Dinamitri Jazz Folklore & Amiri Baraka - Live in Sant'Anna Arresi 2013
15.02.2016
Альбом-документ, интересный не только сам по себе, как произведение искусства, но и как памятник-трибьют, запечатлевший одно из последних выступлений Амири Барака (1934 – 2014). Виднейший представитель афроамериканского искусства, поэт и эссеист Амири Барака (урожденный Лерой Джонс), был весьма противоречивой личностью, человеком, о котором спорят, не ставя при этом под сомнение его бесспорный талант. За свою долгую жизнь он примерял на себя самые разнообразные одежды – битника и черного националиста, марксиста и антисемита, но для джазового сообщества он интересен прежде всего, как человек много писавший о джазе и видевший его сквозь призму афроамериканской истории, как средство самовыражения черных американцев.
С итальянскими музыкантами из группы Dinamitri Jazz Folklore, возглавляемой альт-саксофонистом Димитри Гречи Эспинозой (р.1965), москвичом по рождению, вывезенным из Советского Союза в раннем детстве, Амири Барака контактировал с 2008 года. В 2013 году они вместе выступили на фестивале в Сардинии, посвященном в том году знаменитому джазовому музыканту Сан Ра. После смерти Амири Барака в январе 2014 года Dinamitri Jazz Folklore вместе с организаторами фестиваля и лейблом Rudi Records начали работу по изданию записи того концерта, которая завершилась появлением в 2016 году представляемого сегодня альбома.
В этой записи почти во всех треках Амири Барака читает свои тексты под музыку итальянского ансамбля. Несмотря на солидный возраст, у него на удивление звучный и выразительный голос. В композициях Sun Ra и Terra эти тексты посвящены герою фестиваля, а в Kongo Bells, When Amiri Was in Africa и There Really Was An Africa – африканской прародине Амири. Характерный африканский ритм, много перкуссии, сочный баритон-саксофон Джузеппе Скардино (в When Amiri Was in Africа) роднят эти пьесы и делают их похожими на некий ритуальный обряд, который ведет то ли жрец какого-то африканского божества, то ли певец – гриот. В обеих этих ипостасях Амири Барака выглядит весьма уместно. А рядом с ними - Amiri’s Blues, это действительно блюз с его характерными интонациями – продукт уже истории африканцев в Америке, как, впрочем, и The Slave Singing. А самой джазовой и самой сильной мне показалась самая длинная композиция альбома - Akendengue: двенадцать с половиной минут тотального фри-джаза, эхо фри-джазовой революции 60-х годов, одним из главных идеологических рупоров которой и был Амири Барака. Таким, ярким и страстным трибуном, он и остался в памяти современников и людей более молодых поколений. Dinamitri Jazz Folklore и Rudi Records сделали важный шаг по сохранению этой памяти.
С греческим ансамблем из Афин Borderline Syndrome мы знакомим наших читателей на их втором диске, ЕР под названием Synapses, выпущенным в 2016 году. Дебютным же стал для группы альбом Stateless, изданный еще в 2012-м. Я его не слышал, но потому, что ...
Арфа – инструмент древний, но сравнительно редко попадающий в эпицентр внимания публики – это касается как академической музыки, так и джаза. Арфу, по крайней мере в ее классическом варианте, считают преимущественно женским инструментом ...
Для канадской басистки, певицы и композитора Брэнди Дистерхефт Blue Canvas – это уже четвертый альбом в дискографии. Уроженка Ванкувера дебютировала еще в 2008 году альбомом со скромным названием Debut, но эта работа сразу принесла ей высшую ...
«Двигаясь вперед» - довольно символичное название, не правда ли? Что ж, для тенор-саксофониста Брента Галлахера этот новый альбом действительно еще один шаг вперед в джазовой карьере. Брента хорошо знают в Цинцинатти, он уже четверть ...
Два москвича, два человека, активно занимающиеся электронной экспериментальной музыкой, оба выступают и записываются под никами, оба являются владельцами собственных лейблов – но у каждого из них свой путь, свои творческие методы и ранее они ...
Каждый представляет, как волнует встреча с друзьями, которых давно не видел: тут и радость, и ревнивое сравнение числа новых морщинок на лице, и неизбежные ностальгические воспоминания – в общем, сложная гамма чувств. Похожие эмоции я испытал, ...
С пианисткой из Нью-Йорка Кэрол Либовиц наш сайт познакомился уже в 2015 году в дебютном альбоме, как трио Payne / Lindal / Liebowitz, так и издавшего его молодого независимого лейбла Line Art Records. И вот – второй альбом в каталоге лейбла ...
Аструд Жильберто, Флора Пурим, Таня Мария, Элиана Элиас, Лючиана Соуза… Бразильская джазовая сцена регулярно дарит миру ярких, талантливых вокалисток. Пора запомнить и еще одно имя – Кэрол Сабойя. Это мне – пора, поскольку впервые ...
Новый альбом в серии сетевых переизданий каталога MPS Records представляет во всей красе одного из апостолов фри-джаза, самого известного фри-джазового пианиста, 49-летнего (на тот момент) Сесила Тейлора. Всего лишь две композиции, составившие ...
Американский саксофонист Чарли Мариано (1923-2009), он же Кармине Уго Мариано, в разные периоды своей творческой деятельности играл разную музыку, но с неизменно высоким качеством. Мариано сотрудничал со Стеном Кентоном, Тошико Акиоши (с которой его ...
Американскому трубачу Крису Клэкстону повезло с учителями. Уже обучаясь в Университете Нью-Хемпшира он познакомился со знаменитым Кларком Терри и стал на какой-то период его ассистентом и тур-менеджером. Впоследствии он много почерпнул и у других ...
«Манхэттенская колыбельная» - в самом этом названии слышится некое противоречие. Ну как же: Нью-Йорк, Большое Яблоко, город, который никогда не спит, и уж тем более не спит его сердце, Манхэттен – и вдруг – колыбельная? А вот ...