Повезло тем, кто слушал первый альбом немецкого трубача Бастиана Штайна для Pirouet Records – Diegesis, им есть с чем сравнивать. Мне же, знакомясь с этим музыкантом по его новой работе Viktor, выпущенной лейблом три года спустя, приходится лишь просто верить выводам пресс-релиза о совершенно новой музыкальной концепции, положенной в основу этой работы. Формат состава Бастиан сохранил: это опять квартет, но уже принципиально иной. Штайн отказался от фортепьяно, как основного гармонизирующего инструмента, а вместо этого ввел в квартет еще один духовой инструмент – саксофон, стремясь к большей свободе и вариабельности импровизаций с акцентом уже на мелодико-ритмические особенности исполняемой музыки.
В результате сложился интересный немецко-британский квартет, где солируют джазмены из Германии, а ритм-группу составляют британцы. Сам Бастиан Штайн (р.1983) родился в Гейдельберге, детство и юность провел в Австрии, музыкальное образование получал в Вене, Амстердаме и Нью-Йорке, а сейчас живет в Кельне. Его основной партнер, тенор-саксофонист Йоханнес Эндерс (р.1967) принадлежит к более старшему поколению, и не только играет джаз, но и преподает игру на саксофоне в Лейпциге. Британские музыканты, басист Фил Донкин и барабанщик Джеймс Мэдрин, самый молодой в квартете (ему еще нет и тридцати), уже являются признанными мастерами, участвуя в разнообразных проектах как на родине, так и за пределами Альбиона.
Из восьми композиций альбома семь сочинил сам Бастиан, причем практически каждая из них имеет свое особое посвящение. Так стартовая Tati навеяна творчеством знаменитого французского актера и кинорежиссера, Fantasia Штайн написал по свежим впечатлениям от переезда в Кельн, а It Seems, Off The Record, да и само название альбома – Viktor, связаны со знаковым событием в жизни музыканта – рождением сына. Финальной композицией программы стал парафраз Штайна на тему малеровской Der Abschied из цикла «Песни земли» (1907 – 1908). Густав Малер – один из любимых композиторов Штайна еще со времен его консерваторской учебы.
Стилистически музыка Viktor ближе всего к новому джазу или современной импровизационной музыке. Самого Бастиана отличает холодноватое изящное звучание, длинные плавные линии без резких скачков по высоте звука. Диалоги между его трубой и тенор-саксофоном Эндерса тоже лишены горячечного темпа, свойственного импровизациям многих американских боперов и их последователей. Здесь диалог – это, так сказать, уважительный обмен мнениями двух равноправных и никуда не торопящихся собеседников. Я бы назвал музыку Штайна примером очень европейского джаза, далеко ушедшего от американских образцов, что и вообще свойственно новоджазовой эстетике. Ритм-группа, и в особенности ударные Мэдрина очень чутко реагируют на импровизации духовиков, прекрасно поддерживая темпоритм пьес. Словом, знакомство с Бастианом Штайном оказалось весьма приятным, открывшим еще одного интересного представителя современного джаза из Германии.
Спустя несколько лет после очень удачного Karuna Supreme (смотри обзор на нашем сайте) Джон Хэнди и Али Акбар Хан вновь встретились, чтобы записать новый альбом для MPS Records. Но сейчас это была уже встреча не только Запада с Востоком, но и Севера ...
В потоке дисков, приходящих на адрес сайта, появляются, время от времени, и работы, мало связанные с нашей тематикой. Таков и новый альбом американского певца, гитариста и сочинителя собственных песен Джона Линдси Cities & Schools. Но и автор ...
Первый альбом джазмена из Таиланда в «Обзорах» нашего сайта. Для меня лично гитарист Джульфан Тилапорнпут – второй таиландский джазовый музыкант, чью музыку довелось услышать (первый – Его Величество Пхумипон Адульядет, ...
Еще один проект из многообразной творческой деятельности минского мультиинструменталиста Виктора Семашко оказался в поле зрения нашего сайта. Его название, Klarneton, недвусмысленно указывает на основное «оружие» Виктора в рамках данного ...
Очередной сетевой альбом лейбла HAZE представил минскую группу интуитивной импровизации «Князь Мышкин» (или "Патриархальный и основополагающий дуэт импровизационной музыки», как было заявлено в афише одного из двух концертов, ...
Во времена оны славная фирма из Шварцвальда MPS издала прекрасную серию пластинок, так называемые «саммиты» - коллективные творения лучших мастеров того или иного инструмента. Помимо скрипичных джазовых саммитов к ним принадлежит и ...
Медноволосая Кристин Ли Сарджент приехала в Нью-Йорк из Бостона с намерением посвятить себя театральной сцене, классическому оперному вокалу. Но по мере все более глубокого погружения в ауру этого города и все более тщательного самоанализа, Кристин ...
Ученик Кенни Бэрона, американский пианист Лафайетт Харрис-младший вышел на большую джазовую сцену в середине 80-х годов, когда переехал в Нью-Йорк. С тех пор он успел поработать со многими известными музыкантами (с Максом Роучем он играл почти ...
Гитара нью-йоркского музыканта Лэрри Корбана с первых секунд звучания альбома Corban Nation стремительно и властно завладевает вашим вниманием и не подпасть под обаяние ее звучания довольно трудно. Корбан – опытный музыкант, имеет степень по ...
Лэрри Уилсон хоть и родился в Кливленде, но с детства и по сей день живет во Флориде, в городе Джексонвиль. Его первые музыкальные опыты относятся к трехлетнему возрасту, когда ребенку позволили играть на барабанах в церкви. Самое забавное, что и с ...
Мы часто употребляем понятие «бразильский джаз», говорим о влиянии бразильской музыки на джаз, вспоминаем имена музыкантов, первыми соединивших джаз с ритмами бразильского фольклора, но при этом порой забывается тот простой факт, что ...
Эх, как эффектно могла бы выглядеть гибкая женская фигурка с монументальным баритон-саксофоном на обложке альбома! Но Ли Пилцер, играющая на этом солидном инструменте, не стала помещать на обложку своего дебютного диска Strunkin’ столь ...