Арфа – инструмент древний, но сравнительно редко попадающий в эпицентр внимания публики – это касается как академической музыки, так и джаза. Арфу, по крайней мере в ее классическом варианте, считают преимущественно женским инструментом – и это справедливо как для академической музыки, так и для джаза. До сих пор репутация арфы в джазе поддерживалась творчеством двух ярких исполнительниц – Дороти Эшби и Элис Колтрейн (Зину Перкинс я не учитываю, так как она играет на электрифицированном инструменте). Похоже, к этому короткому списку необходимо прибавить еще одно имя – Брэнди Янгер.
Молодая американская арфистка идет в джазе своим путем, не очень похожим на путь своих предшественниц. То, что она делает с арфой, чем-то напоминает мне то, что известная Ванесса Мэй делает со скрипкой – опять-таки с учетом разницы в масштабах популярности скрипки и арфы. Во всяком случае, получившая классическое образование арфистка из Хэмпстида, Нью-Йорк, активно участвует в разнообразных проектах и в джазе, и в популярной музыке. Брэнди Янгер играла, в частности, с Рави Колтрейном, Чарли Хэйденом, Джеком ДеДжонеттом и другими заметными людьми джаза. Ее новый собственный проект Wax & Wane прекрасно иллюстрирует оригинальность творческого мышления Янгер – не только исполнительницы, но и композитора (Брэнди сочинила, одна или в соавторстве, четыре из семи пьес в программе альбома, еще две композиции альбома – это интерпретации музыки Дороти Эшби).
Нежные пассажи и глиссандо своего инструмента Янгер комбинирует с не менее изысканным звучанием флейты Энни Драммонд, но помещает эту хрупкую красоту в жесткую ритмическую клетку фанкового характера, которую уверенно организуют гитарист Марк Уитфилд, басист Дезрон Дуглас и барабанщица Дана Хоукинс. Джазовый характер звучания ансамбля усиливает тенор-саксофон Челси Барац. Кстати, Челси вместе с Дезроном уже давно сотрудничает с Брэнди Янгер в рамках ее квартета. Ну, а секстет Янгер в альбоме Wax & Wane мастерски обыгрывает (извините за невольный каламбур) эффект контраста фанковой ритмики и деликатного звучания арфы и флейты. Этот контраст напоминает нашу повседневную жизнь, чувства высокие и приземленные, возвышенную духовность и грубую чувственность, которые удивительным образом уживаются в одном и том же человеке. Ну, а если не искать, возможно, не самые убедительные сравнения, то можно просто с удовольствием слушать Wax & Wane, альбом, звуковая палитра которого существенно отличается от стандартной джазовой продукции.
Мы часто употребляем понятие «бразильский джаз», говорим о влиянии бразильской музыки на джаз, вспоминаем имена музыкантов, первыми соединивших джаз с ритмами бразильского фольклора, но при этом порой забывается тот простой факт, что ...
Эх, как эффектно могла бы выглядеть гибкая женская фигурка с монументальным баритон-саксофоном на обложке альбома! Но Ли Пилцер, играющая на этом солидном инструменте, не стала помещать на обложку своего дебютного диска Strunkin’ столь ...
В характерной для петербургского лейбла Spina!Rec манере здесь под одной обложкой объединены два разных европейских проекта. Основой для такой амальгамы стала общая экспериментальная направленность творчества. Каждый представлен одной большой ...
Если бы я открывал небольшое, на несколько столиков, кафе с джазовым уклоном, то Day & Night, сольный фортепьянный альбом американки Лайзы Хилтон, послужил бы идеальным фоном для создания атмосферы и уютной, и подлинно джазовой. Сольный джаз на ...
Американский электроакустический дуэт Live Footage появился в Бруклине в 2007 году. Два приятеля, виолончелист Топу Лио и барабанщик Майк Тис, в равной степени интересовались как импровизацией, так и электронной музыкой. Эти два понятия и стали ...
Как правило, большинство бразильских музыкантов представляют два крупнейших центра страны – Рио-де-Жанейро или Сан-Паулу, но саксофонист Ливио Альмейда в этом смысле исключение. Ливио родился в столице страны – молодом городе Бразилиа, ...
Если верить пресс-релизу, Диего Мартинеса называют enfant terrible мексиканской электронной музыки. Возможно. Я назвал бы его просто очень большим мастером этого субжанра, настоящим виртуозом синтезаторов и других электронных устройств. Диего ...
Большинство любителей воспринимает бразильский джаз сквозь призму ритмов самбы и босановы и никак иначе. Я, грешный, тоже во многом подвержен этому стереотипу. Просто, другой бразильский джаз слушать приходиться крайне редко. Но вот альбом Ubuntu ...
Американо-израильский ансамбль из Чикаго Marbin не только интенсивно концертирует (количество выступлений за год – около 250!), но и активно пополняет свою дискографию. Весна 2016-го подарила поклонникам Marbin уже шестой по счету альбом, ...
Видимо, не подлежит сомнению, что самым знаменитым семейным кланом в современном джазе остается семейство Марсалисов. Но альбом Grace знакомит нас с также весьма креативным и интересным семейным бэндом. И хотя на обложке альбома стоит только имя ...
Начну с прямой цитаты «вводного» текста, опубликованного лейблом, благо он небольшой, и вдобавок вобрал в себя названия всех шести композиций альбома, рассыпанные по тексту, как изюм по булочке: «Марс-69 повстречал Гауте Гранли. ...
Седьмой по счету альбом нью-йоркского саксофониста Мэтта Крискуоло стал вторым для нашего сайта. Два года назад мне доводилось писать о его предыдущей работе Headin’ Out, этот текст можно найти на сайте, поэтому интересующимся биографическими ...