В течение четырех лет, с 1819 по 1823 год, стареющий испанский художник Франсиско Гойя украшал стены своего дома причудливыми и гротескными фресками. Долгое время о них никто не знал. Лишь в 70-х годах ХIХ века эти фрески были переведены на холст и под общим названием серии «Черные (или «Мрачные») картины» сегодня экспонируются в мадридском Прадо. Именно они послужили источником вдохновения для американского композитора и барабанщика Джеффа Гатири, который по мотивам девяти работ испанского гения из этой серии сочинил девять композиций (или, скорее, одну большую композицию в девяти частях), составивших программу альбома Black Paintings.
Но прежде, чем говорить об альбоме, необходимо рассказать о самом Джеффе Гатири. Я уже привык, что частенько биографии создателей тех или иных представляемых в наших обзорах работ, богаты интересными и неожиданными поворотами судьбы, но ничего похожего на жизнеописание Гатири встречать не доводилось. Родился и рос он в глубоко провинциальной Оклахоме, стучал на барабанах в рок-группе, но, когда настало время выбирать жизненный путь, Джефф записался … в Специальные силы армии США, более известные, как «зеленые береты». За время службы он побывал в Афганистане и ОАЭ, Бангкоке и Санкт-Петербурге, был инструктором по обучению новобранцев на знаменитой базе в Форт-Брэгге. Но параллельно службе Гатири настойчиво и целеустремленно учился заочно и собрал целую коллекцию степеней в разных университетах: по тайскому языку и литературе, по азиатским исследованиям, в области менеджмента. Но с 2004 года Джеффа вновь властно позвала музыка. Он вернулся к игре на барабанах, да так успешно, что в 2007 году, когда он работал в Афганистане, взяв небольшой отпуск, быстренько слетал в Лос-Анджелес и там легко выиграл престижный конкурс на «самого скоростного барабанщика мира», показав 1054 удара в минуту. С 2008 года Гатири уже профессионально играет джаз, а в 2012 – 2015 годах учится в знаменитом колледже Беркли, получив в декабре 2015-го степень по игре на барабанах – в 51 год! Параллельно, с мая по октябрь того же года, он сочиняет музыку по мотивам картин Гойи и затем, вместе со своим приятелем Сяо Анли, продюсирует на собственные деньги создание первого в своей жизни альбома Black Paintings.
Проект потрясает своей масштабностью. Для записи альбома Джефф Гатири пригласил большой симфонический оркестр East Coast Scoring Orchestra под управлением Кристо Кондакчи, в котором сам играл на литаврах. Кроме того, он собрал звездный джазовый квартет с Кенни Вернером за роялем, Джорджем Гарцоне на тенор-саксофоне и Бруно Рабергом на басу, в котором, естественно, занял место за ударной установкой. В композиции Two Monks в качестве гостя проекта играл на гитаре и знаменитый Дэвид Фьючински. Квартет играет в четырех треках – двух с оркестром и двух без него. При этом вся музыка, исполняемая оркестром, сочинена заранее, а вся музыка квартета – плод свободной «импровизации на тему». Для активизации этого процесса при записи в студии были развешены репродукции работ Гойи, вдохновлявшие музыкантов. Кстати, и к прекрасно изданному альбому приложен постер с высококачественными репродукциями всех девяти работ.
Альбом произвел сильное впечатление. Разумеется, я далек от сравнений этой работы Джеффа Гатири со, скажем, симфоджазовыми полотнами Эллингтона. Но дерзость замысла и уровень его воплощения заставляют, по крайней мере, порефлексировать на темы адекватности «перевода» шедевров изобразительного искусства на язык музыки, а заодно и о том, что джаз и академическая музыка сближаются все теснее, увы, теряя при этом значительную часть аудитории, отходящую к масс-культовым жанрам.
Еще один проект из многообразной творческой деятельности минского мультиинструменталиста Виктора Семашко оказался в поле зрения нашего сайта. Его название, Klarneton, недвусмысленно указывает на основное «оружие» Виктора в рамках данного ...
Очередной сетевой альбом лейбла HAZE представил минскую группу интуитивной импровизации «Князь Мышкин» (или "Патриархальный и основополагающий дуэт импровизационной музыки», как было заявлено в афише одного из двух концертов, ...
Во времена оны славная фирма из Шварцвальда MPS издала прекрасную серию пластинок, так называемые «саммиты» - коллективные творения лучших мастеров того или иного инструмента. Помимо скрипичных джазовых саммитов к ним принадлежит и ...
Медноволосая Кристин Ли Сарджент приехала в Нью-Йорк из Бостона с намерением посвятить себя театральной сцене, классическому оперному вокалу. Но по мере все более глубокого погружения в ауру этого города и все более тщательного самоанализа, Кристин ...
Ученик Кенни Бэрона, американский пианист Лафайетт Харрис-младший вышел на большую джазовую сцену в середине 80-х годов, когда переехал в Нью-Йорк. С тех пор он успел поработать со многими известными музыкантами (с Максом Роучем он играл почти ...
Гитара нью-йоркского музыканта Лэрри Корбана с первых секунд звучания альбома Corban Nation стремительно и властно завладевает вашим вниманием и не подпасть под обаяние ее звучания довольно трудно. Корбан – опытный музыкант, имеет степень по ...
Лэрри Уилсон хоть и родился в Кливленде, но с детства и по сей день живет во Флориде, в городе Джексонвиль. Его первые музыкальные опыты относятся к трехлетнему возрасту, когда ребенку позволили играть на барабанах в церкви. Самое забавное, что и с ...
Мы часто употребляем понятие «бразильский джаз», говорим о влиянии бразильской музыки на джаз, вспоминаем имена музыкантов, первыми соединивших джаз с ритмами бразильского фольклора, но при этом порой забывается тот простой факт, что ...
Эх, как эффектно могла бы выглядеть гибкая женская фигурка с монументальным баритон-саксофоном на обложке альбома! Но Ли Пилцер, играющая на этом солидном инструменте, не стала помещать на обложку своего дебютного диска Strunkin’ столь ...
В характерной для петербургского лейбла Spina!Rec манере здесь под одной обложкой объединены два разных европейских проекта. Основой для такой амальгамы стала общая экспериментальная направленность творчества. Каждый представлен одной большой ...
Если бы я открывал небольшое, на несколько столиков, кафе с джазовым уклоном, то Day & Night, сольный фортепьянный альбом американки Лайзы Хилтон, послужил бы идеальным фоном для создания атмосферы и уютной, и подлинно джазовой. Сольный джаз на ...
Американский электроакустический дуэт Live Footage появился в Бруклине в 2007 году. Два приятеля, виолончелист Топу Лио и барабанщик Майк Тис, в равной степени интересовались как импровизацией, так и электронной музыкой. Эти два понятия и стали ...