Норберт Штайн продолжает интриговать поклонников своего творчества неожиданными проектами. После изданного в прошлом году альбома Das Karussell, посвященного Райнеру Мария Рильке, где впервые, наряду с музыкой, зазвучали стихи, Pata Music, опять впервые, если я не ошибаюсь, выпустила короткий альбом Norbert Stein Pata Messengers, ЕР под названием Friends & Dragons, записанный в том же составе, что и Das Karussell. На картинке вы видите одну из внутренних сторон обложки, в оригинале же титульной является более светлая фотография некоего предгрозового пейзажа с надписью friends (друзья), а тыльной – более темная с надписью dragons (драконы). Это дуалистическое оформление явно связано с месседжем титульной композиции диска, толковать который можно по-разному.
Лично мне он показался попыткой новоджазовым языком говорить о добром и злом началах в человеческом подсознании, о мучительном пути к пониманию собственного «я», что решается в диалоге-конфликте тенор-саксофона Штайна и электрогитары Николы Хайна, тогда как ударные и контрабас играют при этом роль хора из древнегреческих комедий. При этом Норберт Штайн, судя по мягкому финальному соло, достаточно оптимистичен относительно результатов этой внутренней борьбы. Прав ли я в этой версии? Да, безусловно – со своей точки зрения, как будет прав и любой другой слушатель, выдвинув совсем иную версию. И тут даже неважно, что имел ввиду сам Штайн. Музыка – слишком абстрактное искусство, чтобы одно толкование было единственно правильным. Мне кажется, выдвигая идею пата-музыки, которой он верен на всем своем творческом пути, Норберт Штайн стремился именно к такому многовариантному результату.
Все четыре композиции диска примерно одного объема – около пяти минут. Но у каждой – своя история, свой нерв, свои эмоции. Information From The Birds – это человек и природа, хрупкий баланс, неустойчивое равновесие, опять-таки в диалоге саксофона и электрогитары. Название пьесы и повторяющаяся рефреном простенькая саксофонная фраза на старте заставляют вспомнить уже классические эксперименты Мессиана или недавний новоджазовый проект Дэвида Фьючински по нотированию и воспроизведению голосов птиц – так ли это в данном случае, не знаю. Four Days In June – это уже явно взаимоотношения людей, возможно, мужчины и женщины, ссора, заканчивающаяся примирением, по крайней мере, так я бы толковал дуэт гитары и саксофона в финале. Ну, а Giant Things To Get Home c его жестким стремительным ритмом – это, на мой вкус, нечто футуристическое.
… Иной читатель этих строк скажет: ну, и зачем вместо разбора альбома ты наплодил здесь собственные фантазии? Да, разумеется, фантазии. Но гармонические и мелодические нюансы музыки Норберта Штайна оставим музыковедам. А обычному слушателю важнее ее эмоциональная составляющая. Работы Штайна, в том числе и этот мини-альбом, всегда будят мысль, будят фантазию, это многослойная музыка, которая требует одного – внимания и со-переживания. Тем она и хороша.
Большинство любителей воспринимает бразильский джаз сквозь призму ритмов самбы и босановы и никак иначе. Я, грешный, тоже во многом подвержен этому стереотипу. Просто, другой бразильский джаз слушать приходиться крайне редко. Но вот альбом Ubuntu ...
Американо-израильский ансамбль из Чикаго Marbin не только интенсивно концертирует (количество выступлений за год – около 250!), но и активно пополняет свою дискографию. Весна 2016-го подарила поклонникам Marbin уже шестой по счету альбом, ...
Видимо, не подлежит сомнению, что самым знаменитым семейным кланом в современном джазе остается семейство Марсалисов. Но альбом Grace знакомит нас с также весьма креативным и интересным семейным бэндом. И хотя на обложке альбома стоит только имя ...
Начну с прямой цитаты «вводного» текста, опубликованного лейблом, благо он небольшой, и вдобавок вобрал в себя названия всех шести композиций альбома, рассыпанные по тексту, как изюм по булочке: «Марс-69 повстречал Гауте Гранли. ...
Седьмой по счету альбом нью-йоркского саксофониста Мэтта Крискуоло стал вторым для нашего сайта. Два года назад мне доводилось писать о его предыдущей работе Headin’ Out, этот текст можно найти на сайте, поэтому интересующимся биографическими ...
46-летний Мэтт Лавель уже давно является заметной фигурой в авангардном крыле нью-йоркского джаза (интересно, что одним из первых заметных шагов в его творческой карьере была поездка в Советский Союз в конце 80-х в составе студенческого ...
Мэтт Юлери – один их тех, кто поддерживает славу Чикаго, как одного из крупнейших джазовых центров Америки. По основной своей музыкальной специальности он – басист, причем в широком смысле слова: помимо традиционного контрабаса, Мэтт ...
Мэтью Фрис, уроженец небольшого городка Селинсгрув, Пенсильвания, рос в музыкальной семье. Его мать была певицей академического жанра, отец преподавал фортепьяно в университете. Поэтому естественно этот инструмент стал его первым, а, после некоторых ...
Сочетание эмбиента с прог-роком – не самый частый вариант в потоке разнообразной музыкальной продукции. И если не являешься завзятым фэном именно такой музыки, оно может поначалу показаться непривычной. Возможно поэтому, слушая стартовый и ...
В 2015 году мы уже знакомили наших читателей с Midnight Sun, дебютным альбомом проекта MetaQuorum клавишника из Ньюкасла Дмитрия Ермакова, уроженца Санкт-Петербурга, который тогда еще был Ленинградом. Эту рецензию можно легко найти на сайте и там же ...
Колесить в бесконечных концертных турах по всей стране и за ее пределами, искать подходящих партнеров, добиваться выгодных контрактов с лейблами – или обходиться без ассистентов, все делать самому, спокойно работать в своей домашней студии, ...
Вторым, вслед за Шюгаркейном Харрисом, героем апрельских сетевых перизданий альбомов скрипичного джаза из каталога MPS Records стал Михал Урбаняк. Но представляемый сегодня альбом – это больше, чем просто Урбаняк и больше, чем просто ...