Karmeluk Suite – несомненно этапная работа в творчестве белорусского мультиинструменталиста и композитора Виктора Семашко. Впервые основную часть альбома составило масштабное, связанное единой темой многочастное полотно. Впервые, как признается сам Виктор, ему довелось объединить в одном проекте, а что еще важнее – в одном выступлении (сюита записывалась «вживую» в минском Дворце Искусств во время фестиваля startup в сентябре 2014 года) столь большое количество музыкантов, как инструменталистов, так и вокалистов. Первый блин явно не вышел комом, но идеальными его «вкусовые качества» я бы тоже не назвал. Впрочем, обо всем по порядку. Начнем с героя сюиты.
Имя Устима Кармалюка, руководителя крестьянских волнений в Подолии в первой половине ХIХ века, давно обросло легендами. С легкой руки Максима Горького его называют «украинским Робин Гудом». Советские историки и люди искусства, посвящавшие свои произведения Кармалюку, делали упор на классовом характере его движения (борьба крестьян с помещиками, против крепостного права), украинские добавляли национально-освободительный акцент (борьба украинцев с царизмом). В любом случае, независимо от оценок и легенд, ясно, что Кармалюк был яркой и неординарной личностью, о его жизни можно снимать захватывающий сериал, что, по моему, и собираются делать в Украине: фантастические по дерзости многочисленные побеги из тюрем, ссылок, каторги, длительность борьбы, продолжавшейся почти четверть века, вплоть до гибели Кармалюка, знание языков всех народов, населявших его родные края – от украинского, русского и польского до идиша и молдавского, романтические истории и так далее. Возможно, я ошибаюсь, но, мне кажется, Семашко первым в Беларуси решил рассказать о жизни и борьбе Кармалюка в музыкальном произведении, за что Виктору отдельный респект.
Ну, а теперь – как он это сделал. Шесть треков альбома вместили семь (включая «нулевую», вступительную) частей сюиты, каждая из которых соответствует определенному этапу жизни Устима. В нулевой части Фрид Самотный на тенор-саксофоне и Виктор Семашко на электрооргане при сопровождении контрабаса Эрика Орлова-Шимкуса выдают настоящую фри-джазовую увертюру, не оставляющую сомнений по поводу музыкального языка этого произведения. Затем идет самая большая, на десять с половиной минут, композиция, вобравшая две части повествования – и, на мой вкус, наименее удачная: рыхловато по структуре, «вход» и «выход» вокальной партии мужского трио в ткань композиции выглядят несколько искусственными … А вот дальше все идет значительно веселее, впечатление, что музыканты постепенно «разогреваются» и «входят во вкус» (не забудем, что это концертная запись). В третьей части хорош диалог духовых и скрипки (это наверняка любовная линия). Четвертая часть – одна из самых сильных по эмоциональному воздействию, отлично играет Виктор, отлично ассистируют контрабас Эрика и ударные Алеся Семашко. В пятой – вновь фри-джазовый диалог саксофона с электроорганом, а шестая, заключительная часть – это еще один пик альбома. Очень сильный финал: неумолимый ритм нагнетает напряжение, электроорган Макса Субача неожиданно приобретает звучание а-ля хэммонд Рэя Манзарека, да и в целом в этой пьесе есть нечто от Doors, гораздо логичнее, абсолютно «по делу» подключается здесь и вокал, умолкая только на финальных звуках сюиты.
Две остальные пьесы альбома, Courante & Gigue и Sarabanda, насколько я понял, не связаны тематически с сюитой. Одна из них была записана годом раньше, другая – на пол-года позже и в совсем других местах. В обеих пьесах появляются уже другие музыканты, но их общей «изюминкой» остается дуэт духовых Семашко и Самотного, который всегда слушаешь с удовольствием. Вот такой альбом – еще раз напомню, концертный, со всеми эмоциональными плюсами и, увы, техническими минусами такой записи. А хотелось бы услышать Karmeluk Suite еще раз: с подчищенными «стыками», с отшлифованными композициями – словом, в студийном варианте. Кто знает, может быть, такой альбом еще впереди?
