Куда девается огонь, когда он гаснет? Куда девается звук, когда он затихает? Как услышать звук хлопка одной ладони? Эти алогичные вопросы, свойственные дзен-буддистским коанам, всплывали в моей памяти при прослушивании альбома Twigs. Я не знаю, как относятся французские барабанщики Дидье Лассер и Тьери Вазиньяк к буддистским практикам, вкладывают ли они в свои эксперименты какой-то сакральный смысл, но все три композиции альбома Twigs по духу своему близки к поискам сатори, дзен-буддистского просветления.
Тьери Вазиньяк, наряду с пианистом Гаэлем Мевелем, – один из основателей независимого лейбла импровизационной музыки Label Rives. Twigs, четвертый по счету альбом в каталоге лейбла, выполненный в том же уникальном оформлении (об этом можно прочесть на сайте в предыдущих рецензиях на альбомы этой фирмы) полностью подтверждает экспериментальный характер произведений, которые издает Label Rives. Партнером Вазиньяка по этой работе стал другой французский барабанщик, участник многочисленных новоджазовых и мультижанровых проектов не только у себя на родине, но и в других странах, включая Россию, Дидье Лассер.
Истоки их совместного проекта мне видятся в premiere rive, масштабной стартовой композиции Trio Rives, второго альбома из каталога лейбла, где Вазиньяк играл вместе с Мевелем и саксофонистом и кларнетистом Жаком Ди Донато. Именно там тишина, безмолвие и беззвучие, играли важнейшую формообразующую роль в структуре пьесы. В Twigs роль тишины, основного партнера двух барабанщиков, еще более значительна. Большая часть времени звучания альбома (само понятие «время звучания» здесь выглядит парадоксом) – это тишина. Слушатель в напряженном ожидании ощущает себя неким испытуемым в сурдокамере. Я не случайно привел именно это сравнение: тишина здесь лабораторная, искусственная, в природе такой тишины не бывает, природа всегда полна пусть самых тончайших, но звуков. И время от времени обе ударные установки начинают работать – крайне тихо, едва слышно опускаются палочки или щетки на инструмент, фрагментарно рождаются какие-то аритмичные рисунки. Дидье и Тьери дают почувствовать самоценность звука, ощутить, как сладостны эти моменты, разрывающие полное безмолвие. В этом, наверное, и состоит высшая ценность их весьма радикального эксперимента.
Не буду скрывать: в обширной и интересной группе музыкантов и коллективов, издающих свои работы под логотипом лондонского лейбла RareNoise Records, шотландская группа Free Nelson Mandoomjazz принадлежит к числу моих самых любимых. Для тех, кто не ...
«Театр абсурда» - новый альбом живущего и работающего в Нью-Йорке японского гитариста и композитора Джина Эсса. Похоже, Эсс переживает сейчас период заметной творческой активности – за последние четыре года это уже третий его ...
В августе 2014 года в клубе Chan’s, что в городе Вунсокет, Род-Айленд (это Новая Англия) записывался этот концертный альбом. Для альт-саксофониста Грега Эбата данный проект был следующим за студийным альбомом 2014 года Motif (рецензию на него ...
Замечательный американский саксофонист Грег Эбат не впервые гостит в нашем «CD- обзоре». Рецензии на его предыдущие релизы легко найти на сайте, поместив в поисковик имя музыканта. В этой связи я не очень хотел останавливаться на ...
Первый альбом пианиста Грега Мерфи на лейбле Whaling City Sound стал всего лишь четвертым в его дискографии. Уроженец Чикаго и житель Нью-Йорка с 1987 года, Мерфи – очень опытный музыкант, но записывается он действительно не часто. К ...
Rex, как известно, на латыни означает «король». При всей возможной самоиронии, вложенной автором в название этого альбома, оно отражает действительное положение вещей. Помнится, говоря об одном из предыдущих дисков Хендрика Меркенса, я ...
По-русски перевод названия этого проекта и одноименного альбома выглядит достаточно постно: «Голос против контрабаса» - ну что это такое? Зато в оригинальном, чешском, варианте есть и прямая рифма, и забавный каламбур, и известная толика ...
Лакомое блюдо подготовила для любителей новоджазовой импровизационной музыки небольшая итальянская независимая фирма nusica.org из Тревизо своим девятым релизом. К необычному стилю оформления дисков этой фирмы наши читатели уже могли привыкнуть, но, ...
Москвич Курт Лидварт, основатель лейбла Mikroton Recordings (Mikroton Digital – его сетевое подразделение) и петербуржец Илья Белоруков плодотворно сотрудничают на ниве экспериментальной музыки с 2009 года. Обзоры работ обоих звуковых ...
Вот и еще раз «Импровизационный (импровизированный?) оркестр» оказался увековечен в каталоге минского сетевого лейбла HAZE. Если альбом Armenian Dots Door (2015) представлял его, как Orq Improvis (при желании, ищите этот обзор на сайте), ...
Джазовый рынок переживает эру трибьютов, и оставим специалистам разбор причин этого явления: чего тут больше – уважения и восхищения предшественниками или недостатка свежих идей. Так или иначе, множество новых релизов пестрят посвящениями ...
Хотя в названии этого альбома перечисляются разнообразные редкие атмосферные эффекты, музыка итальянского ансамбля Inutili отнюдь не атмосферична – в смысле очень далека от ambient. Трио из города Терамо играет значительно более жесткую ...