"Второе приближение" к Юрию Яремчуку или Чем сердце успокоится?
15.09.2014
Геннадий Сахаров: Я решил отойти от стандартного интервью и задать вам вопросы, которые я получил от публики. Публика, которая осталась на ваше выступление, получила колоссальное удовольствие, была масса комплиментов. Я за недостатком времени не могу их сейчас все произносить, но все отмечали великолепный и для многих неожиданный баланс между фри-джазом и той искренностью, непосредственностью, экспрессией и одновременно незавороченностью музыки, воспринимаемостью ее, причем воспринимаемостью душевной, духовной, которая отличает ваш ансамбль и гостя Юрия Яремчука. И публика интересовалась некоторыми вещами, связанными с вашей музыкой. Я попытаюсь воспроизвести эти вопросы.
Во-первых, речь шла о названии ансамбля. Что включает в себя название "Второе приближение" — его историю, философию или музыкальную концепцию?
Разин: Автор этого названия сидит рядом с вами, это Михаил Митропольский. Как человеку, пришедшему из мира физики и до сих пор внутренне из него не ушедшему, ему показалось, что оно будет включать в себя несколько смыслов.
С: Андрей, вы хотите сказать, что ответственность за название ансамбля лежит на Митропольском? В таком случае, Миша, я прошу объяснить, что лежит в основе — какие-то музыкальные моменты, философские или что-то иное?
Митропольский: Откровенно говоря, жизнь так коротка, что на мелочи размениваться не хочется. Поэтому, естественно, за основу берется что-то глобальное, например, истина.
С: Ансамбль под названием "Истина" — это очень претенциозно.
М: Очень претенциозно. Более того, заведомо известно, что она недостижима. Мне известно также, что если какой-то результат не может быть получен с помощью аналитических выражений, т.е. формулы, физики и математики используют приближенные вычисления. Эти вычисления имеют разные степени приближения. Нулевое приближение самое грубое, затем идет первое, второе и так далее. При этом сложность вычислений с каждым шагом неимоверно возрастает. Обычно останавливаются на втором приближении, третье уж очень долго считать. Так вот, второе приближение — это хорошее приближение к истине.
С: Но что в таком случае для музыкантов следует считать истиной — музыкальной, философской, истиной открытия бога для себя?
Р: Я никогда не задумывался, что для меня является истиной, вряд ли я сейчас смогу это сформулировать.
С: Т.е. вы называетесь "Вторым приближением" и совершенно не ощущаете связь между этим названием и той музыкой, которую вы играете.
Р: Нет, почему, это может быть приближением к слушателю, который пришел на концерт, приближением друг к другу во время исполнения, приближением к тем музыкантам, которые вливаются в
наш проект, которым интересно делать что-то вместе с нами. Мне ближе такое понимание.
С: Я доволен вашим ответом. Он исчерпывает вопрос. Очень кратко и понятно. А Миша чисто математически объяснил, что такое второе приближение. Теперь становится все на свои места. Следующий вопрос, интересующий нашу продвинутую публику, которая услышала ваше выступление и была, как я уже говорил, в восторге. Как сложилась музыкальная концепция группы — общность взглядов, психологическая совместимость характеров или музыкальные интересы?
Р: Во-первых, если бы не было психологической совместимости, вряд ли мы могли бы пережить эти два дня в Екатеринбурге, это стопроцентно... (Все смеются) Тут есть своеобразный парадокс. Дело в том, что мы трое (о Юре я сейчас не говорю, о нем надо говорить отдельно и с удовольствием) — Таня, Игорь и я — мы из совершенно трех разных музыкальных миров. Игорь Иванушкин в свое время получил очень хорошую базовую джазовую подготовку. Это человек с хорошим чувством свинга, с большим опытом работы с разными джазовыми коллективами. Я специально делаю акцент на слове джаз.
С: Т.е. он более мэйнстримовый человек, самый близкий к нему из вас троих.
