Karmeluk Suite – несомненно этапная работа в творчестве белорусского мультиинструменталиста и композитора Виктора Семашко. Впервые основную часть альбома составило масштабное, связанное единой темой многочастное полотно. Впервые, как признается сам Виктор, ему довелось объединить в одном проекте, а что еще важнее – в одном выступлении (сюита записывалась «вживую» в минском Дворце Искусств во время фестиваля startup в сентябре 2014 года) столь большое количество музыкантов, как инструменталистов, так и вокалистов. Первый блин явно не вышел комом, но идеальными его «вкусовые качества» я бы тоже не назвал. Впрочем, обо всем по порядку. Начнем с героя сюиты.
Имя Устима Кармалюка, руководителя крестьянских волнений в Подолии в первой половине ХIХ века, давно обросло легендами. С легкой руки Максима Горького его называют «украинским Робин Гудом». Советские историки и люди искусства, посвящавшие свои произведения Кармалюку, делали упор на классовом характере его движения (борьба крестьян с помещиками, против крепостного права), украинские добавляли национально-освободительный акцент (борьба украинцев с царизмом). В любом случае, независимо от оценок и легенд, ясно, что Кармалюк был яркой и неординарной личностью, о его жизни можно снимать захватывающий сериал, что, по моему, и собираются делать в Украине: фантастические по дерзости многочисленные побеги из тюрем, ссылок, каторги, длительность борьбы, продолжавшейся почти четверть века, вплоть до гибели Кармалюка, знание языков всех народов, населявших его родные края – от украинского, русского и польского до идиша и молдавского, романтические истории и так далее. Возможно, я ошибаюсь, но, мне кажется, Семашко первым в Беларуси решил рассказать о жизни и борьбе Кармалюка в музыкальном произведении, за что Виктору отдельный респект.
Ну, а теперь – как он это сделал. Шесть треков альбома вместили семь (включая «нулевую», вступительную) частей сюиты, каждая из которых соответствует определенному этапу жизни Устима. В нулевой части Фрид Самотный на тенор-саксофоне и Виктор Семашко на электрооргане при сопровождении контрабаса Эрика Орлова-Шимкуса выдают настоящую фри-джазовую увертюру, не оставляющую сомнений по поводу музыкального языка этого произведения. Затем идет самая большая, на десять с половиной минут, композиция, вобравшая две части повествования – и, на мой вкус, наименее удачная: рыхловато по структуре, «вход» и «выход» вокальной партии мужского трио в ткань композиции выглядят несколько искусственными … А вот дальше все идет значительно веселее, впечатление, что музыканты постепенно «разогреваются» и «входят во вкус» (не забудем, что это концертная запись). В третьей части хорош диалог духовых и скрипки (это наверняка любовная линия). Четвертая часть – одна из самых сильных по эмоциональному воздействию, отлично играет Виктор, отлично ассистируют контрабас Эрика и ударные Алеся Семашко. В пятой – вновь фри-джазовый диалог саксофона с электроорганом, а шестая, заключительная часть – это еще один пик альбома. Очень сильный финал: неумолимый ритм нагнетает напряжение, электроорган Макса Субача неожиданно приобретает звучание а-ля хэммонд Рэя Манзарека, да и в целом в этой пьесе есть нечто от Doors, гораздо логичнее, абсолютно «по делу» подключается здесь и вокал, умолкая только на финальных звуках сюиты.
Две остальные пьесы альбома, Courante & Gigue и Sarabanda, насколько я понял, не связаны тематически с сюитой. Одна из них была записана годом раньше, другая – на пол-года позже и в совсем других местах. В обеих пьесах появляются уже другие музыканты, но их общей «изюминкой» остается дуэт духовых Семашко и Самотного, который всегда слушаешь с удовольствием. Вот такой альбом – еще раз напомню, концертный, со всеми эмоциональными плюсами и, увы, техническими минусами такой записи. А хотелось бы услышать Karmeluk Suite еще раз: с подчищенными «стыками», с отшлифованными композициями – словом, в студийном варианте. Кто знает, может быть, такой альбом еще впереди?
