"Платина" на Ньюпортском фестивале - 30 лет спустя
02.08.2013
Празднованию 80-летия советско-российского джаза был посвящен целый ряд торжественных и содержательных мероприятий — международный фестиваль в Саду "Эрмитаж", серия концертов в Зале им. Чайковского и Зале Государственной Консерватории; былаi эта дата широко отмечена и в средствах массовой информации.
В Москве, которая взяла на себя консолидирующую роль, выступили многие отечественные музыканты из разных городов, а также гости из ближнего и дальнего зарубежья, Было сказано много теплых слов в адрес ветеранов. Помянули добрым словом "пионеров", воссоздавая звучание их инструментов, оркестров, фантазируя в духе истинных джазменов.
Так вот просто, с налета, вспомнить, и тем более услышать всех играющих невозможно, Негпасно было принято мудрое решение — отмечать эту дату в течение года, чтобы никому не было обидно .Так что горячие поклонники отечественного джаза еще имеют реальную возможность встретиться с участниками ленинградских диксилендов "Нева", "ЛД", Алексея Канунникова, бакинскими музыкантами, разбросанными теперь по всему свету, вокальной группой "Гая", музыкантами московско-тбилисского ансамбля "Чанги", которым руководил недавно скончавшийся пианист Борис Рычков, целой армией джазменов — выходцев из всех республик бывшего СССР. Этому будут способствовать не только организаторы концертных мероприятий, но и средства массовой джазовой информации.
Если память добра и нетенденциозна, то никто не должен быть забыт. В любой истории необходимо заполнять пробелы, особенно в сравнительно молодой истории джаза.
И чтобы интенсифицировать этот процесс, в качестве заразительного примера предлагаем вашему вниманию межконтинентальное интервью, в котором вы, дорогой читатель, через много лет встретитесь, если были знакомы, или познакомитесь с нашими джазменами. Принимая во внимание факты присвоения известному американскому джазовому деятелю Джорджу Авакяну ордена Ленина, ряду российских джазменов званий заслуженных артистов, профессоров, а также бездумного использования таких совершенно обесцененных терминов, как "легендарный", "великолепный", "звездный" и т.п., очень хочется назвать предлагаемых вашему вниманию музыкантов "Дважды Героями Джазового Труда". Дальше будет абсолютно ясно, почему.
Здесь не придется прибегать к помощи фантазии, домыслов. Наверняка, многие хорошо помнят этих людей, их место в джазовой жизни страны, музыку, которую они исполняли.
Почему интервью взято именно у них? Хотя бы потому, что участие наших музыкантов в престижном международном Ньюпортском джазовом фестивале — факт чрезвычайно редкий, а, точнее, единственный за всю упомянутую историю, а, стало быть, заслуживает внимания и почтения.
Итак, на 21-м фестивале "Newport Jazz Festival", который проходил с 28 июня по 7 июля 1974 года в Нью-Йорке, выступал израильский квинтет "Платина". Трое его участников — выходцы из бывшего Советского Союза.
Лидер этого комбо, альт-саксофонист, флейтист и композитор — музыкант из Ленинграда Роман Кунсман. В 60-х годах Роман руководил прекрасным квартетом с отличной ритм-группой: покойный Юрий Вихарев — фортепиано, покойный Эдуард Москалев — контрабас и Валерий Мысовский — ударные, В конце 60-х — начале 70-х — он солист биг-бэнда Олега Лундстрема. В этом юбилейном году мы имели удовольствие слушать его выступление в Москве, правда, приуроченное к 10-летию восстановления дипломатических отношений с Израилем.
Пианист и композитор — рижанин Наум Переферкович. Его хорошо помнят участники и гости многочисленных всесоюзных джазовых фестивалей как члена довольно известного в то время квартета саксофониста Вадима Вядро; перед самым отъездом Наума в Израиль в этом комбо играли: контрабасист Борис Банных и барабанщик Владимир Болдырев.
Басист — Лев Забежинский. В 1964 году Лева создал петрозаводский джаз-клуб, и до 1967 года был первым президентом Петрозаводского джаз-клуба. В 1967-71 гг. он — участник многочисленных московских джазовых групп, включая: квартет и квинтет пианиста Вадима Сакуна ("КМ" — знаменитое молодежное кафе на ул. Горького, теперь Тверская), квартет гитариста Николая Громина (кафе "Синяя Птица"), квинтет Владимира Бранда (кафе в гостинице "Юность"), квартет саксофониста Анатолия Герасимова (выступление на джаз- фестивале "Москва. Джаз-68") и многие-многие другие.
