В течение четырех лет, с 1819 по 1823 год, стареющий испанский художник Франсиско Гойя украшал стены своего дома причудливыми и гротескными фресками. Долгое время о них никто не знал. Лишь в 70-х годах ХIХ века эти фрески были переведены на холст и под общим названием серии «Черные (или «Мрачные») картины» сегодня экспонируются в мадридском Прадо. Именно они послужили источником вдохновения для американского композитора и барабанщика Джеффа Гатири, который по мотивам девяти работ испанского гения из этой серии сочинил девять композиций (или, скорее, одну большую композицию в девяти частях), составивших программу альбома Black Paintings.
Но прежде, чем говорить об альбоме, необходимо рассказать о самом Джеффе Гатири. Я уже привык, что частенько биографии создателей тех или иных представляемых в наших обзорах работ, богаты интересными и неожиданными поворотами судьбы, но ничего похожего на жизнеописание Гатири встречать не доводилось. Родился и рос он в глубоко провинциальной Оклахоме, стучал на барабанах в рок-группе, но, когда настало время выбирать жизненный путь, Джефф записался … в Специальные силы армии США, более известные, как «зеленые береты». За время службы он побывал в Афганистане и ОАЭ, Бангкоке и Санкт-Петербурге, был инструктором по обучению новобранцев на знаменитой базе в Форт-Брэгге. Но параллельно службе Гатири настойчиво и целеустремленно учился заочно и собрал целую коллекцию степеней в разных университетах: по тайскому языку и литературе, по азиатским исследованиям, в области менеджмента. Но с 2004 года Джеффа вновь властно позвала музыка. Он вернулся к игре на барабанах, да так успешно, что в 2007 году, когда он работал в Афганистане, взяв небольшой отпуск, быстренько слетал в Лос-Анджелес и там легко выиграл престижный конкурс на «самого скоростного барабанщика мира», показав 1054 удара в минуту. С 2008 года Гатири уже профессионально играет джаз, а в 2012 – 2015 годах учится в знаменитом колледже Беркли, получив в декабре 2015-го степень по игре на барабанах – в 51 год! Параллельно, с мая по октябрь того же года, он сочиняет музыку по мотивам картин Гойи и затем, вместе со своим приятелем Сяо Анли, продюсирует на собственные деньги создание первого в своей жизни альбома Black Paintings.
Проект потрясает своей масштабностью. Для записи альбома Джефф Гатири пригласил большой симфонический оркестр East Coast Scoring Orchestra под управлением Кристо Кондакчи, в котором сам играл на литаврах. Кроме того, он собрал звездный джазовый квартет с Кенни Вернером за роялем, Джорджем Гарцоне на тенор-саксофоне и Бруно Рабергом на басу, в котором, естественно, занял место за ударной установкой. В композиции Two Monks в качестве гостя проекта играл на гитаре и знаменитый Дэвид Фьючински. Квартет играет в четырех треках – двух с оркестром и двух без него. При этом вся музыка, исполняемая оркестром, сочинена заранее, а вся музыка квартета – плод свободной «импровизации на тему». Для активизации этого процесса при записи в студии были развешены репродукции работ Гойи, вдохновлявшие музыкантов. Кстати, и к прекрасно изданному альбому приложен постер с высококачественными репродукциями всех девяти работ.
Альбом произвел сильное впечатление. Разумеется, я далек от сравнений этой работы Джеффа Гатири со, скажем, симфоджазовыми полотнами Эллингтона. Но дерзость замысла и уровень его воплощения заставляют, по крайней мере, порефлексировать на темы адекватности «перевода» шедевров изобразительного искусства на язык музыки, а заодно и о том, что джаз и академическая музыка сближаются все теснее, увы, теряя при этом значительную часть аудитории, отходящую к масс-культовым жанрам.
Повезло тем, кто слушал первый альбом немецкого трубача Бастиана Штайна для Pirouet Records – Diegesis, им есть с чем сравнивать. Мне же, знакомясь с этим музыкантом по его новой работе Viktor, выпущенной лейблом три года спустя, приходится ...
С начала 90-х годов прошлого века уругвайский гитарист Беледо живет и работает в Нью-Йорке. В детстве он начинал с игры на фортепьяно, но подъем рок-музыки заставил его обратиться к гитаре, ставшей для него основным инструментом. До переезда в США ...
Первое для сайта знакомство с небольшой независимой фирмой звукозаписи spina!rec из Санкт-Петербурга, специализирующейся на издании в кассетном, виниловом и сетевом варианте работ музыкантов, занимающихся импровизационным авангардом, в первую ...
С греческим ансамблем из Афин Borderline Syndrome мы знакомим наших читателей на их втором диске, ЕР под названием Synapses, выпущенным в 2016 году. Дебютным же стал для группы альбом Stateless, изданный еще в 2012-м. Я его не слышал, но потому, что ...
Арфа – инструмент древний, но сравнительно редко попадающий в эпицентр внимания публики – это касается как академической музыки, так и джаза. Арфу, по крайней мере в ее классическом варианте, считают преимущественно женским инструментом ...
Для канадской басистки, певицы и композитора Брэнди Дистерхефт Blue Canvas – это уже четвертый альбом в дискографии. Уроженка Ванкувера дебютировала еще в 2008 году альбомом со скромным названием Debut, но эта работа сразу принесла ей высшую ...
«Двигаясь вперед» - довольно символичное название, не правда ли? Что ж, для тенор-саксофониста Брента Галлахера этот новый альбом действительно еще один шаг вперед в джазовой карьере. Брента хорошо знают в Цинцинатти, он уже четверть ...
Два москвича, два человека, активно занимающиеся электронной экспериментальной музыкой, оба выступают и записываются под никами, оба являются владельцами собственных лейблов – но у каждого из них свой путь, свои творческие методы и ранее они ...
Каждый представляет, как волнует встреча с друзьями, которых давно не видел: тут и радость, и ревнивое сравнение числа новых морщинок на лице, и неизбежные ностальгические воспоминания – в общем, сложная гамма чувств. Похожие эмоции я испытал, ...
С пианисткой из Нью-Йорка Кэрол Либовиц наш сайт познакомился уже в 2015 году в дебютном альбоме, как трио Payne / Lindal / Liebowitz, так и издавшего его молодого независимого лейбла Line Art Records. И вот – второй альбом в каталоге лейбла ...
Аструд Жильберто, Флора Пурим, Таня Мария, Элиана Элиас, Лючиана Соуза… Бразильская джазовая сцена регулярно дарит миру ярких, талантливых вокалисток. Пора запомнить и еще одно имя – Кэрол Сабойя. Это мне – пора, поскольку впервые ...
Новый альбом в серии сетевых переизданий каталога MPS Records представляет во всей красе одного из апостолов фри-джаза, самого известного фри-джазового пианиста, 49-летнего (на тот момент) Сесила Тейлора. Всего лишь две композиции, составившие ...