Дебютный альбом молодой израильтянки Сиван Арбель меня приятно удивил. Только начав прослушивание, я понял, почему вместо более привычного «вокал» на обложке диска указано «голос». Да, работа Арбель разительно не похожа на десятки других дебютных и не дебютных альбомов вокалисток, которые работают в сфере джаза. Прослушав Broken Lines до конца, я стал думать: как лучше всего объяснить читающему данный текст феномен Сиван Арбель, с кем сравнить ее проект, на кого это похоже больше всего. Перебирая в памяти самые громкие и самые популярные имена современных джазовых вокалисток, я мысленно отбрасывал одну «кандидатуру» за другой. И остановился только на имени певицы, которую я очень ценю и которая известна гораздо меньше, чем она того заслуживает: Лиза Соколов. Именно такое сравнение показалось мне наиболее близким. И хотя стилистика Сиван представляется менее авангардной, чем у Лизы, в главном они схожи: альфа и омега их вокала – это импровизация и инструментализация голоса, который становится равноправным инструментом ансамблевого звучания.
Сиван выступает с командой из шести музыкантов, американцев и израильтян. Помимо стандартной ритм-группы, в нее входят трое духовиков. Меньше всего этот септет похож на инструменталистов, аккомпанирующих певице. Голос Арбель наравне с трубой и двумя саксофонами участвует в построении сложных по структуре композиций, вступает в диалог с инструментами, спорит, возражает, соглашается, ведет за собой. Наиболее показательными в этом плане я назвал бы композиции Analysis и Blue in Green, пьесу Майлса Дэвиса и Билла Эванса, единственный кавер альбома. Скэт-вокал Сиван, не обычный сам по себе, абсолютно непохожий на традиционный скэт темнокожих гранд-дам джазового вокала, просто господствует в этих треках. Надо добавить, что Арбель не только сочинила шесть композиций из семи, но и выполнила все аранжировки этих головокружительных треков. Скэт – мощное «оружие» Сиван, но – не единственное. Когда от силлабического пения она переходит к текстовому, как в объемной (одиннадцать с половиной минут) саге – посвящении своему отцу For Aba, ни на секунду в ее манере нет отхода из истинно джазового, импровизационного поля. Другой вопрос, что именно в этой композиции появляются естественные для певицы ориентальные интонации.
Сиван Арбель родилась в Израиле, окончила лучшую в Израиле музыкальную школу Римон в северном Тель-Авиве. Затем певица продолжила обучение в Ирландии, в Дублине, а в 2014 году перебралась в Нью-Йорк, где живет и работает по сей день. Работает интересно и нестандартно, о чем красноречиво свидетельствует Broken Lines.
Дебютный альбом питерского проекта Afreaks, изданный московским сетевым лейблом FancyMusic, записан в студии в конце зимы 2016 года. Но пусть вас не вводит в заблуждение студийный характер записи: все семь треков альбома – плод ...
Почти десять лет назад мне довелось читать и рецензировать Signs Along The Road, изданную в Германии книгу стихов американского фри-джазового басиста и поэта Генри Граймса, человека, игравшего с Монком, Роллинсом, Шеппом, Сесилом Тейлором ...
У Алины Енгибарян хорошие джазовые гены - дед молодой певицы, Николай Гончаров, играл на барабанах в лучших оркестрах советской эпохи: у Рознера, Кролла, Орбеляна, Лундстрема. Россиянке Алине Енгибарян повезло с местом рождения – она ...