Carlo Actis Dato / Enzo Rocco - Noise from the Neighbours
07.11.2016
Каждый представляет, как волнует встреча с друзьями, которых давно не видел: тут и радость, и ревнивое сравнение числа новых морщинок на лице, и неизбежные ностальгические воспоминания – в общем, сложная гамма чувств. Похожие эмоции я испытал, получив от Энцо Рокко линк нового альбома его дуэта с Карло Актисом Дато. Оба музыканта – лидеры итальянского и европейского джазового авангарда, творчество обоих мне очень близко, их альбомы слушал и рецензировал неоднократно (все это есть на сайте), но последний раз это случалось целых пять лет назад. Волею судеб, то был также их дуэтный альбом Domestic Rehearsal (2011). И вот – новая встреча.
Оказывается, их новый дуэт приурочен к двадцатилетию сотрудничества. За эти годы Энцо и Карло сделали в дуэте четыре проекта: Paso Doble (1997), Paella & Norimaki (2000), уже упомянутый Domestic Rehearsal, а в феврале 2016 года записали живьем в Кастельлеоне, в Ломбардии, Noise from the Neighbours. Знакомую лукавую ироничность названия («Шум от соседей») я счел добрым знаком: с чувством юмора у этих музыкантов всегда было неплохо. Что ж, название не подвело: «юбилейный» альбом дуэта слушал не просто с интересом, но и с искренним удовольствием.
Приятно было слушать вещи c изрядной долей музыкального юмора, что вообще характерно для многих проектов Карло Актиса Дато. Такова Au grand bal des Asperges, где на старте музыканты играют в унисон, а затем баритон-саксофон Карло ведет разудалую мелодию, меняя по ходу композиции и темы, и темпы. Похожее ощущение оставил и Setubal, где гитара и саксофон закрутили головокружительную карусель, ведя тему с нотками чисто европейского шарма, и довольно жесткая по ритму композиция Apolide, исполненная тоже не без юмора и не без фирменных «фишек» Карло в верхнем регистре, и, конечно же, веселая финальная Rumbabamba, где оба музыканта «оторвались по полной», импровизируя на афро-кубинскую тему.
Но большую часть альбома составили все же вещи иного плана. Тут тон задала уже стартовая Atomico, где гитара Энцо виртуозно импровизирует на фоне ровного утробного звука баритон-саксофона, словно имитирующего некий электронный синтезатор, ближе к финишу пьесы уже саксофон подхватывает тему и ведет ее до конца с эскортом из гитарных пассажей. Фри-джазовый акцент явственнее и в Briciole, и в Duro & Puro с атональной истерикой саксофона, и в композиции с говорящим названием Taxfrei. Самой же сильной пьесой альбома я назвал бы самую объемную его композицию – семиминутную Kumano. Здесь тоже начинает Рокко, ведя лиричную, трогательную и немножко грустную тему на своей электрогитаре, а Актис Дато ассистирует солисту. Потом уже он выходит на авансцену, отложив свой основной баритон-саксофон ради более высокоголосого инструмента, и уже Рокко уходит в тень, предоставляя партнеру продолжить столь же таинственно-трепетную тему, в которой мелькает что-то ориентальное.
Да, и Энцо, и Карло стали на пять лет старше, старше и умудреннее выглядит и их музыка. Но базовое сочетание импровизации, новоджазовых элементов и того, что Карло Актис Дато очень удачно определил в названии другой своей работы (кстати, тоже дуэтной), как «воображаемый фольклор», осталось, остался блеск и привлекательность музыки, создаваемой этими большими мастерами.
Двое американцев, из которых один (Сет Трэчи) рос в предгорьях Аппалачей, а другой (Алекс Уайэтт) в Денвере, Колорадо, один израильтянин (Ницан Гавриэли) и один чилиец (Пабло Менарес) – таков коллектив со скромным названием Common Quartet. ...
Дебюты (а Rootless – это дебютный альбом трио Кори Кендрика) всегда интересны. Всегда ждешь, что незнакомое пока имя принесет что-то, чего тебе еще не доводилось слышать или откроет какие-то новые грани в уже знакомой стилистике. В случае с ...
Мне было чертовски интересно слушать этот диск выпускника Manhattan School of Music 2006 года, партнера по выступлениям Стива Дэвиса и Энтони Брэкстона, опытного и нестандартно мыслящего пианиста и композитора Крэйга Хартли. С одной стороны, Books ...
«Душа мира» - так назвал свой альбом аргентинский гитарист Кристиан Перес. Он заимствовал этот термин в его латинском звучании у древних, которые понимали под ним некую метафизическую силу, объединяющую все в окружающем нас мире в единое ...
2016-й год, конечно, только начался, но, думаю, что альбом Of Colors американского скрипача Кертиса Стюарта, который увидит свет в середине января, останется одной из самых интересных новинок года в целом. Это очень разноплановое или, точнее, ...
Из многих природных чудес Бразилии одним из самых знаменитых является так называемая «Встреча Вод»: две реки бассейна гигантской Амазонки, Солимойнс и Риу Негру, сливаясь в одно русло, много километров текут рядом, практически не ...
Дэнни Бэкер ворвался на американскую сцену, как метеор. Метеоры, правда, быстро сгорают в плотных слоях атмосферы, что же касается Дэнни, то его карьера, наоборот, уверенно идет вверх, что подтверждается и теплыми рецензиями на страницах ведущих ...
Биография саксофониста Дэйва Андерсона типична для многих американских джазменов. Америка – страна большая, и не всем повезло сразу родиться в Нью-Йорке, джазовой столице мира. Дэйв появился на свет в не самом джазовом месте - в городке Клоке, ...
Два джазовых ветерана (им обоим под семьдесят, Дэйв чуть старше), два земляка (оба родом из Бруклина), два легендарных и активно работающих по сей день музыканта, знакомы друг с другом уже почти полвека. За это время они огромное количество раз ...
Маститый гитарист Дэйв Страйкер, игравший в свое время с Джеком МакДаффом и Стенли Тьюрентайном, точно выстрелил в цель с альбомом Eight Track в 2014 году (мы об этом диске писали в свое время). Десять треков, где трио Страйкера с органистом ...
Звезды так сошлись, что почти подряд довелось слушать новые альбомы, где лидером в обоих случаях является басист, в обоих случаях – канадец, и даже – в обоих случаях уроженец Виннипега! Я имею ввиду недавно рецензировавшийся на сайте ...
Четверть века канадец Дэвид Брэй работает в радиоиндустрии. Он стал за эти годы настоящим асом в своем деле. Но параллельно Дэвид не менее увлеченно отдавал силы и талант другой своей страсти: исполнению песен собственного сочинения. В последние ...