II Международный байк-фестиваль «Мозырь 2007», на мой взгляд, удался не очень. Количество зарегистрированных мотоциклистов явно не соответствовало названию мероприятия, зрителей было совсем немного (хотя неформальная молодежь нашей страны съехалась со многих регионов, местная публика эту инициативу не поддержала). Приглашенные группы на выступлениях не блистали. Кое-кто из музыкантов откровенно фальшивил, и исполненные композиции получались на редкость унылыми, видимо, переняв этот мотив у занудного дождя, которым свинцовые тучи обильно поливали за шиворот тем немногочисленным меломанам, что рискнули выйти поближе к сцене - под открытое небо. Большинство посетителей сидели в палатках, обильно потребляя пиво (и то, и другое любезно предоставлено спонсором этого мероприятия - «Аливарией») и не желали вылезать наружу, дабы не пострадать от непогоды.
Ближе к вечеру дождь и ветер поутихли, и толпа повеселевших зрителей у сцены заметно пополнилась. Им, похоже, было уже все равно, под какую музыку танцевать, но когда они стали активно скандировать, музыкальный фон за моей спиной ощутимо поменялся. Я ведь не знал, что они приветствуют белокурую девушку, чей хрупкий стан опоясан ремнем бас-гитары (не спорю, прекрасное зрелище). Мое же внимание сначала привлек необычный мотив, в котором я не сразу угадал Клэптоновскую «Лэйлу», исполненную в фанковом стиле. Когда же зазвучала незабвенная композиция Боба Дилана Knocking On Heavens Door, я таки вышел наружу, и нисколько не пожалел об этом. Помимо того что я воочию узрел прекрасную басистку, услышал немало хороших песен (даже блюз на белорусском языке), но и увидел, как группа White Night Blues раскачала, наконец, скучное мероприятие (потом их инициативу достойно подхватили Denny&Willie Blues Mob и The Storm). Когда я узнал, что за плечами у музыкантов богатое на события творческое прошлое, и что самой группе White Night Blues уже не один год, мне еще больше захотелось с ними пообщаться. Для более долгой беседы мы встретились уже в Минске. Хотя барабанщик Вячеслав Булда не смог прийти, двое других музыкантов прибыли. Знакомьтесь: Юрий Нестеренко - вокалист, мастер гитары и создатель коллектива и очаровательная басистка Татьяна Грунтович. О себе они расскажут лучше, чем я.
Максим Козлов: Когда появилась группа White Night Blues, и что значит участие в ней для каждого из вас?
Юрий: Я начал писать песни еще в начале 80-х. У себя на родине, в городке Белыничи Могилевской области, мы с товарищами сколотили команду «Последний шанс». Но группа просуществовала не так уж долго - все разъехались, кто продолжать учебу, кто в армии служить. Сам я музыку' не забросил, и продолжал писать песни, даже будучи в армии. В институте плотно занимался рок-музыкой - она мне была интересна и как социальное явление, через нее же пришел к блюзу, джазу, классике. Потом, в попытках заработать на жизнь, мне довелось с гитарой поездить по Европе, участвовать в различных фестивалях. Я познакомился с разными блюзовыми школами, и увидел, что у каждой страны есть своя особая и самостоятельная школа музыкального исполнения.
Увидев, что для определенной прослойки людей такая музыка очень важна и востребована ей, у меня возникло желание заняться именно блюзом, создать свою программу. На родине свое творчество решил воплотить в группе - понял, что никуда от этого мне не деться. Но все же специфика изоляции маленького поселка, где я жил, делала свое дело - там практически не было музыкантов, с которыми я бы мог работать на должном уровне. В конце 90-х таки сформировался первый состав группы White Night Blues, в котором кроме меня были басист и барабанщик. Но ребята не могли играть постоянно, и в скором времени я сформировал второй состав, где были уже могилевские музыканты. Период работы с ними могу назвать временем расставания с иллюзиями, выбором правильного пути. С 2003 года сформировался третий, более-менее стабильный состав, с которым я выступал около трех лет. Но по личным причинам моих коллег-музыкантов на неопределенный срок распался и он. А потом в клубе «Граффити» я познакомился с Татьяной и понял, что творчество надо продолжать. Зимой мы начали играть какие-то вещи, выступать на различных презентациях, концертах...
