Куда девается огонь, когда он гаснет? Куда девается звук, когда он затихает? Как услышать звук хлопка одной ладони? Эти алогичные вопросы, свойственные дзен-буддистским коанам, всплывали в моей памяти при прослушивании альбома Twigs. Я не знаю, как относятся французские барабанщики Дидье Лассер и Тьери Вазиньяк к буддистским практикам, вкладывают ли они в свои эксперименты какой-то сакральный смысл, но все три композиции альбома Twigs по духу своему близки к поискам сатори, дзен-буддистского просветления.
Тьери Вазиньяк, наряду с пианистом Гаэлем Мевелем, – один из основателей независимого лейбла импровизационной музыки Label Rives. Twigs, четвертый по счету альбом в каталоге лейбла, выполненный в том же уникальном оформлении (об этом можно прочесть на сайте в предыдущих рецензиях на альбомы этой фирмы) полностью подтверждает экспериментальный характер произведений, которые издает Label Rives. Партнером Вазиньяка по этой работе стал другой французский барабанщик, участник многочисленных новоджазовых и мультижанровых проектов не только у себя на родине, но и в других странах, включая Россию, Дидье Лассер.
Истоки их совместного проекта мне видятся в premiere rive, масштабной стартовой композиции Trio Rives, второго альбома из каталога лейбла, где Вазиньяк играл вместе с Мевелем и саксофонистом и кларнетистом Жаком Ди Донато. Именно там тишина, безмолвие и беззвучие, играли важнейшую формообразующую роль в структуре пьесы. В Twigs роль тишины, основного партнера двух барабанщиков, еще более значительна. Большая часть времени звучания альбома (само понятие «время звучания» здесь выглядит парадоксом) – это тишина. Слушатель в напряженном ожидании ощущает себя неким испытуемым в сурдокамере. Я не случайно привел именно это сравнение: тишина здесь лабораторная, искусственная, в природе такой тишины не бывает, природа всегда полна пусть самых тончайших, но звуков. И время от времени обе ударные установки начинают работать – крайне тихо, едва слышно опускаются палочки или щетки на инструмент, фрагментарно рождаются какие-то аритмичные рисунки. Дидье и Тьери дают почувствовать самоценность звука, ощутить, как сладостны эти моменты, разрывающие полное безмолвие. В этом, наверное, и состоит высшая ценность их весьма радикального эксперимента.
(c) & (p) 2016 Label Rives
3 tks / 38 mins
(Didier Lasserre, Thierry Waziniak – dr;)
Диск предоставил Thierry Waziniak
Леонид Аускерн