Dinamitri Jazz Folklore & Amiri Baraka - Live in Sant'Anna Arresi 2013
15.02.2016
Альбом-документ, интересный не только сам по себе, как произведение искусства, но и как памятник-трибьют, запечатлевший одно из последних выступлений Амири Барака (1934 – 2014). Виднейший представитель афроамериканского искусства, поэт и эссеист Амири Барака (урожденный Лерой Джонс), был весьма противоречивой личностью, человеком, о котором спорят, не ставя при этом под сомнение его бесспорный талант. За свою долгую жизнь он примерял на себя самые разнообразные одежды – битника и черного националиста, марксиста и антисемита, но для джазового сообщества он интересен прежде всего, как человек много писавший о джазе и видевший его сквозь призму афроамериканской истории, как средство самовыражения черных американцев.
С итальянскими музыкантами из группы Dinamitri Jazz Folklore, возглавляемой альт-саксофонистом Димитри Гречи Эспинозой (р.1965), москвичом по рождению, вывезенным из Советского Союза в раннем детстве, Амири Барака контактировал с 2008 года. В 2013 году они вместе выступили на фестивале в Сардинии, посвященном в том году знаменитому джазовому музыканту Сан Ра. После смерти Амири Барака в январе 2014 года Dinamitri Jazz Folklore вместе с организаторами фестиваля и лейблом Rudi Records начали работу по изданию записи того концерта, которая завершилась появлением в 2016 году представляемого сегодня альбома.
В этой записи почти во всех треках Амири Барака читает свои тексты под музыку итальянского ансамбля. Несмотря на солидный возраст, у него на удивление звучный и выразительный голос. В композициях Sun Ra и Terra эти тексты посвящены герою фестиваля, а в Kongo Bells, When Amiri Was in Africa и There Really Was An Africa – африканской прародине Амири. Характерный африканский ритм, много перкуссии, сочный баритон-саксофон Джузеппе Скардино (в When Amiri Was in Africа) роднят эти пьесы и делают их похожими на некий ритуальный обряд, который ведет то ли жрец какого-то африканского божества, то ли певец – гриот. В обеих этих ипостасях Амири Барака выглядит весьма уместно. А рядом с ними - Amiri’s Blues, это действительно блюз с его характерными интонациями – продукт уже истории африканцев в Америке, как, впрочем, и The Slave Singing. А самой джазовой и самой сильной мне показалась самая длинная композиция альбома - Akendengue: двенадцать с половиной минут тотального фри-джаза, эхо фри-джазовой революции 60-х годов, одним из главных идеологических рупоров которой и был Амири Барака. Таким, ярким и страстным трибуном, он и остался в памяти современников и людей более молодых поколений. Dinamitri Jazz Folklore и Rudi Records сделали важный шаг по сохранению этой памяти.
Медноволосая Кристин Ли Сарджент приехала в Нью-Йорк из Бостона с намерением посвятить себя театральной сцене, классическому оперному вокалу. Но по мере все более глубокого погружения в ауру этого города и все более тщательного самоанализа, Кристин ...
Ученик Кенни Бэрона, американский пианист Лафайетт Харрис-младший вышел на большую джазовую сцену в середине 80-х годов, когда переехал в Нью-Йорк. С тех пор он успел поработать со многими известными музыкантами (с Максом Роучем он играл почти ...
Гитара нью-йоркского музыканта Лэрри Корбана с первых секунд звучания альбома Corban Nation стремительно и властно завладевает вашим вниманием и не подпасть под обаяние ее звучания довольно трудно. Корбан – опытный музыкант, имеет степень по ...
Лэрри Уилсон хоть и родился в Кливленде, но с детства и по сей день живет во Флориде, в городе Джексонвиль. Его первые музыкальные опыты относятся к трехлетнему возрасту, когда ребенку позволили играть на барабанах в церкви. Самое забавное, что и с ...
Мы часто употребляем понятие «бразильский джаз», говорим о влиянии бразильской музыки на джаз, вспоминаем имена музыкантов, первыми соединивших джаз с ритмами бразильского фольклора, но при этом порой забывается тот простой факт, что ...
Эх, как эффектно могла бы выглядеть гибкая женская фигурка с монументальным баритон-саксофоном на обложке альбома! Но Ли Пилцер, играющая на этом солидном инструменте, не стала помещать на обложку своего дебютного диска Strunkin’ столь ...
В характерной для петербургского лейбла Spina!Rec манере здесь под одной обложкой объединены два разных европейских проекта. Основой для такой амальгамы стала общая экспериментальная направленность творчества. Каждый представлен одной большой ...
Если бы я открывал небольшое, на несколько столиков, кафе с джазовым уклоном, то Day & Night, сольный фортепьянный альбом американки Лайзы Хилтон, послужил бы идеальным фоном для создания атмосферы и уютной, и подлинно джазовой. Сольный джаз на ...
Американский электроакустический дуэт Live Footage появился в Бруклине в 2007 году. Два приятеля, виолончелист Топу Лио и барабанщик Майк Тис, в равной степени интересовались как импровизацией, так и электронной музыкой. Эти два понятия и стали ...
Как правило, большинство бразильских музыкантов представляют два крупнейших центра страны – Рио-де-Жанейро или Сан-Паулу, но саксофонист Ливио Альмейда в этом смысле исключение. Ливио родился в столице страны – молодом городе Бразилиа, ...
Если верить пресс-релизу, Диего Мартинеса называют enfant terrible мексиканской электронной музыки. Возможно. Я назвал бы его просто очень большим мастером этого субжанра, настоящим виртуозом синтезаторов и других электронных устройств. Диего ...
Большинство любителей воспринимает бразильский джаз сквозь призму ритмов самбы и босановы и никак иначе. Я, грешный, тоже во многом подвержен этому стереотипу. Просто, другой бразильский джаз слушать приходиться крайне редко. Но вот альбом Ubuntu ...