Tokar / Naruszewicz / Fraze-Frazenko / Trzaska / Lewy - Liber Alles
14.08.2016
Наконец-то! Через два года после события, состоявшегося в Лодзи в июне 2014 года, минский сетевой лейбл HAZE сделал достоянием широких (увы, на самом деле не слишком широких) кругов любителей импровизационной музыки проект Liber Alles. Мне казалось, реакция на этот интересный международный проект могла бы быть более оперативной. Но – лучше поздно, чем никогда.
Для начала пару слов об истории события. Если не ошибаюсь, примерно с середины нулевых годов нового века в Лодзи ежегодно проводятся «Игры свободы» - общественно-политический дискуссионный форум, собирающий в основном представителей восточноевропейских стран. Мероприятие это многовекторное, и обычно присутствует в нем и музыкальная составляющая. В 2014 году «Игры свободы» были посвящены 25-летию первых свободных выборов в послевоенной Польше, когда коммунистов сменило у власти правительство Мазовецкого. Параллельно в рамках форума прошел фестиваль преимущественно авангардной музыки. Одним из ярких его событий был проект, организованный лодзинским музыкантом-мультинструменталистом и большим выдумщиком (одно полное аллюзий название Liber Alles чего стоит) Суавасом Леви. Усилиями Леви (подозреваю, что это ник, но никаких данных на этот счет в Сети не нашел) на сцене собрались музыканты-импровизаторы из трех соседних, трех славянских стран – Польши, Украины и Беларуси: известный джазовый саксофонист из Гданьска Миколай Тшаска, львовские музыканты – именитый басист с европейским именем Марк Токарь, его более молодой коллега, кинорежиссер, переводчик, поэт и саксофонист Олександр Фразе-Фразенко, минчанин Леонид Нарушевич, «отец» импровизационной музыки в Беларуси, лидер группы «Князь Мышкин», и сам Леви – ну просто живое олицетворение Речи Посполитой!
После этих геополитических фантазий пора перейти и к самой музыке. В альбом Liber Alles вошло три композиции-импровизации, исполненные музыкантами без всяких предварительных репетиций (слово явно неуместное, когда речь идет о свободной импровизации), полагаясь только на собственную интуицию, вкус и умение слышать и понимать партнеров. Прослушав альбом, можно убедиться, что все эти качества вкупе с исполнительским мастерством участников проекта не подвели. Первая пьеса, самая длинная (более получаса), естественным образом получилась наиболее структурно рыхлой – какое-то время музыкантом потребовалось, чтобы сыграться, почувствовать друг друга, нащупать взаимосвязи. Началась она с гитарного соло Нарушевича, затем, постепенно, к Леониду начали присоединяться духовые и ритмика. Пробежала некая невидимая искра, появилась энергия, темп импровизации стал стремительно ускоряться, чтобы затем рассыпаться на отдельные соло и начать собираться вновь. К финалу пьесу вновь повели струны гитары Леонида Нарушевича. Вторая и третья композиции показались мне чем-то похожими – и по времени звучания, значительно меньшему, чем в стартовой, и по элегически-грустному началу обоих пьес, и по значительно более стройной форме. Временами, особенно во второй композиции, ухо улавливало на пару секунд нечто фолковое в звучании, но в целом и здесь принципы свободной импровизации не были поколеблены. Креативность исполнителей, дух эксперимента и уровень исполнения в проекте Liber Alles оказались на высоте, что сделало его заметной творческой вехой и для самих участников проекта, и для тех, кто его услышит.
2016 HAZE 377
3 tks / 56 mins
(Mark Tokar –b; Leonid Naruszewicz – g; Oleksandr Fraze-Frazenko – sax; Mikołaj Trzaska – sax, bass cl; Suavas Lewy – dr, bells, banjo, everyday items;)
Линк предоставил Леонид Нарушевич
Два москвича, два человека, активно занимающиеся электронной экспериментальной музыкой, оба выступают и записываются под никами, оба являются владельцами собственных лейблов – но у каждого из них свой путь, свои творческие методы и ранее они ...
Каждый представляет, как волнует встреча с друзьями, которых давно не видел: тут и радость, и ревнивое сравнение числа новых морщинок на лице, и неизбежные ностальгические воспоминания – в общем, сложная гамма чувств. Похожие эмоции я испытал, ...
С пианисткой из Нью-Йорка Кэрол Либовиц наш сайт познакомился уже в 2015 году в дебютном альбоме, как трио Payne / Lindal / Liebowitz, так и издавшего его молодого независимого лейбла Line Art Records. И вот – второй альбом в каталоге лейбла ...
Аструд Жильберто, Флора Пурим, Таня Мария, Элиана Элиас, Лючиана Соуза… Бразильская джазовая сцена регулярно дарит миру ярких, талантливых вокалисток. Пора запомнить и еще одно имя – Кэрол Сабойя. Это мне – пора, поскольку впервые ...
Новый альбом в серии сетевых переизданий каталога MPS Records представляет во всей красе одного из апостолов фри-джаза, самого известного фри-джазового пианиста, 49-летнего (на тот момент) Сесила Тейлора. Всего лишь две композиции, составившие ...
Американский саксофонист Чарли Мариано (1923-2009), он же Кармине Уго Мариано, в разные периоды своей творческой деятельности играл разную музыку, но с неизменно высоким качеством. Мариано сотрудничал со Стеном Кентоном, Тошико Акиоши (с которой его ...
Американскому трубачу Крису Клэкстону повезло с учителями. Уже обучаясь в Университете Нью-Хемпшира он познакомился со знаменитым Кларком Терри и стал на какой-то период его ассистентом и тур-менеджером. Впоследствии он много почерпнул и у других ...
«Манхэттенская колыбельная» - в самом этом названии слышится некое противоречие. Ну как же: Нью-Йорк, Большое Яблоко, город, который никогда не спит, и уж тем более не спит его сердце, Манхэттен – и вдруг – колыбельная? А вот ...
Австрийский музыкант и композитор Клеменс Венгер – один из основателей объединения молодых музыкантов-экспериментаторов JazzWerkstatt Wien, с которым наш журнал (а впоследствии и сайт) поддерживает давние партнерские связи. Так что, слушать ...
Наше путешествие по лабиринтам петербургского андерграунда продолжается. На сей раз знакомимся с группой Coalman, которую организовали участники двух других петербургских коллективов: Владимир Варн уже известен нашим читателям по альбомам группы ...
Двое американцев, из которых один (Сет Трэчи) рос в предгорьях Аппалачей, а другой (Алекс Уайэтт) в Денвере, Колорадо, один израильтянин (Ницан Гавриэли) и один чилиец (Пабло Менарес) – таков коллектив со скромным названием Common Quartet. ...
Дебюты (а Rootless – это дебютный альбом трио Кори Кендрика) всегда интересны. Всегда ждешь, что незнакомое пока имя принесет что-то, чего тебе еще не доводилось слышать или откроет какие-то новые грани в уже знакомой стилистике. В случае с ...