Один из наиболее ярких и важных джазовых релизов едва начавшегося года от Butman Music Records, привлек внимание поклонников концептуального искусства, отдающих предпочтение умному, философскому звучанию новой импровизационной музыки, которую лишь отчасти можно назвать «джазом» в традиционном смысле этого слова. Альбом «Flow» (Поток) в русскоязычной джазовой среде ждали давно, ведь, несмотря на то, что проект известной московской вокалистки Алины Ростоцкой Jazzmobile существует уже 5 лет, пластинка стала дебютной и вобрала в себя все лучшее, что было сделано коллективом за эти годы.
В записи альбома участвовали одни из наиболее ярких и прогрессивных музыкантов современной московской джазовой сцены, некоторые из которых также являются бэнд-лидерами собственных проектов, исполняющих музыку в смежной стилистике. Среди них Андрей Красильников — сопрано саксофон, Евгений Лебедев — фортепиано, Максим Шибин — гитара, Антон Ревнюк — контрабас, Игнат Кравцов — барабаны, а также специальный гость Владимир Нестеренко — флейта, фортепиано.
Автором большей части музыки и текстов песен выступила сама Алина Ростоцкая, которая тонко и по-женски аккуратно раскрыла сильные стороны своих единомышленников по ансамблю. Возможно, именно по этой причине альбом кажется таким цельным и завершенным, словно бы единым полотном, где каждая нить бережно соткана и переплетена с другими в единой и органичной мозаике. Глубокая, чувственная и одновременно с этим мудрая музыка, оставляющая пространство для эстетических размышлений о форме, образе, динамике и нюансировке.
Прозрачное, чистое, свежее cool звучание отсылает нас к стилистике присущей third stream и ECM, но лишь отчасти. Академический подход в пьесах выступает инструментом, позволяющим очертить контуры и грани композиции, где главное богатство сосредоточено в гармоническом и ладовом многообразии этники и фольклора, к которому прибегает Ростоцкая для воплощения своего замысла. Наиболее заметно для нас это становится при прослушивании русской народной песни «Ты река ль моя реченька», или старинной песни испанских евреев «Morenica», которую Ростоцкая исполнила на языке ладино.
Несмотря на общий тон альбома композиции сложно назвать однородными. Музыканты используют всю палитру своих профессиональных возможностей, прибегая к ярким и интересным решениям, будь то сложные ритмические размеры, или витиеватые гармонические ходы. Деликатные и чувственные интерлюдии пианиста Евгения Лебедева блестяще развиваются солистами, при полной поддержке и включенности ритм-секции, которая, к слову, в таком же составе работает с Лебедевым в LRK Trio.
Важно отметить, что услышав Алину Ростоцкую однажды, вам тяжело будет спутать ее с какой-либо другой певицей. И речь не столько о диапазоне и тембре, сколько о собственном стиле и почерке, который выработан ей годами и служит доказательством тому, что можно раскрыть свой талант и гений, не прибегая к заучиванию и воспроизведению фразировок великих джазовых певиц прошлого. Это самобытное индивидуальное мышление находит свое отражение в «скете», но не менее значимым является и то, что Ростоцкая смело апеллирует к русскому языку, адаптируя его для джаза. В ее исполнении это выглядит интересно, экстраординарно и элегантно.
Презентация альбома состоялась 3 апреля в театральном центре «На Страстном». Удивительно приятно было видеть полный зал (400 мест), большое количество камер и объективов, задумчивые взгляды гостей, которые пришли послушать эту новую, необычную и отчасти непривычную для аутентичных джаз-фанов музыку. Следуя логике высокого искусства, музыканты не стремились показать шоу, а напротив, были глубоко погружены в исполняемые ими произведения. Особой атмосфере общения между публикой и артистами способствовали изумительные видео проекции, которые транслировались на большом экране позади музыкантов (создатель Тамара Зубова). Общее действие завораживало!
