Don "Sugar Cane" Harris - Sugar Cane's Got the Blues
17.04.2016
Апрель 2016-го MPS Records посвятил сетевому переизданию альбомов джазовых скрипачей из своего обширного каталога. В числе прочих увидели «сетевой свет» три альбома Дона Шюгаркейн Харриса. Знакомим наших читателей с одним из них, концертным диском 1972 года Sugar Cane's Got the Blues, который многие специалисты считают вершиной творчества этого американского музыканта.
В отличие от своих коллег по инструменту, сделавших имя в джазе, например, Стаффа Смита или Стефано Грапелли, опиравшихся на джазовую традицию, или Жан-Люка Понти, пришедшего из академической музыки, Дон Шюгаркейн Харрис (1938 – 1999) был теснее всего связан с блюзом и рок-музыкой. Он играл и записывался с Джоном Ли Хукером и Джонни Отисом (который и наградил его прозвищем Sugar Cane), ему покровительствовал и высоко ценил Фрэнк Заппа, с которым он работал в конце 60-х. В ноябре 1971 года Харрис дал два выступления на фестивале «Берлинские джазовые дни», ставшие основой альбома Sugar Cane's Got the Blues. В это же время он участвовал и в записи еще одного MPS-овского альбома, New Violin Summit, где играл вместе с Понти, Михалом Урбаняком и Нипсо Брантнером. Вскоре после феерического успеха в Германии Харрис вернулся в Штаты, продолжал выступать, но без прежнего блеска, в разных коллективах, а потом вообще исчез из поля зрения музыкальной критики.
Но ноябрь 71-го – это Шюгаркейн в расцвете сил! При этом в Берлине он играл (и пел) с поистине звездной командой. В его спонтанный электрический бэнд входило двое англичан: басист Невилл Уайтхэд и легендарный лидер Soft Machine Роберт Уайэтт, двое немцев – джаз-роковый гитарист Фолькер Кригель и фри-джазовый пианист Вольфганг Даунер, а в одной пьесе Кригеля сменил будущий кумир ЕСМ, норвежский гитарист Терье Рипдал. Альбом составили четыре большие, развернутые, как и положено на концерте, композиции. Уже первый трек Liz Pineapple Wonderful объясняет, почему Шюгаркейна иногда называли «Хендриксом скрипки»: его вокал действительно очень похож на пение Джими, а выброс энергии вполне сравним с тем, который исходил из гитары Хендрикса. Впрочем, и гитара Фолькера Кригеля в этом джаз-роковом апофеозе вполне на уровне. Вторая пьеса, ставшая названием альбома, - это прекрасный электрический блюз, где Харрис демонстрирует не только техническое мастерство, но и подлинное блюзовое чувство. Ему прекрасно ассистирует в этой пьесе Вольфганг Даунер. Единственный кавер альбома – это Song for My Father Хорэса Сильвера, исполненный в лучших традициях музыки фьюжн. В этом треке Кригеля сменил Рипдал, чтобы вновь передать эстафету немцу в финальном треке Where's My Sunshine, снова блюзе, но уже несколько иного рода и опять с вокалом от Шюгаркейна.
Великолепное и особенно приятное для тех, кто хорошо помнит это время, путешествие в эпоху электрического джаза, толчком к появлению которого послужили эксперименты Майлса Дэвиса. Дон Шюгаркейн Харрис сказал в то время свое слово – впечатляюще, но, к сожалению, на не очень долгий срок. Тем ценнее новое издание MPS Records, воскрешающее те славные дни.
MPS Records 2016 /1972
4 tks / 49 mins
(Don "Sugar Cane" Harris – el.vi, voc (tks 1, 2, 4); Volker Kreigel – el. g (tks 1, 2, 4); Terje Rypdal – el. g (tk 3); Wolfgang Dauner - keyb, electronic devices; Neville Whitehead – el.b; Robert Wyatt – dr;)
Линк предоставил Steffen Mayer, Herzog Promotion
Композитор и гитарист Понтус Гунве родился в Швеции, но уже в 21 год перебрался в США, и с тех пор вся его творческая и личная жизнь связана с Нью-Йорком. Свои музыкальные проекты он издавал под ником PHWG – это просто аббревиатура его полного ...
Очень необычный альбом, чем, собственно, он и привлек внимание автора этих строк. Но прежде чем говорить о музыке, для понимания этой работы придется ненадолго обратиться к … литературе. … Жил в ХIХ веке в США необычный (опять ...
Американский гитарист Рэй Обьедо родился, живет и работает в Калифорнии, в той части городской агломерации Сан-Франциско, которую в Штатах называют Зона Залива (Bay Area). Обьедо уже весьма опытный музыкант, ему хорошо за шестьдесят, в качестве ...
Ба! Знакомые все лица! Почти со всеми участниками этой записи, музыкантами из Чикаго, уже доводилось знакомиться совсем недавно, буквально месяца полтора назад в альбоме Amongst the Smokestacks and Steeples от The 3.5.7 Ensemble. Но Restroy – ...
Простите меня, уважаемые джазовые пуристы! Прекрасно понимаю, что эта музыка имеет мало общего и с джазом, и с блюзом, однако осмеливаюсь представить ее на нашем сайте. Я начал слушать этот небольшой EP – и не смог от него оторваться, слушал ...
История, нерв, фабула этого диска – все запечатлено на его скромной обложке. Элберт Тути Хит участвовал в записи альбома в июне 2015 года, через пару недель после своего восьмидесятилетия. Из этих влсьми десятков лет его жизни шесть было ...
Stabilimento – самый свежий по времени издания (ноябрь 2016 года) альбом ветерана канадской музыки Роберто Очипинти. В предыдущей фразе я чуть было не написал «ветерана канадского джаза», но это было бы не очень точно. Уроженец ...
У американского пианиста и композитора Роджера Дэвидсона (р.1952) в Нью-Йорке два дома. Один – это место его непосредственного проживания с женой-бразильянкой и тремя детьми, а второй – это «Кафе Вивальди» в богемном квартале ...
За последние несколько лет сложился определенный круг музыкантов, выпускающих свои новые работы на британском лейбле RareNoise Records. Трое из них присутствуют и в этой записи. Американский пианист и клавишник Джейми Сафт, его земляк, басист Тревор ...
Французский коллектив с совершенно по-русски звучащим названием Rűka не назовешь чисто музыкальным проектом. Это некий свободный союз музыкантов, поэтов, мастеров визуальных искусств, которых объединяет увлечение экспериментальным (читай – ...
Нет, вы не ошиблись. Эта обложка - действительно парафраз на тему той самой, украшающей один из самых знаменитых альбомов в истории рок-музыки, альбома, на котором выросло уже несколько поколений фэнов: Dark Side Of The Moon от Pink Floyd. Интерес к ...
Каждый воспринимает биг-бэндовый джаз индивидуально. Для одних это высшая математика джаза, другие предпочитают только камерный джаз, третьи искренне считают (я встречал таких людей), что биг-бэнды – это исключительно свинговый джаз 30-х ...