Р: Да, особенно в тот период, когда мы еще не были знакомы. Татьяна Комова прошла тоже интересный музыкальный путь. Это и ансамбль "Гамма" — последователь группы Swingle Singers, это и инструментальное пение, это академический вокал, это большой интерес к фольклору, о чем говорит ее работа в трио, а затем дуэте "Ромэн". Это уже второй музыкальный мир.
С: Кстати, о Комовой. У некоторых слушателей сложилось мнение, что она в какой-то степени продолжает традицию Валентины Пономаревой, если можно так сказать. Хотя у Валентины Пономаревой традиции в принципе нет, у нее цыганская традиция. Но мне- то показалось, что Комова ведет совершенно другую линию.
Р: У меня такое ощущение, что у слушателей возникло это мнение, может быть, потому, что они кроме Валентины Пономаревой в этой области никого и не слышали. Поэтому у них ощущение, что если певица не поет со словами, не поет с текстом, не поет Гершвина, а делает что-то на ходу, сама сочиняет, то...
С: Но у нее есть инструментальные элементы и т. д. Может быть, это навело на мысль?
Р: Я не считаю, что это продолжение традиции. Тем более что у Тани огромный музыкальный опыт — и слушательский, и.исполнительский — так что ей есть откуда черпать вдохновение, не опираясь на то, что делает Валентина Пономарева.
С: В таком случае как можно квалифицировать ее вокал? Это классическая школа или что-то иное?
Р: Мне не хотелось бы вешать какие-то ярлыки. Это, во-первых, выполнение и воплощение авторского замысла — моего и во многом нашего совместного. Это воплощение тех музыкальных идей, которые вы вчера слышали, воплощение в голосе, в звуке того, что задумано, т.е. следование общей концепции.
М: Есть еще одна особенность. Дело в том, что Татьяна Комова в своей жизни довольно много повторяла. В ансамбле "Гамма" она шла путем Кристиан Легран, в трио "Ромэн", несомненно, было влияние Валентины Пономаревой. В какой-то момент ей надоело повторять кого-либо, и намеренного повторения в этом составе нет. Но есть опыт, пришедший естественно. Один мой добрый знакомый по имени Геннадий Сахаров сказал, что его жена вынуждена постоянно слушать дома музыку, которую, может быть, она и не очень любит, но слушает ее все время. Татьяна Комова дома в течение десятков лет слушает музыку,в том числе и новоджазовую, и впитывает ее в себя. И вот сейчас все это начинает реализовываться. Кто послужил первоисточником, сказать уже невозможно, но во многом она следует своей собственной музыкальной искренности.
Р: Вообще у коллектива, о котором идет речь, нет ни малейшего желания делать какие-то музыкальные слепки с чего бы то ни было или с кого бы то ни было. Это не может являться целью или художественной задачей, это просто неинтересно.
С: И, как это ни парадоксально звучит, именно отсутствие этих готовых моделей озадачивает слушателя. Они не находят привычных ориентиров. "Вы знаете, — сказала мне вчера одна дама, — этот Яремчук ни на кого не похож. Я слушаю Колтрейна, я слушаю Чарли Паркера, я люблю эту музыку, но он ни на кого не похож. Я была совершенно дезориентирована и не знала, как мне в него войти, чувствовала себя очень дискомфортно, потом я заставила себя слушать и поняла — это же так здорово, что это ни на кого не похоже, это колоссально." Это почти афоризм.
Р: Это, наверное, лучшее, что музыкант может услышать о себе. Более того, я Юру воспринимаю с той же степенью восторженности, что и эта дама.
С: Продолжим нашу беседу о "Втором приближении". Мы начали говорить об отсутствии каких-то традиционных моделей восприятия. Люди, которые задавали мне следующий вопрос, говорили об отсутствии традиционных джазовых признаков в вашей музыке. Это, естественно, также дезориентирует недостаточно подготовленного к такой музыке слушателя. В таком случае, спрашивали они, какова должна быть модель восприятия вашей музыки? Что бы вы посоветовали.
