В течение четырех лет, с 1819 по 1823 год, стареющий испанский художник Франсиско Гойя украшал стены своего дома причудливыми и гротескными фресками. Долгое время о них никто не знал. Лишь в 70-х годах ХIХ века эти фрески были переведены на холст и под общим названием серии «Черные (или «Мрачные») картины» сегодня экспонируются в мадридском Прадо. Именно они послужили источником вдохновения для американского композитора и барабанщика Джеффа Гатири, который по мотивам девяти работ испанского гения из этой серии сочинил девять композиций (или, скорее, одну большую композицию в девяти частях), составивших программу альбома Black Paintings.
Но прежде, чем говорить об альбоме, необходимо рассказать о самом Джеффе Гатири. Я уже привык, что частенько биографии создателей тех или иных представляемых в наших обзорах работ, богаты интересными и неожиданными поворотами судьбы, но ничего похожего на жизнеописание Гатири встречать не доводилось. Родился и рос он в глубоко провинциальной Оклахоме, стучал на барабанах в рок-группе, но, когда настало время выбирать жизненный путь, Джефф записался … в Специальные силы армии США, более известные, как «зеленые береты». За время службы он побывал в Афганистане и ОАЭ, Бангкоке и Санкт-Петербурге, был инструктором по обучению новобранцев на знаменитой базе в Форт-Брэгге. Но параллельно службе Гатири настойчиво и целеустремленно учился заочно и собрал целую коллекцию степеней в разных университетах: по тайскому языку и литературе, по азиатским исследованиям, в области менеджмента. Но с 2004 года Джеффа вновь властно позвала музыка. Он вернулся к игре на барабанах, да так успешно, что в 2007 году, когда он работал в Афганистане, взяв небольшой отпуск, быстренько слетал в Лос-Анджелес и там легко выиграл престижный конкурс на «самого скоростного барабанщика мира», показав 1054 удара в минуту. С 2008 года Гатири уже профессионально играет джаз, а в 2012 – 2015 годах учится в знаменитом колледже Беркли, получив в декабре 2015-го степень по игре на барабанах – в 51 год! Параллельно, с мая по октябрь того же года, он сочиняет музыку по мотивам картин Гойи и затем, вместе со своим приятелем Сяо Анли, продюсирует на собственные деньги создание первого в своей жизни альбома Black Paintings.
Проект потрясает своей масштабностью. Для записи альбома Джефф Гатири пригласил большой симфонический оркестр East Coast Scoring Orchestra под управлением Кристо Кондакчи, в котором сам играл на литаврах. Кроме того, он собрал звездный джазовый квартет с Кенни Вернером за роялем, Джорджем Гарцоне на тенор-саксофоне и Бруно Рабергом на басу, в котором, естественно, занял место за ударной установкой. В композиции Two Monks в качестве гостя проекта играл на гитаре и знаменитый Дэвид Фьючински. Квартет играет в четырех треках – двух с оркестром и двух без него. При этом вся музыка, исполняемая оркестром, сочинена заранее, а вся музыка квартета – плод свободной «импровизации на тему». Для активизации этого процесса при записи в студии были развешены репродукции работ Гойи, вдохновлявшие музыкантов. Кстати, и к прекрасно изданному альбому приложен постер с высококачественными репродукциями всех девяти работ.
Альбом произвел сильное впечатление. Разумеется, я далек от сравнений этой работы Джеффа Гатири со, скажем, симфоджазовыми полотнами Эллингтона. Но дерзость замысла и уровень его воплощения заставляют, по крайней мере, порефлексировать на темы адекватности «перевода» шедевров изобразительного искусства на язык музыки, а заодно и о том, что джаз и академическая музыка сближаются все теснее, увы, теряя при этом значительную часть аудитории, отходящую к масс-культовым жанрам.
Начнем с трюизма: Эрни Уоттс – большой мастер джаза. Очень большой. И если вы ранее никогда особенно не интересовались джазом, и волею судеб новый альбом квартета Эрни Уоттса случайно попал вам в руки – вам повезло. Поставьте сначала ...
У этого пианиста было два имени, две жизни. В первой его звали Эуджен Чичеу, он родился в румынском городе Клуже в 1940 году в семье православного священника. С детства Эуджен пел в церковном хоре, в 4 года сел за фортепьяно, а уже в шесть лет ...
Сорок лет – именно столько исполнилось живущему в Нью-Йорке итальянскому гитаристу Фабрицио Сотти в 2015 году, когда шла запись его очередного альбома, который увидит свет в июне этого года. Так что название Forty выглядит в данном случае ...
Итак, эхо летнего визита в Беларусь живущего в Польше британского саксофониста-импровизатора Фтлипа Палмера стало троекратным! Вслед за совместным альбомом Палмера с минским электронщиком Aortha (Chaotic Passage) и коллективным джемом британца со ...
Этот альбом обязательно станет приятным сюрпризом для поклонников традиционной ирландской музыки. Они откроют для себя совершенно новое имя, потому что Wait Till The Clouds Roll By стал дебютным альбомом для молодого ирландского музыканта Финтана ...
Не буду скрывать: в обширной и интересной группе музыкантов и коллективов, издающих свои работы под логотипом лондонского лейбла RareNoise Records, шотландская группа Free Nelson Mandoomjazz принадлежит к числу моих самых любимых. Для тех, кто не ...
«Театр абсурда» - новый альбом живущего и работающего в Нью-Йорке японского гитариста и композитора Джина Эсса. Похоже, Эсс переживает сейчас период заметной творческой активности – за последние четыре года это уже третий его ...
В августе 2014 года в клубе Chan’s, что в городе Вунсокет, Род-Айленд (это Новая Англия) записывался этот концертный альбом. Для альт-саксофониста Грега Эбата данный проект был следующим за студийным альбомом 2014 года Motif (рецензию на него ...
Замечательный американский саксофонист Грег Эбат не впервые гостит в нашем «CD- обзоре». Рецензии на его предыдущие релизы легко найти на сайте, поместив в поисковик имя музыканта. В этой связи я не очень хотел останавливаться на ...
Первый альбом пианиста Грега Мерфи на лейбле Whaling City Sound стал всего лишь четвертым в его дискографии. Уроженец Чикаго и житель Нью-Йорка с 1987 года, Мерфи – очень опытный музыкант, но записывается он действительно не часто. К ...
Rex, как известно, на латыни означает «король». При всей возможной самоиронии, вложенной автором в название этого альбома, оно отражает действительное положение вещей. Помнится, говоря об одном из предыдущих дисков Хендрика Меркенса, я ...