2016 HAZE 367
8 tks / 46 mins
(Viktar Siamashka - winds (tks 2-4,6-8), el.organ (tks 1,5); Ales Siamashka - dr (tks 2,4-6); Eryk Arlou-Shymkus - b (tks 1,2,4-6), double neck bass g (tks 7,8); Fryd Samotny - ts (tks 1,5-8); Paval Silivonchyk, Andrey Filipau, Ihar Rybachenka - voc (tks 2,6); Tania Yemielyanienka - vi (tk 3); Uladz Lankievich (tk 6), Dzianis Kudrautsau (tks 7,8) – g; Max Subach – el.organ (tk 6); Vasil Pankratau - perc (tks 7,8); Uladzislava Chauratovich, Ales Kalinychau - hapi drums (tk 8);)
Линк предоставил Виктор Семашко
Эта музыка сияет всеми оттенками черного. Эту музыку украшают голоса на любой вкус. Эта музыка взывает к Богу. Это музыка страстей и надежд. Это, как гласит подзаголовок диска на обложке, Negro Spirituals and Gospel Songs (полвека назад не в ходу ...
JazzWeek, барометр интереса американских радиослушателей – поклонников джаза, свидетельствует: по данным на 11 января 2016 года альбом Routes ансамбля The Stryker / Slagle Band Expanded был 221-м в списках популярности. 25 января он уже в ...
В издательской политике Whaling City Sound привлекает последовательная политика лейбла в плане поддержки музыкантов «своего круга». Трио Тима Рея в полном составе уже участвовало в записи изданного лейблом из Нью Бедфорда в 2014 году ...
Наконец-то! Через два года после события, состоявшегося в Лодзи в июне 2014 года, минский сетевой лейбл HAZE сделал достоянием широких (увы, на самом деле не слишком широких) кругов любителей импровизационной музыки проект Liber Alles. Мне казалось, ...
На редкость удачное многоплановое название подобрал саксофонист / флейтист и композитор Том МакКормик для своего альбома! South Beach – Южный пляж – это самый знаменитый пляж Майами в Южной Флориде. Там живет МакКормик и игра созвучиями ...
Конечно, славу Детройту, Городу Моторов (Motor Town или Motown) принесла прежде всего соответствующая разновидность ритм-энд-блюза, Motown sound. Но этот город взрастил и немало первоклассных джазменов. Баритон-саксофонист Тони Люстиг, которому еще ...
Прежде, чем говорить непосредственно об альбоме Short Stories: именно нашим посетителям, то есть тем, кто читает по-русски, будут особенно любопытны некоторые факты биографии его создателя. Дело в том, что у Тони Морено (р.1956), уроженца ...
В глазах среднего обывателя канадский джаз далеко не так знаменит, как канадский хоккей. Более искушенный в джазе человек наверняка назовет имена всемирно известных джазменов канадского происхождения: Оскара Питерсона, Гила Эванса, Мейнарда ...
«Джазовая фабрика» из Вены не ведет серийное производство. Здесь каждый «товар» - штучный. В 2016 голу дебютный альбом представил на суд слушателей новый проект этого объединения австрийских музыкантов, исполняющих новый джаз ...
На обложке этого альбома обозначено имя не исполнителя, не композитора и не аранжировщика. Жиль Питерсон – живущий в Лондоне популярнейший и авторитетный диджей, аудиофил и продюсер, он – составитель этого сетевого альбома и, если ...
Прежде всего, переведем название этого сборника: «Бразильские акценты». Как известно, культура этой самой большой страны Латинской Америки формировалась в сложном взаимодействии трех культур – индейской потомков коренных обитателей ...
Рисованный дружеский шарж на обложке альбома сразу настраивает на определенный лад: вряд ли слушателя ждут здесь какие-то концептуальные эксперименты, скорее – просто старый добрый джаз, музыка для души, расслабляющая и дающая возможность ...