Один из наиболее ярких и важных джазовых релизов едва начавшегося года от Butman Music Records, привлек внимание поклонников концептуального искусства, отдающих предпочтение умному, философскому звучанию новой импровизационной музыки, которую лишь отчасти можно назвать «джазом» в традиционном смысле этого слова. Альбом «Flow» (Поток) в русскоязычной джазовой среде ждали давно, ведь, несмотря на то, что проект известной московской вокалистки Алины Ростоцкой Jazzmobile существует уже 5 лет, пластинка стала дебютной и вобрала в себя все лучшее, что было сделано коллективом за эти годы.
В записи альбома участвовали одни из наиболее ярких и прогрессивных музыкантов современной московской джазовой сцены, некоторые из которых также являются бэнд-лидерами собственных проектов, исполняющих музыку в смежной стилистике. Среди них Андрей Красильников — сопрано саксофон, Евгений Лебедев — фортепиано, Максим Шибин — гитара, Антон Ревнюк — контрабас, Игнат Кравцов — барабаны, а также специальный гость Владимир Нестеренко — флейта, фортепиано.
Автором большей части музыки и текстов песен выступила сама Алина Ростоцкая, которая тонко и по-женски аккуратно раскрыла сильные стороны своих единомышленников по ансамблю. Возможно, именно по этой причине альбом кажется таким цельным и завершенным, словно бы единым полотном, где каждая нить бережно соткана и переплетена с другими в единой и органичной мозаике. Глубокая, чувственная и одновременно с этим мудрая музыка, оставляющая пространство для эстетических размышлений о форме, образе, динамике и нюансировке.
Прозрачное, чистое, свежее cool звучание отсылает нас к стилистике присущей third stream и ECM, но лишь отчасти. Академический подход в пьесах выступает инструментом, позволяющим очертить контуры и грани композиции, где главное богатство сосредоточено в гармоническом и ладовом многообразии этники и фольклора, к которому прибегает Ростоцкая для воплощения своего замысла. Наиболее заметно для нас это становится при прослушивании русской народной песни «Ты река ль моя реченька», или старинной песни испанских евреев «Morenica», которую Ростоцкая исполнила на языке ладино.
Несмотря на общий тон альбома композиции сложно назвать однородными. Музыканты используют всю палитру своих профессиональных возможностей, прибегая к ярким и интересным решениям, будь то сложные ритмические размеры, или витиеватые гармонические ходы. Деликатные и чувственные интерлюдии пианиста Евгения Лебедева блестяще развиваются солистами, при полной поддержке и включенности ритм-секции, которая, к слову, в таком же составе работает с Лебедевым в LRK Trio.
Важно отметить, что услышав Алину Ростоцкую однажды, вам тяжело будет спутать ее с какой-либо другой певицей. И речь не столько о диапазоне и тембре, сколько о собственном стиле и почерке, который выработан ей годами и служит доказательством тому, что можно раскрыть свой талант и гений, не прибегая к заучиванию и воспроизведению фразировок великих джазовых певиц прошлого. Это самобытное индивидуальное мышление находит свое отражение в «скете», но не менее значимым является и то, что Ростоцкая смело апеллирует к русскому языку, адаптируя его для джаза. В ее исполнении это выглядит интересно, экстраординарно и элегантно.
Презентация альбома состоялась 3 апреля в театральном центре «На Страстном». Удивительно приятно было видеть полный зал (400 мест), большое количество камер и объективов, задумчивые взгляды гостей, которые пришли послушать эту новую, необычную и отчасти непривычную для аутентичных джаз-фанов музыку. Следуя логике высокого искусства, музыканты не стремились показать шоу, а напротив, были глубоко погружены в исполняемые ими произведения. Особой атмосфере общения между публикой и артистами способствовали изумительные видео проекции, которые транслировались на большом экране позади музыкантов (создатель Тамара Зубова). Общее действие завораживало!
