По-русски перевод названия этого проекта и одноименного альбома выглядит достаточно постно: «Голос против контрабаса» - ну что это такое? Зато в оригинальном, чешском, варианте есть и прямая рифма, и забавный каламбур, и известная толика лукавства. Какое там противостояние! Голос и контрабас здесь великолепно понимают друг друга, слаженно взаимодействуют и являют слушателю вещи большой эмоциональной силы, интересные как по форме, так и по содержанию. Впрочем, обо всем по порядку.
Участники дуэта HLASkontraBAS, пражане Ридина Ахмедова и Петр Тихи, пришли к совместному проекту уже опытными, искушенными и, кстати, давно знающими друг друга по местной джазовой сцене музыкантами. Ридина, чья не самая славянская фамилия объясняется происхождением (в ее жилах смешана суданская, чешская и еврейская кровь), пела в свое время и джазовые стандарты, но в какой-то момент осознала, что ей тесно в этих рамках. Ее стихией стало силлабическое пение, мало схожее даже с привычным для джаза скэтом. В лице Петра она нашла единомышленника, и голос его контрабаса стал единственным партнером экспрессивного голоса вокалистки.
Правда, в композициях альбома, среди которых половина создана совместно, одна (Life continues) написана Петром, а остальные три - Ридиной, можно подчас услышать несколько контрабасов и несколько женских голосов. При акустическом характере звучания оба исполнителя широко используют loopstation, и тогда, как в композиции Bílá, голос Ридины в высоком диапазоне служит бэкграундом ее же соло в низком. Петр играет преимущественно по-джазовому, пиццикато, но использует и смычок, а подчас превращает свой инструмент в перкуссионный, как, например, в композиции Mustang, где его имитация звука конских копыт служит своеобразным рефреном всей пьесы. Кстати, в мелодике этой же композиции, да и еще в некоторых мне почудилось нечто этническое, и, похоже, не только мне: альбом HLASkontraBAS был удостоен номинации на Anděl Award (чешский эквивалент Грэмми) за 2016-й год в категории world music. Не изучал специально весь номинационный лист «Премии Ангел» (так переводится это название с чешского), но, на мой взгляд, бесспорно, талантливая и необычная работа Петра и Ридины была бы вне конкуренции в категории типа beyond categories.
А в завершение обзора хотелось бы вспомнить цитату из публиковавшегося на наших страницах интервью с легендой бопа, вокалисткой Шейлой Джордан. Она, в частности, вспоминала: «… я исполняла целый концерт только в сопровождении контрабаса, не одну песню, а целый вечер — только голос и контрабас. Такого еще никто не делал. Никто даже не подозревал, что это возможно. И все говорили: "Что? Ты сошла с ума! А где ударник? Где фортепьяно?" и так далее... А я только отвечала: "У меня в голове, ребята! Они у меня в голове! Фортепьяно и ударные — у меня в голове!" Похоже, оригинальный чешский дуэт развивает эти идеи: в головах у Петра и Ридины играет целый оркестр и они талантливо «транслируют» его звучание и публике, и критикам.
(с) 2016 Poli5
8 tks / 41 mins
(Ridina Ahmedová – voc, loopstation; Petr Tichý – b, loopstation;)
Начнем с трюизма: Эрни Уоттс – большой мастер джаза. Очень большой. И если вы ранее никогда особенно не интересовались джазом, и волею судеб новый альбом квартета Эрни Уоттса случайно попал вам в руки – вам повезло. Поставьте сначала ...
У этого пианиста было два имени, две жизни. В первой его звали Эуджен Чичеу, он родился в румынском городе Клуже в 1940 году в семье православного священника. С детства Эуджен пел в церковном хоре, в 4 года сел за фортепьяно, а уже в шесть лет ...
Сорок лет – именно столько исполнилось живущему в Нью-Йорке итальянскому гитаристу Фабрицио Сотти в 2015 году, когда шла запись его очередного альбома, который увидит свет в июне этого года. Так что название Forty выглядит в данном случае ...
Итак, эхо летнего визита в Беларусь живущего в Польше британского саксофониста-импровизатора Фтлипа Палмера стало троекратным! Вслед за совместным альбомом Палмера с минским электронщиком Aortha (Chaotic Passage) и коллективным джемом британца со ...
Этот альбом обязательно станет приятным сюрпризом для поклонников традиционной ирландской музыки. Они откроют для себя совершенно новое имя, потому что Wait Till The Clouds Roll By стал дебютным альбомом для молодого ирландского музыканта Финтана ...
Не буду скрывать: в обширной и интересной группе музыкантов и коллективов, издающих свои работы под логотипом лондонского лейбла RareNoise Records, шотландская группа Free Nelson Mandoomjazz принадлежит к числу моих самых любимых. Для тех, кто не ...
«Театр абсурда» - новый альбом живущего и работающего в Нью-Йорке японского гитариста и композитора Джина Эсса. Похоже, Эсс переживает сейчас период заметной творческой активности – за последние четыре года это уже третий его ...
В августе 2014 года в клубе Chan’s, что в городе Вунсокет, Род-Айленд (это Новая Англия) записывался этот концертный альбом. Для альт-саксофониста Грега Эбата данный проект был следующим за студийным альбомом 2014 года Motif (рецензию на него ...
Замечательный американский саксофонист Грег Эбат не впервые гостит в нашем «CD- обзоре». Рецензии на его предыдущие релизы легко найти на сайте, поместив в поисковик имя музыканта. В этой связи я не очень хотел останавливаться на ...
Первый альбом пианиста Грега Мерфи на лейбле Whaling City Sound стал всего лишь четвертым в его дискографии. Уроженец Чикаго и житель Нью-Йорка с 1987 года, Мерфи – очень опытный музыкант, но записывается он действительно не часто. К ...
Rex, как известно, на латыни означает «король». При всей возможной самоиронии, вложенной автором в название этого альбома, оно отражает действительное положение вещей. Помнится, говоря об одном из предыдущих дисков Хендрика Меркенса, я ...
Лакомое блюдо подготовила для любителей новоджазовой импровизационной музыки небольшая итальянская независимая фирма nusica.org из Тревизо своим девятым релизом. К необычному стилю оформления дисков этой фирмы наши читатели уже могли привыкнуть, но, ...