Интервью провели от имени "Полного джаза" (электронный журнал на сайте jazz.ru):
— с Наумом Переферковичем — Гдалий Левин (г. Цфат, Израиль);
— с Львом Забежинским — Георг Искендер (г. Москва, Россия).
В подготовке материала к выпуску любезно согласился и принять участие Игорь Рыбак — ведущий джазовых передач (г. Мюнстер, Германия).
Господа, с самыми наилучшими пожеланиями поздравляем вас с 80-летним юбилеем советско- российского джаза, в развитии которого вы принимали самое активное участие. Прежде всего, как был создан ансамбль "Платина", что означает это название, применительно к музыкальной группе, и как вы все в нем оказались?
Наум Переферкович (НП) : В 1971 году знаменитый израильский певец Арик Айнштейн набрал в свою программу квартет, которым руководил Роман. На ударных в нем играл Аарон Каминский — пожалуй, самый известный барабанщик в стране. Позже, в течение долгого времени, он работал в Америке со многими известными музыкантами, сотрудничал с вокальным ансамблем "Manhattan Transfer". На клавишных играл Яков Нагар и на бас-гитаре — Алон Олярчик. Алон родился в Польше, но с малых лет рос в Израиле.
Главную роль в ансамбле играли Рома и Аарон. Когда я приехал в Израиль, пианист по какой-то причине уходил из ансамбля, и я тут же заменил его. А имя "Платина" группе дал Арик Айнштейн, руководствуясь то ли игрой, то ли созвучием слов "Палестина" и "Платина".
Лев Забежинский (ЛЗ): Мы очень хорошо знали друг друга до эмиграции. Естественно, в такой маленькой стране, как Израиль, мы быстро нашли друг друга, часто играли вместе. В 1972 году Алон уехал в Англию, и я оказался на его месте.
Осенью 1972 года с израильской группой "Саднат А Джэз" я уехал на гастроли в ЮАР и Родезию, и меня заменил басист из Риги Виктор Фонарев. Вернулся я в "Платину7" осенью 1973 года и работал в ней до конца ее существования, то есть до конца 1976 года. После этого Рома отправился в Нью-Йорк, а я в Майами.
За время своего существования состав "Платины" периодически менялся. Тот, который играл на Ньюпортском фестивале, существовал около двух лет.
Представьте, пожалуйста тех остальных "ньюпортцев".
ЛЗ: На барабанах, конечно, играл Аарон Каминский. У нас в составе была вторая пианистка, клавишница, если хотите, — Алона Турель. Алона — прекрасный музыкант, композитор. Сейчас она довольно известная личность в музыкальном мире Израиля. Алона мастерски владела всякими перкуссионными инструментами и очень хорошо зписалась в наш состав.
Какую музыку играли этим составом?
ЛЗ: На концертах играли, в эсновном, музыку, написанную Романом, и несколько стандартов. Как-то играли мою сюиту. В то время в Израиле было много джазовой работы, особенно в двух иерусалимских джаз-клубах. Там мы играли больше стандартов, но и музыку Ромы исполняли тоже.
Где гастролировали квинтетом?
ЛЗ: Гастролировали в пределах Израиля — клубах, концертных залах, кибуцах, мошавах, армейских частях.
Ваша поездка на Ньюпортский фестиваль была по приглашению или по инициативе Израилл?
ЛЗ: Немало способствовал этому Би-Би Кинг. Услышав нас на одном из концертов в Израиле, он, подал идею нашему продюсеру, обещав проявить содействие в Америке.
НП: Кроме того, наш продюсер имел контакты с тогдашним директором клуба американских сионистов (Бэйт Цион Америка). По какому-то совпадению его, директора, звали Роман, по фамилии Мессинг. Он был племянником Вольфа Мессинга. Это человек, о котором могу сказать, как о хозяине своего слова. Он сказал и сделал — впервые за всю историю израильского джаза, вывез джазовую группу из этой страны на самый репрезентативный фестиваль, устроив это через какие-то свои каналы. А участники группы — двое коренных израильтян и трое репатриантов из Советского Союза.
