В пресс-релизе нью-йоркского ансамбля клавишника Эдама Клиппла подробно представлен весьма солидный послужной список лидера и его коллег, в котором почти отсутствуют так называемые "раскрученные" имена — обычный рекламный трюк современного шоу- бизнеса, вызывающий у джаз-фэнов восторженный энтузиазм и снисходительную улыбку скептиков от музыки. И то и другое, разумеется, крайности.
В случае с Эдамом Клипплом я сразу обратил внимание на Сесила Тэйлора и Сан Ра (лучшие университеты, какие только можно вообразить!), далее — Марк Рибо (из команды супер-радикального экстремала Джона Зорна), Амири Барака (мусульманское имя черного националиста и фри-джазового апологета Лероя Джонса), фьюжн-клавишник Джон Медески (от авангарда до дискотеки), Петер Апельбаум (один из ярких цветов экзотического сада всемирной музыки незабвенного Дона Черри) и ещё несколько "широко известных в таких кругах" имен, отсылающих к арт-року, авант-фолку, латино и даже европейской академической традиции. Но. быть может, подумал я, весь этот калейдоскоп имен — не более чем наживка для "высоколобых" интеллектуалов или джазовых гурманов? И полный сомнений. ожиданий и любопытства отправился на концерт.
Однако, с первых же тактов музыки сомнения мои рассеялись, ожидания оправдались, а любопытство уступило место музыкальной интриге, которая по возрастающей разворачивалась на сцене от номера к номеру, буквально закручивая слушателей в водоворот всевозможных стилей, направлений, фольклорных интонаций, танцевальных ритмов, технических приемов. Постоянная смена эпизодов — не только тематическая, но и фактурная, множество интерлюдий, отсылающих к именам великих предшественников (от Паркера до Шопена), остроумные и точные "комментарии" лидера "по поводу" своих партнеров, оригинала темы или ее известной версии (но почти без цитат!) - все это добавляло смака и остроты фирменно приготовленной клиппловской пицце. Музыка то сверкала, переливалась, плыла подобно облаку в солнечный день, неспешно выступала марафонской иноходью, то вдруг переходила в галоп, громоздилась и низвергалась каскадами звуков, превращаясь в неистовый поток энергии, vcтpемленный в зал. Подлинно джазовый драйв: публика, забыв про вежливые аплодисменты, становится соучастником действа и начинает петь и играть вместе с музыкантами (в данном случае танцевать и отбивать ритм ладонями), которые спускаются в зал и присоединяются к своим фэнам (что и произошло в финале).
Справедливости ради в эту восторженную эйфорию стоит добавить каплю дегтя, дабы не быть уличенным в излишней комплиментарности. Все вышесказанное — заслуга, прежде всего, самого лидера и, отчасти, перкуссиониста Фрэнка Колона, основное достоинство которых — виртуозность и изобретательность в импровизации, т.е. умение мыслить за инструментом (признак подлинного джазового мастерства). Остальные музыканты группы — не более чем профессиональные сайдмены с типично по-современному американским отношением к музыке: приоритет технологии над воображением. Впрочем, может быть, такова концепция? Об этом и еще кое о чем другом я решил побеседовать с Эдамом Клипплом, и, проявив некоторую настойчивость, мне удалось договориться о встрече на следующий день после мастер-класса в местном музыкальном училище.
Войдя в зал, я с удивлением уввдел на сцене некое подобие фри-джазового спонтанного действия: наши за- комплексованные студенты с энтузиазмом импровизировали на темы "разговора с бабушкой", молодежной вечеринки и чего-то еще в таком же роде, играя при этом на своих инструментах довольно бесформенную, не- стройную, но очень веселую и жизнерадостную музыку'. Совершенно необычное зрелище для наших колледжей и консерваторий, хотя цель такого импровизационного "театра" очевидна: музыкальный и личный контакт между исполнителями. Но практикуется ли подобная модель в американской системе джазового образования?
А. Клиппл: Это была моя идея А в Штатах изучают классический джаз, т.е. теорию, импровизацию на гар- монической основе, квадрат и прочее, но, прежде всего, инструментальную технику. Фри-джазу по-моему, нельзя научиться, но иногда известные музыканты организуют специальные курсы или семинары. посвященные только фри-джазу. Когда я играл в оркестре Сан Ра, там этим делом занимался трубач Майкл Рэй. и я неплохо изучил эту музыку. Более-менее регулярно такие занятия проводипись в чикагской Ассоциации Творческой Музыки, но это было, кажется, очень давно.
