Dinamitri Jazz Folklore & Amiri Baraka - Live in Sant'Anna Arresi 2013
15.02.2016
Альбом-документ, интересный не только сам по себе, как произведение искусства, но и как памятник-трибьют, запечатлевший одно из последних выступлений Амири Барака (1934 – 2014). Виднейший представитель афроамериканского искусства, поэт и эссеист Амири Барака (урожденный Лерой Джонс), был весьма противоречивой личностью, человеком, о котором спорят, не ставя при этом под сомнение его бесспорный талант. За свою долгую жизнь он примерял на себя самые разнообразные одежды – битника и черного националиста, марксиста и антисемита, но для джазового сообщества он интересен прежде всего, как человек много писавший о джазе и видевший его сквозь призму афроамериканской истории, как средство самовыражения черных американцев.
С итальянскими музыкантами из группы Dinamitri Jazz Folklore, возглавляемой альт-саксофонистом Димитри Гречи Эспинозой (р.1965), москвичом по рождению, вывезенным из Советского Союза в раннем детстве, Амири Барака контактировал с 2008 года. В 2013 году они вместе выступили на фестивале в Сардинии, посвященном в том году знаменитому джазовому музыканту Сан Ра. После смерти Амири Барака в январе 2014 года Dinamitri Jazz Folklore вместе с организаторами фестиваля и лейблом Rudi Records начали работу по изданию записи того концерта, которая завершилась появлением в 2016 году представляемого сегодня альбома.
В этой записи почти во всех треках Амири Барака читает свои тексты под музыку итальянского ансамбля. Несмотря на солидный возраст, у него на удивление звучный и выразительный голос. В композициях Sun Ra и Terra эти тексты посвящены герою фестиваля, а в Kongo Bells, When Amiri Was in Africa и There Really Was An Africa – африканской прародине Амири. Характерный африканский ритм, много перкуссии, сочный баритон-саксофон Джузеппе Скардино (в When Amiri Was in Africа) роднят эти пьесы и делают их похожими на некий ритуальный обряд, который ведет то ли жрец какого-то африканского божества, то ли певец – гриот. В обеих этих ипостасях Амири Барака выглядит весьма уместно. А рядом с ними - Amiri’s Blues, это действительно блюз с его характерными интонациями – продукт уже истории африканцев в Америке, как, впрочем, и The Slave Singing. А самой джазовой и самой сильной мне показалась самая длинная композиция альбома - Akendengue: двенадцать с половиной минут тотального фри-джаза, эхо фри-джазовой революции 60-х годов, одним из главных идеологических рупоров которой и был Амири Барака. Таким, ярким и страстным трибуном, он и остался в памяти современников и людей более молодых поколений. Dinamitri Jazz Folklore и Rudi Records сделали важный шаг по сохранению этой памяти.
Американский саксофонист Чарли Мариано (1923-2009), он же Кармине Уго Мариано, в разные периоды своей творческой деятельности играл разную музыку, но с неизменно высоким качеством. Мариано сотрудничал со Стеном Кентоном, Тошико Акиоши (с которой его ...
Американскому трубачу Крису Клэкстону повезло с учителями. Уже обучаясь в Университете Нью-Хемпшира он познакомился со знаменитым Кларком Терри и стал на какой-то период его ассистентом и тур-менеджером. Впоследствии он много почерпнул и у других ...
«Манхэттенская колыбельная» - в самом этом названии слышится некое противоречие. Ну как же: Нью-Йорк, Большое Яблоко, город, который никогда не спит, и уж тем более не спит его сердце, Манхэттен – и вдруг – колыбельная? А вот ...
Австрийский музыкант и композитор Клеменс Венгер – один из основателей объединения молодых музыкантов-экспериментаторов JazzWerkstatt Wien, с которым наш журнал (а впоследствии и сайт) поддерживает давние партнерские связи. Так что, слушать ...
Наше путешествие по лабиринтам петербургского андерграунда продолжается. На сей раз знакомимся с группой Coalman, которую организовали участники двух других петербургских коллективов: Владимир Варн уже известен нашим читателям по альбомам группы ...
Двое американцев, из которых один (Сет Трэчи) рос в предгорьях Аппалачей, а другой (Алекс Уайэтт) в Денвере, Колорадо, один израильтянин (Ницан Гавриэли) и один чилиец (Пабло Менарес) – таков коллектив со скромным названием Common Quartet. ...
Дебюты (а Rootless – это дебютный альбом трио Кори Кендрика) всегда интересны. Всегда ждешь, что незнакомое пока имя принесет что-то, чего тебе еще не доводилось слышать или откроет какие-то новые грани в уже знакомой стилистике. В случае с ...
Мне было чертовски интересно слушать этот диск выпускника Manhattan School of Music 2006 года, партнера по выступлениям Стива Дэвиса и Энтони Брэкстона, опытного и нестандартно мыслящего пианиста и композитора Крэйга Хартли. С одной стороны, Books ...
«Душа мира» - так назвал свой альбом аргентинский гитарист Кристиан Перес. Он заимствовал этот термин в его латинском звучании у древних, которые понимали под ним некую метафизическую силу, объединяющую все в окружающем нас мире в единое ...
2016-й год, конечно, только начался, но, думаю, что альбом Of Colors американского скрипача Кертиса Стюарта, который увидит свет в середине января, останется одной из самых интересных новинок года в целом. Это очень разноплановое или, точнее, ...
Из многих природных чудес Бразилии одним из самых знаменитых является так называемая «Встреча Вод»: две реки бассейна гигантской Амазонки, Солимойнс и Риу Негру, сливаясь в одно русло, много километров текут рядом, практически не ...
Дэнни Бэкер ворвался на американскую сцену, как метеор. Метеоры, правда, быстро сгорают в плотных слоях атмосферы, что же касается Дэнни, то его карьера, наоборот, уверенно идет вверх, что подтверждается и теплыми рецензиями на страницах ведущих ...