Куда девается огонь, когда он гаснет? Куда девается звук, когда он затихает? Как услышать звук хлопка одной ладони? Эти алогичные вопросы, свойственные дзен-буддистским коанам, всплывали в моей памяти при прослушивании альбома Twigs. Я не знаю, как относятся французские барабанщики Дидье Лассер и Тьери Вазиньяк к буддистским практикам, вкладывают ли они в свои эксперименты какой-то сакральный смысл, но все три композиции альбома Twigs по духу своему близки к поискам сатори, дзен-буддистского просветления.
Тьери Вазиньяк, наряду с пианистом Гаэлем Мевелем, – один из основателей независимого лейбла импровизационной музыки Label Rives. Twigs, четвертый по счету альбом в каталоге лейбла, выполненный в том же уникальном оформлении (об этом можно прочесть на сайте в предыдущих рецензиях на альбомы этой фирмы) полностью подтверждает экспериментальный характер произведений, которые издает Label Rives. Партнером Вазиньяка по этой работе стал другой французский барабанщик, участник многочисленных новоджазовых и мультижанровых проектов не только у себя на родине, но и в других странах, включая Россию, Дидье Лассер.
Истоки их совместного проекта мне видятся в premiere rive, масштабной стартовой композиции Trio Rives, второго альбома из каталога лейбла, где Вазиньяк играл вместе с Мевелем и саксофонистом и кларнетистом Жаком Ди Донато. Именно там тишина, безмолвие и беззвучие, играли важнейшую формообразующую роль в структуре пьесы. В Twigs роль тишины, основного партнера двух барабанщиков, еще более значительна. Большая часть времени звучания альбома (само понятие «время звучания» здесь выглядит парадоксом) – это тишина. Слушатель в напряженном ожидании ощущает себя неким испытуемым в сурдокамере. Я не случайно привел именно это сравнение: тишина здесь лабораторная, искусственная, в природе такой тишины не бывает, природа всегда полна пусть самых тончайших, но звуков. И время от времени обе ударные установки начинают работать – крайне тихо, едва слышно опускаются палочки или щетки на инструмент, фрагментарно рождаются какие-то аритмичные рисунки. Дидье и Тьери дают почувствовать самоценность звука, ощутить, как сладостны эти моменты, разрывающие полное безмолвие. В этом, наверное, и состоит высшая ценность их весьма радикального эксперимента.
Спустя несколько лет после очень удачного Karuna Supreme (смотри обзор на нашем сайте) Джон Хэнди и Али Акбар Хан вновь встретились, чтобы записать новый альбом для MPS Records. Но сейчас это была уже встреча не только Запада с Востоком, но и Севера ...
В потоке дисков, приходящих на адрес сайта, появляются, время от времени, и работы, мало связанные с нашей тематикой. Таков и новый альбом американского певца, гитариста и сочинителя собственных песен Джона Линдси Cities & Schools. Но и автор ...
Первый альбом джазмена из Таиланда в «Обзорах» нашего сайта. Для меня лично гитарист Джульфан Тилапорнпут – второй таиландский джазовый музыкант, чью музыку довелось услышать (первый – Его Величество Пхумипон Адульядет, ...
Еще один проект из многообразной творческой деятельности минского мультиинструменталиста Виктора Семашко оказался в поле зрения нашего сайта. Его название, Klarneton, недвусмысленно указывает на основное «оружие» Виктора в рамках данного ...
Очередной сетевой альбом лейбла HAZE представил минскую группу интуитивной импровизации «Князь Мышкин» (или "Патриархальный и основополагающий дуэт импровизационной музыки», как было заявлено в афише одного из двух концертов, ...
Во времена оны славная фирма из Шварцвальда MPS издала прекрасную серию пластинок, так называемые «саммиты» - коллективные творения лучших мастеров того или иного инструмента. Помимо скрипичных джазовых саммитов к ним принадлежит и ...
Медноволосая Кристин Ли Сарджент приехала в Нью-Йорк из Бостона с намерением посвятить себя театральной сцене, классическому оперному вокалу. Но по мере все более глубокого погружения в ауру этого города и все более тщательного самоанализа, Кристин ...
Ученик Кенни Бэрона, американский пианист Лафайетт Харрис-младший вышел на большую джазовую сцену в середине 80-х годов, когда переехал в Нью-Йорк. С тех пор он успел поработать со многими известными музыкантами (с Максом Роучем он играл почти ...
Гитара нью-йоркского музыканта Лэрри Корбана с первых секунд звучания альбома Corban Nation стремительно и властно завладевает вашим вниманием и не подпасть под обаяние ее звучания довольно трудно. Корбан – опытный музыкант, имеет степень по ...
Лэрри Уилсон хоть и родился в Кливленде, но с детства и по сей день живет во Флориде, в городе Джексонвиль. Его первые музыкальные опыты относятся к трехлетнему возрасту, когда ребенку позволили играть на барабанах в церкви. Самое забавное, что и с ...
Мы часто употребляем понятие «бразильский джаз», говорим о влиянии бразильской музыки на джаз, вспоминаем имена музыкантов, первыми соединивших джаз с ритмами бразильского фольклора, но при этом порой забывается тот простой факт, что ...
Эх, как эффектно могла бы выглядеть гибкая женская фигурка с монументальным баритон-саксофоном на обложке альбома! Но Ли Пилцер, играющая на этом солидном инструменте, не стала помещать на обложку своего дебютного диска Strunkin’ столь ...