Р: Если у человека есть интерес услышать что-то новое, пенять, углубиться, человек, видимо, придет к чему-то более сложному, может быть, неожиданному для себя, не оставаясь навсегда на чем-то одном.
С: Т.е. просто слушательский опыт...
Р: Я думаю, что да.'Так же, как возникает интерес к новой живописи, к литературе, к кино.
С: Мы ведь знаем печальные примеры отсутствия ориентиров и невозможность понять чужую, условно говоря, музыку со стороны таких мэтров, как, например, Сергей Беличенко. Сразу, как только речь зашла о "Втором приближении", он сказал: да это очень все интересно, но я не могу это слушать, это не джаз. Я говорю: а какая разница — джаз, не джаз? Я слушаю симфонии Брамса, я понимаю, что это симфония Брамса, я слушаю Голощекина, я понимаю, что это такое. А что тут происходит?
Р: Мне кажется, что сегодня, 27 апреля 2002 года, пытаться развешивать ярлычки, ставить клеймочки, пытаться классифицировать нечто современное, происходящее на сцене, на эстраде, просто нелепо.
Яремчук: Я не понимаю. Он что, хочет отмести в сторону практически всех новоджазовых людей, таких, как Эван Паркер, Нед Ротенберг, Джон Серман? Их много. Они что, тоже играют не джаз?
С: Это вопрос не ко мне.
Р: Для каждого джаз начинается и заканчивается на чем-то определенном. Для кого-то джаз это только Луис Армстронг.
С: А может быть, отказаться от такой классификации вообще. Условно говоря, вы играете джаз, но это одна из моделей, очень сильно раздвинувшая границы. Ведь это джазовый фестиваль, люди приходят на джазовый концерт.
Р: Да, я понимаю, но, с другой стороны, для меня не имеет ни малейшего значения, будет ли кто-нибудь называть это джазовой музыкой или нет.
С: Вы не стремитесь в некую дефиницию?
Р: Нет, мне даже не интересно это.
С: Не забывайте, пожалуйста, друзья, что я задаю не свои вопросы, это вопросы публики. Сейчас вы уже, наверное, через это прошли, поднялись над этим. Но когда-то вам, наверное, желая приспособиться, быть понятыми, приходилось отвечать на самые наивные вопросы. И с этим ничего не сделаешь. Поэтому вопрос о том, какова модель восприятия этой музыки, правомерен. Мне кажется, что вы частично ответили. Но я бы сказал, что для того, чтобы слушать вашу музыку, человек должен быть обязательно подготовлен к восприятию академической музыки. Хотя бы с точки зрения формы. Многие сказали, что как процесс это прекрасно, но мы не можем уловить развитие, как это все происходит и где форма.
Я: Я хочу добавить по этому поводу. По сути дела эта музыка по отношению к слушателю в зале является сигналом в мозг. Этот сигнал посылается, попадает в голову, и у человека развивается своя концепция того, что он слышит или видит. Это уже зависит от его культурных традиций, от его интеллектуальных способностей, от эстетических. Во- вторых, как вы правильно сказали, эта музыка граничит с академической музыкой, с академическими формами, и, естественно, слушатель должен быть подготовлен немножко больше, чем просто для джазового концерта, где есть, скажем, простая форма АВА: тема — импровизация — тема. Здесь более сложное композиционное развитие. Ну и подход не совсем такой, как в джазе, где все происходит на примерно одинаковом тембральном и динамическом уровне. Тут гораздо большая шкала и динамическая, и тембральная, и формообразующая.
