Клавишник John Medeski, басист Billy Martin и барабанщик Chris Wood известны как авангардно-джазовое трио MEDESKI, MARTIN & WOOD. С начала девяностых группа исколесила с концертами всю Америку, выпустила с десяток альбомов и сменила несколько звукозаписывающих фирм (в их числе Grammavision, Rykodisc и Blue Note). В1999 году вышел их сборник "Last Chance to Dance Trance (perhaps): Best...", с которого рекомендую начать знакомство с музыкой группы. А сегодня я предлагаю познакомиться с Джоном Медески, "супермозгом" этого интересного коллектива.
Как началась ваша музыкальная карьера и каким образом вы объединились с Билли Мартином и Крисом Вудом?
Я начал играть еще когда был совсем маленьким ребенком. Собственные выступления давал с двенадцатилетнего возраста. Затем поступил в музыкальную школу в Массачусетсе. Изучал классическое фортепиано, но переключился на более креативные, творческие программы. Прошло несколько лет, я переехал в Бостон, где встретил Криса. Примерно в одно и то же время мы переехали в Нью-Йорк, где начали выступать. В году 90-м или 91 -м в Бруклине мы объединились с Билли.
Критики называют ваш стиль "альтернативным джазом". Однако как бы вы сами определили свою музыку?
Для меня музыка — это язык. Я использую музыку для выражения мотивов. В нормальной жизни мы пользуемся словами, но музыка — то же самое. Мне кажется, попытки дать музыке определения — это маркетинг. Способ сделать деньги. Мы бы определили свою музыку как меняющуюся. Понимаете, категории постоянно меняются. Мы играем импровизационную музыку, которую можно слушать или под которую можно танцевать — это мне известно наверняка.
Что изменилось в вашей музыке со времен "Notes From The Underground", вашего первого альбома, к моменту выхода нового альбома "Uninvinsible"?
Хм, многое. Когда мы впервые собрались вместе, то хотели взять популярные ритмы того времени, как хип-хоп или регги, и сделать из них нечто особенное с помощью джазовой импровизации. Когда в 80-х появился хип-хоп, ритм его ударных обладал свингом. Вот почему работает линейный подход к джазу, импровизация на основе ритма. В 60-е и 70-е годы многое из фьюжна как комбинации рока и джаза не оправдало себя и попросту провалилось. В ритмическом плане это был прямой рок-грув. Глупо, если рок звучит одновременно с джазом и доминирует над ним. Конечно, многое из того, что записывали Майлз Дэвис, Ларри Янг, Джон Маклафлин, было великим. Но музыка стала коммерческой и поверхностной. Плохо, когда в ней звучит ритм, не относящийся к делу. Мы сочетаем ритмы и импровизацию и сейчас делаем упор именно на выступления "вживую". Многие "интеллектуалы", поглаживая бороды, судят нашу музыку. Нас это не волнует. Странно только, что люди, которые сами ни на чем не играют, судят о том, что ты делаешь. Мы пытаемся поддерживать эту сцену, находить молодых открытых людей, которые не испорчены собственным предвзятым мнением. И еще: мы рады, когда мы в дороге, и нигде нет пианино! В 60-е — 70-е годы везде стояли пианино. Раньше я пытался играть на digital piano и возненавидел его! Я не мог извлечь мой тон, это не звучало как я. Я начал искать другие инструменты, и на долгие годы моим спутником стал орган "Hammond В-3"- А теперь... я просто завален кучей клавиш (смеется)!
Вы постоянно экспериментируете. Смешиваете акустику с электрическим звучанием. Вы сделали модными джазовые концерты с участием ди-джеев...
Я думаю, что "вертушки" в руках ди-джея — не такой плохой инструмент. Ди-джеи — прекрасные музыканты. Все дело в музыканте, который заинтересован в том, что мы делаем, и может зажечь, создать что-то стоящее. Работа с ди-джеями вдохновляет. Сегодня ди-джеи едва ли не лучше всех понимают, что происходит. Это видно и по тому, что они сами делают, и как удачно могут добавить свои фишки к общей картине. Раньше мы не имели понятия о том, что делаем, не имели концепции. Мы звучали как кто-то, кого мы слышали раньше. Теперь я даже не переслушиваю эти записи. Диджеи идут в ногу со временем, даже опережают его.
DJ Logic был неофициальным участником вашей группы. Расскажите о нем.
Мы с ним выступали на концертах. До встречи с нами этот молодой человек был участником другой группы. Нам понравилось, что одну и ту же вещь он может сделать по-разному. Короче, мы пригласили его к себе, и он согласился. Он классный музыкант. Не просто ди-джей, но й отличный "живой" музыкант ! Наше турне с ним по Европе приобрело оттенок "абстрактности против грува".