Татьяна: На басу я играю всего несколько лет, и когда Юра предложил играть с ним, сначала сильно испугалась, потому что с такими серьезными музыкантами мне раньше работать не приходилось. White Night Blues - это состоявшиеся профессионалы с интересной и доработанной программой и высоким уровнем ее исполнения. Поэтому я не думала, что всерьез им подхожу' и сомневалась, справлюсь ли со своей частью работы. Тем более что в такой группе без импровизации никак нельзя, а это для меня всегда было самым сложным. Но со временем, когда появилось какая-то совместная деятельность (выступления, концерты), мы сдружились, и я открыто стала учиться у своих коллег. Мне очень нравится техника Юры, его манера исполнения, я получила много необходимых полезных навыков в результате нашей совместной работы, общения, творчества. Вообще, Юра - тот человек, от которого я бы хотела взять все как от музыканта.
Юрий: Таня очень способный музыкант, все быстро схватывает и, можно сказать, учится прямо в процессе работы. Однако для выступлений нам нужен был еще и барабанщик Я знаю многих хороших музыкантов, но Слава один из лучших. До этого проекта мы с ним уже работали вместе и хорошо знали друг друга. Он грамотный барабанщик и прекрасно знает свой инструмент. У Славы присутствует высокая культура исполнения: там, где нужен ритм, он играет мощно, там, где начинается кода, он играет с другой динамикой, там, где идет соло, он не выпячивается - играет тише. В отличие от многих других барабанщиков, которые просто лупят от начала и до конца. И мне очень важно было организовать проект со Славой, ведь я точно знал, что он тот музыкант, который нам нужен.
Татьяна: Для басиста всегда очень важно, как играет барабанщик. Если это профессионал, как Слава, то все здорово.
Каковы творческие успехи группы White Night Blues, есть ли своя дискография?
Юрий: Есть несколько официально выпущенных сборников белорусской альтернативной музыки, где среди песен многих хороших команд есть и наши композиции. А наши первые записи «Жизнь с пиротехником» и концертник «Живьем с пиротехником» - лишь самиздат. Нужно сказать, что без этих работ не было бы дальнейшего движения вперед. Они помогли понять, что вообще происходит, определиться со стилем, скорректировать программу: кое-что было выброшено, а то, что доказало свою актуальность - осталось. Проще говоря, это материал, который уже можно было где-то показывать. А вот последний наш альбом «Сьвята ВялШх Дажджоу», выпущенный фирмой «Ковчег», можно назвать настоящей, полноценной работой, в создании которой нам помогали многие известные белорусские музыканты. Сейчас, кстати, готовим новый альбом.
Что вообще для вас есть музыка? Получаете ли вы какую-то отдачу от того, что делаете?
Юрий: Творческий потенциал не дает затупиться человеческой мысли. Это нечто, что выделяет человека из дикой природы и отличает от зверя, все инстинкты и способности которого направлены исключительно на выживание.
Есть люди, которые думают, что для творческой деятельности обязательно наличие бизнеса, благосостояния и всего прочего в этом роде. Людям с каким- то рационально-бытовым образом мышления сложно объяснить, что происходит, зачем все это нужно. Думаю, вообще из музыкантов мало кто сможет объяснить, что происходит... Это жизнь для меня, и не хочется ничего менять, даже если бы и захотел, не могу с уверенностью сказать, что получилось бы.
Так же не могу сказать, что подобная жизнь - сплошное удовольствие. Это вечные проблемы, частая нехватка денег, и я благодарен моим близким людям, что они все это понимают и нормально к этому относятся - между моей деятельностью и ними существует некая взаимосвязь, всегда получаемая мною поддержка. И поэтому' наблюдается связь обратная: от их поддержки появляется некая новая энергия, которая дает силы на новое творчество, и возникает продут; который в чем-то помогает этим же людям... морально, духовно. Прочный симбиоз получается.
Татьяна: Когда было больше свободного времени, репетировала помногу часов - в этом помогло мое упорство и желание доказать, что я музыкант, а не «девочка с гитарой», как меня многие воспринимают. Это и прибавляет уверенности в себе. Когда, например, на выступлении есть какие-то проблемы в живом звучании, и твой внутренний музыкальный запал помогает их решить за несколько секунд прямо на месте - это супер!
Вопрос к Татьяне: очень многие музыканты считают, что бас-гитара - это исключительно мужской инструмент, и я не могу не спросить, почему твой выбор пал именно на него?