Г. Сахаров: Трубач Лео Смит, Энтони Брэкстон тоже этим занимались.
OК но в Беркли ничего подобного не происходит (смех). И вообще, ни в каком учебном заведении не практикуется свободное общение с музыкой. Сегодня, когда мы в составе трио играли для студентов композицию на тему "Осенних листьев", мы пытались продемонстрировать именно наш подход к этой мелодии, наше отношение к известному музыкальному материалу, игнорируя традиционный балладный стереотип оригинала. Так всегда поступали великие джазовые артисты, например, Чик Кориа, Кит Джаретт...
Мне показалось, что в некоторых эпизодах вы играли интереснее, нежели Чик, т.е. более разнообразно и содержательно.
Это очень лестно, но вряд ли соответствует действительности. А если говорить о концепции ансамбля в целом, то она действительно необходима. Не концепция одного номера, программы концерта или компакт диска, но значительно более широкая.
И какова же она?
Это соединение джаза с латино-американской, африканской и восточной музыкой, а также фанк, электроника и даже классика, например, Шуман или Шопен.
Т.е. универсальная музыка в рамках джазовой идиомы.
Скорее, попытка совместить креативную музыку с популярной и танцевальной без ущерба для каждой из них.
По-моему, у вас это здорово получается, и, кроме того, такой подход может быть следующим этапом джазовой эволюции, как выдумаете?
Возможно, хотя то, что я играю сейчас, ближе всего к мэйнстриму. Сегодня джаз настолько развился, что музыканты могут делать все что угодно.
И что же они делают?
Ну, во-первых, некоторые музыканты вообще не пытаются развиваться и что-то придумывать. У них есть классные ансамбли, но нет никаких идей. Другие экспериментируют с ритмом, но иногда так его запутывают, что простому слушателю не всегда это понятно. В Европе сейчас очень популярно афро-кубинское направление...
Но ведь при этом не происходит обновление музыкального языка джаза, потому что, на мой взгляд, синтез различных стилей и жанровых разновидностей не есть обновление.
Новые направления, конечно, существуют, но их нельзя четко идентифицировать. Так было всегда в истории джаза: стилевые границы чаще всего очень размыты. Самое модное направление сейчас — это так называемые "Странные ритмы", которые можно найти и в афро-кубинском джазе, и в фанке.
Что означает это понятие?
Оно означает различные ритмические формулы в контексте одной пьесы. Например, ударные играют на 13/4, бас — на 7, а мелодический инструмент на 4. Сегодня самая главная проблема в джазе — найти что-либо новое. Вообще, о современном состоянии джаза можно судить по крупным фестивалям, например, в Европе. Но что там играют?! В основном, поп-джаз, будь то африканский или латино-американский. Потому что найти в джазе что-либо по-настоящему новое — очень трудно, и, кроме того, эта музыка предназначена для достаточно узкого круга. Сегодня репертуар джазовых групп и программы концертов и фестивалей диктуют, прежде всего, менеджеры и продюсеры, т.е. рынок. Даже знаменитые и творческие (к сожалению, в прошлом) музыканты, например, Майкл или Рэнди Брекеры сейчас играют ту музыку, на которой можно заработать деньги. Я тоже с этим столкнулся. В прошлогоднем российском туре мне не раз говорили: "ОК нам очень понравилась ваша музыка, но, может быть, в следующий раз вы прихватите саксофониста или вокалиста?"
Во время выступления ансамбля я углядел некую общность вашей концепции с нью-йоркским направлением down-town джаза. Если конкретно — то, на мой взгляд, это ближе всего к трио Джона Медески, хотя ваша музыка, пожалуй, разнообразнее и содержательнее, зато у Медески больше грува и "дискотеки" (т.е. танце- вальности). Но, так или иначе, ваша концепция вполне соотносится с тем, что делают Джон Зорн и его единомышленники, а также другие музыканты этого креативного направления.
Пожалуй, да, тем более что сам я не раз играл с ними, например, со Стивеном Бернстином, или гитаристом Марком Рибо — в клубах Иридиум, Тоник и других местах.
