Новый альбом в серии сетевых переизданий каталога MPS Records представляет во всей красе одного из апостолов фри-джаза, самого известного фри-джазового пианиста, 49-летнего (на тот момент) Сесила Тейлора. Всего лишь две композиции, составившие альбом – это концертная запись, сделанная во время выступления ансамбля Тейлора в Кирхцартене, Шварцвальд. О месте действия в английском переводе говорит и название альбома: Live in the Black Forest. Black Forest, то есть «Черный лес», это и есть Шварцвальд, регион в земле Баден-Вюртенберг, где, кстати, и находится штаб-квартира знаменитого лейбла MPS Records, чье название в одном из вариантов расшифровывается, как «Музыкальная продукция из Шварцвальда».
3 июня 1978 года Сесил Тейлор играл в Кирхцартене в составе своего секстета. Вместе с ним на сцену вышли его давний соратник, саксофонист Джимми Лайонс, трубач Ральфи Малик, скрипач Рэмси Эймин и ритм-группа Сайрон – Рональд Шеннон Джексон, переигравшая чуть ли не со всеми классиками фри-джаза, включая Орнетта Коулмэна и Элберта Эйлера. В общем, компания подобралась на славу.
И первый трек альбома, The Eel Pot, очень наглядно продемонстрировал зрителям, что такое ансамблевая импровизация во фри-джазе. Не могу сказать, что сам Тейлор здесь ушел в тень. Нет, он просто был равным среди равных, невзирая на свой звездный статус. Линии духовых, скрипки, фортепьяно и ритм-группы абсолютно равноправны в этой очень динамичной, эмоциональной и свободно развивающейся атональной музыке. Понятно, что на концерт собрались люди, преимущественно знавшие примерно, что им предстоит услышать. Тем не менее бурная овация в конце пьесы весьма красноречива. Вторая композиция, Sperichill On Calling, в общем-то развивалась по тем же законам, но «расстановка сил» здесь уже несколько иная. Уже на старте Сесил Тейлор разразился длинным соло в своем фирменном «ударном» стиле игры на фортепьяно, и в дальнейшем также держал развитие музыкальной интриги под своим контролем.
Кто-то может сказать, что к концу 70-х главные работы Тейлора были уже позади, кто-то может вспомнить весьма негативное отношение к его музыке, например, Майлса Дэвиса. Первым я бы напомнил, что только в том же 1978 году Тейлор выпустил сразу четыре альбома – весьма высокая творческая активность, какой уж тут творческий спад, тем более, что именно в 70-е годы Сесил стал записывать свои сольные альбомы, а это вообще отдельная тема. А что касается вторых… что ж, Великий Толстой тоже нелицеприятно отзывался о великом Шекспире, но для абсолютного большинства людей они оба были и остаются великими, несмотря на этот частный факт. Так что, если любите фри-джаз, обязательно слушайте одного из классиков этого направления!
MPS Records 2016 /1978
2 tks / 50 mins
(Cecil Taylor – p; Jimmy Lyons – as; Ralphe Malik – tp; Ramsey Ameen – vi; Sirone – b; Ronald Shannon Jackson – dr;)
Линк предоставил Steffen Mayer, Herzog Promotion
В характерной для петербургского лейбла Spina!Rec манере здесь под одной обложкой объединены два разных европейских проекта. Основой для такой амальгамы стала общая экспериментальная направленность творчества. Каждый представлен одной большой ...
Если бы я открывал небольшое, на несколько столиков, кафе с джазовым уклоном, то Day & Night, сольный фортепьянный альбом американки Лайзы Хилтон, послужил бы идеальным фоном для создания атмосферы и уютной, и подлинно джазовой. Сольный джаз на ...
Американский электроакустический дуэт Live Footage появился в Бруклине в 2007 году. Два приятеля, виолончелист Топу Лио и барабанщик Майк Тис, в равной степени интересовались как импровизацией, так и электронной музыкой. Эти два понятия и стали ...
Как правило, большинство бразильских музыкантов представляют два крупнейших центра страны – Рио-де-Жанейро или Сан-Паулу, но саксофонист Ливио Альмейда в этом смысле исключение. Ливио родился в столице страны – молодом городе Бразилиа, ...
Если верить пресс-релизу, Диего Мартинеса называют enfant terrible мексиканской электронной музыки. Возможно. Я назвал бы его просто очень большим мастером этого субжанра, настоящим виртуозом синтезаторов и других электронных устройств. Диего ...
Большинство любителей воспринимает бразильский джаз сквозь призму ритмов самбы и босановы и никак иначе. Я, грешный, тоже во многом подвержен этому стереотипу. Просто, другой бразильский джаз слушать приходиться крайне редко. Но вот альбом Ubuntu ...
Американо-израильский ансамбль из Чикаго Marbin не только интенсивно концертирует (количество выступлений за год – около 250!), но и активно пополняет свою дискографию. Весна 2016-го подарила поклонникам Marbin уже шестой по счету альбом, ...
Видимо, не подлежит сомнению, что самым знаменитым семейным кланом в современном джазе остается семейство Марсалисов. Но альбом Grace знакомит нас с также весьма креативным и интересным семейным бэндом. И хотя на обложке альбома стоит только имя ...
Начну с прямой цитаты «вводного» текста, опубликованного лейблом, благо он небольшой, и вдобавок вобрал в себя названия всех шести композиций альбома, рассыпанные по тексту, как изюм по булочке: «Марс-69 повстречал Гауте Гранли. ...
Седьмой по счету альбом нью-йоркского саксофониста Мэтта Крискуоло стал вторым для нашего сайта. Два года назад мне доводилось писать о его предыдущей работе Headin’ Out, этот текст можно найти на сайте, поэтому интересующимся биографическими ...
46-летний Мэтт Лавель уже давно является заметной фигурой в авангардном крыле нью-йоркского джаза (интересно, что одним из первых заметных шагов в его творческой карьере была поездка в Советский Союз в конце 80-х в составе студенческого ...
Мэтт Юлери – один их тех, кто поддерживает славу Чикаго, как одного из крупнейших джазовых центров Америки. По основной своей музыкальной специальности он – басист, причем в широком смысле слова: помимо традиционного контрабаса, Мэтт ...