ЛЗ: Больше израильтяне на Ньюпортских фестивалях не выступали, это был единственный случай.
Можно сказать, вы отличились дважды — не только как израильские, но и как советские джазмены. Собственно, ведь вас так и принимали на этом фестивале?
ЛЗ: Общеизвестно, что становление и развитие джазовой музыки в Израиле в значительной степени — заслуга выходцев из стран СНГ, бывшего СССР.
На Ньюпортском фестивале выступал еще Вячеслав Ганелин, но, правда, в то время, когда фестиваль этот приобрел новое имя — "JVC". История Ньюпортских фестивалей началась в Ньюпорте, штат Род-Айленд; затем фестиваль переместился в Нью- Йорк, получив имя "New Port in New York", а через некоторое время вообще утратила название "Ньюпортских", приобретя имя фестивалей "JVC". Выступление "Платины" — это единственный случай участия израильских, да и советских джазменов именно в этом, втором периоде.
История продолжается. Как вам кажется, время можно повернуть вспять?
ЛЗ: В природе Ньюпортского фестиваля совершается своеобразный круговорот. Ему будет возвращено первоначальное имя, и проводиться будет он на своей родине — в Ньюпорте, штат Род-Айленд.
Совладать со временем будет трудновато, а вот выступление в Ньюпорте российских джазменов нового поколения, живут ли они на родине, в Штатах, Израиле или где- либо еще, вполне реально.
Но вопрос можно поставить в такой плоскости: вот вы попали на этот фестиваль, будучи уже не в СССР, на вашем месте могли б быть и другие музыканты?
ЛЗ: Да, конечно, выбраться на какое-нибудь престижное джазовое мероприятие за пределы социалистическо лагеря было трудновато. Но были же в то время поездки советских джазовых групп на варшавский фестиваль "Jazz Jamboree" — например, московского комбо Вадима Сакуна, ленинградского диксиленда "ЛД". На Ньюпортском фестивале 1974 года выступал польский музыкант Михал Урбаняк. Еще раньше, на Ньюпортском фестивале играл Збигнев Намысловский. Сейчас обстановка иная, да и Ньюпортский фестиваль, возвращаясь на круги своя, демократично представляет возможность попробовать свои силы.
Нас там принимали и как израильских, и как советских музыкантов. В то время в Coюзе были силы, которые могли достойно представить страну на мероприятии такого ранга; тем более что были и авторитетные доброжелатели с американской стороны - Уиллис Коновер, Джopдж Авакян. Недавно в Москве мне довелось послушать записи Андрея Товмасяна конца 60-х начала 70-х годов. Будучи знакомым с атмосферой ньюпортского фестиваля тех лет, его участниками, не кривя душой скажу, что Андрей был бы там желанным гостем, почему этого не случилось, обсуждать не хочется.
При выступлении на фестивале в присутствии звезд американского джаза вы не чувствовали себя школьниками младшего возраста"?
JI3: Абсолютно нет. Объясню почему. В день концерта днем все, кто участвовал в вечернем концерте, были на проверке микрофонов. Там обстановка была очень дружелюбная. Мы начинали первыми, а все остальные были в зале, на сцене или за кулисами. Когда мы заиграли, то увидели, как музыканты, участники группы "Jazz Crusaders" с Элвином Джонсом, и другие, одобрительно закивали головами, а Элвин Джонс безуспешно пытался понять размер нашей первой пьесы — 11/4:13/4. В общем, отношение к нам наших кумиров было настолько поразительно дружелюбным, что мы чувствовали себя членами одной семьи.
НП: Ну, может быть, такого ощущения мы и не испытывали, а вот чувство ответственности было очень обостренным. Быть не хуже других! О том чтобы быть лучше других, даже мысли не возникло, а вот не хуже других — это получилось. Прошли годы, и стало ясно, что тогда от нас ожидали какой-то экзотической музыки с верблюдами и бедуинами. Последние годы в дуэте с Ромой мы играли музыку с еврейскими истоками, без верблюдов и бедуинов, и эта идея была естественна для нас. Мы не пытались играть роль американцев, потому что они сыграют эту роль лучше. Но, соединив джазовый подход к музыке со своими национальными корнями, мы могли это делать хорошо и даже лучше них или, скажем, французов.
Почему французов?
