Не буду скрывать: в обширной и интересной группе музыкантов и коллективов, издающих свои работы под логотипом лондонского лейбла RareNoise Records, шотландская группа Free Nelson Mandoomjazz принадлежит к числу моих самых любимых. Для тех, кто не читал на сайте рецензии на их предыдущие альбомы The Shape Of Doomjazz To Come / Saxophone Giganticus и Awakening Of A Capital, напомню, что Free Nelson Mandoomjazz – трио, состоящее из саксофонистки Ребекки Снеддон, басиста Колина Стюарта и ударника Пола Арчибальда, а doomjazz в названии коллектива – принятое самими музыкантами определение стилистики их творчества, сочетание (трудно представимое до прослушивания) doom metal и free jazz. Поэтому промо-копию их готовящегося к изданию в сентябре-октябре этого года нового альбома The Organ Grinder я вставлял в плэйер с особым воодушевлением.
В предыдущих рецензиях я был несколько не точен, называя Free Nelson Mandoomjazz группой из Эдинбурга. На самом деле в бывшей королевской столице Шотландии живет только Пол Арчибальд (Ребекка проживает в Бристоле, а Колин – аж в Абу-Даби). Музыканты встречаются два-три раза в год на сессиях звукозаписи, для фестивальных или концертных выступлений. Именно в ходе такой сессии, в старинном здании викторианской эпохи театра Reid Hall в Эдинбурге был записан The Organ Grinder.
Что сказать об этой работе? Шаг вперед в творческом развитии – несомненно. Даже по чисто формальному признаку, объему, The Organ Grinder выглядит посолиднее предшественников: 70 минут звучания (почти на полчаса больше) и одиннадцать композиций. Заметно расширилась звуковая палитра музыкантов: Арчибальд в дополнение к ударным и перкуссии в одном треке играет на фортепьяно, в другом – на органе. Впервые группа пригласила двух духовиков-единомышленников: трубач Люк Клейн гостит в четырех треках, тромбонист Патрик Дарли – в двух. Но вот стилистика, специфичность саунда Free Nelson Mandoomjazz остались неизменными.
Старт альбома напоминает ее очень зримо. Open The Gate открывает программу ясным, лучистым, как солнышко, соло саксофона. Его быстро «догоняет» неумолимо тяжелый ритм ударных, а затем и баса, который перехватывает лидерство, повторяя тему, а вот во второй части композиции царит уже фри-джаз с заметно ускорившимся темпом исполнения. Новшества начинают проявляться уже во второй пьесе You Are Old, Father William, сочиненной Арчибальдом, и, особенно, в одной из самых длинных в альбоме пьесе Снеддон The Woods сложными переплетениями линий духовых – в одном случае саксофона и трубы, в другом – саксофона и тромбона. The Woods показалась мне наиболее фри-джазовой композицией диска. Неожиданностью же диска я назвал бы оригинальную версию Calcutta Cutie Хорэса Сильвера. Принесенная в программу гостем Люком Клейном LORA выглядит царством духовых с гимноподобными унисонами. Bicycle Day и Always Go Left In The Maze, исполненные в формате классического для группы трио, запомнились отменной работой Колина Стюарта и очень лиричной игрой Ребекки Снеддон. Shapeshifter удивил необычным для группы быстрым темпом, где Клейн и Снеддон усердно несутся вслед за ритм-группой. И, наконец, финальная пьеса под названием Om: звучание органа повисает над саксофонной импровизацией, как эманация Господа над земной суетой. Очень эффектное окончание альбома, который Free Nelson Mandoomjazz явно может записать себе в плюс. Кстати, группа выступит в ноябре на джазовом фестивале в Гданьске и наверняка будет исполнять там что-то из этой программы. Не пропустите The Organ Grinder, а если удастся – и живой концерт шотландцев.
Очень интересное переиздание в «сетевой» серии немецкого лейбла MPS. Здесь интересно все: личность автора проекта, история проекта, ну и, конечно же, музыка альбома 1968 года Auto Jazz /Tragic Destiny Of Lorenzo Bandini. Вот, пожалуй, в ...
Повезло тем, кто слушал первый альбом немецкого трубача Бастиана Штайна для Pirouet Records – Diegesis, им есть с чем сравнивать. Мне же, знакомясь с этим музыкантом по его новой работе Viktor, выпущенной лейблом три года спустя, приходится ...
С начала 90-х годов прошлого века уругвайский гитарист Беледо живет и работает в Нью-Йорке. В детстве он начинал с игры на фортепьяно, но подъем рок-музыки заставил его обратиться к гитаре, ставшей для него основным инструментом. До переезда в США ...
Первое для сайта знакомство с небольшой независимой фирмой звукозаписи spina!rec из Санкт-Петербурга, специализирующейся на издании в кассетном, виниловом и сетевом варианте работ музыкантов, занимающихся импровизационным авангардом, в первую ...
С греческим ансамблем из Афин Borderline Syndrome мы знакомим наших читателей на их втором диске, ЕР под названием Synapses, выпущенным в 2016 году. Дебютным же стал для группы альбом Stateless, изданный еще в 2012-м. Я его не слышал, но потому, что ...
Арфа – инструмент древний, но сравнительно редко попадающий в эпицентр внимания публики – это касается как академической музыки, так и джаза. Арфу, по крайней мере в ее классическом варианте, считают преимущественно женским инструментом ...
Для канадской басистки, певицы и композитора Брэнди Дистерхефт Blue Canvas – это уже четвертый альбом в дискографии. Уроженка Ванкувера дебютировала еще в 2008 году альбомом со скромным названием Debut, но эта работа сразу принесла ей высшую ...
«Двигаясь вперед» - довольно символичное название, не правда ли? Что ж, для тенор-саксофониста Брента Галлахера этот новый альбом действительно еще один шаг вперед в джазовой карьере. Брента хорошо знают в Цинцинатти, он уже четверть ...
Два москвича, два человека, активно занимающиеся электронной экспериментальной музыкой, оба выступают и записываются под никами, оба являются владельцами собственных лейблов – но у каждого из них свой путь, свои творческие методы и ранее они ...
Каждый представляет, как волнует встреча с друзьями, которых давно не видел: тут и радость, и ревнивое сравнение числа новых морщинок на лице, и неизбежные ностальгические воспоминания – в общем, сложная гамма чувств. Похожие эмоции я испытал, ...
С пианисткой из Нью-Йорка Кэрол Либовиц наш сайт познакомился уже в 2015 году в дебютном альбоме, как трио Payne / Lindal / Liebowitz, так и издавшего его молодого независимого лейбла Line Art Records. И вот – второй альбом в каталоге лейбла ...
Аструд Жильберто, Флора Пурим, Таня Мария, Элиана Элиас, Лючиана Соуза… Бразильская джазовая сцена регулярно дарит миру ярких, талантливых вокалисток. Пора запомнить и еще одно имя – Кэрол Сабойя. Это мне – пора, поскольку впервые ...