Там, где музыка должна быть жесткой, бас-гитара во многом делает ее такой. И в то же время бас - это бархатный инструмент с богатым набором возможностей. И конечно, бас-гитара - своего рода экзотический инструмент, а я люблю экзотику, ведь без нее в жизни нет удовольствий.
Что вы чувствуете после проделанной творческой работы, выступления?
Юрий: Мы постепенно приближаемся к уровню, которого хотелось бы достигнуть. Если выражаться какими-то штампами, то могу сказать, что я человек состоявшийся - играю любимую музыку, записываю альбомы - все супер (смеется). А вообще, музыка - как своеобразный наркотик мне всегда в кайф поиграть, и публика, перед которой выступаю, всегда это чувствует. Когда устанавливается контакт между артистом и публикой - это ощущение настолько потрясающее, что описать словами его невозможно. И еще один момент - многие люди не услышали бы некоторых песен, каверов, если бы мы для них не сыграли.
Татьяна: После выступления люди часто приходят с комплиментами - это напрягает, ведь иной раз они не такие уж и заслуженные. А когда подходят мои друзья со словами: «Опять ты фигней страдаешь», мне гораздо приятней. Они точно указывают на ошибки, и я в голове начинаю все прокручивать заново, вспоминать.
Но если на концерте все проходит более-менее гладко, то студия - это большая проблема. Во время записи слышны все ошибки, которые необходимо исправлять (ради этого я иногда репетирую по шесть часов в день). Многие молодые музыканты думают, что для удачного выступления достаточно таланта, качественного звука и хороших инструментов, и тешат себя этой мыслью до рокового момента. А выступив, ошибаясь везде, где только можно, легче всего списать все на плохое оборудование. Если музыкант достаточно хорошо отточил навыки игры, он сможет играть в любых условиях.
Песня «Блюз Белай Ночы» - это своего рода гимн вашему творчеству?
Юрий: Она была написана после концерта с «Крамой». И на каком-то этапе творчества это действительно своего рода гимн нам, людям, событиям. А потом композицию мы с этим же коллективом и записали.
А почему группа называется White Night Blues?
Юрий: Все прозаично, можно сказать, дань традиции. Есть одна легенда, где название моего родного городка звучит так: «Бiлы Нiчы», то есть «Белые Ночи». Соответственно Whte Night Blues - это и есть Блюз Белой Ночи - Белыничей.
Что должно выделять группу из ряда себе подобных по стилю музыкальных коллективов? Должна ли быть какая-то своя фишка?
Юрий: Да, фишка - это самое удобное слово. Если говорить про любое творчество, то это определенная черта, изюминка в чем бы то ни было. К примеру, скажем, фильм - великолепно отснят, в нем сыграли прекрасные актеры, но все это, хоть убей, не цепляет. А бюджет другого фильма заметно ниже, картина уступает по многим характеристикам первой, но впечатления - гораздо сильнее. Так же и с музыкой: то ли это звучание, то ли ритмика, то ли манера исполнения, то ли техника игры, неважно что, но если оно цепляет, задевает чем- то - вот это и можно назвать фишкой. Бывает так, что в записи композиция звучит не очень хорошо, а на сцене - просто супер. И опять же, нельзя точно сказать, то ли музыкант харизмой берет, то ли особой подачей, но заводит публику. Или наоборот, именно в записи проявляется фишка: когда все продуманно, классно сыграно, сведено. Конечно, фишка обязательно должна быть.
Кроме оригинальной манеры исполнения, какая фишка есть у вашей группы?
Юрий: С моей стороны фишка - это джэм. Рассказывать про это можно очень долго...
Был случай, когда перед самым фестивалем наш басист «потерялся в дороге» и не приехал. А мы накануне договорились с организаторами, что всенепременно будем, и отступать уже было некуда... И всю программу отыграли с барабанщиком вдвоем! Опытный звукорежиссер заполнил паузы низким серединным звучанием гитары, и мало кто вообще заметил отсутствие баса. А чтобы сделать достойную коду, мы устроили джэм с музыкантами других групп, и так вжарили, что народ был просто в шоке. Но всегда нужно помнить о том, что джэм - штука непредсказуемая.
И, конечно, наша новая басистка - настоящая и полноценная "фишка" (это шутка, конечно). А если серьезно, то девушка с бас-гитарой - одна из составляющих сценического имиджа, артистического представления, с ее помощью наше выступление обретает неповторимые краски.
