Норберт Штайн продолжает интриговать поклонников своего творчества неожиданными проектами. После изданного в прошлом году альбома Das Karussell, посвященного Райнеру Мария Рильке, где впервые, наряду с музыкой, зазвучали стихи, Pata Music, опять впервые, если я не ошибаюсь, выпустила короткий альбом Norbert Stein Pata Messengers, ЕР под названием Friends & Dragons, записанный в том же составе, что и Das Karussell. На картинке вы видите одну из внутренних сторон обложки, в оригинале же титульной является более светлая фотография некоего предгрозового пейзажа с надписью friends (друзья), а тыльной – более темная с надписью dragons (драконы). Это дуалистическое оформление явно связано с месседжем титульной композиции диска, толковать который можно по-разному.
Лично мне он показался попыткой новоджазовым языком говорить о добром и злом началах в человеческом подсознании, о мучительном пути к пониманию собственного «я», что решается в диалоге-конфликте тенор-саксофона Штайна и электрогитары Николы Хайна, тогда как ударные и контрабас играют при этом роль хора из древнегреческих комедий. При этом Норберт Штайн, судя по мягкому финальному соло, достаточно оптимистичен относительно результатов этой внутренней борьбы. Прав ли я в этой версии? Да, безусловно – со своей точки зрения, как будет прав и любой другой слушатель, выдвинув совсем иную версию. И тут даже неважно, что имел ввиду сам Штайн. Музыка – слишком абстрактное искусство, чтобы одно толкование было единственно правильным. Мне кажется, выдвигая идею пата-музыки, которой он верен на всем своем творческом пути, Норберт Штайн стремился именно к такому многовариантному результату.
Все четыре композиции диска примерно одного объема – около пяти минут. Но у каждой – своя история, свой нерв, свои эмоции. Information From The Birds – это человек и природа, хрупкий баланс, неустойчивое равновесие, опять-таки в диалоге саксофона и электрогитары. Название пьесы и повторяющаяся рефреном простенькая саксофонная фраза на старте заставляют вспомнить уже классические эксперименты Мессиана или недавний новоджазовый проект Дэвида Фьючински по нотированию и воспроизведению голосов птиц – так ли это в данном случае, не знаю. Four Days In June – это уже явно взаимоотношения людей, возможно, мужчины и женщины, ссора, заканчивающаяся примирением, по крайней мере, так я бы толковал дуэт гитары и саксофона в финале. Ну, а Giant Things To Get Home c его жестким стремительным ритмом – это, на мой вкус, нечто футуристическое.
… Иной читатель этих строк скажет: ну, и зачем вместо разбора альбома ты наплодил здесь собственные фантазии? Да, разумеется, фантазии. Но гармонические и мелодические нюансы музыки Норберта Штайна оставим музыковедам. А обычному слушателю важнее ее эмоциональная составляющая. Работы Штайна, в том числе и этот мини-альбом, всегда будят мысль, будят фантазию, это многослойная музыка, которая требует одного – внимания и со-переживания. Тем она и хороша.
Во времена оны славная фирма из Шварцвальда MPS издала прекрасную серию пластинок, так называемые «саммиты» - коллективные творения лучших мастеров того или иного инструмента. Помимо скрипичных джазовых саммитов к ним принадлежит и ...
Медноволосая Кристин Ли Сарджент приехала в Нью-Йорк из Бостона с намерением посвятить себя театральной сцене, классическому оперному вокалу. Но по мере все более глубокого погружения в ауру этого города и все более тщательного самоанализа, Кристин ...
Ученик Кенни Бэрона, американский пианист Лафайетт Харрис-младший вышел на большую джазовую сцену в середине 80-х годов, когда переехал в Нью-Йорк. С тех пор он успел поработать со многими известными музыкантами (с Максом Роучем он играл почти ...
Гитара нью-йоркского музыканта Лэрри Корбана с первых секунд звучания альбома Corban Nation стремительно и властно завладевает вашим вниманием и не подпасть под обаяние ее звучания довольно трудно. Корбан – опытный музыкант, имеет степень по ...
Лэрри Уилсон хоть и родился в Кливленде, но с детства и по сей день живет во Флориде, в городе Джексонвиль. Его первые музыкальные опыты относятся к трехлетнему возрасту, когда ребенку позволили играть на барабанах в церкви. Самое забавное, что и с ...
Мы часто употребляем понятие «бразильский джаз», говорим о влиянии бразильской музыки на джаз, вспоминаем имена музыкантов, первыми соединивших джаз с ритмами бразильского фольклора, но при этом порой забывается тот простой факт, что ...
Эх, как эффектно могла бы выглядеть гибкая женская фигурка с монументальным баритон-саксофоном на обложке альбома! Но Ли Пилцер, играющая на этом солидном инструменте, не стала помещать на обложку своего дебютного диска Strunkin’ столь ...
В характерной для петербургского лейбла Spina!Rec манере здесь под одной обложкой объединены два разных европейских проекта. Основой для такой амальгамы стала общая экспериментальная направленность творчества. Каждый представлен одной большой ...
Если бы я открывал небольшое, на несколько столиков, кафе с джазовым уклоном, то Day & Night, сольный фортепьянный альбом американки Лайзы Хилтон, послужил бы идеальным фоном для создания атмосферы и уютной, и подлинно джазовой. Сольный джаз на ...
Американский электроакустический дуэт Live Footage появился в Бруклине в 2007 году. Два приятеля, виолончелист Топу Лио и барабанщик Майк Тис, в равной степени интересовались как импровизацией, так и электронной музыкой. Эти два понятия и стали ...
Как правило, большинство бразильских музыкантов представляют два крупнейших центра страны – Рио-де-Жанейро или Сан-Паулу, но саксофонист Ливио Альмейда в этом смысле исключение. Ливио родился в столице страны – молодом городе Бразилиа, ...
Если верить пресс-релизу, Диего Мартинеса называют enfant terrible мексиканской электронной музыки. Возможно. Я назвал бы его просто очень большим мастером этого субжанра, настоящим виртуозом синтезаторов и других электронных устройств. Диего ...