В течение четырех лет, с 1819 по 1823 год, стареющий испанский художник Франсиско Гойя украшал стены своего дома причудливыми и гротескными фресками. Долгое время о них никто не знал. Лишь в 70-х годах ХIХ века эти фрески были переведены на холст и под общим названием серии «Черные (или «Мрачные») картины» сегодня экспонируются в мадридском Прадо. Именно они послужили источником вдохновения для американского композитора и барабанщика Джеффа Гатири, который по мотивам девяти работ испанского гения из этой серии сочинил девять композиций (или, скорее, одну большую композицию в девяти частях), составивших программу альбома Black Paintings.
Но прежде, чем говорить об альбоме, необходимо рассказать о самом Джеффе Гатири. Я уже привык, что частенько биографии создателей тех или иных представляемых в наших обзорах работ, богаты интересными и неожиданными поворотами судьбы, но ничего похожего на жизнеописание Гатири встречать не доводилось. Родился и рос он в глубоко провинциальной Оклахоме, стучал на барабанах в рок-группе, но, когда настало время выбирать жизненный путь, Джефф записался … в Специальные силы армии США, более известные, как «зеленые береты». За время службы он побывал в Афганистане и ОАЭ, Бангкоке и Санкт-Петербурге, был инструктором по обучению новобранцев на знаменитой базе в Форт-Брэгге. Но параллельно службе Гатири настойчиво и целеустремленно учился заочно и собрал целую коллекцию степеней в разных университетах: по тайскому языку и литературе, по азиатским исследованиям, в области менеджмента. Но с 2004 года Джеффа вновь властно позвала музыка. Он вернулся к игре на барабанах, да так успешно, что в 2007 году, когда он работал в Афганистане, взяв небольшой отпуск, быстренько слетал в Лос-Анджелес и там легко выиграл престижный конкурс на «самого скоростного барабанщика мира», показав 1054 удара в минуту. С 2008 года Гатири уже профессионально играет джаз, а в 2012 – 2015 годах учится в знаменитом колледже Беркли, получив в декабре 2015-го степень по игре на барабанах – в 51 год! Параллельно, с мая по октябрь того же года, он сочиняет музыку по мотивам картин Гойи и затем, вместе со своим приятелем Сяо Анли, продюсирует на собственные деньги создание первого в своей жизни альбома Black Paintings.
Проект потрясает своей масштабностью. Для записи альбома Джефф Гатири пригласил большой симфонический оркестр East Coast Scoring Orchestra под управлением Кристо Кондакчи, в котором сам играл на литаврах. Кроме того, он собрал звездный джазовый квартет с Кенни Вернером за роялем, Джорджем Гарцоне на тенор-саксофоне и Бруно Рабергом на басу, в котором, естественно, занял место за ударной установкой. В композиции Two Monks в качестве гостя проекта играл на гитаре и знаменитый Дэвид Фьючински. Квартет играет в четырех треках – двух с оркестром и двух без него. При этом вся музыка, исполняемая оркестром, сочинена заранее, а вся музыка квартета – плод свободной «импровизации на тему». Для активизации этого процесса при записи в студии были развешены репродукции работ Гойи, вдохновлявшие музыкантов. Кстати, и к прекрасно изданному альбому приложен постер с высококачественными репродукциями всех девяти работ.
Альбом произвел сильное впечатление. Разумеется, я далек от сравнений этой работы Джеффа Гатири со, скажем, симфоджазовыми полотнами Эллингтона. Но дерзость замысла и уровень его воплощения заставляют, по крайней мере, порефлексировать на темы адекватности «перевода» шедевров изобразительного искусства на язык музыки, а заодно и о том, что джаз и академическая музыка сближаются все теснее, увы, теряя при этом значительную часть аудитории, отходящую к масс-культовым жанрам.
Да, удивили отцы! В смысле - «Отцы хороших звуков». Ничего подобного этому коллективу из Пскова мне слышать не доводилось. Чтобы представить нечто, имеющее отдаленное сходство с альбомом «Ни джаз», вспомните, скажем, ...
Очень многие израильские джазмены, сетуя на ограниченные возможности рынка своей небольшой страны, едут делать (и делают!) успешную карьеру в Штатах и Европе. Однако, контрабасист Адам Бен Эзра (р.1982) успешно доказывает, что можно получить широкую ...
Достаточно необычен творческий путь израильской вокалистки Адины Ивен-Зохар. Подозреваю, что любовь к музыке, к искусству в целом, она питала с юных лет, но жизнь шла своим чередом и музыке в ней вроде бы не было места. Адина долго жила в Нью-Йорке, ...
Дебютный альбом молодой американской саксофонистки и композитора. Дебютный – и, в то же время, словно подводящий итог первого этапа творческой жизни Эдисон Эванс, когда она работала в аккомпанирующем большой звезде ансамбле, а теперь начала ...
Дебютный альбом питерского проекта Afreaks, изданный московским сетевым лейблом FancyMusic, записан в студии в конце зимы 2016 года. Но пусть вас не вводит в заблуждение студийный характер записи: все семь треков альбома – плод чистой, ...
Почти десять лет назад мне довелось читать и рецензировать Signs Along The Road, изданную в Германии книгу стихов американского фри-джазового басиста и поэта Генри Граймса, человека, игравшего с Монком, Роллинсом, Шеппом, Сесилом Тейлором и ...
У Алины Енгибарян хорошие джазовые гены - дед молодой певицы, Николай Гончаров, играл на барабанах в лучших оркестрах советской эпохи: у Рознера, Кролла, Орбеляна, Лундстрема. Россиянке Алине Енгибарян повезло с местом рождения – она родилась ...
Один из наиболее ярких и важных джазовых релизов едва начавшегося года от Butman Music Records, привлек внимание поклонников концептуального искусства, отдающих предпочтение умному, философскому звучанию новой импровизационной музыки, которую лишь ...
Состав, записавший этот диск, существует с 2007 года. Правда, тогда это был квинтет еще более международного состава – вместе с тремя голландцами и американским тромбонистом работал еще и немецкий гитарист, вместе они записали альбом Who is in ...
Галерея индонезийского джаза на наших страницах пополняется благодаря MoonJune Records еще одним портретом. На сей раз это гитарист Андре Динут. Андре сейчас тридцать четыре года (он родился в 1982 году), родом он из восточной части Индонезии, с ...
Петербуржец Андрей Поповский, человек, входящий в топ-группу российских импровизаторов-экспериментаторов, уже «засвечивался» на нашем сайте в совместном с Ильей Белоруковым альбоме Pafka (2015), изданном Mikroton Digital. И вот теперь ...
Благодаря любезности Джима Эйго и Jazz Promo Services я слушаю музыку бразильского пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо с 2013 года. За это время я уже как-то привык, что Антонио каждый год дарит своим поклонникам новый альбом, а в ...