М: Мне приходится в последнее время часто высказываться по этому поводу. Я думаю, что слушателям, привыкшим слушать так называемую джазовую музыку, в узком смысле этого слова, следовало бы не быть столь подготовленными, в отличие от того, что говорил Юра. В каком смысле? Любитель джаза знает заранее совершенно точно, по каким нормативам должна развиваться эта музыка. Даже не музыка, а действо на сцене. Он знает, что форма должна представлять собой тему с вариациями и не дай бог ничего более. Что это либо квадратная структура, либо ладовая импровизация с элементами полной предсказуемости, т.е. определенная нормативность. Это абсолютно противоречит моим убеждениям о сущности джаза как музыки творческой по определению. Эти люди делают джаз музыкой мертвой. Она перестает развиваться, поскольку совершенно закуклена в этих нормативах. Мне кажется, что музыка, которой занимается этот ансамбль и очень многие музыканты из области современной музыки, как раз и является джазовой, поскольку она творческая и импровизационная. Заметьте, что, несмотря на очень глубокий композиционный элемент, элемент импровизационности в ней куда как больше, чем часто бывает в мэйнстриме. Мы это можем слышать по записям одной и той же пьесы в разных концертах. Таким образом, для меня это остается джазом в самом глубоком, изначальном смысле этого слова. Что делать? Зрителям надо просто отказаться от этих догм. Быть открытыми и ничего более.
С: Хороший совет, но как иногда трудно бывает его выполнить. Я импровизацию в мэйнстриме как-то назвал "задроченной".
Я: Есть такой момент...
С: И за это получил!
Р: Ну что делать, за хорошее определение надо иногда получать.
С: Что еще... В вашей программе было значительное количество фольклорных элементов — не прибавить, не убавить. Публика интересуется, что это — мода, альтернатива существующей модели подобной импровизационной музыки или это выход из ситуации, в которой и европейский академический авангард, и консервативный джаз, мэйнстрим, современный или не современный, до некоторой степени зашли в тупик.
Р: Я думаю, что ни первое, ни второе и не третье. Во всей вчерашней программе нет практически ни единого цитирования подлинного звучания народной музыки.
С: Ну, интонаций было достаточно. Это называется работа с материалом.
Р: Но это не прямое цитирование, это не использование темы в обработке или аранжировке. Это то, как мы слышим, наш вкус, наше мышление, наш подход к музицированию.
С: Вы хотите сказать, что никаких насилий над собой, над своей музыкальной концепцией вы не делаете. Тогда вопрос от меня лично. Как вы видите перспективу развития импровизационной музыки? Это продолжение синтеза с академической музыкой или это какие-то другие поиски? Может быть, это возвращение назад? Я имею в виду не только ваш ансамбль. Как вы видите современную панораму, что происходит и происходит ли что-нибудь?
Р: Нечто происходит, это очевидно. Но происходит это в слоях не очень заметных. И это зависит от тех людей, которые этим занимаются.
С: Я вот что имею в виду. Допустим, Бутман играет американский джаз. Голощекин играет свою музыку и будет ее играть всегда. Но существует понятие творческой музыки — что происходит с творческой музыкой? Она куда-то стремится?
Я: Я прослеживаю расширение алеаторики в академической музыке. Это видно у Маурисио Кагеля, КарлХайнца Штокхаузена и еще у многих и многих музыкантов. Настало время давать некоторую свободу инструменталисту- исполнителю, которую жаждет и публика. Сухая академическая музыка, рассчитанная на элитарное сознание,...
С: Извините, как сказал Барбан, она стала слишком идеальной.
Я: Она стала слишком идеальной, и народ плохо посещает эти концерты.
С: Отвернулся народ.
Я: И настало время, когда люди поняли, что надо что-то делать. Вошел в обиход перформанс. Стали использовать действие. Музыканты ходят, говорят, режут, или рвут что- то. Плюс они, разумеется, и играют. Появились спонтанные куски. У КарлХайнца Штокхаузена записано несколько дисков спонтанной музыки. Музыканту представляется некий пласт, обозначенный, например, графикой или, как у Кагеля, текстовыми указаниями.