НП: После Америки центр джаза — Франция. Уровень там очень высокий, особенно у пианистов и остальных музыкантов ритм-секций. В России, и в Израиле с барабанщиками пока проблемы. Со временем, конечно, должны произойти перемены. В Израиле уже есть заслуживающие внимание басисты — Авишай Коен и Барак Мор, например; с барабанщиками дело хуже. Здесь обычно лучше бывает, если на барабанах играют саксофонисты или пианисты; может быть, это не так технично, но с точки зрения джаза — слышится лучше и естественнее. Я недостаточно полно ориентируюсь в российской джазовой среде, но слышал очень симпатичного московского барабанщика Эдуарда Зизака. У него прекрасный драйв.
ЛЗ: Да, это барабанщик комбо и биг-бэнда Игоря Бутмана. Там еще играет сильный, хорошего американского уровня, басист — Виталий Соломонов.
Какова была обстановка на фестивале и, конечно, как вас принимала публика, музыканты?
НП: Концерты фестиваля устраивались по стилям, и мы играли в концерте музыки фьюжн. Перед нами выступил ансамбль "Jazz Crusaders" с Элвином Джонсом. Они и предоставили в наше распоряжение всю свою мощную аппаратуру, инструменты. После нас—Жан-Люк Понти.
Публика принимала наш ансамбль благожелательно, но мне показалось, что с некоторым разочарованием, так как, наверное, ожидала услышать от нас нечто с восточными миражами. А наша цель была другая.
В стиле фьюжн мы хотели показать, что мы не хуже американцев. И действительно, мы сыграли не хуже, но и не лучше других.
Ансамбль "Mahavishnu Orchestra" сидел в зале и слушал наше выступление; после концерта к нам пришли его музыканты, говорили много лестных слов.
JI3: Обстановка там была такая же, как на джазовых фестивалях во всем мире. Наум немного скромничает. Наше выступление публика отметила овациями стоя, хотя и не увидела верблюдов. Выступление польского музыканта Михала Урбаняка — принимали также.
Действительно, очень доброжелательно к нам отнеслись музыканты группы "Mahavishnu". Все они, в том числе и Джон Маклафлин, с большим вниманием слушали нашу игру. После выступления к нам подошел музыкальный директор лейбла "Narada" Майкл Уолден и пригласил Наума и меня присоединиться к "Mahavishnu".
Меня также рекомендовал на свое место басист, игравший в комбо Фредди Хаббарда - он куда-то уезжал.
Вы приняли предложение "Mahavishnu", стали ездить по престижным фестивалям?
JI3: Нет, и задним числом об этом сожалеем: оставить "Платину" мы не могли по разным причинам. Здесь "помогли" и семейные обстоятельства, и жившее в нас тогда чувство коллективизма.
Мы были очень дружны, увлечены идеей своего комбо и продолжали работать вместе.
Разъезжать израильтянам по фестивалям тогда было небезопасно. Нужно было нанимать охрану из нескольких человек — в зал, за кулисы и т.п. Выступать под другим именем наотрез отказались коренные израильтяне — барабанщик Аарон Каминский и пианистка Алона Турель.
Как комментировалось тогда ваше выступление?
НП: Критика в отношении нас была кисло-сладкая, другие получили более разгромную.
В рецензии, опубликованной в "New York Times", написали, что такую музыку год назад уже слышали от "Maha vishnu", а за два года до этого — от Хэрби Хэнкока. Другими словами, речь шла не об уровне, а о том, что ничего нового они от нас не услышали. Но это и не было нашей целью. Для нас было важным быть на уровне, и мы были на уровне.
ЛЗ: Кроме того, нашу фестивальную программу несколько раз давал в эфир Уиллис Коновер.
Программа фестиваля впечатляет и обширностью и содержанием. Звезды, звезды, звезды... Наверняка были какие-то контакты, памятные встречи? -
JI3: Море потрясающей музыки, исполняемой музыкантами в расцвете сил! Это был 1974 год. Все концерты прослушать было физически невозможно, но процентов 70 я одолел. Встречались со Стэном Гетцом, который пытался говорить с нами на идиш, Билом Эвансом, Чиком Кориа, Чарли Мингусом.