Но вообще я всегда упор делаю на музыку. Когда музыка на уровне и здорово исполнена, тогда можно обратиться и к визуальным эффектам, будь то светошоу, спецэффекты, элементы театрализации.
Что планируете делать в будущем?
Юрий: Нового материала очень много: надо сделать инструментальный альбом, есть предложение запечатлеть старые вещи, намечены конкретные проекты с другими людьми. Так же хотим поучаствовать в мероприятиях, которые заранее обозначены. И было бы неплохо съездить в какое- нибудь зарубежье, поиграть в других странах.
Татьяна: И больше репетировать, чтобы отшлифовать материал, который уже есть. А то из-за этой дикой нехватки времени мы видимся очень редко, и репетируем едва ли не за пару дней до выступления (хотя играем до тех пор, пока все не будет звучать, как надо).
Последний вопрос: ради чего все это делается?
Юрий: Я сам себе не раз задавал этот вопрос, и множество из него вытекающих. Допустим, написал ты песню - для чего? Чтобы включить в альбом. А зачем? Чтобы его издать. А дальше что?.. Любую деятельность можно подвести под эти же вопросы. А я лишь стремлюсь к равновесию. Вот существует общество, породившее определенную сферу культуры, которая на меня повлияла. А теперь я сам, посредством творчества на нее влияю. Таким образом, может быть, и удерживается баланс в собственной душе, обретается духовное равновесие.
Биографическая справка. В 1997 году несколько молодых санкт-петербургских музыкантов решили поиграть вместе в стиле Майлса Дэвиса, организовавшись в группу с соответствующим названием: "Doo Bop Sound". Однако первоначальный замысел уже заметно ...
IV фестиваль вокального джаза в Москве уже не в первый раз принимал эту великолепную команду из Украины, да и мы уже неоднократно упоминали о них в разных репортажах, но вот пришел черед поговорить обстоятельно и "по душам"... "Мы никому не поем ...
"Тригон" — геометрическая фигура, базирующаяся на трех углах. И название молдовской группы из трех музыкантов, представляющих совершенно разные музыкальные миры. Сама музыка "Тригон" — столь же единое и одновременно разнородное сочетание молдавского ...
С некоторым запозданием поздравляю всех меломанов Беларуси. Дамы и господа! Вот уже четвертый год, как мы с вами располагаем брасс-квинтетом! Ну и что, возможно, спросит меня кто-то. Что ответить?.. Профессор Виталий Волков, член Всемирной гильдии ...
У великого юбиляра свой фасон. И свой — фасад. Нынешний год для белорусского джаза богат на даты, и все они, более или менее шумно, уже отмечены. Но одна из них, вполне круглая и значительная, ввиду отсутствия материальной поддержки может так и ...
Мы сидим с Игорем Мельниковым, руководителем вокальной группы "Камерата" в холле минской филармонии. Просторный зал, такой шумный перед концертами, сейчас погружен в полумрак. Вежливые уборщицы протирают паркет. Репетиция закончилась и можно идти ...
В разгар лета к минской публике пожаловал именитый гость — ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДИКСИЛЕНД, один из старейших и лучших джазовых коллективов, занимающий достойное место на мировой арене. Лето, возможно, для кого-то и "мертвый" сезон, но только не для ...
Сейчас говорить, очевидно, было бы не о чем,если бы в 1992 году Михаил Финберг не пригласил Игоря Сацевича из Минскконцерта в свой оркестр, предоставив инструменты, место для репетиций и возможность выступать перед широкой публикой на белорусских ...
С Львовской группой "Бурдон" я познакомилась на средневековом фестивале в Новогрудке. Сначала привлекло необычное название в программке, а потом — профессионализм музыкантов и их эксперименты с народной музыкой. Музыкальный словарь утверждает, ...
Геннадий Сахаров: Я решил отойти от стандартного интервью и задать вам вопросы, которые я получил от публики. Публика, которая осталась на ваше выступление, получила колоссальное удовольствие, была масса комплиментов. Я за недостатком времени не ...
Молодые джазовые коллективы в Москве множатся буквально на глазах. Молодые и по временным (продолжительность существования), и по возрастным параметрам. В изобилии названий групп на афишах джазовых концертов можно найти все виды-подвиды ...
Празднованию 80-летия советско-российского джаза был посвящен целый ряд торжественных и содержательных мероприятий — международный фестиваль в Саду "Эрмитаж", серия концертов в Зале им. Чайковского и Зале Государственной Консерватории; былаi эта ...