стороне обложки, информация же «спрятана» на обратной стороне, ну, а самое интересное – разумеется, на самом диске. В данном случае речь идет о встрече (именно так и назван альбом: по-арабски saadif и значит «встреча») итальянского трио Hyper+ с американцем Амиром эль-Саффаром.
Кто они? В составе Hyper+ обнаруживаем три четверти уже знакомого по альбому 2014 года квартета XYQuartet: это саксофонист Никола Фаццини, играющий на акустической бас-гитаре Алессандро Федриго (арт-директор лейбла nusica.org) и ударник Лука Колусси. Все трое – люди хорошо известные не только на итальянской, но и на международной джазовой и новоджазовой сцене. Скажем, за плечами Фаццини – сотрудничество с Карлой Блей, Энрике Равой, Питером Эрскином, Федриго играл со множеством звезд, от Тони Скотта до Эллиотта Шарпа, а Колусси – с Либманом, Хершем, Уилером. Теперь об эль-Саффаре, восходящей звезде американского новоджазового авангарда. Мы знаем много афроамериканских джазменов, принимавших ислам и менявших свои имена, примеров тому много. Но с Амиром совсем иной случай. Трубач и вокалист Амир эль-Саффар (р.1977) родился в Штатах, мать его американка, а отец – араб из Ирака, так что имя свое он носит с рождения. Амир, у которого уже есть несколько авторских альбомов и опыт сотрудничества с Марком Рибо, Виджаем Айером, Сесилом Тейлором, получил известность, как мастер успешного применения арабского ладового звукоряда макам и микротональной техники к джазовым гармониям и мелодиям. Совершив совместный концертный тур по Италии в ноябре 2015 года, музыканты записали в Триесте альбом Saadif, который мы и представляем сегодня.
В альбом вошло шесть композиций, половину из которых написал эль-Саффар, две – Федриго и одну – Фаццини. Что касается «итальянских» пьес, то их отличает сложное переплетение солирующих голосов трубы и саксофона при активно взаимодействующей с ними работе ритм-группы. Эффектно, интересно, и здесь каждый, без исключения, заслуживает похвалы, например, в HyperSteps мне запомнились не только духовики, но и мастерская линия баса. Сами композиции по стилистике ближе к мэйнстриму, чем можно было ожидать. А вот пьесы эль-Саффара – это ориентальная world music высокого класса: дух арабского Востока передан здесь как средствами джаза, на высоком импровизационном уровне, так и использованием элементов мукама. Особенно сильно эту экзотическую линию передает голос Амира. Не могу судить о степени аутентичности этой музыки по отношению к классической арабской, но и KoshReng, и 13thofNovember, и HumanTragedy слушал буквально на одном дыхании. Очень сильный альбом, как с новоджазовой, так и с этноджазовой точки зрения!
Спустя несколько лет после очень удачного Karuna Supreme (смотри обзор на нашем сайте) Джон Хэнди и Али Акбар Хан вновь встретились, чтобы записать новый альбом для MPS Records. Но сейчас это была уже встреча не только Запада с Востоком, но и Севера ...
В потоке дисков, приходящих на адрес сайта, появляются, время от времени, и работы, мало связанные с нашей тематикой. Таков и новый альбом американского певца, гитариста и сочинителя собственных песен Джона Линдси Cities & Schools. Но и автор ...
Первый альбом джазмена из Таиланда в «Обзорах» нашего сайта. Для меня лично гитарист Джульфан Тилапорнпут – второй таиландский джазовый музыкант, чью музыку довелось услышать (первый – Его Величество Пхумипон Адульядет, ...
Еще один проект из многообразной творческой деятельности минского мультиинструменталиста Виктора Семашко оказался в поле зрения нашего сайта. Его название, Klarneton, недвусмысленно указывает на основное «оружие» Виктора в рамках данного ...
Очередной сетевой альбом лейбла HAZE представил минскую группу интуитивной импровизации «Князь Мышкин» (или "Патриархальный и основополагающий дуэт импровизационной музыки», как было заявлено в афише одного из двух концертов, ...
Во времена оны славная фирма из Шварцвальда MPS издала прекрасную серию пластинок, так называемые «саммиты» - коллективные творения лучших мастеров того или иного инструмента. Помимо скрипичных джазовых саммитов к ним принадлежит и ...
Медноволосая Кристин Ли Сарджент приехала в Нью-Йорк из Бостона с намерением посвятить себя театральной сцене, классическому оперному вокалу. Но по мере все более глубокого погружения в ауру этого города и все более тщательного самоанализа, Кристин ...
Ученик Кенни Бэрона, американский пианист Лафайетт Харрис-младший вышел на большую джазовую сцену в середине 80-х годов, когда переехал в Нью-Йорк. С тех пор он успел поработать со многими известными музыкантами (с Максом Роучем он играл почти ...
Гитара нью-йоркского музыканта Лэрри Корбана с первых секунд звучания альбома Corban Nation стремительно и властно завладевает вашим вниманием и не подпасть под обаяние ее звучания довольно трудно. Корбан – опытный музыкант, имеет степень по ...
Лэрри Уилсон хоть и родился в Кливленде, но с детства и по сей день живет во Флориде, в городе Джексонвиль. Его первые музыкальные опыты относятся к трехлетнему возрасту, когда ребенку позволили играть на барабанах в церкви. Самое забавное, что и с ...
Мы часто употребляем понятие «бразильский джаз», говорим о влиянии бразильской музыки на джаз, вспоминаем имена музыкантов, первыми соединивших джаз с ритмами бразильского фольклора, но при этом порой забывается тот простой факт, что ...
Эх, как эффектно могла бы выглядеть гибкая женская фигурка с монументальным баритон-саксофоном на обложке альбома! Но Ли Пилцер, играющая на этом солидном инструменте, не стала помещать на обложку своего дебютного диска Strunkin’ столь ...