НП: Полноценно общаться с музыкантами не пришлось
— я тогда по-английски не говорил. Но в рамках фестиваля наслушался музыки лет на двадцать вперед. Сейчас я с английским в ладах; здесь в Израиле я переиграл со многими крутыми американскими музыкантами, и мы находили много тем для общения. На том фестивале было все — кто хотите и что хотите.
Правда, Майлса Дэйвиса и Оскара Питерсона послушать не удалось. Но в остальном! Был концерт, посвященный Чарли Паркеру. Выступали: Билли Экстайн с Диззи Гиллеспи, Сони Ститом, Джей Джей Джонсоном, Филом Вудсом. Пианистов старался не упустить — слышал Билла Эванса, Чика Кориа, Кита Джаррета. Но действительно самый большой пианист из всех — Эрл Хайнс. Надо было убедиться воочию, что это за феноменальный музыкант. Слышал Хэнка Джонса с Джерри Маллигеном, оркестр Каунта Бэйси. Но, повторяю, я был без английского и не мог запросто общаться с кем угодно.
Попутно вопрос, как пианисту. Как-то в одном интервью Кит Джаррет заметил: "Даже от кошмарного рояля отдачи больше, чем от хороших электронных клавишных". Вы приверженец акустического рояля или электроника вам не чужда?
НП: Нет никакого сомнения, он прав абсолютно, абсолютно, абсолютно. Акустика, а не электроника, естественна для человеческого тела. Поскольку звукоизвлечение идет от рук, ног или губ, только акустический инструмент может наиболее цельно и точно передать личность исполнителя. На эту тему я могу говорить часами.
А побывать на джемах вам удавалось?
JI3: Да, мы мотались по этим огромным джем-сэшнз. Джордж Авакян постоянно подкидывал нам что-то типа контрамарок.
А ведь действительно: Авакян очень доброжелателен к нашим джазменам. Не так ли?
JI3: Мало того, в студии звукозаписи он устроил прием в честь приезда советских музыкантов, то бишь, нас, а также живущих в Нью-Йорке. Там были и играли Володя Сермакашев, Игорь Высоцкий, Валера Пономарев, Игорь Яхиле- вич, Толя Герасимов, всех уже не упомнишь, много израильтян, американцы.
Столы были уставлены водкой и ломились от огромных кусков мяса. Пока мы играли своим составом, за одним из столов сидел гигантских размеров странный чернокожий человек и сосредоточенно ел, не обращая внимания ни на кого, ни на что. Это был знаменитый Чарли Мингус. Когда мы закончили выступление, Роман подошел к нему пообщаться, и в разговоре Мингус одобрительно похлопал Рому по плечу. Оказывается, он все слышал, и, по-видимому, Роман напомнил ему Эрика Долфи.
Мингус — человек-гигант во всех отношениях, но даже в Нью-Йорке был известен только джазовой элите. Когда мы подъехали на такси к студии, где был прием, то у входа увидели чернокожего исполина, неопрятно одетого, с потухшим взглядом, сразу видно — больного человека. Мы его узнали сразу. Интересуемся у темнокожего водителя такси, знает ли он этого человека. Тот посмотрел и произнес: "Бомж какой-то". Мы ему говорим, мол, это же знаменитейший, известный во всем мире американский джазмен, контрабасист. Тот только несколько недоуменно пожал плечами.
Есть ли общение между участниками квинтета сейчас, музыкантами, с которыми играли в Союзе?
НП: С Ромой мы постоянно в контакте — часто перезваниваемся, встречаемся, играем с ним дуэтом (эта часть интервью была взята до смерти Романа Кунсмана — ред.).
Часто вижусь с басистом Виктором Фонаревым, который тоже играл в комбо Вадима Вядро. Он живет в Израиле.
Вадим в 70-х написал мне несколько писем из Риги, потом позвонил один раз из Нью-Йорка. Там он работал в каком-то русском ресторане и приглашал меня поработать с ним. Я отказался. С тех пор связи с ним нет.
ЛЗ: С "платиновцами" поддерживаю дружеские отношения, но общение — в основном, по телефону. Гастролируя по миру, я старался, чтобы мои зарубежные поездки заканчивались Израилем, где я ехал прямо к Роману. Контактирую с большинством музыкантов- соотечественников, которые живут в России, Германии, Австралии, Израиле. У меня масса их записей, которые в большом количестве продаются в Нью-Йорке и в Москве на Горбушке, кроме того, мне их дарят сами музыканты.
