David Fiuczynski - Flam! Blam! Pan-Asian MicroJam!
10.03.2016
Удивительный альбом, удивительная музыка Дэвида Фьючински! Вам она может понравиться, может не понравиться, но познакомиться с ней, как мне кажется – просто долг каждого уважающего себя меломана в широком смысле слова: от поклонника хип-хопа и до ценителя современной академической музыки, не говоря уже о любителях музыки новоджазовой. Впрочем, обо всем по порядку.
Дэвид Фьючински умеет быть разным в разных проектах: фанк-фьюжн со Screaming Headless Torsos, нео-клезмер с Hasidic New Wave, джаз-панк, электроника, авангард… Ряд обзоров его работ можно найти и на нашем сайте. Писали мы и премьере его сочинения Flam! Blam! Pan-Asian MicroJam! в Беркли в декабре 2012 года. Увлекшись микротональной техникой сочинения, профессор Беркли по классу гитары разработал концепцию Planet MicroJam, сочетающую микротональную технику, джазовые гармонии и полиритмию. Фонд Гугенхайма выделил ему в 2011 году грант в размере 40 тыс. долларов, что помогло Дэвиду в двухлетней работе над проектом Flam! Blam! Pan-Asian MicroJam!, впервые показанной на сцене его родного колледжа. И вот теперь этот нашумевший проект издан лондонским лейблом RareNoise Records и с ним может познакомиться каждый.
Посвятив проект двум непохожим людям, хип-хоповому продюсеру-новатору Джей Дилле и классику академической музыки ХХ века Оливье Мессиану, Фьючински, вслед за последним, обратился к … голосам птиц. В проекте он использовал записи пения пяти птиц: гагары, соловья, каролинской гаички, редкой бразильской птахи уирапуру и эндемика, обитающего только в Панаме и Коста-Рике, чье название по-русски мне так и не удалось найти, несмотря на долгие поиски в сети, так что пусть он остается черноголовым Solitaire – может, кому-то повезет с переводом больше, чем мне. Помимо собственно голосов птиц, Дэвид старательно записал их пение нотами и использовал для различных инструментов. Так, уже в стартовой Loon-y Tunes вместе с гагарой и гаичкой их голосами поют безладовая гитара самого Фьючински, скрипка и микротональные клавиши. Но кроме того, в семи первых частях сочинения используются мотивы индийской, китайской, турецкой музыки, ритмы хип-хопа, элементы старинной японской дворцовой музыки гагаку – и все это в микротональном соусе. В последней, седьмой пьесе этой части, Waldstimmen, звучат записи голосов всех пяти птичек.
Если в семи первых пьесах Дэвиду ассистировали его ученики по курсу микротональной музыки Planet MicroJam, то в последних трех к этой команде присоединился еще и один из ведущих альт-саксофонистов современного джаза Рудреш Махантхаппа. Музыка этой части проекта стала заметно жестче, приобрела фанковую упругость, а сам Дэвид, активно используя дисторшн и другие эффекты, показал, что пение птиц и микротональная техника вполне совместимы еще и с нешуточным драйвом. Возможно, в этом описании пестрота и необычность проекта показались вам избыточными? Что ж, Дэвид Фьючински никогда не боялся экспериментов. Порой экспериментаторы со временем бронзовеют и переходят в разряд классиков. Многие уже сегодня считают таковым Дэвида Фьючински.
Эх, как эффектно могла бы выглядеть гибкая женская фигурка с монументальным баритон-саксофоном на обложке альбома! Но Ли Пилцер, играющая на этом солидном инструменте, не стала помещать на обложку своего дебютного диска Strunkin’ столь ...
В характерной для петербургского лейбла Spina!Rec манере здесь под одной обложкой объединены два разных европейских проекта. Основой для такой амальгамы стала общая экспериментальная направленность творчества. Каждый представлен одной большой ...
Если бы я открывал небольшое, на несколько столиков, кафе с джазовым уклоном, то Day & Night, сольный фортепьянный альбом американки Лайзы Хилтон, послужил бы идеальным фоном для создания атмосферы и уютной, и подлинно джазовой. Сольный джаз на ...
Американский электроакустический дуэт Live Footage появился в Бруклине в 2007 году. Два приятеля, виолончелист Топу Лио и барабанщик Майк Тис, в равной степени интересовались как импровизацией, так и электронной музыкой. Эти два понятия и стали ...
Как правило, большинство бразильских музыкантов представляют два крупнейших центра страны – Рио-де-Жанейро или Сан-Паулу, но саксофонист Ливио Альмейда в этом смысле исключение. Ливио родился в столице страны – молодом городе Бразилиа, ...
Если верить пресс-релизу, Диего Мартинеса называют enfant terrible мексиканской электронной музыки. Возможно. Я назвал бы его просто очень большим мастером этого субжанра, настоящим виртуозом синтезаторов и других электронных устройств. Диего ...
Большинство любителей воспринимает бразильский джаз сквозь призму ритмов самбы и босановы и никак иначе. Я, грешный, тоже во многом подвержен этому стереотипу. Просто, другой бразильский джаз слушать приходиться крайне редко. Но вот альбом Ubuntu ...
Американо-израильский ансамбль из Чикаго Marbin не только интенсивно концертирует (количество выступлений за год – около 250!), но и активно пополняет свою дискографию. Весна 2016-го подарила поклонникам Marbin уже шестой по счету альбом, ...
Видимо, не подлежит сомнению, что самым знаменитым семейным кланом в современном джазе остается семейство Марсалисов. Но альбом Grace знакомит нас с также весьма креативным и интересным семейным бэндом. И хотя на обложке альбома стоит только имя ...
Начну с прямой цитаты «вводного» текста, опубликованного лейблом, благо он небольшой, и вдобавок вобрал в себя названия всех шести композиций альбома, рассыпанные по тексту, как изюм по булочке: «Марс-69 повстречал Гауте Гранли. ...
Седьмой по счету альбом нью-йоркского саксофониста Мэтта Крискуоло стал вторым для нашего сайта. Два года назад мне доводилось писать о его предыдущей работе Headin’ Out, этот текст можно найти на сайте, поэтому интересующимся биографическими ...
46-летний Мэтт Лавель уже давно является заметной фигурой в авангардном крыле нью-йоркского джаза (интересно, что одним из первых заметных шагов в его творческой карьере была поездка в Советский Союз в конце 80-х в составе студенческого ...