Клавишник John Medeski, басист Billy Martin и барабанщик Chris Wood известны как авангардно-джазовое трио MEDESKI, MARTIN & WOOD. С начала девяностых группа исколесила с концертами всю Америку, выпустила с десяток альбомов и сменила несколько звукозаписывающих фирм (в их числе Grammavision, Rykodisc и Blue Note). В1999 году вышел их сборник "Last Chance to Dance Trance (perhaps): Best...", с которого рекомендую начать знакомство с музыкой группы. А сегодня я предлагаю познакомиться с Джоном Медески, "супермозгом" этого интересного коллектива.
Как началась ваша музыкальная карьера и каким образом вы объединились с Билли Мартином и Крисом Вудом?
Я начал играть еще когда был совсем маленьким ребенком. Собственные выступления давал с двенадцатилетнего возраста. Затем поступил в музыкальную школу в Массачусетсе. Изучал классическое фортепиано, но переключился на более креативные, творческие программы. Прошло несколько лет, я переехал в Бостон, где встретил Криса. Примерно в одно и то же время мы переехали в Нью-Йорк, где начали выступать. В году 90-м или 91 -м в Бруклине мы объединились с Билли.
Критики называют ваш стиль "альтернативным джазом". Однако как бы вы сами определили свою музыку?
Для меня музыка — это язык. Я использую музыку для выражения мотивов. В нормальной жизни мы пользуемся словами, но музыка — то же самое. Мне кажется, попытки дать музыке определения — это маркетинг. Способ сделать деньги. Мы бы определили свою музыку как меняющуюся. Понимаете, категории постоянно меняются. Мы играем импровизационную музыку, которую можно слушать или под которую можно танцевать — это мне известно наверняка.
Что изменилось в вашей музыке со времен "Notes From The Underground", вашего первого альбома, к моменту выхода нового альбома "Uninvinsible"?
Хм, многое. Когда мы впервые собрались вместе, то хотели взять популярные ритмы того времени, как хип-хоп или регги, и сделать из них нечто особенное с помощью джазовой импровизации. Когда в 80-х появился хип-хоп, ритм его ударных обладал свингом. Вот почему работает линейный подход к джазу, импровизация на основе ритма. В 60-е и 70-е годы многое из фьюжна как комбинации рока и джаза не оправдало себя и попросту провалилось. В ритмическом плане это был прямой рок-грув. Глупо, если рок звучит одновременно с джазом и доминирует над ним. Конечно, многое из того, что записывали Майлз Дэвис, Ларри Янг, Джон Маклафлин, было великим. Но музыка стала коммерческой и поверхностной. Плохо, когда в ней звучит ритм, не относящийся к делу. Мы сочетаем ритмы и импровизацию и сейчас делаем упор именно на выступления "вживую". Многие "интеллектуалы", поглаживая бороды, судят нашу музыку. Нас это не волнует. Странно только, что люди, которые сами ни на чем не играют, судят о том, что ты делаешь. Мы пытаемся поддерживать эту сцену, находить молодых открытых людей, которые не испорчены собственным предвзятым мнением. И еще: мы рады, когда мы в дороге, и нигде нет пианино! В 60-е — 70-е годы везде стояли пианино. Раньше я пытался играть на digital piano и возненавидел его! Я не мог извлечь мой тон, это не звучало как я. Я начал искать другие инструменты, и на долгие годы моим спутником стал орган "Hammond В-3"- А теперь... я просто завален кучей клавиш (смеется)!
Вы постоянно экспериментируете. Смешиваете акустику с электрическим звучанием. Вы сделали модными джазовые концерты с участием ди-джеев...
Я думаю, что "вертушки" в руках ди-джея — не такой плохой инструмент. Ди-джеи — прекрасные музыканты. Все дело в музыканте, который заинтересован в том, что мы делаем, и может зажечь, создать что-то стоящее. Работа с ди-джеями вдохновляет. Сегодня ди-джеи едва ли не лучше всех понимают, что происходит. Это видно и по тому, что они сами делают, и как удачно могут добавить свои фишки к общей картине. Раньше мы не имели понятия о том, что делаем, не имели концепции. Мы звучали как кто-то, кого мы слышали раньше. Теперь я даже не переслушиваю эти записи. Диджеи идут в ногу со временем, даже опережают его.
DJ Logic был неофициальным участником вашей группы. Расскажите о нем.
