Альбом с первого взгляда привлекает внимание своей обложкой: отличный психологический фотопортрет исполнительницы, продолжающий классические традиции выдающегося джазового фотографа Хермана Леонарда – можно поздравить Бриджит Лакомб с этой работой. А затем, естественным образом переводишь взгляд на имя, которое стоит на этой обложке – и тогда становится понятным, что альбом Early Americans пропустить просто нельзя. За прошедших полтора десятилетия ХХI века Джейн Айра Блум, начавшая свою карьеру еще во второй половине века прошлого, зарекомендовала себя, как лучший и наиболее креативный мастер сопрано-саксофона в современном джазе. Уже три года подряд, включая нынешний, 2016-й, Ассоциация джазовых журналистов США отдает ей первое место в своих списках лучших джазовых сопрано-саксофонистов года, а до этого в новом веке она поднималась в этих списках на первое место еще шесть раз!
Конечно же, каждая работа мастера такого уровня привлекает внимание, но Early Americans, шестнадцатый диск в карьере Блум, интересен еще и тем, что впервые, насколько я знаю, Джейн Айра обратилась к формату джазового трио, а не квартета, как бывало ранее чаще всего. Правда, партнеров она выбрала проверенных и надежных, с каждым из которых, и с басистом Марком Элиасом, и с ударником Бобби Превитом, ранее сотрудничала много и успешно. Предыдущий диск Блум Sixteen Sunsets был посвящен джазовым стандартам, и, наряду с собственными сочинениями, тут большое место заняла классика из Great American Songbook. В новой программе за единственным исключением, речь о котором впереди, исполняются композиции, написанные самой исполнительницей. И, надо сказать, что Early Americans подтверждает тенденцию, наметившуюся в творчестве Джейн Айры Блум в последние годы: когда-то многочисленные эксперименты с live electronics и сам характер музыки Блум позволяли отнести ее работы к авангардному джазу, но теперь Джейн Айра эволюционировала в сторону менее радикальной музыки, это, конечно, не straight ahead jazz, но музыка Блум, на мой взгляд, ощутимо стала ближе к современному мэйнстриму.
У этого вывода нет знака «плюс» или «минус», это просто констатация, поскольку музыка Блум осталась по-прежнему высоко креативной, как и блистательная техника игры на сопрано-саксофоне, да и от применения разных видов обработки звука в звучании трио она полностью не отказалась. Джейн Айра великолепна в дуэте с Элиасом в Other Eyes, звук ее инструмента свободно парит над энергичными ритмами Hips & Sticks и Rhyme or Rhythm, сливается с голосами ритм-группы в Singing the Triangle, грустно плывет в звуковом пространстве в посвященной покойному трубачу Кенни Уилеру пьесе Nearly. Ну, и пора вспомнить о единственном кавере. Блум и ранее, как, например, в альбоме Like Silver, Like Song, включала в полностью авторскую программу один номер из Great American Songbook. Вот и сейчас, подобно тому, как художник, закончив полотно, ставит свою подпись в уголке картины, Джейна Айра завершила альбом своей версией известной темы Леонарда Бернстайна Somewhere из «Вестсайдской истории», исполненной без аккомпанемента.
Сегодня, когда пишутся эти строки, я уже знаю, что Джейн Айра Блум движется дальше. Ее трио из Early Americans вновь превратилось в квартет в новой программе, посвященной американской поэтессе ХIХ века Эмили Дикинсон. Джейн Айра не умеет стоять на месте, она постоянно движется вперед, оставляя за спиной вехи-этапы на своем творческом пути. Early Americans – одна из заметных таких вех.
Апрель 2016-го MPS Records посвятил сетевому переизданию альбомов джазовых скрипачей из своего обширного каталога. В числе прочих увидели «сетевой свет» три альбома Дона Шюгаркейн Харриса. Знакомим наших читателей с одним из них, ...
Вслед за дебютным на MoonJune Records альбомом 2015 года So Far So Close (мы писали об этой работе) индонезийский пианист Двики Дхармаван выпустил чрезвычайно амбициозный (в хорошем смысле этого слова) альбом Pasar Klewer. Новый проект поражает ...
Дебютный полноформатный альбом английского певца и композитора Эда Таллита Fiance стал естественным продолжением его успешных ремиксов Bon Iver и Local Natives, а также сотрудничества с Novo Amor. Думаю, прослушав Fiance, вы запомните это имя: Эд ...
Исполнительница собственных песен Элизабет Кук – весьма заметный на американской сцене представитель музыки … И вот тут впору задуматься: какую же музыку исполняет Элизабет? Кантри? Безусловно! Правда, представляет она ту его ...
В 2014 году Эллис Уильямс дебютировал с альбомом Euphoria. Два года спустя он представляет на суд слушателей свою новую работу Call To Battle. Эллис – трубач и вокалист, а в данном альбоме он выступает еще и как автор всех композиций. ...
Начнем с трюизма: Эрни Уоттс – большой мастер джаза. Очень большой. И если вы ранее никогда особенно не интересовались джазом, и волею судеб новый альбом квартета Эрни Уоттса случайно попал вам в руки – вам повезло. Поставьте сначала ...
У этого пианиста было два имени, две жизни. В первой его звали Эуджен Чичеу, он родился в румынском городе Клуже в 1940 году в семье православного священника. С детства Эуджен пел в церковном хоре, в 4 года сел за фортепьяно, а уже в шесть лет ...
Сорок лет – именно столько исполнилось живущему в Нью-Йорке итальянскому гитаристу Фабрицио Сотти в 2015 году, когда шла запись его очередного альбома, который увидит свет в июне этого года. Так что название Forty выглядит в данном случае ...
Итак, эхо летнего визита в Беларусь живущего в Польше британского саксофониста-импровизатора Фтлипа Палмера стало троекратным! Вслед за совместным альбомом Палмера с минским электронщиком Aortha (Chaotic Passage) и коллективным джемом британца со ...
Этот альбом обязательно станет приятным сюрпризом для поклонников традиционной ирландской музыки. Они откроют для себя совершенно новое имя, потому что Wait Till The Clouds Roll By стал дебютным альбомом для молодого ирландского музыканта Финтана ...
Не буду скрывать: в обширной и интересной группе музыкантов и коллективов, издающих свои работы под логотипом лондонского лейбла RareNoise Records, шотландская группа Free Nelson Mandoomjazz принадлежит к числу моих самых любимых. Для тех, кто не ...