С: Но это несколько иная модель импровизации, чем та, о которой я говорю. Речь идет о новой импровизационной музыке. У Эвена Паркера это одно, а у Штокхаузена несколько другое.
Я: Если речь идет о джазовой импровизации, то я вернусь к вопросу о фольклорных истоках. Эвен Паркер построил свою музыку, по сути дела, на ирландском фольклоре. У него совершенно четко прослушиваются ирландские народные танцы. Он многое трансформировал, там есть элементы минимализма и пу- антилистические приемы. Паркер как раз нашел новые возможности, новую свежую струю и развил свою эстетику. Сегодня многие люди используют его достижения и его технические приемы — он играет двойным языком, двойным или тройным стаккато, использует зацикленные минималистические фрагменты. Я вижу, что в импровизационной музыке происходят какие-то сдвиги. Импровизационная музыка в джазе сублимирует в себе достижения и джаза, и академической музыки, и фольклора — этих трех китов. Европейские музыканты захватывают более широкий спектр явлений, чем традиционная негритянская основа. Те достижения, которые мы видим в лице Неда Ротенберга, Эвана Паркера, Джона Бучера, показывают, что произошли важные изменения по сравнению, скажем, с пятидесятыми годами.
С: Так, может быть, перефразируя уважаемого Алексея Николаевича Баташева, можно сказать, что музыка, исполняемая ансамблем "Второе приближение", фигурально говоря, займет в перспективе место музыки, написанной Штокхаузеном?
М: Думаю, что не займет...
С: Потому что она естественнее, она более интригующая, более непосредственная, несмотря на некоторую умозрительность.
М: Как мне представляется, это разные типы творчества. Опять же, возвращаясь к учению Алексея Николаевича Баташева, я вспоминаю, что он подразделял эти виды творчества, ведь они принципиально разные. Музыкант, исполнитель, я подчеркиваю это слово, импровизируя в кусках, которые ему дал композитор, это совершенно иное лицо, нежели музыкант, который сам является автором музыки на сцене. Это разные территории. Именно поэтому они не займут место Штокхаузена.
С: Но мне всегда казалось, что здесь есть что-то временное, что это учение о разных видах творчества носит исторический характер. И что будет дальше, неизвестно. А Терри Рэйли, когда мы беседовали с ним на СКИФЕ, сформулировал это еще лучше. Он сказал, что если бы я знал хотя бы предположительно, что будет с музыкой через два, три или пять лет, я бы бросил работать. Что меня зажигает, так это то, что я совершенно не представляю, что будет.
М: Дело в том, что процесс ; этот творится его руками, а не нашими. А мы наблюдатели, у нас разные позиции.
С: Со стороны публики был тут вопрос к Юре. Каким образом различные технические приемы — слэп, всякие шорохи и т.д., которые он интенсивно ; использует, влияют на форму пьесы и, следовательно, на содержание, поскольку форма всегда содержательна?
Я: Все технические приемы в области звуковой фактуры — это могут быть и шумы, и шорохи, и шепоты, может быть, пуантилистические слэпы, антифоны — все то, что может выдавать этот духовой инструмент (саксофон), я использую. Конечно же, я не играю это просто так, лишь бы сыграть, я формирую из этого композицию. Немало такой музыки написано академическими композиторами. Я многое беру оттуда, учусь на этом. Есть такие вещи у Штокхаузена, у Лигети, у Эдисона Денисова. Я всю эту авангардную академическую технологию изучил. Но использую все это в контексте джаза или просто в контексте концерта там, где нужно, там, где возникает потребность в таких приемах.
С: Т.е. для вас первичной является общая концепция, форма, а не желание показать возможности инструмента?
Я: Вчера на концерте, допустим, это было видно, когда исполнялась цыганская пьеса. Я играл чистым звуком мелодическую линию. Конечно, я использую особые приемы в контексте той идеи, которую я хочу предложить.
