Не буду скрывать: в обширной и интересной группе музыкантов и коллективов, издающих свои работы под логотипом лондонского лейбла RareNoise Records, шотландская группа Free Nelson Mandoomjazz принадлежит к числу моих самых любимых. Для тех, кто не читал на сайте рецензии на их предыдущие альбомы The Shape Of Doomjazz To Come / Saxophone Giganticus и Awakening Of A Capital, напомню, что Free Nelson Mandoomjazz – трио, состоящее из саксофонистки Ребекки Снеддон, басиста Колина Стюарта и ударника Пола Арчибальда, а doomjazz в названии коллектива – принятое самими музыкантами определение стилистики их творчества, сочетание (трудно представимое до прослушивания) doom metal и free jazz. Поэтому промо-копию их готовящегося к изданию в сентябре-октябре этого года нового альбома The Organ Grinder я вставлял в плэйер с особым воодушевлением.
В предыдущих рецензиях я был несколько не точен, называя Free Nelson Mandoomjazz группой из Эдинбурга. На самом деле в бывшей королевской столице Шотландии живет только Пол Арчибальд (Ребекка проживает в Бристоле, а Колин – аж в Абу-Даби). Музыканты встречаются два-три раза в год на сессиях звукозаписи, для фестивальных или концертных выступлений. Именно в ходе такой сессии, в старинном здании викторианской эпохи театра Reid Hall в Эдинбурге был записан The Organ Grinder.
Что сказать об этой работе? Шаг вперед в творческом развитии – несомненно. Даже по чисто формальному признаку, объему, The Organ Grinder выглядит посолиднее предшественников: 70 минут звучания (почти на полчаса больше) и одиннадцать композиций. Заметно расширилась звуковая палитра музыкантов: Арчибальд в дополнение к ударным и перкуссии в одном треке играет на фортепьяно, в другом – на органе. Впервые группа пригласила двух духовиков-единомышленников: трубач Люк Клейн гостит в четырех треках, тромбонист Патрик Дарли – в двух. Но вот стилистика, специфичность саунда Free Nelson Mandoomjazz остались неизменными.
Старт альбома напоминает ее очень зримо. Open The Gate открывает программу ясным, лучистым, как солнышко, соло саксофона. Его быстро «догоняет» неумолимо тяжелый ритм ударных, а затем и баса, который перехватывает лидерство, повторяя тему, а вот во второй части композиции царит уже фри-джаз с заметно ускорившимся темпом исполнения. Новшества начинают проявляться уже во второй пьесе You Are Old, Father William, сочиненной Арчибальдом, и, особенно, в одной из самых длинных в альбоме пьесе Снеддон The Woods сложными переплетениями линий духовых – в одном случае саксофона и трубы, в другом – саксофона и тромбона. The Woods показалась мне наиболее фри-джазовой композицией диска. Неожиданностью же диска я назвал бы оригинальную версию Calcutta Cutie Хорэса Сильвера. Принесенная в программу гостем Люком Клейном LORA выглядит царством духовых с гимноподобными унисонами. Bicycle Day и Always Go Left In The Maze, исполненные в формате классического для группы трио, запомнились отменной работой Колина Стюарта и очень лиричной игрой Ребекки Снеддон. Shapeshifter удивил необычным для группы быстрым темпом, где Клейн и Снеддон усердно несутся вслед за ритм-группой. И, наконец, финальная пьеса под названием Om: звучание органа повисает над саксофонной импровизацией, как эманация Господа над земной суетой. Очень эффектное окончание альбома, который Free Nelson Mandoomjazz явно может записать себе в плюс. Кстати, группа выступит в ноябре на джазовом фестивале в Гданьске и наверняка будет исполнять там что-то из этой программы. Не пропустите The Organ Grinder, а если удастся – и живой концерт шотландцев.
Если бы я открывал небольшое, на несколько столиков, кафе с джазовым уклоном, то Day & Night, сольный фортепьянный альбом американки Лайзы Хилтон, послужил бы идеальным фоном для создания атмосферы и уютной, и подлинно джазовой. Сольный джаз на ...
Американский электроакустический дуэт Live Footage появился в Бруклине в 2007 году. Два приятеля, виолончелист Топу Лио и барабанщик Майк Тис, в равной степени интересовались как импровизацией, так и электронной музыкой. Эти два понятия и стали ...
Как правило, большинство бразильских музыкантов представляют два крупнейших центра страны – Рио-де-Жанейро или Сан-Паулу, но саксофонист Ливио Альмейда в этом смысле исключение. Ливио родился в столице страны – молодом городе Бразилиа, ...
Если верить пресс-релизу, Диего Мартинеса называют enfant terrible мексиканской электронной музыки. Возможно. Я назвал бы его просто очень большим мастером этого субжанра, настоящим виртуозом синтезаторов и других электронных устройств. Диего ...
Большинство любителей воспринимает бразильский джаз сквозь призму ритмов самбы и босановы и никак иначе. Я, грешный, тоже во многом подвержен этому стереотипу. Просто, другой бразильский джаз слушать приходиться крайне редко. Но вот альбом Ubuntu ...
Американо-израильский ансамбль из Чикаго Marbin не только интенсивно концертирует (количество выступлений за год – около 250!), но и активно пополняет свою дискографию. Весна 2016-го подарила поклонникам Marbin уже шестой по счету альбом, ...
Видимо, не подлежит сомнению, что самым знаменитым семейным кланом в современном джазе остается семейство Марсалисов. Но альбом Grace знакомит нас с также весьма креативным и интересным семейным бэндом. И хотя на обложке альбома стоит только имя ...
Начну с прямой цитаты «вводного» текста, опубликованного лейблом, благо он небольшой, и вдобавок вобрал в себя названия всех шести композиций альбома, рассыпанные по тексту, как изюм по булочке: «Марс-69 повстречал Гауте Гранли. ...
Седьмой по счету альбом нью-йоркского саксофониста Мэтта Крискуоло стал вторым для нашего сайта. Два года назад мне доводилось писать о его предыдущей работе Headin’ Out, этот текст можно найти на сайте, поэтому интересующимся биографическими ...
46-летний Мэтт Лавель уже давно является заметной фигурой в авангардном крыле нью-йоркского джаза (интересно, что одним из первых заметных шагов в его творческой карьере была поездка в Советский Союз в конце 80-х в составе студенческого ...
Мэтт Юлери – один их тех, кто поддерживает славу Чикаго, как одного из крупнейших джазовых центров Америки. По основной своей музыкальной специальности он – басист, причем в широком смысле слова: помимо традиционного контрабаса, Мэтт ...
Мэтью Фрис, уроженец небольшого городка Селинсгрув, Пенсильвания, рос в музыкальной семье. Его мать была певицей академического жанра, отец преподавал фортепьяно в университете. Поэтому естественно этот инструмент стал его первым, а, после некоторых ...