Очень необычный альбом, чем, собственно, он и привлек внимание автора этих строк. Но прежде чем говорить о музыке, для понимания этой работы придется ненадолго обратиться к … литературе.
… Жил в ХIХ веке в США необычный (опять необычный!) писатель и философ Генри Дэвид Торо. Сторонник философии трансцендентализма (кто сильно захочет, сам найдет, что это такое) и ярый противник рабства, он проповедывал ненасильственные методы борьбы со злом. Торо по своим взглядам был последователем идей Ральфа Уолдо Эмерсона и Жан-Жака Руссо и предшественником идей Льва Толстого, Ганди и Мартина Лютера Кинга. Более двух лет Торо прожил вдали от цивилизации, в лесу, в собственноручно построенной хижине, на полном самообеспечении. Свои впечатления он изложил в своей самой известной книге «Уолден или Жизнь в лесу».
А теперь вернемся в наши дни. Французский саксофонист и композитор Жюльен Понтвиан, заинтересовавшись личностью и идеями Торо, отобрал одиннадцать фрагментов «лесного» дневника писателя и сочинил к ним музыку. Проект был спродюсирован творческим кооперативом Onze Heures Onze, в который он входит. Для его записи Жюльен собрал интернациональный секстет, в который вошли ирландская вокалистка из Лондона Лорин Кинселла, итальянский гитарист Франческо Диодати, его соотечественник, контрабасист Маттео Бортоне, английская виолончелистка Ханна Маршалл и французский клавишник Александр Эрер. Все они – люди, достаточно известные на европейской новоджазовой сцене, хотя, скажем, тот же Понтвиан не пренебрегает как более традиционными, так и этническими проектами, да и его коллеги играют самую разную музыку.
Этот же проект получил название Abhra, что на санскрите означает нечто близкое к вакууму, состояние пустоты. Очень удачное, надо сказать, название. Понтвиан и его коллеги плетут минималистичное звуковое полотно, в которое органично входит тишина. Понятно, почему музыкантам здесь не понадобились ударные – этому конкретному, резкому звуку нет места в призрачном, эфемерном пространстве, лишь контрабас Бортоне в необходимых случаях еле заметно намечает ритмическую основу. А над этим хрупким миром плывет удивительно органичный для него голос Лорин Кинселлы – тоже хрупкий, высокий, почти бесплотный, воспроизводя эскапистские тексты Торо. Любопытнейший импровизационный эмбиент – с одной точки зрения, экологический джаз, совершенно не похожий на музыку, скажем, Пола Уинтера – с другой. Не обязательно проникнуться идеями Генри Торо, чтобы почувствовать эту музыку, но вот соответствующее, в чем-то медитационное, настроение – условие для восприятия этого альбома непременное.
2016 Auand Records
11 tks / 55 mins
(Julien Pontvianne - ts, cl, harmonium; Lauren Kinsella – voice; Hannah Marshall – cello; Francesco Diodati – g; Alexandre Herer - keyb, electronics; Matteo Bortone – b;)
Линк предоставлен Italian Jazz Music
Flow - так назвал свой новый, третий по счету, альбом израильский пианист из Тель-Авива Ари Эрев. В буклете к альбому он говорит о многозначности этого английского слова. Есть понятие «поток», в котором он видит нечто общее с музыкой, ...
С очень любопытного и многопланового проекта начинает наш сайт знакомство с релизами лейбла Intonema из Санкт-Петербурга, ориентированного на импровизационную и экспериментальную музыку (кто бы сомневался – ведь курирует работу лейбла ...
Если представить биографию джазового барабанщика и композитора Асафа Сиркиса в виде цепочки городов, то она будет выглядеть так: Петах-Тиква – Реховот – Тель-Авив – Лондон. В первом из них он родился в 1969 году, во втором – ...
Очередное сетевое переиздание лейбла из Шварцвальда посвящено одной из первых в Европе групп, исполнявших сложный, многоплановый вариант музыки фьюжн – с элементами прото-прог-рока, этники и мощной электрифицированной составляющей. Association ...
Одри Силвер – опытная джазовая певица с именем и хорошей репутацией, чего добиться в Нью-Йорке очень нелегко. Джазом и джазовым вокалом в частности она увлеклась давно, хотя начинала с академического фортепьяно и виолончели. Эффективно ...
Очень интересное переиздание в «сетевой» серии немецкого лейбла MPS. Здесь интересно все: личность автора проекта, история проекта, ну и, конечно же, музыка альбома 1968 года Auto Jazz /Tragic Destiny Of Lorenzo Bandini. Вот, пожалуй, в ...
Повезло тем, кто слушал первый альбом немецкого трубача Бастиана Штайна для Pirouet Records – Diegesis, им есть с чем сравнивать. Мне же, знакомясь с этим музыкантом по его новой работе Viktor, выпущенной лейблом три года спустя, приходится ...
С начала 90-х годов прошлого века уругвайский гитарист Беледо живет и работает в Нью-Йорке. В детстве он начинал с игры на фортепьяно, но подъем рок-музыки заставил его обратиться к гитаре, ставшей для него основным инструментом. До переезда в США ...
Первое для сайта знакомство с небольшой независимой фирмой звукозаписи spina!rec из Санкт-Петербурга, специализирующейся на издании в кассетном, виниловом и сетевом варианте работ музыкантов, занимающихся импровизационным авангардом, в первую ...
С греческим ансамблем из Афин Borderline Syndrome мы знакомим наших читателей на их втором диске, ЕР под названием Synapses, выпущенным в 2016 году. Дебютным же стал для группы альбом Stateless, изданный еще в 2012-м. Я его не слышал, но потому, что ...
Арфа – инструмент древний, но сравнительно редко попадающий в эпицентр внимания публики – это касается как академической музыки, так и джаза. Арфу, по крайней мере в ее классическом варианте, считают преимущественно женским инструментом ...
Для канадской басистки, певицы и композитора Брэнди Дистерхефт Blue Canvas – это уже четвертый альбом в дискографии. Уроженка Ванкувера дебютировала еще в 2008 году альбомом со скромным названием Debut, но эта работа сразу принесла ей высшую ...