Новый альбом в серии сетевых переизданий каталога MPS Records представляет во всей красе одного из апостолов фри-джаза, самого известного фри-джазового пианиста, 49-летнего (на тот момент) Сесила Тейлора. Всего лишь две композиции, составившие альбом – это концертная запись, сделанная во время выступления ансамбля Тейлора в Кирхцартене, Шварцвальд. О месте действия в английском переводе говорит и название альбома: Live in the Black Forest. Black Forest, то есть «Черный лес», это и есть Шварцвальд, регион в земле Баден-Вюртенберг, где, кстати, и находится штаб-квартира знаменитого лейбла MPS Records, чье название в одном из вариантов расшифровывается, как «Музыкальная продукция из Шварцвальда».
3 июня 1978 года Сесил Тейлор играл в Кирхцартене в составе своего секстета. Вместе с ним на сцену вышли его давний соратник, саксофонист Джимми Лайонс, трубач Ральфи Малик, скрипач Рэмси Эймин и ритм-группа Сайрон – Рональд Шеннон Джексон, переигравшая чуть ли не со всеми классиками фри-джаза, включая Орнетта Коулмэна и Элберта Эйлера. В общем, компания подобралась на славу.
И первый трек альбома, The Eel Pot, очень наглядно продемонстрировал зрителям, что такое ансамблевая импровизация во фри-джазе. Не могу сказать, что сам Тейлор здесь ушел в тень. Нет, он просто был равным среди равных, невзирая на свой звездный статус. Линии духовых, скрипки, фортепьяно и ритм-группы абсолютно равноправны в этой очень динамичной, эмоциональной и свободно развивающейся атональной музыке. Понятно, что на концерт собрались люди, преимущественно знавшие примерно, что им предстоит услышать. Тем не менее бурная овация в конце пьесы весьма красноречива. Вторая композиция, Sperichill On Calling, в общем-то развивалась по тем же законам, но «расстановка сил» здесь уже несколько иная. Уже на старте Сесил Тейлор разразился длинным соло в своем фирменном «ударном» стиле игры на фортепьяно, и в дальнейшем также держал развитие музыкальной интриги под своим контролем.
Кто-то может сказать, что к концу 70-х главные работы Тейлора были уже позади, кто-то может вспомнить весьма негативное отношение к его музыке, например, Майлса Дэвиса. Первым я бы напомнил, что только в том же 1978 году Тейлор выпустил сразу четыре альбома – весьма высокая творческая активность, какой уж тут творческий спад, тем более, что именно в 70-е годы Сесил стал записывать свои сольные альбомы, а это вообще отдельная тема. А что касается вторых… что ж, Великий Толстой тоже нелицеприятно отзывался о великом Шекспире, но для абсолютного большинства людей они оба были и остаются великими, несмотря на этот частный факт. Так что, если любите фри-джаз, обязательно слушайте одного из классиков этого направления!
MPS Records 2016 /1978
2 tks / 50 mins
(Cecil Taylor – p; Jimmy Lyons – as; Ralphe Malik – tp; Ramsey Ameen – vi; Sirone – b; Ronald Shannon Jackson – dr;)
Линк предоставил Steffen Mayer, Herzog Promotion
С начала 90-х годов прошлого века уругвайский гитарист Беледо живет и работает в Нью-Йорке. В детстве он начинал с игры на фортепьяно, но подъем рок-музыки заставил его обратиться к гитаре, ставшей для него основным инструментом. До переезда в США ...
Первое для сайта знакомство с небольшой независимой фирмой звукозаписи spina!rec из Санкт-Петербурга, специализирующейся на издании в кассетном, виниловом и сетевом варианте работ музыкантов, занимающихся импровизационным авангардом, в первую ...
С греческим ансамблем из Афин Borderline Syndrome мы знакомим наших читателей на их втором диске, ЕР под названием Synapses, выпущенным в 2016 году. Дебютным же стал для группы альбом Stateless, изданный еще в 2012-м. Я его не слышал, но потому, что ...
Арфа – инструмент древний, но сравнительно редко попадающий в эпицентр внимания публики – это касается как академической музыки, так и джаза. Арфу, по крайней мере в ее классическом варианте, считают преимущественно женским инструментом ...
Для канадской басистки, певицы и композитора Брэнди Дистерхефт Blue Canvas – это уже четвертый альбом в дискографии. Уроженка Ванкувера дебютировала еще в 2008 году альбомом со скромным названием Debut, но эта работа сразу принесла ей высшую ...
«Двигаясь вперед» - довольно символичное название, не правда ли? Что ж, для тенор-саксофониста Брента Галлахера этот новый альбом действительно еще один шаг вперед в джазовой карьере. Брента хорошо знают в Цинцинатти, он уже четверть ...
Два москвича, два человека, активно занимающиеся электронной экспериментальной музыкой, оба выступают и записываются под никами, оба являются владельцами собственных лейблов – но у каждого из них свой путь, свои творческие методы и ранее они ...
Каждый представляет, как волнует встреча с друзьями, которых давно не видел: тут и радость, и ревнивое сравнение числа новых морщинок на лице, и неизбежные ностальгические воспоминания – в общем, сложная гамма чувств. Похожие эмоции я испытал, ...
С пианисткой из Нью-Йорка Кэрол Либовиц наш сайт познакомился уже в 2015 году в дебютном альбоме, как трио Payne / Lindal / Liebowitz, так и издавшего его молодого независимого лейбла Line Art Records. И вот – второй альбом в каталоге лейбла ...
Аструд Жильберто, Флора Пурим, Таня Мария, Элиана Элиас, Лючиана Соуза… Бразильская джазовая сцена регулярно дарит миру ярких, талантливых вокалисток. Пора запомнить и еще одно имя – Кэрол Сабойя. Это мне – пора, поскольку впервые ...
Американский саксофонист Чарли Мариано (1923-2009), он же Кармине Уго Мариано, в разные периоды своей творческой деятельности играл разную музыку, но с неизменно высоким качеством. Мариано сотрудничал со Стеном Кентоном, Тошико Акиоши (с которой его ...
Американскому трубачу Крису Клэкстону повезло с учителями. Уже обучаясь в Университете Нью-Хемпшира он познакомился со знаменитым Кларком Терри и стал на какой-то период его ассистентом и тур-менеджером. Впоследствии он много почерпнул и у других ...