В 1997 году несколько молодых санкт-петербургских музыкантов решили поиграть вместе в стиле Майлса Дэвиса, организовавшись в группу с соответствующим названием: "Doo Bop Sound". Однако первоначальный замысел уже заметно потускнел, и сейчас "Doo Bop Sound" — в авангарде эйсид-фанкового движения петербургского джаза. Состав группы: руководитель — Алексей Попов (тенор-саксофон), Игорь Шилов (труба), Алексей Никонов (клавиши), Борис Мажоров (бас-гитара), Артур Базаров (ударные), Алексей Дегусаров (гитара).
Они улыбаются! Представьте себе, большинству из них нет еще и тридцати, а они выходят на сцену и, не пряча страх ни в растерянность, ни в высокомерие, добродушно, почти удовлетворенно улыбаются: мы пришли, встречайте нас. Эти улыбки — не ширма, за которую можно спрятать досаду на неуместную ноту, они вообще не к исполнению и не к реакции на него обращены, а — к самой музыке, их музыке.
А музыка у них такая, что можно, конечно, начать сольную импровизацию раздумчиво-созерцательно, но метроритмический поток так подстегивает, что невольно разойдешься: засуетишься восходящими пассажами — если саксофонист, разобьешься в "слэп" — если басист, запестреешь паузами и "верхушками" — если клавишник. Вот тебеи "скучное" остинато! Оно, как всякий постоянный ритм, насыщенный динамическим разнообразием, не отупляет, а напротив, — двигает вперед.
Может быть, только трубачу Игорю Шилову удается сдержать этот энергетический напор, но у него — свой образ "а ля Майлс Дэвис" (интересно, кто за кем идет: образ за ним или наоборот?). Впрочем, мне довелось услышать вместо Игоря Ивана Васильева, заменяющего его на "Славянском базаре" в Витебске. В этом варианте общая энергетика держалась на постоянно высоком уровне и трубане блуждала отрешенно по мелодическим закоулкам, а обнародовала свои умозаключения с не меньшей подачей, чем солирующий саксофон.
Любопытно, что у большинства участников группы есть замена — основной саунд от этого не меняется, но появляются новые нюансы. Руководитель "Doo Bop Sound" Алексей Попов относится к этому философски, да и вообще имеет довольно ясный и определенный взгляд на мир. В Витебске, невзирая на фестивальную суету, мне удалось немного побеседовать с ним и Борисом Мажоровым.
— Когда создавалась группа, у вас сразу был четкий ориентир?
А.П.: Да, был элемент подражания, но и своя струя существовала пропорционально. Сейчас осталось несколько клише в духе Майлса. Конечно, группа хочет найти что-то свое, но нот-то только 12. За два года у нас собралась программа более чем на два часа, какие-то вещи появлялись и откидывались — плотно мы встали на рельсы год назад. Наша двухчасовая программа называется "Live in funky", с таким же названием есть и небольшой CD.
— Вас упорно называют эйсид-группой…
Б.М.: Нет, конечно, это больше фанк. В нем ведь вообще — истоки всей диско- и поп-музыки в Америке. Это то, что было в 70-е годы, просто оно вернулось с другим названием — "эйсид джаз". В Европе он — с ди-джеями и барабанами на хип-хоповых ритмах. А в Америке немного другое — там в основном барабаны "живые". Мы приверженцы стиля, который пропагандируется в Америке.
А.П.: Я думаю, правильно, что в век компьютеров и сэмплеров в этом стиле мы используем живого человека. Если бы позволяли возможности, мы бы взяли еще перкуссиониста, но…
— Для такой музыки можно собирать, по-моему, любое количество людей — всем работа найдется. А почему вы так пристально смотрите на Запад? Неужели уехать хотите?
Б.М.: Нет, просто этим здесь никто не занимается. Вернее, мы были здесь первооткрывателями. Сейчас уже в Санкт-Петербурге появились музыканты, которые пытаются этим заниматься.
— То есть уже подражают вам?
Б.М.: Нет, не нам подражают, а развивают этот стиль. Появилось много такого диско, панка.
— В общем, — не фьюжн.
— Не фьюжн.
— Здесь, в Витебске, у вас едва ли не половина состава — на замене. Как это получается и почему?
