Osimira - Фольклорные параллели и стилистические меридианы группы Osimira
28.01.2013
Когда в 2000 году на сцене Молодежного театра эстрады в рамках фолк-фестиваля «Таукачыю» состоялось дебютное выступление нового музыкального проекта "Акруга вольнага мастацтва" из Могилева, слушатели и критики заговорили о перспективном региональном явлении на белорусской фолк-сцене. Но с тех пор прошло достаточно времени, чтобы явление это переросло из регионального в общенациональное. Обновленный состав команды под названием OSIMIRA ощугимо расширил границы национальной постфолк-сцены, сделал ее более известной не только в нашей стране, но и за ее пределами.
В одном из своих творческих манифестов музыканты группы OSIMIRA отмечали, что их композиции, это, с одной стороны - «музыка народных праздников, ярмарок и гуляний, с другой - это мелодии природы нашей земли, где каждое место звучит по-своему». И действительно, так. Каждая программа группы OSIMIRA - феерия мелодий и ритмов, которые возвращают слушателям ощущение сопричастности с богатейшим национальным музыкальным наследием. В тоже время, музыка группы - полистилистична. что было зафиксировано на дебютном альбоме «Про- шча». Как отмечали авторы книги <-222 альбомы беларускага року i ня толыа...» В. Мартыненка и А Мельгуй в рецензии на эту работу, «...от гитарного поп-фолк-рока «Акруп вольнага мастацтва» музыканты OSIMIRA отошли в сторону более сложной музыки, в которой слышны отголоски фанка, джаз-рока, а также модного направления - world-music».
Сейчас музыканты говорят о новом этапе в своем творчестве, который они связывают с выходом в свет нового альбома Druva. В чем его особенности нашим читателям поведает лидер группы OSIMIRA А. Половченя. Но сначала мы просим Андруся рассказать о том, какие основные события предшествовали появлению группы OSIMIRA, в том виде, котором слушатели знают команду:
Андрусь Половченя: Появлению группы OSIMIRA предшествовала смена половины состава прежней группы («Акруга вольнага мастацтва») и воплощение новых идей с новыми людьми. То, что сейчас видят зрители
- результат нашей кропотливой и длительной работы над поиском нового звучания и совершенствования исполнительского мастерства, не в теории, а на пракгике. Фестивали и концергы в других странах, переезды по городам, смена отелей, бесконечные дороги и многое другое отшлифовало нас, как людей, музыкантов и как коллектив. То есть, сейчас нашу' команду я бы назвал готовым тестом, из которого можно «лепить» в музыкальном плане все, что угодно.
На сегодняшний день группа OSIMIRA это: Алексей Половченя (перкусия), Екатерина Донда (скрипка), Константин Канцевой (дуда, сурма, сопилка, рожок), Лариса Преображенская (скрипка), Илья Долженков (бас-гитара), Андрусь Половченя (вокал, флейты, дуда, варган, перкуссия, альт-домра). С февраля 2007 года к нам присоедились вокалистки Ольга Братенкова и Ольга Пыткова, которые принимают участие в новой программе Druva.
Анатолий Мельгуй: Национальный фольклор, стремление передать его дух - основа музыки OSIMIRA. Но есть ли место в творчестве группы авторской музыке? Как вы добиваетесь гармонии фольклорного и авторского начала в ваших композициях? Вообще, как рождается музыка в группе OSIMIRA?
Разумеется, в нашем творчестве есть место и авторской музыке. По сути, вся музыка отчасти авторская, поскольку' воспроизводится кем-то конкретно. Наша музыка рождается именно тогда, когда все приходят к единому знаменателю, когда она начинает отзываться и звучать в душе каждого из участников группы. Вообще, этот процесс очень интимный, личный для каждого из участников OSIMIRA. потому лучше говорить об этом на языке музыки.
Приветствуется ли на концертах и в студии импровизация? Каким музыкальным краскам, средствам каких музыкальных направлений (рок, поп, джаз) отдают предпочтение в группе OSIMIRA?
