Не буду скрывать: в обширной и интересной группе музыкантов и коллективов, издающих свои работы под логотипом лондонского лейбла RareNoise Records, шотландская группа Free Nelson Mandoomjazz принадлежит к числу моих самых любимых. Для тех, кто не читал на сайте рецензии на их предыдущие альбомы The Shape Of Doomjazz To Come / Saxophone Giganticus и Awakening Of A Capital, напомню, что Free Nelson Mandoomjazz – трио, состоящее из саксофонистки Ребекки Снеддон, басиста Колина Стюарта и ударника Пола Арчибальда, а doomjazz в названии коллектива – принятое самими музыкантами определение стилистики их творчества, сочетание (трудно представимое до прослушивания) doom metal и free jazz. Поэтому промо-копию их готовящегося к изданию в сентябре-октябре этого года нового альбома The Organ Grinder я вставлял в плэйер с особым воодушевлением.
В предыдущих рецензиях я был несколько не точен, называя Free Nelson Mandoomjazz группой из Эдинбурга. На самом деле в бывшей королевской столице Шотландии живет только Пол Арчибальд (Ребекка проживает в Бристоле, а Колин – аж в Абу-Даби). Музыканты встречаются два-три раза в год на сессиях звукозаписи, для фестивальных или концертных выступлений. Именно в ходе такой сессии, в старинном здании викторианской эпохи театра Reid Hall в Эдинбурге был записан The Organ Grinder.
Что сказать об этой работе? Шаг вперед в творческом развитии – несомненно. Даже по чисто формальному признаку, объему, The Organ Grinder выглядит посолиднее предшественников: 70 минут звучания (почти на полчаса больше) и одиннадцать композиций. Заметно расширилась звуковая палитра музыкантов: Арчибальд в дополнение к ударным и перкуссии в одном треке играет на фортепьяно, в другом – на органе. Впервые группа пригласила двух духовиков-единомышленников: трубач Люк Клейн гостит в четырех треках, тромбонист Патрик Дарли – в двух. Но вот стилистика, специфичность саунда Free Nelson Mandoomjazz остались неизменными.
Старт альбома напоминает ее очень зримо. Open The Gate открывает программу ясным, лучистым, как солнышко, соло саксофона. Его быстро «догоняет» неумолимо тяжелый ритм ударных, а затем и баса, который перехватывает лидерство, повторяя тему, а вот во второй части композиции царит уже фри-джаз с заметно ускорившимся темпом исполнения. Новшества начинают проявляться уже во второй пьесе You Are Old, Father William, сочиненной Арчибальдом, и, особенно, в одной из самых длинных в альбоме пьесе Снеддон The Woods сложными переплетениями линий духовых – в одном случае саксофона и трубы, в другом – саксофона и тромбона. The Woods показалась мне наиболее фри-джазовой композицией диска. Неожиданностью же диска я назвал бы оригинальную версию Calcutta Cutie Хорэса Сильвера. Принесенная в программу гостем Люком Клейном LORA выглядит царством духовых с гимноподобными унисонами. Bicycle Day и Always Go Left In The Maze, исполненные в формате классического для группы трио, запомнились отменной работой Колина Стюарта и очень лиричной игрой Ребекки Снеддон. Shapeshifter удивил необычным для группы быстрым темпом, где Клейн и Снеддон усердно несутся вслед за ритм-группой. И, наконец, финальная пьеса под названием Om: звучание органа повисает над саксофонной импровизацией, как эманация Господа над земной суетой. Очень эффектное окончание альбома, который Free Nelson Mandoomjazz явно может записать себе в плюс. Кстати, группа выступит в ноябре на джазовом фестивале в Гданьске и наверняка будет исполнять там что-то из этой программы. Не пропустите The Organ Grinder, а если удастся – и живой концерт шотландцев.
Лакомое блюдо подготовила для любителей новоджазовой импровизационной музыки небольшая итальянская независимая фирма nusica.org из Тревизо своим девятым релизом. К необычному стилю оформления дисков этой фирмы наши читатели уже могли привыкнуть, но, ...
Москвич Курт Лидварт, основатель лейбла Mikroton Recordings (Mikroton Digital – его сетевое подразделение) и петербуржец Илья Белоруков плодотворно сотрудничают на ниве экспериментальной музыки с 2009 года. Обзоры работ обоих звуковых ...
Вот и еще раз «Импровизационный (импровизированный?) оркестр» оказался увековечен в каталоге минского сетевого лейбла HAZE. Если альбом Armenian Dots Door (2015) представлял его, как Orq Improvis (при желании, ищите этот обзор на сайте), ...
Джазовый рынок переживает эру трибьютов, и оставим специалистам разбор причин этого явления: чего тут больше – уважения и восхищения предшественниками или недостатка свежих идей. Так или иначе, множество новых релизов пестрят посвящениями ...
Хотя в названии этого альбома перечисляются разнообразные редкие атмосферные эффекты, музыка итальянского ансамбля Inutili отнюдь не атмосферична – в смысле очень далека от ambient. Трио из города Терамо играет значительно более жесткую ...
Этот диск откроет список джазовых релизов нового года: Three Story Sandbox поступает в продажу 1 января 2016-го. Безусловно, он пройдет по ведомству авангарда и свободной импровизационной музыки и, уверен, не затеряется в нем – больно уж ...
Странный образ выбрала Джеки Гейдж для названия своего дебютного альбома. Да, ее голос мягок и нежен, и его сравнение с песнями сирен еще можно понять, но сирены древнегреческой мифологии были существами весьма коварными. Своим сладкозвучным пением ...
Музыкальную карьеру словенского саксофониста Яна Куса я сравнил бы с полетом трехступенчатой ракеты. Взяла она старт в его родной стране, где он с пяти лет начал заниматься музыкой и в 2006 году закончил консерваторию в Любляне. Грант министерства ...
Альбом с первого взгляда привлекает внимание своей обложкой: отличный психологический фотопортрет исполнительницы, продолжающий классические традиции выдающегося джазового фотографа Хермана Леонарда – можно поздравить Бриджит Лакомб с этой ...
Молодой американский джазовый пианист Джаррет Чернер живет в Бруклине. Музыкальное образование он получил в весьма престижных учебных заведениях: Консерватории Новой Англии и Манхэттенской школе музыки. Свой первый альбом в качестве лидера ...
Творческие импульсы Джейсон Майлс получает из точки, где соприкасаются джаз, рок, соул, фанк и ритм-энд-блюз. Именно поэтому он «пришелся ко двору» Майлсу Дэвису и участвовал в записи его поздних альбомов, заслужив самую лестную оценку ...
В течение четырех лет, с 1819 по 1823 год, стареющий испанский художник Франсиско Гойя украшал стены своего дома причудливыми и гротескными фресками. Долгое время о них никто не знал. Лишь в 70-х годах ХIХ века эти фрески были переведены на холст и ...