Новый альбом в серии сетевых переизданий каталога MPS Records представляет во всей красе одного из апостолов фри-джаза, самого известного фри-джазового пианиста, 49-летнего (на тот момент) Сесила Тейлора. Всего лишь две композиции, составившие альбом – это концертная запись, сделанная во время выступления ансамбля Тейлора в Кирхцартене, Шварцвальд. О месте действия в английском переводе говорит и название альбома: Live in the Black Forest. Black Forest, то есть «Черный лес», это и есть Шварцвальд, регион в земле Баден-Вюртенберг, где, кстати, и находится штаб-квартира знаменитого лейбла MPS Records, чье название в одном из вариантов расшифровывается, как «Музыкальная продукция из Шварцвальда».
3 июня 1978 года Сесил Тейлор играл в Кирхцартене в составе своего секстета. Вместе с ним на сцену вышли его давний соратник, саксофонист Джимми Лайонс, трубач Ральфи Малик, скрипач Рэмси Эймин и ритм-группа Сайрон – Рональд Шеннон Джексон, переигравшая чуть ли не со всеми классиками фри-джаза, включая Орнетта Коулмэна и Элберта Эйлера. В общем, компания подобралась на славу.
И первый трек альбома, The Eel Pot, очень наглядно продемонстрировал зрителям, что такое ансамблевая импровизация во фри-джазе. Не могу сказать, что сам Тейлор здесь ушел в тень. Нет, он просто был равным среди равных, невзирая на свой звездный статус. Линии духовых, скрипки, фортепьяно и ритм-группы абсолютно равноправны в этой очень динамичной, эмоциональной и свободно развивающейся атональной музыке. Понятно, что на концерт собрались люди, преимущественно знавшие примерно, что им предстоит услышать. Тем не менее бурная овация в конце пьесы весьма красноречива. Вторая композиция, Sperichill On Calling, в общем-то развивалась по тем же законам, но «расстановка сил» здесь уже несколько иная. Уже на старте Сесил Тейлор разразился длинным соло в своем фирменном «ударном» стиле игры на фортепьяно, и в дальнейшем также держал развитие музыкальной интриги под своим контролем.
Кто-то может сказать, что к концу 70-х главные работы Тейлора были уже позади, кто-то может вспомнить весьма негативное отношение к его музыке, например, Майлса Дэвиса. Первым я бы напомнил, что только в том же 1978 году Тейлор выпустил сразу четыре альбома – весьма высокая творческая активность, какой уж тут творческий спад, тем более, что именно в 70-е годы Сесил стал записывать свои сольные альбомы, а это вообще отдельная тема. А что касается вторых… что ж, Великий Толстой тоже нелицеприятно отзывался о великом Шекспире, но для абсолютного большинства людей они оба были и остаются великими, несмотря на этот частный факт. Так что, если любите фри-джаз, обязательно слушайте одного из классиков этого направления!
MPS Records 2016 /1978
2 tks / 50 mins
(Cecil Taylor – p; Jimmy Lyons – as; Ralphe Malik – tp; Ramsey Ameen – vi; Sirone – b; Ronald Shannon Jackson – dr;)
Линк предоставил Steffen Mayer, Herzog Promotion
Дебютный альбом молодой американской саксофонистки и композитора. Дебютный – и, в то же время, словно подводящий итог первого этапа творческой жизни Эдисон Эванс, когда она работала в аккомпанирующем большой звезде ансамбле, а теперь начала ...
Дебютный альбом питерского проекта Afreaks, изданный московским сетевым лейблом FancyMusic, записан в студии в конце зимы 2016 года. Но пусть вас не вводит в заблуждение студийный характер записи: все семь треков альбома – плод чистой, ...
Почти десять лет назад мне довелось читать и рецензировать Signs Along The Road, изданную в Германии книгу стихов американского фри-джазового басиста и поэта Генри Граймса, человека, игравшего с Монком, Роллинсом, Шеппом, Сесилом Тейлором и ...
У Алины Енгибарян хорошие джазовые гены - дед молодой певицы, Николай Гончаров, играл на барабанах в лучших оркестрах советской эпохи: у Рознера, Кролла, Орбеляна, Лундстрема. Россиянке Алине Енгибарян повезло с местом рождения – она родилась ...
Один из наиболее ярких и важных джазовых релизов едва начавшегося года от Butman Music Records, привлек внимание поклонников концептуального искусства, отдающих предпочтение умному, философскому звучанию новой импровизационной музыки, которую лишь ...
Состав, записавший этот диск, существует с 2007 года. Правда, тогда это был квинтет еще более международного состава – вместе с тремя голландцами и американским тромбонистом работал еще и немецкий гитарист, вместе они записали альбом Who is in ...
Галерея индонезийского джаза на наших страницах пополняется благодаря MoonJune Records еще одним портретом. На сей раз это гитарист Андре Динут. Андре сейчас тридцать четыре года (он родился в 1982 году), родом он из восточной части Индонезии, с ...
Петербуржец Андрей Поповский, человек, входящий в топ-группу российских импровизаторов-экспериментаторов, уже «засвечивался» на нашем сайте в совместном с Ильей Белоруковым альбоме Pafka (2015), изданном Mikroton Digital. И вот теперь ...
Благодаря любезности Джима Эйго и Jazz Promo Services я слушаю музыку бразильского пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо с 2013 года. За это время я уже как-то привык, что Антонио каждый год дарит своим поклонникам новый альбом, а в ...
«Молодые львы» итальянского джаза все увереннее заявляют о себе. К этой тенденции можно отнести и дебютный альбом пианиста Антонио Вивенцо Canyon. Постоянные читатели нашего сайта обнаружат среди музыкантов, участвовавших в записи диска, ...
Мне сложно назвать основную профессию Филипа Палмера. В качестве переводчика и преподавателя английского языка, как иностранного, англичанин Палмер много лет живет и работает в Польше. Но одновременно Филип является заметной фигурой польской ...
Flow - так назвал свой новый, третий по счету, альбом израильский пианист из Тель-Авива Ари Эрев. В буклете к альбому он говорит о многозначности этого английского слова. Есть понятие «поток», в котором он видит нечто общее с музыкой, ...