По-русски перевод названия этого проекта и одноименного альбома выглядит достаточно постно: «Голос против контрабаса» - ну что это такое? Зато в оригинальном, чешском, варианте есть и прямая рифма, и забавный каламбур, и известная толика лукавства. Какое там противостояние! Голос и контрабас здесь великолепно понимают друг друга, слаженно взаимодействуют и являют слушателю вещи большой эмоциональной силы, интересные как по форме, так и по содержанию. Впрочем, обо всем по порядку.
Участники дуэта HLASkontraBAS, пражане Ридина Ахмедова и Петр Тихи, пришли к совместному проекту уже опытными, искушенными и, кстати, давно знающими друг друга по местной джазовой сцене музыкантами. Ридина, чья не самая славянская фамилия объясняется происхождением (в ее жилах смешана суданская, чешская и еврейская кровь), пела в свое время и джазовые стандарты, но в какой-то момент осознала, что ей тесно в этих рамках. Ее стихией стало силлабическое пение, мало схожее даже с привычным для джаза скэтом. В лице Петра она нашла единомышленника, и голос его контрабаса стал единственным партнером экспрессивного голоса вокалистки.
Правда, в композициях альбома, среди которых половина создана совместно, одна (Life continues) написана Петром, а остальные три - Ридиной, можно подчас услышать несколько контрабасов и несколько женских голосов. При акустическом характере звучания оба исполнителя широко используют loopstation, и тогда, как в композиции Bílá, голос Ридины в высоком диапазоне служит бэкграундом ее же соло в низком. Петр играет преимущественно по-джазовому, пиццикато, но использует и смычок, а подчас превращает свой инструмент в перкуссионный, как, например, в композиции Mustang, где его имитация звука конских копыт служит своеобразным рефреном всей пьесы. Кстати, в мелодике этой же композиции, да и еще в некоторых мне почудилось нечто этническое, и, похоже, не только мне: альбом HLASkontraBAS был удостоен номинации на Anděl Award (чешский эквивалент Грэмми) за 2016-й год в категории world music. Не изучал специально весь номинационный лист «Премии Ангел» (так переводится это название с чешского), но, на мой взгляд, бесспорно, талантливая и необычная работа Петра и Ридины была бы вне конкуренции в категории типа beyond categories.
А в завершение обзора хотелось бы вспомнить цитату из публиковавшегося на наших страницах интервью с легендой бопа, вокалисткой Шейлой Джордан. Она, в частности, вспоминала: «… я исполняла целый концерт только в сопровождении контрабаса, не одну песню, а целый вечер — только голос и контрабас. Такого еще никто не делал. Никто даже не подозревал, что это возможно. И все говорили: "Что? Ты сошла с ума! А где ударник? Где фортепьяно?" и так далее... А я только отвечала: "У меня в голове, ребята! Они у меня в голове! Фортепьяно и ударные — у меня в голове!" Похоже, оригинальный чешский дуэт развивает эти идеи: в головах у Петра и Ридины играет целый оркестр и они талантливо «транслируют» его звучание и публике, и критикам.
(с) 2016 Poli5
8 tks / 41 mins
(Ridina Ahmedová – voc, loopstation; Petr Tichý – b, loopstation;)
Дебютный альбом питерского проекта Afreaks, изданный московским сетевым лейблом FancyMusic, записан в студии в конце зимы 2016 года. Но пусть вас не вводит в заблуждение студийный характер записи: все семь треков альбома – плод чистой, ...
Почти десять лет назад мне довелось читать и рецензировать Signs Along The Road, изданную в Германии книгу стихов американского фри-джазового басиста и поэта Генри Граймса, человека, игравшего с Монком, Роллинсом, Шеппом, Сесилом Тейлором и ...
У Алины Енгибарян хорошие джазовые гены - дед молодой певицы, Николай Гончаров, играл на барабанах в лучших оркестрах советской эпохи: у Рознера, Кролла, Орбеляна, Лундстрема. Россиянке Алине Енгибарян повезло с местом рождения – она родилась ...
Один из наиболее ярких и важных джазовых релизов едва начавшегося года от Butman Music Records, привлек внимание поклонников концептуального искусства, отдающих предпочтение умному, философскому звучанию новой импровизационной музыки, которую лишь ...
Состав, записавший этот диск, существует с 2007 года. Правда, тогда это был квинтет еще более международного состава – вместе с тремя голландцами и американским тромбонистом работал еще и немецкий гитарист, вместе они записали альбом Who is in ...
Галерея индонезийского джаза на наших страницах пополняется благодаря MoonJune Records еще одним портретом. На сей раз это гитарист Андре Динут. Андре сейчас тридцать четыре года (он родился в 1982 году), родом он из восточной части Индонезии, с ...
Петербуржец Андрей Поповский, человек, входящий в топ-группу российских импровизаторов-экспериментаторов, уже «засвечивался» на нашем сайте в совместном с Ильей Белоруковым альбоме Pafka (2015), изданном Mikroton Digital. И вот теперь ...
Благодаря любезности Джима Эйго и Jazz Promo Services я слушаю музыку бразильского пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо с 2013 года. За это время я уже как-то привык, что Антонио каждый год дарит своим поклонникам новый альбом, а в ...
«Молодые львы» итальянского джаза все увереннее заявляют о себе. К этой тенденции можно отнести и дебютный альбом пианиста Антонио Вивенцо Canyon. Постоянные читатели нашего сайта обнаружат среди музыкантов, участвовавших в записи диска, ...
Мне сложно назвать основную профессию Филипа Палмера. В качестве переводчика и преподавателя английского языка, как иностранного, англичанин Палмер много лет живет и работает в Польше. Но одновременно Филип является заметной фигурой польской ...
Flow - так назвал свой новый, третий по счету, альбом израильский пианист из Тель-Авива Ари Эрев. В буклете к альбому он говорит о многозначности этого английского слова. Есть понятие «поток», в котором он видит нечто общее с музыкой, ...
С очень любопытного и многопланового проекта начинает наш сайт знакомство с релизами лейбла Intonema из Санкт-Петербурга, ориентированного на импровизационную и экспериментальную музыку (кто бы сомневался – ведь курирует работу лейбла ...