На вашем выступлении в Миннеаполисе в октябре прошлого года был мой соотечественник, он сказал, что это было просто супер. Как проходят ваши концерты?
Спасибо за такой отзыв. Мы определенно являемся "живой" группой, которая становится лучше, выпуская записи. Концерт, конечно, отличается от студийной записи. На концерте происходит контакт с аудиторией. Можно выпустить концертный альбом, но записи хороши сами по себе. Мы не относимся к разряду поп-групп, которые говорят: "Мы записываем альбом, поэтому в этом году не будем выступать". Мы всегда выступаем и иногда делаем записи. Запись — особенная форма искусства. Мы пробуем различные способы работы в студии, но их неотъемлемой частью является спонтанная импровизация.
Вы сказали, что играли в Европе?
Да, было несколько турне. Последнее — год или около того назад.
По вашему мнению, каковы отличия между европейской и американской публикой?
Американцы танцуют. В Штатах аудитория ориентирована на танец. Мы играли на множестве рок-шоу, открывали концерты DAVE MATTHEWS BAND, Нила Янга... Там люди хотят быть возбуждены, чувствовать грув, это своего рода выплескивание эмоций.
Европейцы, особенно французы, не танцуют. И это хорошо. Удивительно, насколько европейцы умеют слушать. Они заинтересованы в музыке. При этом они чувствуют грув, могут двигаться под музыку, одобрительно кричать. Но им интересен исполнитель, и это здорово.
Мы хотим приехать еще и способствовать культурному взаимообмену Америки, Европы и России (смеется).
Кстати, в Санкт-Петербурге есть организация "Art Community", которая устраивает концерты музыкантов стилей abstract jazz и acid jazz. Так что вы действительно могли бы выступить в России.
Это было бы здорово!
Что вы думаете о смешивании "живого" и электронного звука, которое практикуют лейблы вроде Ninja Tune?
Тут все зависит от исполнителя, от музыканта. Все что угодно может работать. Все может быть инструментом, turntables или стеклянная бутылка. Если вы передадите бутылку в руки Макса Роуча, вы сможете часами слушать, как он играет. Это неповторимый опыт. Мне нравятся концерты, нравится сотрудничество музыкантов. Я в целом люблю электронную музыку, мне интересна форма и структура этого звука. Он может быть простым, или абстрактным, или смешанным с чужеродными элементами. Открыто множество дверей.
А какую музыку вы сами слушаете?
Очень много, все перечислить невозможно. Из джаза мне нравится старый Blue Note. Не знаю, как сейчас, но старые их записи превосходны. Есть отличные лейблы в Нью-Орлеане, такие как Асе Records.
Вы работали с "Knitting Factory". Расскажите об этом периоде времени.
В это время мы сотрудничали с большим количеством людей. Всех не упомнить. Достаточно назвать имена John Zorn и Vernon Reid. Как группа мы появились в "Knitting Factory" только один раз. У нас сложились взаимоотношения "любви-ненависти" с "Knitting Factory". С одной стороны, это хорошее место, а с другой — многие люди воспользовались им. "Knitting Factory" понадобилось больше пространства. Мы дали там один концерт и потом начали играть в других местах в Нью- Йорке. Сцена нью-йоркского даунтауна двигается, меняется. Мы устроили "Shack Parties", которые продолжались около семи недель и на которых нашими гостями были многие музыканты и различные ди-джеи.
Marc Ribot, Bill Laswell, Dan the Automaton.. С кем вам больше всего понравилось работать?
Да со всеми, они все интересны. Только в работе с Маге Ribot есть какая-то необъяснимая магия. Мне нравится, что мы нечасто сотрудничаем. Чувства остаются свежими. Ну, и с DJ Logic очень легко играть.
Хотели бы вы выпустить еще один ремиксовый альбом, вроде "Combustication Remix"?
Хотел бы, но это зависит от рекорд-лейбла. Понимаете, мы можем записать намного больше музыки, чем мы это делаем. Вообще можем заниматься самой разной музыкой. Но это было бы "нелегально", по понятиям музыкального бизнеса.
А если ваш продюсер скажет вам записать поп- песню для чартов или выпустить сингл? Что вы будете делать?
У нас никогда не было продюсера (смеется). Мы сами себя продюсируем.
А как насчет продюсера Скотта Хардинга?