А.П.: У большинства музыкантов есть работа в других составах. У нас есть замечательный барабанщик Артур Базаров — он играет с Леонидом Агутиным, здесь его заменяет Владимир Туник, который знает наш репертуар. Трубач Иван Васильев взят на этот летний сезон вместо Игоря Шилова. Великолепный гитарист Алексей Дегусаров сейчас тоже на гастролях — с группой "Чай вдвоем", его здесь заменяет не менее талантливый молодой гитарист Александр Рамос.
— Параллельные составы ваших музыкантов работают совсем в других стилях. Несут ли они что-то в музыку "Doo Bop Sound"?
А.П.: Безусловно, каждый несет что-то свое.
Б.М.: Я бы сказал, каждый уносит из нашей музыки что-то в другие проекты — в ту же поп-музыку, диско.
А.П.: У людей разное видение фанка, и каждый новый персонаж в группе по-своему его играет. Учитывая разные индивидуальности музыкантов, рамки стиля, наверное, можно раздвинуть и определить группу как "эйсид-фанк-джаз-поп-группа".
— Это еще минимум, а можно ведь и продолжить. У вас все музыканты молодые. А если бы пожилой джазмен, увлекшись фанком, очень здорово "вошел" в этот стиль, ты взял бы его в свою группу?
А.П.: Можно сказать, что таким человеком является Майлс Дэвис.
А.П.: В России более пожилое поколение лучше воспринимает стандарты, традиционный джаз. Может быть, для них в новых течениях — слишком громкие барабаны, ритм слишком роковый, остинатный. Но наша музыка многим интересна, ведь мы работаем с нюансами, формой. Даже если мы играем стандарты, то аранжировки — наши, все по-своему.
— А с неприятием со стороны старшего поколения либо административных работников вы не сталкиваетесь?
А.П.: Пока нет. Наверное, мы выступали в тех местах, где нас любят, мы всегда находились в дружеской атмосфере.
— Если вы стремитесь быть в русле современных течений, значит, вы все же кому-то подражаете?
Б.М.: Нет, мы не подражаем. Мы пытаемся находить что-то новое, осознавая, что новое находят и другие.
— Из родного города вы мало выезжаете, администратора у вас нет. А ведь группа прекрасно слушается, "поднимает" залы. Почему не происходит активная "раскрутка"?
Б.М.: Время идет, все потихоньку двигается.
А.П.: Есть администраторы-энтузиасты, которые возят наши кассеты в Скандинавию, Германию.
— А в Санкт-Петербурге вас не "раскручивают"?
А.П.: Ну, мы же не поем на русском языке.
— Хуже — вы вообще не поете.
А.П.: Да. А "раскручивают" в основном тех, кто поет по-русски. Инструментальная музыка, к сожалению, в России не настолько в обиходе, как на Западе.
— Но вы уже можете своей музыкой заработать себе на жизнь?
Б.М.: Да, пока на жизнь хватает.
А.П.: По крайней мере, мы стараемся заниматься только любимым делом.
— Принципиально ли для вас играть только свою музыку?
А.П.: Моей музыки у нас процентов 30, 30-40 — нашего клавишника Алексая Никонова и 30 процентов — стандарты, аранжированные нами.
— Как к вам приходит музыка: придумывается, рождается в процессе репетиций или из найденного звука рождается тема?
А.П.: По-разному. Бывает, приходит во сне, бывает, идешь, насвистываешь — и рождается тема.
Б.М.: Сегодня ехали в поезде, играли с гитаристом часа два и придумали тему, которая, надеюсь, станет основой будущей композиции.
— Это была мелодия или ритмическая фигура?
Б.М.: Это было несколько аккордов и несколько моих рисунков, которые сплелись в нечто единое. Очень многие люди пишут музыку, руководствуясь только своими чувствами. Джо Завинул просто садится за рояль и записывает все, что звучит. Он играет так, как сегодня чувствует, потом переносит все это на ноты, и, в результате, получается самая настоящая музыка. Джонн Леннон говорил, что мы всего лишь проводники в этом мире.
— Значит, у "Doo Bop Sound" — миссия проводить в мир что-то очень активное, светлое, большое, зовущее. Можно только догадываться, какие сильные эмоции одолевают вас в момент выступления. Кто кого "подстегивает"?
Б.М.: Все сливается в единые чувства людей, когда не нужны слова.