2016 HAZE 367
8 tks / 46 mins
(Viktar Siamashka - winds (tks 2-4,6-8), el.organ (tks 1,5); Ales Siamashka - dr (tks 2,4-6); Eryk Arlou-Shymkus - b (tks 1,2,4-6), double neck bass g (tks 7,8); Fryd Samotny - ts (tks 1,5-8); Paval Silivonchyk, Andrey Filipau, Ihar Rybachenka - voc (tks 2,6); Tania Yemielyanienka - vi (tk 3); Uladz Lankievich (tk 6), Dzianis Kudrautsau (tks 7,8) – g; Max Subach – el.organ (tk 6); Vasil Pankratau - perc (tks 7,8); Uladzislava Chauratovich, Ales Kalinychau - hapi drums (tk 8);)
Линк предоставил Виктор Семашко
Май – сентябрь: такова дистанция между двумя альбомами группы Dead Frank из Санкт-Петербурга, Frank's death (о нем, как и о его предшественниках, мы уже писали, все это есть на сайте) и представляемой ныне новой работой Consternation. ...
Обложка нового альбома Dead Frank сразу напомнила эстетику известного мюнхенского лейбла: что-то типично ЕСМ-овское есть в этом скупом, небогатом красками пейзаже, не искаженном даже названиями группы или альбома, разве что линии четки и ...
Вслед за Zug (2015) московский дуэт Der Finger выпустил в 2016 году альбом Nu. О самом коллективе уже говорилось в рецензии на предыдущий альбом, она есть на сайте, поэтому сразу о новой работе. Это тоже непосредственная импровизация, но Nu ...
Второй в этом году альбом индонезийского гитариста Девы Буджаны. Но если двойной Zentuary, о котором мы писали раньше, - это новая работа, то Home образца 2016 года – это переиздание одноименного диска 2005 года. В новом варианте Home получил ...
Двойной альбом индонезийского гитариста и композитора Девы Буджаны Zentuary – самый масштабный на сегодняшний день проект в дискографии музыканта. В отличие от его предыдущих альбомов вне Индонезии, издававшихся MoonJune Records, Zentuary ...
Матс Хольмквист – видный шведский джазовый музыкант, бэнд-лидер, композитор и аранжировщик. В настоящее время он является арт-директором лучшего китайского биг-бэнда - JZ All Star Big Band из Шанхая. Есть у Хольмквиста и не короткая ...
Куда девается огонь, когда он гаснет? Куда девается звук, когда он затихает? Как услышать звук хлопка одной ладони? Эти алогичные вопросы, свойственные дзен-буддистским коанам, всплывали в моей памяти при прослушивании альбома Twigs. Я не знаю, как ...
Альбом-документ, интересный не только сам по себе, как произведение искусства, но и как памятник-трибьют, запечатлевший одно из последних выступлений Амири Барака (1934 – 2014). Виднейший представитель афроамериканского искусства, поэт и ...
Апрель 2016-го MPS Records посвятил сетевому переизданию альбомов джазовых скрипачей из своего обширного каталога. В числе прочих увидели «сетевой свет» три альбома Дона Шюгаркейн Харриса. Знакомим наших читателей с одним из них, ...
Вслед за дебютным на MoonJune Records альбомом 2015 года So Far So Close (мы писали об этой работе) индонезийский пианист Двики Дхармаван выпустил чрезвычайно амбициозный (в хорошем смысле этого слова) альбом Pasar Klewer. Новый проект поражает ...
Дебютный полноформатный альбом английского певца и композитора Эда Таллита Fiance стал естественным продолжением его успешных ремиксов Bon Iver и Local Natives, а также сотрудничества с Novo Amor. Думаю, прослушав Fiance, вы запомните это имя: Эд ...
Исполнительница собственных песен Элизабет Кук – весьма заметный на американской сцене представитель музыки … И вот тут впору задуматься: какую же музыку исполняет Элизабет? Кантри? Безусловно! Правда, представляет она ту его ...