Мы пока еще не доросли до импровизаций в джазовом понимании этого явления. хотя и они случаются. В общем-то, они не всегда и пригодны для фолк-музыки, поэтому мы пока не делаем на них акцепт. Но мы оставляем за собой право внести любой элемент, какой посчитаем органичным для содержания конкретной композиции, в том числе и импровизационный. Особых стилистических предпочтений в нашей группе нет. Но замечать что-то особое в музыкальной палитре любой группы, считаем делом критиков!
Какими принципами руководствуются в группе относительно аранжировок народных мелодий?
Главное, чтобы в музыке все бьло в меру. Ведь можно такого наворотить! Люди - существа бесконечные в своих стремлениях, а потому и заносчивые. Как нам кажется, в работе с народными мелодиями нужно быть осторожным и аккуратным, чтобы не разрушить саму структуру, созданную природой и людьми много веков назад. Это как молитва, заговор, мандала, где один неверно привнесенный элемент может все разрушить, или даже повернуть вспять смысл созданного.
В чем вы видите музыкальное и звуковое отличие и, с другой стороны, преемственность нового альбома Druva от предыдущей работы - диска "Прошча»? В чем вы видите значение этой работы для белорусской культуры в целом и отечественной фолк-музыки, в частности.
Если «Прошча» это погружение, первое прикосновение к Традиции, то Druva - это уже первые впечатления от нее, наше акустическое выражение ее звучания. Эта наша интерпретация жизни белоруса-литвина-кривича в звуке, где есть место не только ритуально-обрядо- вым песням, но и обычным весенним или житным наигрышам, которые точно также священны, как священна сама жизнь.
Мне сложно оценить значимость данной работы для белорусской культуры, пусть это делают слушатели и критики. Возможно, кому-то она и покажется чем-то ценным, но, на мой взгляд, пока мы только начинаем работать в направлении современного переосмысления Традиции.
В группе OSIMIRA используется много духовых и других народных инструментов. Как этот инструментарий появляется в группе, кто помогает музыкантам в этом?
Не нужно забывать, что музыка, которую мы играем, основана на местных традициях исполнения, в которых полным-полно духовых инструментов. Различные духовые в группе появляются постоянно. Некоторые мы создаем сами, некоторые нам дарят, другие покупаем в поездках. Мы используем на концертах в основном традиционные музыкальные инструменты, бытующие на нашей земле веками. Сурмы, дуды, жалейки, канклес, ску- дучаи, корбовая лира, дудки, парняты, варган, калюка, шархуны, окарина, чаротки - наш стандартный набор, который, впрочем, прекрасно уживается с бас-гитарой, барабанами и всевозможными перкуссионными. За годы у нас появилась достаточно обширная коллекция и инструментов экзотических...
Музыканты OSIMIRA часто выступают с моги- левским электронным проектом PRAGNAVIT. Какой творческой необходимостью обусловлено это сотрудничество?
Наше взаимодействие с лидером этого проекта, Войстом, началось год назад, когда он предложил нам принять участие в записи нового альбома PRAGNAVIT. Мы вообще любим всякие эксперименты, но тут, прослушав наброски, поняли - это то, чего мы давно ждали. Для меня было важным реализация своих давних идей, которые витали в воздухе около десяти лет. И вот, это случилось.
Мы принимали непосредственное участие в создании последнего альбома PRAGNAVIT - Svietaciam. Мы также вместе разрабатывали инициатическую мистерию, которую воплощаем на сцене. Первый опыт сцены был в Минске, на фестивале Crivia Aetema. Это было, правда, очень сыро. Однако, мы доработали полотно, и теперь готовы полноценно выступить на одном из самых авторитетных фестивалей электронной и дарк-вэйв-музыки - Menuo Juodaragis, который уже в десятый раз пройдет на одном из священных мест в Литве.
Мы с Кастусем Концевым считаем Svietaciam самой полноценной и завершенной работой в нашем творчестве. И рады, что принимаем участие в этом проекте. Я понимаю, что наша работа в данном направлении многих озадачивает, но для нас в этом нет ничего удивительного. Мы не зацикливаемся на чем-то одном, ведь жизнь и творчество так многообразны! И чем больше граней человек откроет для себя, тем богаче будет его собственная жизнь.