Живя в Нью-Йорке, я общаюсь практически со всеми советско-российскими джазменами разных поколений, а их сейчас здесь довольно много.
Наум, вы сказали, что играли с Романом дуэтом. Не возникала ли у вас ностальгическая идея воссоздать ансамбль "Платина" с теми же участниками 1974года?
НП: Одноразовое выступление такого воссозданного ансамбля было в 1995 году в тель-авивской синематеке в рамках фестиваля " Джаз, Блюз и Видео", но без Алоны.
"Платина" распалась в 1977 году. Мы пришли к выводу, что ее идея умерла. С тех пор прошло 25 лет. Бывает, что потом музыканты играют вместе, но уже другую музыку. "Платина", как ансамбль фьюжн, был первый в Израиле. Фьюжн-композиции — они длинные. Роман очень сильный композитор: он сделал такую организацию музыкального материала, где сочиненное сочеталось с определенными окнами для импровизации. Композиции звучали цельно и интересно. Аранжировки, наверное, до сих пор хранятся у Романа. Кстати, уже без меня, у Ромы была интересная работа — соединение музыки Дебюсси с фьюжн. К сожалению, она не вышла на диске. И в концертах с Ромой, в дуэте или в ансамблях, мы играли прелюды Дебюсси.
Как складывается ваша музыкальная деятельность сегодня?
НП: В основном, я преподаю, выступаю меньше. Сейчас в стране период музыкального застоя, по причинам вполне понятным. Но, я думаю, что учеников на наш век хватит. Преподаю джаз- пиано, аранжировку, есть ученицы-вокалистки, веду ансамбли и биг бэнды. Работаю в музыкальной академии в Иерусалиме, в других местах.
Вы можете поделиться своей методикой преподавания?
НП: Довольно любопытный вопрос. Я начал преподавать с нуля, по методу "делай, как я", то есть я просто показывал ученику, что нужно делать. Несмотря на то, что я многое узнал, снимая с фирменных записей, теоретических знаний все же было мало, кроме общей теории,которую мы изучали в Советском Союзе в музыкальных заведениях. Но за тридцать лет я разработал свою методику, и, сравнивая ее с другими, не считаю, что она хуже, А некоторые ее положения даже точнее, чем, например, принятые в Беркли. Об этом я могу судить по тому, что мои ученики там учатся, и я могу сравнивать. Кроме того, я специально изучал психологию, физиологию и систему Станиславского и использую полученные знания в комплексе.
Не пытались ли вы издать принципы своей методической школы?
НП: Материал у меня сформирован в голове, написан черновик книги о принципиально новом методе npeподавания игры на рояле. Но, к сожалению, нет средств для издания книги. Правда, в рамках музыкальной академии, где я преподаю, опубликованы мои теоретические статьи об импровизации в джазе.
Вы в Израиле уже тридцать с лишним лет. Что вы можете сказать о состоянии джаза в этой стране?
НП: Расскажу такой случай. Как-то меня нашел один музыкант, который только что приехал в Израиль из России, и я взял его с собой на марафон молодежных джазовых ансамблей школы Римон. Это одно из заведений, где обучают джазу. Сейчас эта школа объединилась с академией, в которой на джазовом отделении я преподаю уже 22 года. Сейчас почти в каждой школе искусств есть отделение джаза_ Итак, о марафоне. Он продолжался пять часов, с беспрерывной сменой ансамблей в двух залах. Мы ушли с опухшими головами, и я сказал своему гостю, что это только одно из подобных заведений. То есть, на душу населения приходится внушительное количество музыкантов и ансамблей. Процент не качественный, а количественный, но один из высоких в мире.
Таково положение во всех городах страны? Нью- Йорк, например, — признанная столица мирового джаза. Москва имеет такой статус на советском и постсоветском пространстве. Есть ли подобные центры в Израиле?
НП: Джазовые музыканты живут по всей стране, но центр джазовой жизни — Тель-Авив, Иерусалим — в меньшей степени. Джазовая активность связана с экономическим положением и частной инициативой, в отличие от других стран, например. скандинавских, где джаз пользуется официальной поддержкой.
В Израиле для джаза такой поддержки нет, однако на стадии образования в учебных заведениях, где есть отделения джаза, есть бюджетная поддержка.