Помимо композиций, представленных на альбоме (всего 7), на презентации прозвучали также и другие произведения, например, очень трогательная «Молитва» — о человеке, затерявшемся в большом городе, (Алина Ростоцкая не только спела, но и сама исполнила ее на фортепиано в трио с Андреем Красильниковым и Антоном Ревнюком); «Колея», в которой проскользнули нотки апатии и безысходности, особенно в момент, когда музыканты вместо того, чтобы закончить композицию, воссоздали эффект «затухания». Не оставил равнодушным и номер из цикла «Курские песни» Георгия Свиридова. Агрессивный бит Игната Кравцова и соло Андрея Красильникова с уклоном в атональный free jazz стали отличным завершением первого отделения. Жизнеутверждающая фанковая композиция We Can Fly почти под конец второго отделения, на мой вкус, несколько выбились из общего контекста презентации, впрочем, на общий итог это совсем не повлияло. Пазл сложился, музыканты выглядели уставшими, но очень довольными, а Алина Ростоцкая, кажется, сама не могла поверить в то, что ее музыка нашла настолько мощный отклик в сердцах присутствующих. Уверен, что группу ждет большое будущее.
Примечательно, что альбом вышел именно на Butman Music Records, который не часто балует любителей релизами современного джаза, предпочитая фокусировать внимание на более популярных mainstream и straight ahead релизах. Для многих музыкантов идущих по стопам Алины Ростоцкой JazzMobile, это важный сигнал о том, что их музыка может быть признана и актуальна на уровне самого известного джазового бренда страны.
Замечательный американский саксофонист Грег Эбат не впервые гостит в нашем «CD- обзоре». Рецензии на его предыдущие релизы легко найти на сайте, поместив в поисковик имя музыканта. В этой связи я не очень хотел останавливаться на ...
Первый альбом пианиста Грега Мерфи на лейбле Whaling City Sound стал всего лишь четвертым в его дискографии. Уроженец Чикаго и житель Нью-Йорка с 1987 года, Мерфи – очень опытный музыкант, но записывается он действительно не часто. К ...
Rex, как известно, на латыни означает «король». При всей возможной самоиронии, вложенной автором в название этого альбома, оно отражает действительное положение вещей. Помнится, говоря об одном из предыдущих дисков Хендрика Меркенса, я ...
По-русски перевод названия этого проекта и одноименного альбома выглядит достаточно постно: «Голос против контрабаса» - ну что это такое? Зато в оригинальном, чешском, варианте есть и прямая рифма, и забавный каламбур, и известная толика ...
Лакомое блюдо подготовила для любителей новоджазовой импровизационной музыки небольшая итальянская независимая фирма nusica.org из Тревизо своим девятым релизом. К необычному стилю оформления дисков этой фирмы наши читатели уже могли привыкнуть, но, ...
Москвич Курт Лидварт, основатель лейбла Mikroton Recordings (Mikroton Digital – его сетевое подразделение) и петербуржец Илья Белоруков плодотворно сотрудничают на ниве экспериментальной музыки с 2009 года. Обзоры работ обоих звуковых ...
Вот и еще раз «Импровизационный (импровизированный?) оркестр» оказался увековечен в каталоге минского сетевого лейбла HAZE. Если альбом Armenian Dots Door (2015) представлял его, как Orq Improvis (при желании, ищите этот обзор на сайте), ...
Джазовый рынок переживает эру трибьютов, и оставим специалистам разбор причин этого явления: чего тут больше – уважения и восхищения предшественниками или недостатка свежих идей. Так или иначе, множество новых релизов пестрят посвящениями ...
Хотя в названии этого альбома перечисляются разнообразные редкие атмосферные эффекты, музыка итальянского ансамбля Inutili отнюдь не атмосферична – в смысле очень далека от ambient. Трио из города Терамо играет значительно более жесткую ...
Этот диск откроет список джазовых релизов нового года: Three Story Sandbox поступает в продажу 1 января 2016-го. Безусловно, он пройдет по ведомству авангарда и свободной импровизационной музыки и, уверен, не затеряется в нем – больно уж ...
Странный образ выбрала Джеки Гейдж для названия своего дебютного альбома. Да, ее голос мягок и нежен, и его сравнение с песнями сирен еще можно понять, но сирены древнегреческой мифологии были существами весьма коварными. Своим сладкозвучным пением ...
Музыкальную карьеру словенского саксофониста Яна Куса я сравнил бы с полетом трехступенчатой ракеты. Взяла она старт в его родной стране, где он с пяти лет начал заниматься музыкой и в 2006 году закончил консерваторию в Любляне. Грант министерства ...