Пару лет назад в одном из интервью знаменитый американский продюсер Джордж Авакян с грустью констатировал, что джаз остановился в своем развитии, потому что нет новых идей и значительных музыкальных личностей, которым было бы что сказать.
Действительно, такая проблема существует, но в 80-х годах, когда Авакян был одной из самых влиятельных сил в мире джаза, он выпускал на сцену двадцатилетних "звезд", которым действительно нечего было сказать, и перекрывал дорогу творческим музыкантам, так что в сегодняшней ситуации с джазом виноваты совсем не музыканты, а продюсеры, в том числе и Авакян.
Но есть ли какой-нибудь позитивный выход из этой ситуации?
По-моему, будущее джаза заключается в соединении различных, даже контрастных стилей и направлений при максимальной свободе обращения с исходным музыкальным материалом. Потому что прекрасное невозможно без свободы.
Это афористичное резюме Эдама Клиппла — вполне достойный эпиграф к его по- настоящему заводной, интригующей и обаятельной музыке.
Вниманию читателей предлагается интервью Фредди Ангстманна (Freddy J. Angstmann), продюсера вокального госпел-квинтета "The Johnny Thompson Singers", данное им Серене Бланко (Serena Blanco). Три года назад коллектив побывал в Минске (см. ДК №2 за ...
Первое же появление на большой сцене музыкантов литовской группы, объединенных музыкой и именем своего лидера Дэйнюса Пулаускаса, самые первые аккорды их музыки породили фурор в Литве. "Новое веяние в литовской джазовой музыке", — так громок был ...
Мы в редакции узнали о существовании этого коллектива благодаря их последним альбомам "Love Is A Golden Glue" (2000г., см. "Jazz-Квадрат" №1/02) и "Uncovered" (2002г., см. "Jazz-Квадрат" №2/02). Оба они были изданы фирмой "Timeless" и попали к нам ...
"...Они выходят на сцену, садятся на стулья и начинают играть. Зал замирает. Проходит десять минут, случайно пришедший слушатель спрашивает: "А когда они закончат настраиваться и начнут играть?". "А они уже играют. Это же Князь Мышкин", – отвечают ...
Svet Boogie Band признается блюзовым коллективом №1 в Беларуси. Группа играет в лучших белорусских музыкальных клубах, а также является одним из лидеров клубной блюзовой сцены Москвы. Кроме того, Svet Boogie Band выступает во многих городах России и ...
Интересно, порой, оборачивается жизнь музыканта… Как ни крути, но, похоже, именно разнообразие стилей и направлений в музыке, которыми ему подвластны, делает музыканта настоящим профессионалом. Все это справедливо и в отношении моего собеседника, ...
В комедии "Blues Brothers 2000" все шутки звучат как-то безгранично печально. Удивляться не приходится: без энергетики покойного Джона Белуши данная киноверсия, несмотря на целый взвод участвовавших в съемках суперзвед, была обречена на провал. Вот ...
Очередной концерт в рамках проекта Екатеринбургского Центра Современного искусства, посвященного НИМ, состоялся 19 января в местном Камерном театре. В нем приняли участие квартет SAX-МАФИЯ и ансамбль НЕ ТЕ, работающий в жанре так наз. авант-фолка ...
И обернется прошлое давно забытым сном, Но стоит ли печалиться душе о мире том, Где не постигнуть разумом ни вечность, ни покой, Но разве одиночество расстанется с душой. Уютный, ласкающий душу теплый субботний сумрак блюзового ресторана-бара ...
Биографическая справка. В 1997 году несколько молодых санкт-петербургских музыкантов решили поиграть вместе в стиле Майлса Дэвиса, организовавшись в группу с соответствующим названием: "Doo Bop Sound". Однако первоначальный замысел уже заметно ...
IV фестиваль вокального джаза в Москве уже не в первый раз принимал эту великолепную команду из Украины, да и мы уже неоднократно упоминали о них в разных репортажах, но вот пришел черед поговорить обстоятельно и "по душам"... "Мы никому не поем ...
"Тригон" — геометрическая фигура, базирующаяся на трех углах. И название молдовской группы из трех музыкантов, представляющих совершенно разные музыкальные миры. Сама музыка "Тригон" — столь же единое и одновременно разнородное сочетание молдавского ...