Что касается поддержки ансамблей, есть некоторые изменения в армии. Существует джазовый ансамбль армии, в который подбираются самые хорошие музыканты. Проводится экзамен по приему в этот ансамбль. Я — член жюри. Попадаются музыканты очень и очень талантливые.
Многие израильские составы периодически выступают за границей. Но, повторяю, все это — частная инициатива. У таких ансамблей есть агенты. Когда мы ездили в Америку, у нас был продюсер, который устроил так, что мы наиграли пластинку для прослушивания ее через наушники во время полетов в самолетах израильской авиакомпании "Эль-Аль"; гонораром была оплата перелета.
НП: Будущий джазовый музыкант обучается многим вещам: если надо играть джаз, он сможет; надо аранжировать — сумеет; он сможет написать музыку, быть преподавателем. Если потребуется преподаватель классической гармонии, он справится и с этим, сможет работать с ансамблем и хором. Многие продолжают свое образование в Америке и Европе, например в Голландии, хотя не ясно, почему.
Знакомы ли вы с российскими средствами массовой джазовой информации и каково ваше отношение к ним?
ЛЗ: Я очень хорошо знаком с сайтом jazz.ru, бываю во всех его уголках, встречаю там старых друзей, знакомлюсь с новыми людьми. Мне очень нравится это местечко. Этот сайт чрезвычайно популярен у джазменов, приехавших в Америку из России, стран СНГ, поскольку в нем освещаются события и судьбы не только российского джазового общества, но и его членов, обретающихся в различных уголках мира. В jazz.ru можно узнать о судьбах интереснейших людей, ставших легендой.
Кроме того, ко мне периодически попадают журналы "Джаз-Квадрат1’ минского издательства "Нестор" с довольно любопытными публикациями.
Лев, вы долгое время жили в Петрозаводске, руководили там джаз-клубом. Ваш клуб наверняка не мог обойти Леопольд Яковлевич Теплицкий — джазмен их эпохи начала истории российского джаза. Несколько слов, пожалуйста, в память об этом человеке.
ЛЗ: Теплицкий — это тема для отдельного большого разговора. Я дружил с ним, и он действительно был почетным членом и желанным гостем клуба.
Леопольд Яковлевич был в курсе джазовой жизни. Как-то он мне сказал: "Вы, Лева, наверное, думаете, что я устарел, и не имею представления о современном джазе? Я постоянно слушаю передачи Коновера, знаком с творчеством Паркера, Гиллеспи, но лучше Армстронга, все же, джазменов нет".
По мере возможностей я поддерживаю отношения с членами семьи этого замечательного человека.
Лев, вы ведь были на московских концертах, посвященных 80-летию советско-российского джаза. Ваши впечатления?
ЛЗ: По семейным обстоятельствам я не смог побывать на всех концертах, но с их программой знаком хорошо. Мероприятие грандиозное, нет слов. Немного, правда, озадачивает подбор выступавших коллективов, звезд, ветеранов. Но, действительно, невозможно пригласить и задействовать всех сразу. Я слышал, что праздник этот растянут во времени, так что впереди масса интересных и трогательных встреч. (По плану, в завершение должен был состояться разговор с Романом Кунсманом. Роман с готовностью откликнулся на предложение дать интервью, рассказать о своих музыкальных планах, поделиться воспоминаниями и впечатлениями о недавних своих выступлениях в России и на Украине. И уже была договоренность с ним, и оставалось только уточнить день встречи, но внезапная смерть Ромы распорядилась по-иному... Благословенна память о нем — незаурядном человеке и Музыканте с большой буквы. Джазмене. Ред.).
И последний вопрос в этом интервью, уже посте ЭТОЙ неожиданной, несвоевременной смерти Романа: Вы были дружны с Ромой до последних дней его жизни. Еще, пожалуйста. несколько слов об этом человеке, вашем единомышленнике"
НП: Я — джазовый музыкант, стилистически достаточно разносторонний. Но только во время игры с Романом. под влиянием его музыкальной ауры, во мне открывался какой-то соверше новый духовный источник. сама музыка, которую в то время я играл, была со своим особенным оттенком, который нельзя объяснить словами. И это происходило только при нашем совместном музицировании и не могло быть повторено в других обстоятельствах. С уходом Ромы этот источник, наверное, не откроется никогда.
