Tokar / Naruszewicz / Fraze-Frazenko / Trzaska / Lewy - Liber Alles
14.08.2016
Наконец-то! Через два года после события, состоявшегося в Лодзи в июне 2014 года, минский сетевой лейбл HAZE сделал достоянием широких (увы, на самом деле не слишком широких) кругов любителей импровизационной музыки проект Liber Alles. Мне казалось, реакция на этот интересный международный проект могла бы быть более оперативной. Но – лучше поздно, чем никогда.
Для начала пару слов об истории события. Если не ошибаюсь, примерно с середины нулевых годов нового века в Лодзи ежегодно проводятся «Игры свободы» - общественно-политический дискуссионный форум, собирающий в основном представителей восточноевропейских стран. Мероприятие это многовекторное, и обычно присутствует в нем и музыкальная составляющая. В 2014 году «Игры свободы» были посвящены 25-летию первых свободных выборов в послевоенной Польше, когда коммунистов сменило у власти правительство Мазовецкого. Параллельно в рамках форума прошел фестиваль преимущественно авангардной музыки. Одним из ярких его событий был проект, организованный лодзинским музыкантом-мультинструменталистом и большим выдумщиком (одно полное аллюзий название Liber Alles чего стоит) Суавасом Леви. Усилиями Леви (подозреваю, что это ник, но никаких данных на этот счет в Сети не нашел) на сцене собрались музыканты-импровизаторы из трех соседних, трех славянских стран – Польши, Украины и Беларуси: известный джазовый саксофонист из Гданьска Миколай Тшаска, львовские музыканты – именитый басист с европейским именем Марк Токарь, его более молодой коллега, кинорежиссер, переводчик, поэт и саксофонист Олександр Фразе-Фразенко, минчанин Леонид Нарушевич, «отец» импровизационной музыки в Беларуси, лидер группы «Князь Мышкин», и сам Леви – ну просто живое олицетворение Речи Посполитой!
После этих геополитических фантазий пора перейти и к самой музыке. В альбом Liber Alles вошло три композиции-импровизации, исполненные музыкантами без всяких предварительных репетиций (слово явно неуместное, когда речь идет о свободной импровизации), полагаясь только на собственную интуицию, вкус и умение слышать и понимать партнеров. Прослушав альбом, можно убедиться, что все эти качества вкупе с исполнительским мастерством участников проекта не подвели. Первая пьеса, самая длинная (более получаса), естественным образом получилась наиболее структурно рыхлой – какое-то время музыкантом потребовалось, чтобы сыграться, почувствовать друг друга, нащупать взаимосвязи. Началась она с гитарного соло Нарушевича, затем, постепенно, к Леониду начали присоединяться духовые и ритмика. Пробежала некая невидимая искра, появилась энергия, темп импровизации стал стремительно ускоряться, чтобы затем рассыпаться на отдельные соло и начать собираться вновь. К финалу пьесу вновь повели струны гитары Леонида Нарушевича. Вторая и третья композиции показались мне чем-то похожими – и по времени звучания, значительно меньшему, чем в стартовой, и по элегически-грустному началу обоих пьес, и по значительно более стройной форме. Временами, особенно во второй композиции, ухо улавливало на пару секунд нечто фолковое в звучании, но в целом и здесь принципы свободной импровизации не были поколеблены. Креативность исполнителей, дух эксперимента и уровень исполнения в проекте Liber Alles оказались на высоте, что сделало его заметной творческой вехой и для самих участников проекта, и для тех, кто его услышит.
2016 HAZE 377
3 tks / 56 mins
(Mark Tokar –b; Leonid Naruszewicz – g; Oleksandr Fraze-Frazenko – sax; Mikołaj Trzaska – sax, bass cl; Suavas Lewy – dr, bells, banjo, everyday items;)
Линк предоставил Леонид Нарушевич
Можно себе представить, сколько разнообразной по стилистике и жанрам музыки приходится выслушивать ведающему артистами и репертуаром вице-президенту крупнейшей независимой звукозаписывающей компании Concord Music Group Нику Филипсу. А вот в ...
Если вам почудилось в обложке альбома Джима Гельцера Melodies Pure and True что-то психоделическое, то вы не ошиблись. Программа альбома построена на джазовых интерпретациях популярной музыки разных направлений как раз того периода, когда психоделия ...
Моим любимым блюзовым дуэтом формата «гитара + губная гармоника» всегда были мастера пидмонтского блюза Кефас и Виггинс, великий дуэт, прекративший свое существование со смертью Джона Кефаса в 2009 году. Но, после прослушивания альбома ...
Еще один дебютный альбом, каких немало попадает на наши страницы последнее время. На сей раз представляемый музыкант – тромбонист Джимми О’Конелл, который родился в регионе Детройта, а в 2009 году перебрался в Нью-Йорк. Здесь Джимми ...
Кейп Код или Мыс Трески, полуостров близ Бостона, - знаменитое место в истории США. Именно тут пристал когда «Мейфлауэр» с первыми пилигримами из Англии. Сегодня джаз играют, разумеется, и здесь. Трубач, композитор и аранжировщик Джо ...
Великолепный образчик синтеза индийской классической музыки и джаза – именно в таком порядке, а не наоборот. Дело тут не только в том, что в квартете исполнителей трое представляют Восток и лишь один – Запад, причем двое индийских ...
Спустя несколько лет после очень удачного Karuna Supreme (смотри обзор на нашем сайте) Джон Хэнди и Али Акбар Хан вновь встретились, чтобы записать новый альбом для MPS Records. Но сейчас это была уже встреча не только Запада с Востоком, но и Севера ...
В потоке дисков, приходящих на адрес сайта, появляются, время от времени, и работы, мало связанные с нашей тематикой. Таков и новый альбом американского певца, гитариста и сочинителя собственных песен Джона Линдси Cities & Schools. Но и автор ...
Первый альбом джазмена из Таиланда в «Обзорах» нашего сайта. Для меня лично гитарист Джульфан Тилапорнпут – второй таиландский джазовый музыкант, чью музыку довелось услышать (первый – Его Величество Пхумипон Адульядет, ...
Еще один проект из многообразной творческой деятельности минского мультиинструменталиста Виктора Семашко оказался в поле зрения нашего сайта. Его название, Klarneton, недвусмысленно указывает на основное «оружие» Виктора в рамках данного ...
Очередной сетевой альбом лейбла HAZE представил минскую группу интуитивной импровизации «Князь Мышкин» (или "Патриархальный и основополагающий дуэт импровизационной музыки», как было заявлено в афише одного из двух концертов, ...
Во времена оны славная фирма из Шварцвальда MPS издала прекрасную серию пластинок, так называемые «саммиты» - коллективные творения лучших мастеров того или иного инструмента. Помимо скрипичных джазовых саммитов к ним принадлежит и ...