Мы с ним выступали на концертах. До встречи с нами этот молодой человек был участником другой группы. Нам понравилось, что одну и ту же вещь он может сделать по-разному. Короче, мы пригласили его к себе, и он согласился. Он классный музыкант. Не просто ди-джей, но й отличный "живой" музыкант ! Наше турне с ним по Европе приобрело оттенок "абстрактности против грува".
На вашем выступлении в Миннеаполисе в октябре прошлого года был мой соотечественник, он сказал, что это было просто супер. Как проходят ваши концерты?
Спасибо за такой отзыв. Мы определенно являемся "живой" группой, которая становится лучше, выпуская записи. Концерт, конечно, отличается от студийной записи. На концерте происходит контакт с аудиторией. Можно выпустить концертный альбом, но записи хороши сами по себе. Мы не относимся к разряду поп-групп, которые говорят: "Мы записываем альбом, поэтому в этом году не будем выступать". Мы всегда выступаем и иногда делаем записи. Запись — особенная форма искусства. Мы пробуем различные способы работы в студии, но их неотъемлемой частью является спонтанная импровизация.
Вы сказали, что играли в Европе?
Да, было несколько турне. Последнее — год или около того назад.
По вашему мнению, каковы отличия между европейской и американской публикой?
Американцы танцуют. В Штатах аудитория ориентирована на танец. Мы играли на множестве рок-шоу, открывали концерты DAVE MATTHEWS BAND, Нила Янга... Там люди хотят быть возбуждены, чувствовать грув, это своего рода выплескивание эмоций.
Европейцы, особенно французы, не танцуют. И это хорошо. Удивительно, насколько европейцы умеют слушать. Они заинтересованы в музыке. При этом они чувствуют грув, могут двигаться под музыку, одобрительно кричать. Но им интересен исполнитель, и это здорово.
Мы хотим приехать еще и способствовать культурному взаимообмену Америки, Европы и России (смеется).
Кстати, в Санкт-Петербурге есть организация "Art Community", которая устраивает концерты музыкантов стилей abstract jazz и acid jazz. Так что вы действительно могли бы выступить в России.
Это было бы здорово!
Что вы думаете о смешивании "живого" и электронного звука, которое практикуют лейблы вроде Ninja Tune?
Тут все зависит от исполнителя, от музыканта. Все что угодно может работать. Все может быть инструментом, turntables или стеклянная бутылка. Если вы передадите бутылку в руки Макса Роуча, вы сможете часами слушать, как он играет. Это неповторимый опыт. Мне нравятся концерты, нравится сотрудничество музыкантов. Я в целом люблю электронную музыку, мне интересна форма и структура этого звука. Он может быть простым, или абстрактным, или смешанным с чужеродными элементами. Открыто множество дверей.
А какую музыку вы сами слушаете?
Очень много, все перечислить невозможно. Из джаза мне нравится старый Blue Note. Не знаю, как сейчас, но старые их записи превосходны. Есть отличные лейблы в Нью-Орлеане, такие как Асе Records.
Вы работали с "Knitting Factory". Расскажите об этом периоде времени.
В это время мы сотрудничали с большим количеством людей. Всех не упомнить. Достаточно назвать имена John Zorn и Vernon Reid. Как группа мы появились в "Knitting Factory" только один раз. У нас сложились взаимоотношения "любви-ненависти" с "Knitting Factory". С одной стороны, это хорошее место, а с другой — многие люди воспользовались им. "Knitting Factory" понадобилось больше пространства. Мы дали там один концерт и потом начали играть в других местах в Нью- Йорке. Сцена нью-йоркского даунтауна двигается, меняется. Мы устроили "Shack Parties", которые продолжались около семи недель и на которых нашими гостями были многие музыканты и различные ди-джеи.
Marc Ribot, Bill Laswell, Dan the Automaton.. С кем вам больше всего понравилось работать?
Да со всеми, они все интересны. Только в работе с Маге Ribot есть какая-то необъяснимая магия. Мне нравится, что мы нечасто сотрудничаем. Чувства остаются свежими. Ну, и с DJ Logic очень легко играть.
Хотели бы вы выпустить еще один ремиксовый альбом, вроде "Combustication Remix"?
Хотел бы, но это зависит от рекорд-лейбла. Понимаете, мы можем записать намного больше музыки, чем мы это делаем. Вообще можем заниматься самой разной музыкой. Но это было бы "нелегально", по понятиям музыкального бизнеса.
А если ваш продюсер скажет вам записать поп- песню для чартов или выпустить сингл? Что вы будете делать?
У нас никогда не было продюсера (смеется). Мы сами себя продюсируем.
А как насчет продюсера Скотта Хардинга?
