Rex, как известно, на латыни означает «король». При всей возможной самоиронии, вложенной автором в название этого альбома, оно отражает действительное положение вещей. Помнится, говоря об одном из предыдущих дисков Хендрика Меркенса, я называл его крон-принцем джазовой губной гармоники. Видимо, сегодня корону можно отдать ему по праву. Великому бельгийцу Тутсу Тилемансу уже за девяносто, можно пожелать ему еще долгих лет жизни, но, по понятным причинам, его активность уже не та… Что ж, недавняя европейская история дала нам несколько примеров (Испания, Нидерланды, Бельгия), когда правящий монарх при жизни оставлял трон, передавая его более молодому наследнику. В современном джазе Меркенс – лучший из харперов, это не вызывает сомнений.
Уроженец Германии, Хендрик Меркенс (р.1957) окончил Беркли, провел несколько лет в Бразилии и сохранил любовь к бразильскому джазу до сих пор. С 1993 года он живет в Нью-Йорке. Играл Хендрик со многими великанами джаза – от Рэя Брауна до Пакито Д’Ривера, участвовал во множестве записей, выпустил и полтора десятка собственных альбомов. Harmonicus Rex – самый свежий из них. Этот диск, первый в каталоге Height Advantage (судя по номеру 001), записан был, однако, уже довольно давно, в 2010 году и долго ждал своего часа. Альбом этот не очень похож на характерные для Меркенса путешествия в мир самбы и босса-новы, Harmonicus Rex – это настоящий straight ahead джаз высокой боповской пробы. Собственно, Хендрик сам говорит об этом в собственноручно написанных liner notes. Он вспоминает там два главных имени своей жизни: Берд и Тутс. «До сего дня я традиционалист, музыкальный консерватор, если хотите. Я уважаю хороший джаз любого периода и любого стиля, но ничто не затрагивает меня так сильно, как свингующий вариант джаза. Мой герой по-прежнему Берд, первый и в первую очередь…» - так говорит Меркенс про Чарли Паркера. А что касается Тутса, то иначе просто не могло быть: это пример и учитель для любого, кто играет джаз на губной гармонике.
В альбом, наряду с собственными композициями (их общим числом пять), Меркенс включил и классические стандарты, вроде Falling In Love With Love Роджерса – Харта, и пьесы Брубека, Хаббарда, Милта Джексона. Но во всех треках альбома, независимо от авторства, живет дух и энергетика того джаза, которым он был в 50-х. Меркенс варьирует состав своего ансамбля в отдельных пьесах от квартета до секстета. В четырех пьесах участвует альтовая флейта Андерса Бестрема, в четырех – труба или флюгельгорн Джо Маньярелли, при этом в SKJ знаменитого вибрафониста Милта Джексона (кстати, Хендрик в свое время и сам отдал дань игре на этом инструменте, добившись значительных успехов) вместе с Меркенсом играют оба духовика. Для меня эта композиция стала одной из вершин диска. Ну, и, говоря о партнерах Меркенса по записи, нельзя не упомянуть звезду его ритм-группы – легендарного ветерана-ударника Джимми Кобба, человека, который еще в 1959 году играл с Майлсом Дэвисом на его классическом Kind of Blue.
Что же касается личных впечатлений, то, восхищаясь тонкостью звучания гармоники Меркенса в балладах, второй вершиной диска я назвал бы блюз его собственного сочинения Mean Dog Blues. В блюзе у губной гармоники свои замечательные традиции и целая когорта великолепных харперов, но Хендрик Меркенс – джазмен, и играет свой блюз с не меньшим чувством, но в истинно джазовом стиле. Его взаимодействие в этой пьесе с Бестремом и ударными Кобба выше всяких похвал. Словом, если вам хочется услышать, как играет лучший джазовый харпер мира, постарайтесь не пропустить этот диск.
Если вам почудилось в обложке альбома Джима Гельцера Melodies Pure and True что-то психоделическое, то вы не ошиблись. Программа альбома построена на джазовых интерпретациях популярной музыки разных направлений как раз того периода, когда психоделия ...
Моим любимым блюзовым дуэтом формата «гитара + губная гармоника» всегда были мастера пидмонтского блюза Кефас и Виггинс, великий дуэт, прекративший свое существование со смертью Джона Кефаса в 2009 году. Но, после прослушивания альбома ...
Еще один дебютный альбом, каких немало попадает на наши страницы последнее время. На сей раз представляемый музыкант – тромбонист Джимми О’Конелл, который родился в регионе Детройта, а в 2009 году перебрался в Нью-Йорк. Здесь Джимми ...
Кейп Код или Мыс Трески, полуостров близ Бостона, - знаменитое место в истории США. Именно тут пристал когда «Мейфлауэр» с первыми пилигримами из Англии. Сегодня джаз играют, разумеется, и здесь. Трубач, композитор и аранжировщик Джо ...
Великолепный образчик синтеза индийской классической музыки и джаза – именно в таком порядке, а не наоборот. Дело тут не только в том, что в квартете исполнителей трое представляют Восток и лишь один – Запад, причем двое индийских ...
Спустя несколько лет после очень удачного Karuna Supreme (смотри обзор на нашем сайте) Джон Хэнди и Али Акбар Хан вновь встретились, чтобы записать новый альбом для MPS Records. Но сейчас это была уже встреча не только Запада с Востоком, но и Севера ...
В потоке дисков, приходящих на адрес сайта, появляются, время от времени, и работы, мало связанные с нашей тематикой. Таков и новый альбом американского певца, гитариста и сочинителя собственных песен Джона Линдси Cities & Schools. Но и автор ...
Первый альбом джазмена из Таиланда в «Обзорах» нашего сайта. Для меня лично гитарист Джульфан Тилапорнпут – второй таиландский джазовый музыкант, чью музыку довелось услышать (первый – Его Величество Пхумипон Адульядет, ...
Еще один проект из многообразной творческой деятельности минского мультиинструменталиста Виктора Семашко оказался в поле зрения нашего сайта. Его название, Klarneton, недвусмысленно указывает на основное «оружие» Виктора в рамках данного ...
Очередной сетевой альбом лейбла HAZE представил минскую группу интуитивной импровизации «Князь Мышкин» (или "Патриархальный и основополагающий дуэт импровизационной музыки», как было заявлено в афише одного из двух концертов, ...
Во времена оны славная фирма из Шварцвальда MPS издала прекрасную серию пластинок, так называемые «саммиты» - коллективные творения лучших мастеров того или иного инструмента. Помимо скрипичных джазовых саммитов к ним принадлежит и ...
Медноволосая Кристин Ли Сарджент приехала в Нью-Йорк из Бостона с намерением посвятить себя театральной сцене, классическому оперному вокалу. Но по мере все более глубокого погружения в ауру этого города и все более тщательного самоанализа, Кристин ...