Альбом с первого взгляда привлекает внимание своей обложкой: отличный психологический фотопортрет исполнительницы, продолжающий классические традиции выдающегося джазового фотографа Хермана Леонарда – можно поздравить Бриджит Лакомб с этой работой. А затем, естественным образом переводишь взгляд на имя, которое стоит на этой обложке – и тогда становится понятным, что альбом Early Americans пропустить просто нельзя. За прошедших полтора десятилетия ХХI века Джейн Айра Блум, начавшая свою карьеру еще во второй половине века прошлого, зарекомендовала себя, как лучший и наиболее креативный мастер сопрано-саксофона в современном джазе. Уже три года подряд, включая нынешний, 2016-й, Ассоциация джазовых журналистов США отдает ей первое место в своих списках лучших джазовых сопрано-саксофонистов года, а до этого в новом веке она поднималась в этих списках на первое место еще шесть раз!
Конечно же, каждая работа мастера такого уровня привлекает внимание, но Early Americans, шестнадцатый диск в карьере Блум, интересен еще и тем, что впервые, насколько я знаю, Джейн Айра обратилась к формату джазового трио, а не квартета, как бывало ранее чаще всего. Правда, партнеров она выбрала проверенных и надежных, с каждым из которых, и с басистом Марком Элиасом, и с ударником Бобби Превитом, ранее сотрудничала много и успешно. Предыдущий диск Блум Sixteen Sunsets был посвящен джазовым стандартам, и, наряду с собственными сочинениями, тут большое место заняла классика из Great American Songbook. В новой программе за единственным исключением, речь о котором впереди, исполняются композиции, написанные самой исполнительницей. И, надо сказать, что Early Americans подтверждает тенденцию, наметившуюся в творчестве Джейн Айры Блум в последние годы: когда-то многочисленные эксперименты с live electronics и сам характер музыки Блум позволяли отнести ее работы к авангардному джазу, но теперь Джейн Айра эволюционировала в сторону менее радикальной музыки, это, конечно, не straight ahead jazz, но музыка Блум, на мой взгляд, ощутимо стала ближе к современному мэйнстриму.
У этого вывода нет знака «плюс» или «минус», это просто констатация, поскольку музыка Блум осталась по-прежнему высоко креативной, как и блистательная техника игры на сопрано-саксофоне, да и от применения разных видов обработки звука в звучании трио она полностью не отказалась. Джейн Айра великолепна в дуэте с Элиасом в Other Eyes, звук ее инструмента свободно парит над энергичными ритмами Hips & Sticks и Rhyme or Rhythm, сливается с голосами ритм-группы в Singing the Triangle, грустно плывет в звуковом пространстве в посвященной покойному трубачу Кенни Уилеру пьесе Nearly. Ну, и пора вспомнить о единственном кавере. Блум и ранее, как, например, в альбоме Like Silver, Like Song, включала в полностью авторскую программу один номер из Great American Songbook. Вот и сейчас, подобно тому, как художник, закончив полотно, ставит свою подпись в уголке картины, Джейна Айра завершила альбом своей версией известной темы Леонарда Бернстайна Somewhere из «Вестсайдской истории», исполненной без аккомпанемента.
Сегодня, когда пишутся эти строки, я уже знаю, что Джейн Айра Блум движется дальше. Ее трио из Early Americans вновь превратилось в квартет в новой программе, посвященной американской поэтессе ХIХ века Эмили Дикинсон. Джейн Айра не умеет стоять на месте, она постоянно движется вперед, оставляя за спиной вехи-этапы на своем творческом пути. Early Americans – одна из заметных таких вех.
Не буду скрывать: в обширной и интересной группе музыкантов и коллективов, издающих свои работы под логотипом лондонского лейбла RareNoise Records, шотландская группа Free Nelson Mandoomjazz принадлежит к числу моих самых любимых. Для тех, кто не ...
«Театр абсурда» - новый альбом живущего и работающего в Нью-Йорке японского гитариста и композитора Джина Эсса. Похоже, Эсс переживает сейчас период заметной творческой активности – за последние четыре года это уже третий его ...
В августе 2014 года в клубе Chan’s, что в городе Вунсокет, Род-Айленд (это Новая Англия) записывался этот концертный альбом. Для альт-саксофониста Грега Эбата данный проект был следующим за студийным альбомом 2014 года Motif (рецензию на него ...
Замечательный американский саксофонист Грег Эбат не впервые гостит в нашем «CD- обзоре». Рецензии на его предыдущие релизы легко найти на сайте, поместив в поисковик имя музыканта. В этой связи я не очень хотел останавливаться на ...
Первый альбом пианиста Грега Мерфи на лейбле Whaling City Sound стал всего лишь четвертым в его дискографии. Уроженец Чикаго и житель Нью-Йорка с 1987 года, Мерфи – очень опытный музыкант, но записывается он действительно не часто. К ...
Rex, как известно, на латыни означает «король». При всей возможной самоиронии, вложенной автором в название этого альбома, оно отражает действительное положение вещей. Помнится, говоря об одном из предыдущих дисков Хендрика Меркенса, я ...
По-русски перевод названия этого проекта и одноименного альбома выглядит достаточно постно: «Голос против контрабаса» - ну что это такое? Зато в оригинальном, чешском, варианте есть и прямая рифма, и забавный каламбур, и известная толика ...
Лакомое блюдо подготовила для любителей новоджазовой импровизационной музыки небольшая итальянская независимая фирма nusica.org из Тревизо своим девятым релизом. К необычному стилю оформления дисков этой фирмы наши читатели уже могли привыкнуть, но, ...
Москвич Курт Лидварт, основатель лейбла Mikroton Recordings (Mikroton Digital – его сетевое подразделение) и петербуржец Илья Белоруков плодотворно сотрудничают на ниве экспериментальной музыки с 2009 года. Обзоры работ обоих звуковых ...
Вот и еще раз «Импровизационный (импровизированный?) оркестр» оказался увековечен в каталоге минского сетевого лейбла HAZE. Если альбом Armenian Dots Door (2015) представлял его, как Orq Improvis (при желании, ищите этот обзор на сайте), ...
Джазовый рынок переживает эру трибьютов, и оставим специалистам разбор причин этого явления: чего тут больше – уважения и восхищения предшественниками или недостатка свежих идей. Так или иначе, множество новых релизов пестрят посвящениями ...
Хотя в названии этого альбома перечисляются разнообразные редкие атмосферные эффекты, музыка итальянского ансамбля Inutili отнюдь не атмосферична – в смысле очень далека от ambient. Трио из города Терамо играет значительно более жесткую ...