О, это наш друг. Он бы никогда так не сказал. Вообще он продюсирует hardcore hip. hop (WU-TANG CLAN, такие дела) и с нашей подачи привносит туда джазовые Элементы. Это для нас отличная комбинация. Если бы у нас была песня, подходящая на роль сингла, мы бы выпустили ее без проблем. Но мы не знаем, как они создаются.
Как проходила запись вашего нового альбома "Uninvinsible"?
Мы засели в нашей бруклинской студии ("Shacklyn Studios"). Она очень удобная и просторная. Там мы записали весь альбом, а микшировали его в другой нью-йоркской студии. Этот альбом ближе всего подошел к тому, чего мы пытались достичь на наших последних записях. Мы все ставим кверху дном, и каждый элемент содержит импровизацию. Мы просто собираем-« ся втроем и играем, даже не разговаривая особо. Потом* слушаем запись и находим то, что работает. Играем это заново или даже оставляем оригинальную версию. Таким образом записываем большинство треков, так структурируем запись. Мы делаем почти поп- или рок-запись, только у нас ничего не предрешено и не установлено заранее. Мы доверяем самим себе, и, думаю, это правильно.
И последний вопрос, Джон. Что вы скажете своим слушателям в России и Беларуси?
Привезите нас к себе!
Отлично! Спасибо!
Большое спасибо. До свидания!
RS. Выражаем признательность компании S.B.A./GALA Records и лично Александру Беляеву за организацию интервью.
Сейчас говорить, очевидно, было бы не о чем,если бы в 1992 году Михаил Финберг не пригласил Игоря Сацевича из Минскконцерта в свой оркестр, предоставив инструменты, место для репетиций и возможность выступать перед широкой публикой на белорусских ...
С Львовской группой "Бурдон" я познакомилась на средневековом фестивале в Новогрудке. Сначала привлекло необычное название в программке, а потом — профессионализм музыкантов и их эксперименты с народной музыкой. Музыкальный словарь утверждает, ...
Геннадий Сахаров: Я решил отойти от стандартного интервью и задать вам вопросы, которые я получил от публики. Публика, которая осталась на ваше выступление, получила колоссальное удовольствие, была масса комплиментов. Я за недостатком времени не ...
Молодые джазовые коллективы в Москве множатся буквально на глазах. Молодые и по временным (продолжительность существования), и по возрастным параметрам. В изобилии названий групп на афишах джазовых концертов можно найти все виды-подвиды ...
Празднованию 80-летия советско-российского джаза был посвящен целый ряд торжественных и содержательных мероприятий — международный фестиваль в Саду "Эрмитаж", серия концертов в Зале им. Чайковского и Зале Государственной Консерватории; былаi эта ...
от редакции: помните ранний и очень неплохой альбом сэра Пола МакКартни Band On The Run ("Ансамбль на бегу")? Гастроли группы из Белфаста Robocobra Quartet в рамках Года музыки Великобритании и России были чем-то похожи на это название: Мурманск, ...
В пресс-релизе нью-йоркского ансамбля клавишника Эдама Клиппла подробно представлен весьма солидный послужной список лидера и его коллег, в котором почти отсутствуют так называемые "раскрученные" имена — обычный рекламный трюк современного шоу- ...
Группа "Яблочный чай"—это лучшее, что дала белорусская природа мировому джазу. Послушайте их новый альбом Instead of You — и вы не станете спорить с этим громким, но честным утверждением. За 60 минут звучания 10 композиций покорят ваши душу и ...
«Ascorbic Asid» (аскорбиновая кислота, одно из главных веществ в рационе человека) – так называется трио, чей новый альбом «Seven Words» с легкой руки «ArtBeat Music» недавно введен в рацион меломанов. В составе трио (чисто инструментального) – ...
Проект Big Val, Svet & А1 представляет собой сотрудничество сравнительно молодого, но уже весьма преуспевшего белорусского дуэта поющего гармошечника и гитариста (Svet & А1) и солирующего исполнителя кантри-блюзов Валерия "Big Val'a" Прохожего. ...
На завершившемся в Юрмале музыкальном фестивале Summertime звучал и джаз. Публика, заполнившая концертный зал «Дзинтари», впервые услышала легендарный Mingus Dynasty Band из США. Чарльз Мингус - выдающийся контрабасист, композитор, один из ...
В 1997 году немецкий музыкант и продюсер Pit Baumgartner и его группа DE-PHAZZ дебютировали на молодом тогда лейбле Mole Listening Pearls альбомом Detunized Gravity, получившим великолепную прессу в самых модных и продвинутых изданиях. Мне же было ...