Кроме того, я принял участие в записи композиции проекта PRAGNAVIT - Popiel Hatyni, которая также звучит на альбоме «ХАТЫНЬ: Tacet, Sed Loquitur». Сразу скажу, это действительно честь для нас. Значение этого проекта, на мой взгляд, действительно велико и не только для Беларуси.
Мы планируем продолжение работы с PRAGNAVIT Новый альбом с рабочим названием Dajna посвящен водной стихии и достаточно сильно отличается от хтонического (т.е., тематически связанного с подземным миром) Svietaciam. Материал уже составляет около 50 минут, и, думаю, вскоре начнется студийная работа.
Насколько важным для вас является сотрудничество с издательством Stigmata и лэйблом Crivia Records?
Это, пожалуй, самые серьезные лэйблы на территории бывшего Союза. Серьезные в плане подхода к материалу, к его содержанию, в плане отношения к вещам, не входящим в их интересы. У этих лэйблов своя четкая позиция, которая последовательно прослеживается в их изданиях.
Для нас это интересные люди и надежные, предсказуемые партнеры. У нас очень четкие отношения с ними. Хоть по некоторым моментам мы придерживаемся противоположных мнений, но будем продолжать с ними сотрудничество.
Группа OSIMIRA - один из наиболее активно гастролирующих коллективов Беларуси. Какие наиболее важные фестивальные и гастрольные поездки этого года вы бы отметили и почему?
Этот год был самым насыщенным для нас. В первую очередь, мы осуществили европейское турне, которое многому нас научило. Теперь с уверенностью могу сказать: если группа прошла через большие гастроли - команда будет жить, она жизнеспособна. Во-вторых, в этом году состоялись сразу три релиза: вышел альбом Druva, совместный с PRAGNAVIT альбом Svietaciam и сборник электронной музыки «ХАТЫНЬ: Tacet, Sed Loquitur», в котором мы также участвовали. Все эти работы очень важны для нас, не только как музыкантам, но и как просто белорусам.
Также, этот год прошел для нас под знаком знакомства с российскими слушателями. В России у нас было большое количество концертов и фестивалей, на которых мы были приглашены, как хэдлайнеры. И в этом большая заслуга нашего директора Олега Тихонова. Он действительно очень многое сделал для успешных выступлений в этой стране.
Каково, на твой взгляд, положение в белорусском фолк-модерне, какие из коллективов для себя вы выделяете? Чего не хватает отечественным командам этой направленности, чтобы стать известными и востребованными?
Давайте для начала определимся, что такое фолк- модерн. Вообще, любое явление с приставкой модерн, как и сам модерн, характерно только для времен, когда на изломах меняются эпохи, когда кризис старого и нового доходит до крайней точки. Тогда и появляется новое творчество, новое видение - модерновое.
Белорусский фолк-модерн остался в прошлом. Для Беларуси это было время 89-95 годов, когда на арену вышли такие светила этого стиля, как «Палац», Kriwi, Ur’ia. То, что происходит сейчас на отечественной постфолк-сцене, можно назвать по-разному: постфолк, поп-фолк или фолк-рок, но не модерн. Сегодня модерн
- это классика, на которой многие выросли и на которую многие равняются. Нельзя стать выше тех, кто стал классиком, можно только самому им стать. Но для этого нужно многое.
Я не могу кого-то выделить и сказать, что вот они правильно делают, а другие - неправильно. Я могу только назвать тех, кто мне глубоко симпатичен, кто, на мой взгляд, создают действительно привлекательные образы и настоящую белорусскую эстетику. Ведь то, что они делают, можно смело назвать примерами для подражания. Их образы связаны с Крывийской Традицией, с подлинными национальными ценностями. Отмечу, в первую очередь, Центр этнокосмологии ‘"Крыуя», Тодара Кашкуревича и его уникальную группу ESSA, группу GUDA, а также мастеров, сохраняющих народные традиции в своем творчестве, живущие в разных уголках нашей страны и даже за ее пределами. Например, мастер Аяесь Лось в одиночку делает то, что не могут потянуть все отделы культуры вместе взятые. Чего не хватает молодым командам? Думаю, сильного желания и... открытости!