ЛЗ: Я провел с Ромой пять лет в Израиле и несколько лет в Нью-Йорке и любил его как родного брата.
Годы общения и сотрудничества с Романом навсегда оставили отпечаток в моей жизни; это счастливая и содержательная часть моего существования.
Легко жить, зная, что где там, далеко, есть дорогой тебе человек, что ты всегда можешь позвонить ему, a при возможности или острой необходимости и встретиться. Последний раз я разговаривал с ним за несколько дней до его кончины. Чувствовалось, что он был на подъеме: шутил, рассказывал анекдоты, которыми запасся во время гастролей в Одессу, предлагал играть с ним, ездить на фестивали в Россию.
Смерть друга, как и близкого родственника, уносит с собой часть твоей жизни. А когда такое происходит в течение одной недели, что и случилось со мной недавно, самое время взять паузу и подумать о смысле существова ния, взаимоотношениях вообще и общении между тебе подобными, в частности.
Я всегда считал Романа гением, преклонялся перед ним и никогда не забуду этого человека.
Спасибо за то, что напомнили лучшие и дорогие моменты жизни, за добрую память о Роме.
8 января в минском клубе Step музыкальной программой "Па шляху дуды і поўні" ("По пути волынки и полнолуния") отпраздновал свое десятилетие известный белорусский фольклорный коллектив «Ветах» (VIETAH) («Ветах» – северо-белорусское название третьей ...
В 1977 году Питер Лигат, будущий гитарист, композитор и вдохновитель группы Count Basic, переехал в Вену для обучения джазовой гитаре в Венской консерватории, поступив в нее в 1980-м году и окончив с отличием в 1985-м. За это время Питер Лигат ...
Наверное , человек был влюблен , поэтому он запел . Мой учитель так говорил : « Человек поет тогда , когда он уже не может говорить о любви ». Этери Бериашвили Around The World Expresss Поистине, счастливцы те, кому удалось хотя бы раз прокатиться ...
28 мая в Большом зале Белгосфилармонии при содействии Посольства США в Республике Беларусь состоялся концерт известной американской джазовой группы Alvin Atkinson & The Sounds Merchants. И перед началом описания событий, последовавших далее, ...
Проект Мирайф был создан в 1998 году композитором, пианистом и аранжировщиком Арменом Мерабовым (в прошлом талантливый тромбонист, ныне – гордый покоритель клавиш – виртуоз с нестандартным и уникальным мышлением). В том же году он пригласил в состав ...
Стараниями российских и отечественных исполнителей шансон у большинства белорусских слушателей ассоциируется с бандитского вида мужичком, который дурным голосом «поет» «за жизнь» и «за пацанов» под примитивный аккомпанемент гитары или синтезатора… ...
Как известно, настоящий музыкант все время пытается что-то создавать, творить, причем, вне зависимости от условий жизни, имеющихся или отсутствующих у него возможностей. Вот и участники ереванского квартета саксофонов ArtaSax в очередной раз ...
В декабре прошедшего года легендарному минскому диксиленду «Ренессанс» исполнилось 30 лет. Это поистине знаковое событие, ведь трудно даже представить, через сколько трудностей и препон пришлось пройти создателям и участникам коллектива, чтобы на ...
"New York Voices" - одна из лучших на сегодняшней мировой джазовой сцене вокальных групп. "Lambert, Hendricks and Ross", "Singers Unlimited", "Manhattan Transfer", "Take 6" - вот, пожалуй, и все группы этой категории и уровня. Несмотря на то, что ...
"Любите их, пока они живые". Так три года назад озаглавила свой материал про минскую джаз-группу "Яблочный чай" моя коллега Анна Аладова. Недавно было? Но даже тогда ситуацию в белорусском музыкальном бизнесе можно было назвать более оптимистичной и ...
Мы уже рассказывали вам о "Камерате". Это было в далеком 1997 году и давно назрела необходимость поговорить опять об этом интереснейшем коллективе. Что мы сейчас и сделаем. — Мы воспитывались в эпоху социализма, а джаз — это свобода. Мы все очень ...
Вниманию читателей предлагается интервью Фредди Ангстманна (Freddy J. Angstmann), продюсера вокального госпел-квинтета "The Johnny Thompson Singers", данное им Серене Бланко (Serena Blanco). Три года назад коллектив побывал в Минске (см. ДК №2 за ...