Помимо композиций, представленных на альбоме (всего 7), на презентации прозвучали также и другие произведения, например, очень трогательная «Молитва» — о человеке, затерявшемся в большом городе, (Алина Ростоцкая не только спела, но и сама исполнила ее на фортепиано в трио с Андреем Красильниковым и Антоном Ревнюком); «Колея», в которой проскользнули нотки апатии и безысходности, особенно в момент, когда музыканты вместо того, чтобы закончить композицию, воссоздали эффект «затухания». Не оставил равнодушным и номер из цикла «Курские песни» Георгия Свиридова. Агрессивный бит Игната Кравцова и соло Андрея Красильникова с уклоном в атональный free jazz стали отличным завершением первого отделения. Жизнеутверждающая фанковая композиция We Can Fly почти под конец второго отделения, на мой вкус, несколько выбились из общего контекста презентации, впрочем, на общий итог это совсем не повлияло. Пазл сложился, музыканты выглядели уставшими, но очень довольными, а Алина Ростоцкая, кажется, сама не могла поверить в то, что ее музыка нашла настолько мощный отклик в сердцах присутствующих. Уверен, что группу ждет большое будущее.
Примечательно, что альбом вышел именно на Butman Music Records, который не часто балует любителей релизами современного джаза, предпочитая фокусировать внимание на более популярных mainstream и straight ahead релизах. Для многих музыкантов идущих по стопам Алины Ростоцкой JazzMobile, это важный сигнал о том, что их музыка может быть признана и актуальна на уровне самого известного джазового бренда страны.
Почти десять лет назад мне довелось читать и рецензировать Signs Along The Road, изданную в Германии книгу стихов американского фри-джазового басиста и поэта Генри Граймса, человека, игравшего с Монком, Роллинсом, Шеппом, Сесилом Тейлором и ...
У Алины Енгибарян хорошие джазовые гены - дед молодой певицы, Николай Гончаров, играл на барабанах в лучших оркестрах советской эпохи: у Рознера, Кролла, Орбеляна, Лундстрема. Россиянке Алине Енгибарян повезло с местом рождения – она родилась ...
Состав, записавший этот диск, существует с 2007 года. Правда, тогда это был квинтет еще более международного состава – вместе с тремя голландцами и американским тромбонистом работал еще и немецкий гитарист, вместе они записали альбом Who is in ...
Галерея индонезийского джаза на наших страницах пополняется благодаря MoonJune Records еще одним портретом. На сей раз это гитарист Андре Динут. Андре сейчас тридцать четыре года (он родился в 1982 году), родом он из восточной части Индонезии, с ...
Петербуржец Андрей Поповский, человек, входящий в топ-группу российских импровизаторов-экспериментаторов, уже «засвечивался» на нашем сайте в совместном с Ильей Белоруковым альбоме Pafka (2015), изданном Mikroton Digital. И вот теперь ...
Благодаря любезности Джима Эйго и Jazz Promo Services я слушаю музыку бразильского пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо с 2013 года. За это время я уже как-то привык, что Антонио каждый год дарит своим поклонникам новый альбом, а в ...
«Молодые львы» итальянского джаза все увереннее заявляют о себе. К этой тенденции можно отнести и дебютный альбом пианиста Антонио Вивенцо Canyon. Постоянные читатели нашего сайта обнаружат среди музыкантов, участвовавших в записи диска, ...
Мне сложно назвать основную профессию Филипа Палмера. В качестве переводчика и преподавателя английского языка, как иностранного, англичанин Палмер много лет живет и работает в Польше. Но одновременно Филип является заметной фигурой польской ...
Flow - так назвал свой новый, третий по счету, альбом израильский пианист из Тель-Авива Ари Эрев. В буклете к альбому он говорит о многозначности этого английского слова. Есть понятие «поток», в котором он видит нечто общее с музыкой, ...
С очень любопытного и многопланового проекта начинает наш сайт знакомство с релизами лейбла Intonema из Санкт-Петербурга, ориентированного на импровизационную и экспериментальную музыку (кто бы сомневался – ведь курирует работу лейбла ...
Если представить биографию джазового барабанщика и композитора Асафа Сиркиса в виде цепочки городов, то она будет выглядеть так: Петах-Тиква – Реховот – Тель-Авив – Лондон. В первом из них он родился в 1969 году, во втором – ...
Очередное сетевое переиздание лейбла из Шварцвальда посвящено одной из первых в Европе групп, исполнявших сложный, многоплановый вариант музыки фьюжн – с элементами прото-прог-рока, этники и мощной электрифицированной составляющей. Association ...