А.П.: Соединяются шесть темпераментов разных людей, вливаются в единый поток энергии, который мы и несем в зал…
… И тогда звучит их музыка. Три фактурных пласта (основной ритм — ударные, бас; ритмогармоническое заполнение — клавиши, гитара; и мелодический — саксофон, труба) образуют не арифметически сложенную стопку нот, а полученный путем хитроумной диффузии раствор. Всякое составляющее его вещество сохраняет свой цвет и не теряется в общей массе: в любой момент можно про себя "отслоить", скажем, гитару и насладиться разнообразием ее звучания (Александр Рамос — кстати, левша — в качестве гитариста "Doo Bop Sound" добавляет еще и эффектные артистические звукоприемы) или трубу — когда она не солирует — и оценить фантазию отнюдь не декоративного плетения подголосков.
Может быть, если бы эти ребята так же здорово и интересно играли, но — без "кайфа", без радостного ощущения сбывающейся мечты, — их музыка и не производила бы такого сильного впечатления. А они выходят на сцену и улыбаются — впитавшие, "прошедшие" весь джаз за целый век, перелюбившие его, побывавшие в нем (слышали б вы, каким томным и бархатным может быть саксофон Алексея Попова!) и оставшиеся в нем с глазами, устремленными вперед.
И вот звучит джаз, узнаваемый и неузнаваемый, со всем тем умным и "вкусным", что уже было найдено, но он — новый, и он может быть интересен всем: слушающим, думающим, танцующим. Это такой джаз, под который хочется и вполне прилично притоптывать на сильную долю. Это сегодняшняя джазовая реальность.
В 1997 году немецкий музыкант и продюсер Pit Baumgartner и его группа DE-PHAZZ дебютировали на молодом тогда лейбле Mole Listening Pearls альбомом Detunized Gravity, получившим великолепную прессу в самых модных и продвинутых изданиях. Мне же было ...
Может быть в Москве "Маримба плюс" - и достаточно известный коллектив. Тем более, что ему уже 5 лет, и второй диск вышел в феврале этого года. Но я с этим секстетом познакомилась лишь на 1 -м Московском джазовом фестивале "ВСЕ ЗВЕЗДЫ ДЖАЗА" Анатолия ...
Клавишник John Medeski, басист Billy Martin и барабанщик Chris Wood известны как авангардно-джазовое трио MEDESKI, MARTIN & WOOD. С начала девяностых группа исколесила с концертами всю Америку, выпустила с десяток альбомов и сменила несколько ...
Когда в 2000 году на сцене Молодежного театра эстрады в рамках фолк-фестиваля «Таукачыю» состоялось дебютное выступление нового музыкального проекта "Акруга вольнага мастацтва" из Могилева, слушатели и критики заговорили о перспективном ...
Pervy Perkin – испанская группа, исполняющая прог-рок. Ее дебютный альбом Ink вышел в марте 2014 года. Эта работа способна удивить многих искушенных любителей музыки. Ink – это двойной альбом с шестнадцатью композициями и общей ...
Фанк в Москве прижился. Коллективы — разные, возраст, состав, репертуар — тоже. Но огромное количество народа на вопрос: "А вы знаете Sunlight?" отвечает: "Да, конечно! Мы очень любим эту группу!". Для меня парадоксально то, что ребята играют ...
Сравнительно недавно, в 2006 году, в галактике, именуемой "российский джаз", появилась новая звезда под названием Venger Collective. Находится она достаточно далеко от центра галактики (сиречь – мэйнстрима) и занимает пограничное положение между ...
II Международный байк-фестиваль «Мозырь 2007», на мой взгляд, удался не очень. Количество зарегистрированных мотоциклистов явно не соответствовало названию мероприятия, зрителей было совсем немного (хотя неформальная молодежь нашей страны ...
Группа Shono была образована в 2014 году музыкантом-мультиинструменталистом, Александром Архинчеевым. Александр профессионально исполняет бурятские сказания и эпосы-улигеры, владеет горловым пением, мастерски играет на бурятских и монгольских ...
В конце сентября в одном из столичных клубов состоялся концерг-презентация долгожданного альбома группы «Крама» "Усё жыццё - дз1уны сон". Безусловно, это мероприятие значимое как для самих музыкантов, поддержать которых аж из Москвы приехал ...
Представлять этот коллектив легко, если ограничить все представление одной фразой: Князь Мышкин играет серьезную музыку. С джазом у музыки этого коллектива общего - лишь мелодические кусочки и, несомненно,тяга к абсолютной свободе подачи ...