Очень необычный альбом, чем, собственно, он и привлек внимание автора этих строк. Но прежде чем говорить о музыке, для понимания этой работы придется ненадолго обратиться к … литературе.
… Жил в ХIХ веке в США необычный (опять необычный!) писатель и философ Генри Дэвид Торо. Сторонник философии трансцендентализма (кто сильно захочет, сам найдет, что это такое) и ярый противник рабства, он проповедывал ненасильственные методы борьбы со злом. Торо по своим взглядам был последователем идей Ральфа Уолдо Эмерсона и Жан-Жака Руссо и предшественником идей Льва Толстого, Ганди и Мартина Лютера Кинга. Более двух лет Торо прожил вдали от цивилизации, в лесу, в собственноручно построенной хижине, на полном самообеспечении. Свои впечатления он изложил в своей самой известной книге «Уолден или Жизнь в лесу».
А теперь вернемся в наши дни. Французский саксофонист и композитор Жюльен Понтвиан, заинтересовавшись личностью и идеями Торо, отобрал одиннадцать фрагментов «лесного» дневника писателя и сочинил к ним музыку. Проект был спродюсирован творческим кооперативом Onze Heures Onze, в который он входит. Для его записи Жюльен собрал интернациональный секстет, в который вошли ирландская вокалистка из Лондона Лорин Кинселла, итальянский гитарист Франческо Диодати, его соотечественник, контрабасист Маттео Бортоне, английская виолончелистка Ханна Маршалл и французский клавишник Александр Эрер. Все они – люди, достаточно известные на европейской новоджазовой сцене, хотя, скажем, тот же Понтвиан не пренебрегает как более традиционными, так и этническими проектами, да и его коллеги играют самую разную музыку.
Этот же проект получил название Abhra, что на санскрите означает нечто близкое к вакууму, состояние пустоты. Очень удачное, надо сказать, название. Понтвиан и его коллеги плетут минималистичное звуковое полотно, в которое органично входит тишина. Понятно, почему музыкантам здесь не понадобились ударные – этому конкретному, резкому звуку нет места в призрачном, эфемерном пространстве, лишь контрабас Бортоне в необходимых случаях еле заметно намечает ритмическую основу. А над этим хрупким миром плывет удивительно органичный для него голос Лорин Кинселлы – тоже хрупкий, высокий, почти бесплотный, воспроизводя эскапистские тексты Торо. Любопытнейший импровизационный эмбиент – с одной точки зрения, экологический джаз, совершенно не похожий на музыку, скажем, Пола Уинтера – с другой. Не обязательно проникнуться идеями Генри Торо, чтобы почувствовать эту музыку, но вот соответствующее, в чем-то медитационное, настроение – условие для восприятия этого альбома непременное.
2016 Auand Records
11 tks / 55 mins
(Julien Pontvianne - ts, cl, harmonium; Lauren Kinsella – voice; Hannah Marshall – cello; Francesco Diodati – g; Alexandre Herer - keyb, electronics; Matteo Bortone – b;)
Линк предоставлен Italian Jazz Music
Итак, эхо летнего визита в Беларусь живущего в Польше британского саксофониста-импровизатора Фтлипа Палмера стало троекратным! Вслед за совместным альбомом Палмера с минским электронщиком Aortha (Chaotic Passage) и коллективным джемом британца со ...
Этот альбом обязательно станет приятным сюрпризом для поклонников традиционной ирландской музыки. Они откроют для себя совершенно новое имя, потому что Wait Till The Clouds Roll By стал дебютным альбомом для молодого ирландского музыканта Финтана ...
Не буду скрывать: в обширной и интересной группе музыкантов и коллективов, издающих свои работы под логотипом лондонского лейбла RareNoise Records, шотландская группа Free Nelson Mandoomjazz принадлежит к числу моих самых любимых. Для тех, кто не ...
«Театр абсурда» - новый альбом живущего и работающего в Нью-Йорке японского гитариста и композитора Джина Эсса. Похоже, Эсс переживает сейчас период заметной творческой активности – за последние четыре года это уже третий его ...
В августе 2014 года в клубе Chan’s, что в городе Вунсокет, Род-Айленд (это Новая Англия) записывался этот концертный альбом. Для альт-саксофониста Грега Эбата данный проект был следующим за студийным альбомом 2014 года Motif (рецензию на него ...
Замечательный американский саксофонист Грег Эбат не впервые гостит в нашем «CD- обзоре». Рецензии на его предыдущие релизы легко найти на сайте, поместив в поисковик имя музыканта. В этой связи я не очень хотел останавливаться на ...
Первый альбом пианиста Грега Мерфи на лейбле Whaling City Sound стал всего лишь четвертым в его дискографии. Уроженец Чикаго и житель Нью-Йорка с 1987 года, Мерфи – очень опытный музыкант, но записывается он действительно не часто. К ...
Rex, как известно, на латыни означает «король». При всей возможной самоиронии, вложенной автором в название этого альбома, оно отражает действительное положение вещей. Помнится, говоря об одном из предыдущих дисков Хендрика Меркенса, я ...
По-русски перевод названия этого проекта и одноименного альбома выглядит достаточно постно: «Голос против контрабаса» - ну что это такое? Зато в оригинальном, чешском, варианте есть и прямая рифма, и забавный каламбур, и известная толика ...
Лакомое блюдо подготовила для любителей новоджазовой импровизационной музыки небольшая итальянская независимая фирма nusica.org из Тревизо своим девятым релизом. К необычному стилю оформления дисков этой фирмы наши читатели уже могли привыкнуть, но, ...
Москвич Курт Лидварт, основатель лейбла Mikroton Recordings (Mikroton Digital – его сетевое подразделение) и петербуржец Илья Белоруков плодотворно сотрудничают на ниве экспериментальной музыки с 2009 года. Обзоры работ обоих звуковых ...
Вот и еще раз «Импровизационный (импровизированный?) оркестр» оказался увековечен в каталоге минского сетевого лейбла HAZE. Если альбом Armenian Dots Door (2015) представлял его, как Orq Improvis (при желании, ищите этот обзор на сайте), ...