Anderson / Bennink / Gierum / van Kemenade - Checking Out
30.05.2016
Состав, записавший этот диск, существует с 2007 года. Правда, тогда это был квинтет еще более международного состава – вместе с тремя голландцами и американским тромбонистом работал еще и немецкий гитарист, вместе они записали альбом Who is in charge? Но с тех пор квинтет превратился в квартет, и в этом формате Checking Out - его дебютный альбом. Конечно, когда видишь такие фамилии на обложке, слово «дебют» звучит как-то не очень уместно: Рэй Андерсон с конца 80-х годов прошлого века входит в топ-группу джазовых тромбонистов мира и, судя хотя бы по этой записи, явно не намерен ее покидать, Хан Беннинк, самый старший в этом квартете, - живая легенда европейского фри-джаза, басиста Эрнста Герума я, откровенно говоря, слушал впервые, но это уже проблемы моего джазового кругозора, а сам по себе Эрнст – опытнейший музыкант с богатым опытом работы с ведущими джазовыми музыкантами Голландии, других стран Европы и многими американскими авангардистами. И, наконец, сам Пауль ван Кеменаде, душа этого коллектива из ярких индивидуальностей, отличный альт-саксофонист, композитор и бэнд-лидер, в равной степени уверенно чувствующий себя в самых разных проектах. Впрочем, это более выпукло отражено в его альбоме A Kind Of…, который увидел свет почти одновременно с Checking Out, и о котором можно прочитать на сайте отдельную рецензию.
А пока – давайте поговорим именно о данном альбоме. Checking Out получился, при всем разнообразии своего импровизационного языка и техническом мастерстве исполнителей, каким-то еще и очень жизнерадостным, позитивным, а временами – и просто веселым. Я имею ввиду при этом не только и не столько юмористические звукоподражательные экзерсисы Пауля и Рэя, сколько общую атмосферу альбома, судя по которой музыкантам совместное творчество доставляет огромное удовольствие. Возможно, это кажущееся впечатление, так сказать, взгляд извне, а внутри, при записи все выглядело не совсем так, но мои ощущения от прослушивания породили именно такую версию. Альбом, бесспорно, украсили две композиции, в которых словно живет веселый и беззаботный дух (именно дух, а не стилистика) новоорлеанского джаза - Alligatory Merengue Андерсона и, несколько неожиданно, финальная Bright Mississippi Монка с его альбома Monk's Dream 1963 года – единственный кавер альбома, где авторство композиций поделили между собой ван Кеменаде, Андерсон и Герум.
При этом индивидуальность автора заметна в исполняемой музыке довольно четко. Герум (стартовая Low Profile и Left Shoe), как мне показалось, увереннее чувствует себя на стыке мейнстрима и авангарда, его пьесы более лиричны, интровертны, если хотите. Оба солиста это чувствуют очень тонко – проследите, к примеру, как начинает тему Left Shoe Андерсон и как перехватывает ее ван Кеменаде. Андерсон более склонен к музыкальным парадоксам и неожиданным поворотам: спокойное течение Ominosity взрывается фри-джазовой каруселью голосов тромбона и саксофона, Homage For Charles Moffett, посвящение знаменитому коулменовскому ударнику, наполнено внутренним напряжением, подчеркнутым строгим звучанием ван Кеменаде и великолепной игрой Беннинка, наконец, Nothing Is Every – это настоящий парад-алле всех четырех участников квартета, где каждый блеснул сольной партией. В пьесах ван Кеменаде чувствуется глубокое проникновение во все нюансы языка современного джаза – и в титульной Checking Out с волнующим диалогом саксофона и тромбона, и в Lost Bones, композиции, которую я бы назвал образчиком нео-кула, приправленного, уже упоминавшейся выше толикой музыкального юмора (именно она «представляет» альбом Checking Out в сборнике ван Кеменаде A Kind Of…, о котором речь уже шла выше). Все упомянутые пьесы вместе точно, как верно сложенные элементы паззла, составляют общую картину одного из интереснейших малых составов современного джаза – независимо от того, идет ли речь о Европе или Америке.
Простите меня, уважаемые джазовые пуристы! Прекрасно понимаю, что эта музыка имеет мало общего и с джазом, и с блюзом, однако осмеливаюсь представить ее на нашем сайте. Я начал слушать этот небольшой EP – и не смог от него оторваться, слушал ...
История, нерв, фабула этого диска – все запечатлено на его скромной обложке. Элберт Тути Хит участвовал в записи альбома в июне 2015 года, через пару недель после своего восьмидесятилетия. Из этих влсьми десятков лет его жизни шесть было ...
Stabilimento – самый свежий по времени издания (ноябрь 2016 года) альбом ветерана канадской музыки Роберто Очипинти. В предыдущей фразе я чуть было не написал «ветерана канадского джаза», но это было бы не очень точно. Уроженец ...
У американского пианиста и композитора Роджера Дэвидсона (р.1952) в Нью-Йорке два дома. Один – это место его непосредственного проживания с женой-бразильянкой и тремя детьми, а второй – это «Кафе Вивальди» в богемном квартале ...
За последние несколько лет сложился определенный круг музыкантов, выпускающих свои новые работы на британском лейбле RareNoise Records. Трое из них присутствуют и в этой записи. Американский пианист и клавишник Джейми Сафт, его земляк, басист Тревор ...
Французский коллектив с совершенно по-русски звучащим названием Rűka не назовешь чисто музыкальным проектом. Это некий свободный союз музыкантов, поэтов, мастеров визуальных искусств, которых объединяет увлечение экспериментальным (читай – ...
Нет, вы не ошиблись. Эта обложка - действительно парафраз на тему той самой, украшающей один из самых знаменитых альбомов в истории рок-музыки, альбома, на котором выросло уже несколько поколений фэнов: Dark Side Of The Moon от Pink Floyd. Интерес к ...
Каждый воспринимает биг-бэндовый джаз индивидуально. Для одних это высшая математика джаза, другие предпочитают только камерный джаз, третьи искренне считают (я встречал таких людей), что биг-бэнды – это исключительно свинговый джаз 30-х ...
Стефан Грапелли, Жан-Люк Понти, Дидье Локвуд… В этот ряд имен блистательных французских джазовых скрипачей очень органично вписывается новое свежее имя: Скотт Тиксье. На конверте своего второго альбома Cosmic Adventure 30-летний француз ...
Сергей Костырко – ученый и музыкант из Санкт-Петербурга. В первом своем качестве он, доцент местного университета, изучает проблемы разработки алгоритмов синтеза звука методами физического моделирования. Во втором, как музыкант, работающий в ...
Вехи творческого пути бразильского гитариста и композитора Серхио Перейры словно расставлены по десятилетиям. 60-е и 70-е годы прошлого века – это время ученичества, когда молодой кариока (так называют себя все жители Рио-де-Жанейро) познавал ...
Дебютный альбом молодой израильтянки Сиван Арбель меня приятно удивил. Только начав прослушивание, я понял, почему вместо более привычного «вокал» на обложке диска указано «голос». Да, работа Арбель разительно не похожа на ...