Стефан Грапелли, Жан-Люк Понти, Дидье Локвуд… В этот ряд имен блистательных французских джазовых скрипачей очень органично вписывается новое свежее имя: Скотт Тиксье. На конверте своего второго альбома Cosmic Adventure 30-летний француз (Тиксье родился в 1986 году в городке Монтрей) поместил слова своего знаменитого земляка Понти: «Слушая игру Скотта, я испытываю глубокое удовлетворение, потому что будущее современной джазовой скрипки в очень надежных руках. Он демонстрирует в этом альбоме музыкальную зрелость, несмотря на свой молодой возраст, находя вдохновение внутри себя и не оглядываясь на то, как играли до него, что делает его стиль оригинальным. Он собрал отличных исполнителей, музыкантов экстра-класса, которые помогли превратить этот альбом в настоящее событие в мире музыки».
Весьма лестные слова, и, прослушав Cosmic Adventure, с Понти сложно не согласиться. Но сначала – несколько слов о самом Тиксье. Музыкант получил классическое образование в парижской консерватории, но с юных лет выбрал джазовую стезю. Уже в 2007 году Скотт был отмечен престижной премией на родине, а годом позже, в возрасте 22-х лет перебрался в Нью-Йорк. Здесь он удивительно быстро обратил на себя внимание крупнейших мастеров пресыщенной обилием талантов джазовой столицы мира. Тиксье играл с Дэйвом Дугласом, Лонни Плаксико, Тиграном Амасяном, а также с такими звездами поп-музыки, как Стиви Уандер и Кристина Агиллера. Весьма лестно отзывались о его игре такие люди, как Пэт Мэтини, Маркус Миллер, Марк Фельдман. Первый авторский альбом Тиксье Brooklyn Bazaar издала в 2012 году известная фирма Sunnyside Records. С этого года и по сей день имя Скотта Тиксье постоянно фигурирует в номинации «скрипка – восходящая звезда» в опросах критиков DownBeat.
Для работы над Cosmic Adventure Скотт Тиксье действительно собрал крепкую команду своих нью-йоркских коллег- единомышленников, американцев и французов, в которой выделяется земляк Скотта, гармошечник Ивонник Прене. Кроме того, в качестве гостей в двух стартовых треках альбома играет конгейро Педрито Мартинес, а в финальном Beam Me to Mars – элитный тенор-саксофонист Крис Поттер. В программу альбома вошла одна пьеса Прене (Mr. Tix), два кавера в аранжировках Скотта Тиксье (Troublant Boléro Джанго Рейнхардта и Misty Эррола Гарнера) и шесть его собственных сочинений.
На меня очень сильное впечатление произвели оба кавера. Скотт проявил себя в этих аранжировках, как блестящий музыкальный реконструктор, творчески переосмыслив знаменитые стандарты и воссоздав в своих версиях атмосферу классического джаза языком джаза современного. Думаю, Грапелли искренне аплодировал бы и игре Тексье в Troublant Boléro, и тому, как его квинтет исполнил музыку его великого партнера-гитариста. Нотки истинно европейского шарма внес в общее звучание звук гармоники Ивонника Прене, украсив целый ряд композиций альбома. Среди них есть вещи разные по настроению, отдельные пьесы связаны с теми или иными, радостными и печальными, событиями в жизни Тексье. Но неизменно скрипка молодого музыканта очень чутко и, одновременно, в духе подлинного джаза передает тончайшие эмоциональные состояния на самом высоком техническом уровне. Cosmic Adventure – это действительно работа высокого уровня, а данный текст мне захотелось превратить в своеобразное рондо, закончив его еще одной цитатой из слов Жана-Люка Понти: «Я слушал записи Скотта, присутствовал на его концертах, и, думаю, он возвышается над другими современными джазовыми скрипачами мира».
2016 Sunnyside Records
9 tks / 47 mins
(Scott Tixier – vi; Yvonnick Prene – harmonica; Glenn Zaleski – p; Luques Curtis – b; Justin Brown – dr; with Pedrito Martinez – congas (tks 1,2), Chris Potter – ts (tk 9);)
Диск предоставлен Lydia Liebman Promotions
Если бы я открывал небольшое, на несколько столиков, кафе с джазовым уклоном, то Day & Night, сольный фортепьянный альбом американки Лайзы Хилтон, послужил бы идеальным фоном для создания атмосферы и уютной, и подлинно джазовой. Сольный джаз на ...
Американский электроакустический дуэт Live Footage появился в Бруклине в 2007 году. Два приятеля, виолончелист Топу Лио и барабанщик Майк Тис, в равной степени интересовались как импровизацией, так и электронной музыкой. Эти два понятия и стали ...
Как правило, большинство бразильских музыкантов представляют два крупнейших центра страны – Рио-де-Жанейро или Сан-Паулу, но саксофонист Ливио Альмейда в этом смысле исключение. Ливио родился в столице страны – молодом городе Бразилиа, ...
Если верить пресс-релизу, Диего Мартинеса называют enfant terrible мексиканской электронной музыки. Возможно. Я назвал бы его просто очень большим мастером этого субжанра, настоящим виртуозом синтезаторов и других электронных устройств. Диего ...
Большинство любителей воспринимает бразильский джаз сквозь призму ритмов самбы и босановы и никак иначе. Я, грешный, тоже во многом подвержен этому стереотипу. Просто, другой бразильский джаз слушать приходиться крайне редко. Но вот альбом Ubuntu ...
Американо-израильский ансамбль из Чикаго Marbin не только интенсивно концертирует (количество выступлений за год – около 250!), но и активно пополняет свою дискографию. Весна 2016-го подарила поклонникам Marbin уже шестой по счету альбом, ...
Видимо, не подлежит сомнению, что самым знаменитым семейным кланом в современном джазе остается семейство Марсалисов. Но альбом Grace знакомит нас с также весьма креативным и интересным семейным бэндом. И хотя на обложке альбома стоит только имя ...
Начну с прямой цитаты «вводного» текста, опубликованного лейблом, благо он небольшой, и вдобавок вобрал в себя названия всех шести композиций альбома, рассыпанные по тексту, как изюм по булочке: «Марс-69 повстречал Гауте Гранли. ...
Седьмой по счету альбом нью-йоркского саксофониста Мэтта Крискуоло стал вторым для нашего сайта. Два года назад мне доводилось писать о его предыдущей работе Headin’ Out, этот текст можно найти на сайте, поэтому интересующимся биографическими ...
46-летний Мэтт Лавель уже давно является заметной фигурой в авангардном крыле нью-йоркского джаза (интересно, что одним из первых заметных шагов в его творческой карьере была поездка в Советский Союз в конце 80-х в составе студенческого ...
Мэтт Юлери – один их тех, кто поддерживает славу Чикаго, как одного из крупнейших джазовых центров Америки. По основной своей музыкальной специальности он – басист, причем в широком смысле слова: помимо традиционного контрабаса, Мэтт ...
Мэтью Фрис, уроженец небольшого городка Селинсгрув, Пенсильвания, рос в музыкальной семье. Его мать была певицей академического жанра, отец преподавал фортепьяно в университете. Поэтому естественно этот инструмент стал его первым, а, после некоторых ...