С: Спасибо. И еще самый последний момент. Я выскажу пожелание группы слушателей, которые прослушали вас вчера до конца, которым это все очень понравилось. Они просили приглашать вас чаще, но не через фестиваль, а на сольные концерты. Они сказали, что Яремчук безусловно украшает своей непосредственностью, внутренней страстностью, и это они подчеркнули, поскольку как раз ничего внешнего не было, именно внутренней страстью и заинтересованностью несколько, может быть, слегка умозрительную музыку "Второго приближения". Вы великолепно вписываетесь, хотя с эстетической точки зрения между вами есть и некоторая разница. Оки просили передать вам большое спасибо и высказали пожелание, чтобы вы больше играли с этим ансамблем.
Проект Big Val, Svet & А1 представляет собой сотрудничество сравнительно молодого, но уже весьма преуспевшего белорусского дуэта поющего гармошечника и гитариста (Svet & А1) и солирующего исполнителя кантри-блюзов Валерия "Big Val'a" Прохожего. ...
На завершившемся в Юрмале музыкальном фестивале Summertime звучал и джаз. Публика, заполнившая концертный зал «Дзинтари», впервые услышала легендарный Mingus Dynasty Band из США. Чарльз Мингус - выдающийся контрабасист, композитор, один из ...
В 1997 году немецкий музыкант и продюсер Pit Baumgartner и его группа DE-PHAZZ дебютировали на молодом тогда лейбле Mole Listening Pearls альбомом Detunized Gravity, получившим великолепную прессу в самых модных и продвинутых изданиях. Мне же было ...
Может быть в Москве "Маримба плюс" - и достаточно известный коллектив. Тем более, что ему уже 5 лет, и второй диск вышел в феврале этого года. Но я с этим секстетом познакомилась лишь на 1 -м Московском джазовом фестивале "ВСЕ ЗВЕЗДЫ ДЖАЗА" Анатолия ...
музыкальный стиль: авангард, кроссовер, фанк, фьюжн
Клавишник John Medeski, басист Billy Martin и барабанщик Chris Wood известны как авангардно-джазовое трио MEDESKI, MARTIN & WOOD. С начала девяностых группа исколесила с концертами всю Америку, выпустила с десяток альбомов и сменила несколько ...
Когда в 2000 году на сцене Молодежного театра эстрады в рамках фолк-фестиваля «Таукачыю» состоялось дебютное выступление нового музыкального проекта "Акруга вольнага мастацтва" из Могилева, слушатели и критики заговорили о перспективном ...
Pervy Perkin – испанская группа, исполняющая прог-рок. Ее дебютный альбом Ink вышел в марте 2014 года. Эта работа способна удивить многих искушенных любителей музыки. Ink – это двойной альбом с шестнадцатью композициями и общей ...
Фанк в Москве прижился. Коллективы — разные, возраст, состав, репертуар — тоже. Но огромное количество народа на вопрос: "А вы знаете Sunlight?" отвечает: "Да, конечно! Мы очень любим эту группу!". Для меня парадоксально то, что ребята играют ...
Сравнительно недавно, в 2006 году, в галактике, именуемой "российский джаз", появилась новая звезда под названием Venger Collective. Находится она достаточно далеко от центра галактики (сиречь – мэйнстрима) и занимает пограничное положение между ...
II Международный байк-фестиваль «Мозырь 2007», на мой взгляд, удался не очень. Количество зарегистрированных мотоциклистов явно не соответствовало названию мероприятия, зрителей было совсем немного (хотя неформальная молодежь нашей страны ...
Группа Shono была образована в 2014 году музыкантом-мультиинструменталистом, Александром Архинчеевым. Александр профессионально исполняет бурятские сказания и эпосы-улигеры, владеет горловым пением, мастерски играет на бурятских и монгольских ...