Куда девается огонь, когда он гаснет? Куда девается звук, когда он затихает? Как услышать звук хлопка одной ладони? Эти алогичные вопросы, свойственные дзен-буддистским коанам, всплывали в моей памяти при прослушивании альбома Twigs. Я не знаю, как относятся французские барабанщики Дидье Лассер и Тьери Вазиньяк к буддистским практикам, вкладывают ли они в свои эксперименты какой-то сакральный смысл, но все три композиции альбома Twigs по духу своему близки к поискам сатори, дзен-буддистского просветления.
Тьери Вазиньяк, наряду с пианистом Гаэлем Мевелем, – один из основателей независимого лейбла импровизационной музыки Label Rives. Twigs, четвертый по счету альбом в каталоге лейбла, выполненный в том же уникальном оформлении (об этом можно прочесть на сайте в предыдущих рецензиях на альбомы этой фирмы) полностью подтверждает экспериментальный характер произведений, которые издает Label Rives. Партнером Вазиньяка по этой работе стал другой французский барабанщик, участник многочисленных новоджазовых и мультижанровых проектов не только у себя на родине, но и в других странах, включая Россию, Дидье Лассер.
Истоки их совместного проекта мне видятся в premiere rive, масштабной стартовой композиции Trio Rives, второго альбома из каталога лейбла, где Вазиньяк играл вместе с Мевелем и саксофонистом и кларнетистом Жаком Ди Донато. Именно там тишина, безмолвие и беззвучие, играли важнейшую формообразующую роль в структуре пьесы. В Twigs роль тишины, основного партнера двух барабанщиков, еще более значительна. Большая часть времени звучания альбома (само понятие «время звучания» здесь выглядит парадоксом) – это тишина. Слушатель в напряженном ожидании ощущает себя неким испытуемым в сурдокамере. Я не случайно привел именно это сравнение: тишина здесь лабораторная, искусственная, в природе такой тишины не бывает, природа всегда полна пусть самых тончайших, но звуков. И время от времени обе ударные установки начинают работать – крайне тихо, едва слышно опускаются палочки или щетки на инструмент, фрагментарно рождаются какие-то аритмичные рисунки. Дидье и Тьери дают почувствовать самоценность звука, ощутить, как сладостны эти моменты, разрывающие полное безмолвие. В этом, наверное, и состоит высшая ценность их весьма радикального эксперимента.
Лакомое блюдо подготовила для любителей новоджазовой импровизационной музыки небольшая итальянская независимая фирма nusica.org из Тревизо своим девятым релизом. К необычному стилю оформления дисков этой фирмы наши читатели уже могли привыкнуть, но, ...
Москвич Курт Лидварт, основатель лейбла Mikroton Recordings (Mikroton Digital – его сетевое подразделение) и петербуржец Илья Белоруков плодотворно сотрудничают на ниве экспериментальной музыки с 2009 года. Обзоры работ обоих звуковых ...
Вот и еще раз «Импровизационный (импровизированный?) оркестр» оказался увековечен в каталоге минского сетевого лейбла HAZE. Если альбом Armenian Dots Door (2015) представлял его, как Orq Improvis (при желании, ищите этот обзор на сайте), ...
Джазовый рынок переживает эру трибьютов, и оставим специалистам разбор причин этого явления: чего тут больше – уважения и восхищения предшественниками или недостатка свежих идей. Так или иначе, множество новых релизов пестрят посвящениями ...
Хотя в названии этого альбома перечисляются разнообразные редкие атмосферные эффекты, музыка итальянского ансамбля Inutili отнюдь не атмосферична – в смысле очень далека от ambient. Трио из города Терамо играет значительно более жесткую ...
Этот диск откроет список джазовых релизов нового года: Three Story Sandbox поступает в продажу 1 января 2016-го. Безусловно, он пройдет по ведомству авангарда и свободной импровизационной музыки и, уверен, не затеряется в нем – больно уж ...
Странный образ выбрала Джеки Гейдж для названия своего дебютного альбома. Да, ее голос мягок и нежен, и его сравнение с песнями сирен еще можно понять, но сирены древнегреческой мифологии были существами весьма коварными. Своим сладкозвучным пением ...
Музыкальную карьеру словенского саксофониста Яна Куса я сравнил бы с полетом трехступенчатой ракеты. Взяла она старт в его родной стране, где он с пяти лет начал заниматься музыкой и в 2006 году закончил консерваторию в Любляне. Грант министерства ...
Альбом с первого взгляда привлекает внимание своей обложкой: отличный психологический фотопортрет исполнительницы, продолжающий классические традиции выдающегося джазового фотографа Хермана Леонарда – можно поздравить Бриджит Лакомб с этой ...
Молодой американский джазовый пианист Джаррет Чернер живет в Бруклине. Музыкальное образование он получил в весьма престижных учебных заведениях: Консерватории Новой Англии и Манхэттенской школе музыки. Свой первый альбом в качестве лидера ...
Творческие импульсы Джейсон Майлс получает из точки, где соприкасаются джаз, рок, соул, фанк и ритм-энд-блюз. Именно поэтому он «пришелся ко двору» Майлсу Дэвису и участвовал в записи его поздних альбомов, заслужив самую лестную оценку ...
В течение четырех лет, с 1819 по 1823 год, стареющий испанский художник Франсиско Гойя украшал стены своего дома причудливыми и гротескными фресками. Долгое время о них никто не знал. Лишь в 70-х годах ХIХ века эти фрески были переведены на холст и ...