Что нужно, чтобы фолк или постфолк- группа была успешной не только творчески, но и коммерчески? Osimirа - успешный в этом смысле проект? Что предстоит сделать группе, чтобы оставаться такой группой и в будущем?
Знаете, все зависит от целей группы или человека. Я могу назвать ряд исполнителей и команд, которые делают музыку для себя и их это устраиваег - они хотят оставаться в тени. Наверное, это стремление можно понять. Что касается OSIMIRA то это давно уже успешный коммерческий проект. Дело в правильной работе с менеджерами, СМИ и полной отдаче на концертах. Конечно, это пришло не сразу, однако то, что было посеяно пять лет назад, уже несколько лет подряд дает богатые всходы. Что нужно для еще большего развития? Пополнять активы: работать, работать и еще раз работать!
"...Они выходят на сцену, садятся на стулья и начинают играть. Зал замирает. Проходит десять минут, случайно пришедший слушатель спрашивает: "А когда они закончат настраиваться и начнут играть?". "А они уже играют. Это же Князь Мышкин", – отвечают ...
Svet Boogie Band признается блюзовым коллективом №1 в Беларуси. Группа играет в лучших белорусских музыкальных клубах, а также является одним из лидеров клубной блюзовой сцены Москвы. Кроме того, Svet Boogie Band выступает во многих городах России и ...
Интересно, порой, оборачивается жизнь музыканта… Как ни крути, но, похоже, именно разнообразие стилей и направлений в музыке, которыми ему подвластны, делает музыканта настоящим профессионалом. Все это справедливо и в отношении моего собеседника, ...
В комедии "Blues Brothers 2000" все шутки звучат как-то безгранично печально. Удивляться не приходится: без энергетики покойного Джона Белуши данная киноверсия, несмотря на целый взвод участвовавших в съемках суперзвед, была обречена на провал. Вот ...
Очередной концерт в рамках проекта Екатеринбургского Центра Современного искусства, посвященного НИМ, состоялся 19 января в местном Камерном театре. В нем приняли участие квартет SAX-МАФИЯ и ансамбль НЕ ТЕ, работающий в жанре так наз. авант-фолка ...
И обернется прошлое давно забытым сном, Но стоит ли печалиться душе о мире том, Где не постигнуть разумом ни вечность, ни покой, Но разве одиночество расстанется с душой. Уютный, ласкающий душу теплый субботний сумрак блюзового ресторана-бара ...
Биографическая справка. В 1997 году несколько молодых санкт-петербургских музыкантов решили поиграть вместе в стиле Майлса Дэвиса, организовавшись в группу с соответствующим названием: "Doo Bop Sound". Однако первоначальный замысел уже заметно ...
IV фестиваль вокального джаза в Москве уже не в первый раз принимал эту великолепную команду из Украины, да и мы уже неоднократно упоминали о них в разных репортажах, но вот пришел черед поговорить обстоятельно и "по душам"... "Мы никому не поем ...
"Тригон" — геометрическая фигура, базирующаяся на трех углах. И название молдовской группы из трех музыкантов, представляющих совершенно разные музыкальные миры. Сама музыка "Тригон" — столь же единое и одновременно разнородное сочетание молдавского ...
С некоторым запозданием поздравляю всех меломанов Беларуси. Дамы и господа! Вот уже четвертый год, как мы с вами располагаем брасс-квинтетом! Ну и что, возможно, спросит меня кто-то. Что ответить?.. Профессор Виталий Волков, член Всемирной гильдии ...
У великого юбиляра свой фасон. И свой — фасад. Нынешний год для белорусского джаза богат на даты, и все они, более или менее шумно, уже отмечены. Но одна из них, вполне круглая и значительная, ввиду отсутствия материальной поддержки может так и ...
Мы сидим с Игорем Мельниковым, руководителем вокальной группы "Камерата" в холле минской филармонии. Просторный зал, такой шумный перед концертами, сейчас погружен в полумрак. Вежливые уборщицы протирают паркет. Репетиция закончилась и можно идти ...