Вслед за Zug (2015) московский дуэт Der Finger выпустил в 2016 году альбом Nu. О самом коллективе уже говорилось в рецензии на предыдущий альбом, она есть на сайте, поэтому сразу о новой работе. Это тоже непосредственная импровизация, но Nu представляется проектом более масштабным. Хотя здесь всего лишь два трека, но они заняли почти час звучания, а инструментальный арсенал Евгении Сивковой еще обширнее. И в Synapse, и в Dimorphismus разворачивается напряженное сонористическое действо, которое можно было бы назвать борьбой хаоса (или свободы самовыражения) и гармонии (или относительного порядка, который, при некоторой фантазии, можно отождествить с достаточно четким ритмическим рисунком, «всплывающим» и «затухающим» в каждой из пьес). Очень существенную роль в Nu занимают и разнообразные электронные эффекты, ставшие в этом альбоме одной из главных звуковых красок – в первой пьесе наряду с духовыми и гитарой, а во второй – наряду с ударными (особый респект Евгении).
Есать у альбома и свой message. Я так уверенно об этом говорю, потому что иначе дуэт не снабдил бы его, как и в Zug, коротким напутствующим текстом. В данном случае он выглядит так:
«Путь начала усеян камнями и пылью.
Вбирает в себя их и копит оно, растя слой за слоем.
Но не выдержит груз сам себя, разбросает его ярость духа.
И будет он свет. Но останется тело нагое...
Блажен тот, кто во имя воли ведет слабых полями сквозь сети к вершине, где луны растут.»
Но прежде, чем говорить о тексте, давайте поразмыслим над названием и присмотримся к обложке альбома. Некая арка, которую можно рассматривать, как «врата восприятия» и главные органы чувств, органы восприятия у человека – ухо и глаз, от которых отходят в столь же условной манере изображенные некие «кабели» - уж не нервные ли это окончания, передающие увиденную и услышанную информацию? И не отсюда ли название одного из треков «Си́напс», то есть точка контакта нейронов? «Ню», в свою очередь, это - «обнаженная натура». О чем здесь речь? Не об обнаженности ли чувств? Полной эмоциональной свободе, в том числе, и в первую очередь, творческого самовыражения? Возможно, возможно…
А теперь давайте вернемся к тексту. Более пристальное изучение обнаруживает довольно забавную вещь. Если в знаменитом фильме Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» один из героев переосмысливает, неточно цитируя, библейские строки из «Книги Иезекииля», то Антон и Евгения повторяют этот прием, вольно пересказывая и существенно видоизменяя (импровизируя на основе?) уже текст апостола постмодернизма! В их варианте, кстати, и «тело нагое» (опять «ню»!) появляется. Дух и плоть. Сила и слабость. Свобода и путы условностей. Поиск нового и груз традиций. Прорыв к неизведанному и эпигонство. Может быть, Nu обо всем этом? У меня нет ответов, и я оставляю в этом тексте только вопросительные знаки. Отвечать на них вам, потенциальный слушатель интересной импровизационной музыки от дуэта Der Finger.
Если бы я открывал небольшое, на несколько столиков, кафе с джазовым уклоном, то Day & Night, сольный фортепьянный альбом американки Лайзы Хилтон, послужил бы идеальным фоном для создания атмосферы и уютной, и подлинно джазовой. Сольный джаз на ...
Американский электроакустический дуэт Live Footage появился в Бруклине в 2007 году. Два приятеля, виолончелист Топу Лио и барабанщик Майк Тис, в равной степени интересовались как импровизацией, так и электронной музыкой. Эти два понятия и стали ...
Как правило, большинство бразильских музыкантов представляют два крупнейших центра страны – Рио-де-Жанейро или Сан-Паулу, но саксофонист Ливио Альмейда в этом смысле исключение. Ливио родился в столице страны – молодом городе Бразилиа, ...
Если верить пресс-релизу, Диего Мартинеса называют enfant terrible мексиканской электронной музыки. Возможно. Я назвал бы его просто очень большим мастером этого субжанра, настоящим виртуозом синтезаторов и других электронных устройств. Диего ...
Большинство любителей воспринимает бразильский джаз сквозь призму ритмов самбы и босановы и никак иначе. Я, грешный, тоже во многом подвержен этому стереотипу. Просто, другой бразильский джаз слушать приходиться крайне редко. Но вот альбом Ubuntu ...
Американо-израильский ансамбль из Чикаго Marbin не только интенсивно концертирует (количество выступлений за год – около 250!), но и активно пополняет свою дискографию. Весна 2016-го подарила поклонникам Marbin уже шестой по счету альбом, ...
Видимо, не подлежит сомнению, что самым знаменитым семейным кланом в современном джазе остается семейство Марсалисов. Но альбом Grace знакомит нас с также весьма креативным и интересным семейным бэндом. И хотя на обложке альбома стоит только имя ...
Начну с прямой цитаты «вводного» текста, опубликованного лейблом, благо он небольшой, и вдобавок вобрал в себя названия всех шести композиций альбома, рассыпанные по тексту, как изюм по булочке: «Марс-69 повстречал Гауте Гранли. ...
Седьмой по счету альбом нью-йоркского саксофониста Мэтта Крискуоло стал вторым для нашего сайта. Два года назад мне доводилось писать о его предыдущей работе Headin’ Out, этот текст можно найти на сайте, поэтому интересующимся биографическими ...
46-летний Мэтт Лавель уже давно является заметной фигурой в авангардном крыле нью-йоркского джаза (интересно, что одним из первых заметных шагов в его творческой карьере была поездка в Советский Союз в конце 80-х в составе студенческого ...
Мэтт Юлери – один их тех, кто поддерживает славу Чикаго, как одного из крупнейших джазовых центров Америки. По основной своей музыкальной специальности он – басист, причем в широком смысле слова: помимо традиционного контрабаса, Мэтт ...
Мэтью Фрис, уроженец небольшого городка Селинсгрув, Пенсильвания, рос в музыкальной семье. Его мать была певицей академического жанра, отец преподавал фортепьяно в университете. Поэтому естественно этот инструмент стал его первым, а, после некоторых ...