О, это наш друг. Он бы никогда так не сказал. Вообще он продюсирует hardcore hip. hop (WU-TANG CLAN, такие дела) и с нашей подачи привносит туда джазовые Элементы. Это для нас отличная комбинация. Если бы у нас была песня, подходящая на роль сингла, мы бы выпустили ее без проблем. Но мы не знаем, как они создаются.
Как проходила запись вашего нового альбома "Uninvinsible"?
Мы засели в нашей бруклинской студии ("Shacklyn Studios"). Она очень удобная и просторная. Там мы записали весь альбом, а микшировали его в другой нью-йоркской студии. Этот альбом ближе всего подошел к тому, чего мы пытались достичь на наших последних записях. Мы все ставим кверху дном, и каждый элемент содержит импровизацию. Мы просто собираем-« ся втроем и играем, даже не разговаривая особо. Потом* слушаем запись и находим то, что работает. Играем это заново или даже оставляем оригинальную версию. Таким образом записываем большинство треков, так структурируем запись. Мы делаем почти поп- или рок-запись, только у нас ничего не предрешено и не установлено заранее. Мы доверяем самим себе, и, думаю, это правильно.
И последний вопрос, Джон. Что вы скажете своим слушателям в России и Беларуси?
Привезите нас к себе!
Отлично! Спасибо!
Большое спасибо. До свидания!
RS. Выражаем признательность компании S.B.A./GALA Records и лично Александру Беляеву за организацию интервью.
Ура, друзья! Восточные европейцы (то есть, мы) успешно осваивают мировое пространство этно-джаза, опираясь на собственные силы. Чтобы не быть голословной, представляю тем, кто еще не знает, обновленную белорусскую группу Акана-NHS. Это – настоящий ...
8 января в минском клубе Step музыкальной программой "Па шляху дуды і поўні" ("По пути волынки и полнолуния") отпраздновал свое десятилетие известный белорусский фольклорный коллектив «Ветах» (VIETAH) («Ветах» – северо-белорусское название третьей ...
В 1977 году Питер Лигат, будущий гитарист, композитор и вдохновитель группы Count Basic, переехал в Вену для обучения джазовой гитаре в Венской консерватории, поступив в нее в 1980-м году и окончив с отличием в 1985-м. За это время Питер Лигат ...
Наверное , человек был влюблен , поэтому он запел . Мой учитель так говорил : « Человек поет тогда , когда он уже не может говорить о любви ». Этери Бериашвили Around The World Expresss Поистине, счастливцы те, кому удалось хотя бы раз прокатиться ...
28 мая в Большом зале Белгосфилармонии при содействии Посольства США в Республике Беларусь состоялся концерт известной американской джазовой группы Alvin Atkinson & The Sounds Merchants. И перед началом описания событий, последовавших далее, ...
Проект Мирайф был создан в 1998 году композитором, пианистом и аранжировщиком Арменом Мерабовым (в прошлом талантливый тромбонист, ныне – гордый покоритель клавиш – виртуоз с нестандартным и уникальным мышлением). В том же году он пригласил в состав ...
Стараниями российских и отечественных исполнителей шансон у большинства белорусских слушателей ассоциируется с бандитского вида мужичком, который дурным голосом «поет» «за жизнь» и «за пацанов» под примитивный аккомпанемент гитары или синтезатора… ...
Как известно, настоящий музыкант все время пытается что-то создавать, творить, причем, вне зависимости от условий жизни, имеющихся или отсутствующих у него возможностей. Вот и участники ереванского квартета саксофонов ArtaSax в очередной раз ...
В декабре прошедшего года легендарному минскому диксиленду «Ренессанс» исполнилось 30 лет. Это поистине знаковое событие, ведь трудно даже представить, через сколько трудностей и препон пришлось пройти создателям и участникам коллектива, чтобы на ...
"New York Voices" - одна из лучших на сегодняшней мировой джазовой сцене вокальных групп. "Lambert, Hendricks and Ross", "Singers Unlimited", "Manhattan Transfer", "Take 6" - вот, пожалуй, и все группы этой категории и уровня. Несмотря на то, что ...
"Любите их, пока они живые". Так три года назад озаглавила свой материал про минскую джаз-группу "Яблочный чай" моя коллега Анна Аладова. Недавно было? Но даже тогда ситуацию в белорусском музыкальном бизнесе можно было назвать более оптимистичной и ...
Мы уже рассказывали вам о "Камерате". Это было в далеком 1997 году и давно назрела необходимость поговорить опять об этом интереснейшем коллективе. Что мы сейчас и сделаем. — Мы воспитывались в эпоху социализма, а джаз — это свобода. Мы все очень ...