Dinamitri Jazz Folklore & Amiri Baraka - Live in Sant'Anna Arresi 2013
15.02.2016
Альбом-документ, интересный не только сам по себе, как произведение искусства, но и как памятник-трибьют, запечатлевший одно из последних выступлений Амири Барака (1934 – 2014). Виднейший представитель афроамериканского искусства, поэт и эссеист Амири Барака (урожденный Лерой Джонс), был весьма противоречивой личностью, человеком, о котором спорят, не ставя при этом под сомнение его бесспорный талант. За свою долгую жизнь он примерял на себя самые разнообразные одежды – битника и черного националиста, марксиста и антисемита, но для джазового сообщества он интересен прежде всего, как человек много писавший о джазе и видевший его сквозь призму афроамериканской истории, как средство самовыражения черных американцев.
С итальянскими музыкантами из группы Dinamitri Jazz Folklore, возглавляемой альт-саксофонистом Димитри Гречи Эспинозой (р.1965), москвичом по рождению, вывезенным из Советского Союза в раннем детстве, Амири Барака контактировал с 2008 года. В 2013 году они вместе выступили на фестивале в Сардинии, посвященном в том году знаменитому джазовому музыканту Сан Ра. После смерти Амири Барака в январе 2014 года Dinamitri Jazz Folklore вместе с организаторами фестиваля и лейблом Rudi Records начали работу по изданию записи того концерта, которая завершилась появлением в 2016 году представляемого сегодня альбома.
В этой записи почти во всех треках Амири Барака читает свои тексты под музыку итальянского ансамбля. Несмотря на солидный возраст, у него на удивление звучный и выразительный голос. В композициях Sun Ra и Terra эти тексты посвящены герою фестиваля, а в Kongo Bells, When Amiri Was in Africa и There Really Was An Africa – африканской прародине Амири. Характерный африканский ритм, много перкуссии, сочный баритон-саксофон Джузеппе Скардино (в When Amiri Was in Africа) роднят эти пьесы и делают их похожими на некий ритуальный обряд, который ведет то ли жрец какого-то африканского божества, то ли певец – гриот. В обеих этих ипостасях Амири Барака выглядит весьма уместно. А рядом с ними - Amiri’s Blues, это действительно блюз с его характерными интонациями – продукт уже истории африканцев в Америке, как, впрочем, и The Slave Singing. А самой джазовой и самой сильной мне показалась самая длинная композиция альбома - Akendengue: двенадцать с половиной минут тотального фри-джаза, эхо фри-джазовой революции 60-х годов, одним из главных идеологических рупоров которой и был Амири Барака. Таким, ярким и страстным трибуном, он и остался в памяти современников и людей более молодых поколений. Dinamitri Jazz Folklore и Rudi Records сделали важный шаг по сохранению этой памяти.
Ансамбль из Северной Калифорнии Nonch Harpin’ интересен и сам по себе, но вначале просто необходимо рассказать немного о не менее интересных и даже уникальных особенностях его родных мест. Есть в Северной Калифорнии долина Андерсон (Anderson ...
Норберт Штайн продолжает интриговать поклонников своего творчества неожиданными проектами. После изданного в прошлом году альбома Das Karussell, посвященного Райнеру Мария Рильке, где впервые, наряду с музыкой, зазвучали стихи, Pata Music, опять ...
От забавного пушистика на обложке альбома веет чем-то милым и детским, но музыка ждет здесь слушателя отнюдь не детская, да и названия, и коллектива, и альбома, если углубиться в этимологию этих слов, имеют мало общего с миром детства – ну ...
Американские музыканты, пианист Пат Батстоун и контрабасист Кит Демос, начали сотрудничать осенью 2012 года. До этого каждый из них прошел немалый творческий путь. Уроженец Огайо Батстоун – выпускник джазового колледжа Беркли, но не менее ...
Разговор о новой работе голландского альт-саксофониста Пауля ван Кеменаде хотелось бы начать с самоцитирования. Четыре года назад, рецензируя на нашем сайте альбом Kaisei Nari, я писал: «Остается только пожалеть, что перед нами скромный, ...
Американская певица Филлис Блэнфорд назвала свой альбом Edgewalker – что-то вроде «Идущий по самому краю». Красивое название, несущее в себе несомненный драматизм, заставляющий вспомнить «Хоть немного еще постою на ...
Композитор и гитарист Понтус Гунве родился в Швеции, но уже в 21 год перебрался в США, и с тех пор вся его творческая и личная жизнь связана с Нью-Йорком. Свои музыкальные проекты он издавал под ником PHWG – это просто аббревиатура его полного ...
Очень необычный альбом, чем, собственно, он и привлек внимание автора этих строк. Но прежде чем говорить о музыке, для понимания этой работы придется ненадолго обратиться к … литературе. … Жил в ХIХ веке в США необычный (опять ...
Американский гитарист Рэй Обьедо родился, живет и работает в Калифорнии, в той части городской агломерации Сан-Франциско, которую в Штатах называют Зона Залива (Bay Area). Обьедо уже весьма опытный музыкант, ему хорошо за шестьдесят, в качестве ...
Ба! Знакомые все лица! Почти со всеми участниками этой записи, музыкантами из Чикаго, уже доводилось знакомиться совсем недавно, буквально месяца полтора назад в альбоме Amongst the Smokestacks and Steeples от The 3.5.7 Ensemble. Но Restroy – ...
Простите меня, уважаемые джазовые пуристы! Прекрасно понимаю, что эта музыка имеет мало общего и с джазом, и с блюзом, однако осмеливаюсь представить ее на нашем сайте. Я начал слушать этот небольшой EP – и не смог от него оторваться, слушал ...
История, нерв, фабула этого диска – все запечатлено на его скромной обложке. Элберт Тути Хит участвовал в записи альбома в июне 2015 года, через пару недель после своего восьмидесятилетия. Из этих влсьми десятков лет его жизни шесть было ...