Мы в редакции узнали о существовании этого коллектива благодаря их последним альбомам "Love Is A Golden Glue" (2000г., см. "Jazz-Квадрат" №1/02) и "Uncovered" (2002г., см. "Jazz-Квадрат" №2/02). Оба они были изданы фирмой "Timeless" и попали к нам вместе с прочими новыми поступлениями от этого голландского лэйбла. И оба альбома сразу вызвали острый интерес и оригинальностью состава группы, и мастерством исполнения. "Vandoorn" играют по-настоящему свежо, причем это происходит в рамках мэйнстримовского, в общем-то, джаза, что стократ сложнее, чем продемонстрировать какую-то внешнюю, псевдоавангардную крутизну. На таком фоне и возникло желание побольше узнать об этом составе и узнать, что называется, от первого лица. Так родилось интервью с Инеке ван Доорн и Марком ван Вугтом, вокалисткой и гитаристом, которые, собственно, и составляют основу группы "Vandoorn". Предлагаем вашему вниманию эту беседу.
"Jazz-Квадрат" (J-K): Гитара и голос — это сознательный выбор звукового фундамента группы или просто результат того, что вам хорошо работается вместе?
Инеке: Мы с Марком уже очень давно знаем друг друга. В начале 80-х, еще будучи школьниками, мы вместе играли в ансамбле, основу репертуара которого составляла бразильская музыка и сочинения Марка. Позже, примерно в 1993 году, мы организовали группу "Vandoorn". Первоначально это был квинтет с фортепиано, контрабасом, ударными, гитарой и вокалом. Позже мы решили работать без фортепиано, что давало нам больше свободы.
Мы всегда приглашали гостей, готовя свои альбомы. Это вносило дух новизны, неожиданности и заставляло меняться и нас самих. С большинством приглашенных музыкантов, например, с Кенни Уилером, Томасом Чапином и Робином Юбэнксом (Kenny Wheeler, Thomas Chapin, Robin Eubanks), мы выступали вместе и на концертах. В 1998г. мы сыграли несколько концертов в формате трио с трубачом Эриком Влоемансом (Eric Vloeimans). Без всякой предварительной подготовки мы вышли на сцену, чтобы исполнить программу из джазовых стандартов. До того мы преимущественно играли собственные вещи с музыкой Марка и моими текстами. Стандарты мы решили сыграть просто для собственного удовольствия, но дело пошло так здорово, что мы решили записать эту программу. Так родился альбом "Love Is A Golden Glue". В связи с тем, что компания, его записывавшая, вскоре обанкротилась, потребовалось довольно много времени, чтобы эта запись увидела свет. Альбом был издан в конце концов "Timeless Records", и мы получили за него Премию Эдисона (это голландский аналог Грэмми).
Для следующего альбома мы решили пригласить нового гостя. На этот раз им стал альт-саксофонист Пауль ван Кеменаде (Paul van Kemenade). С ним мы опять начали исполнять композиции собственного сочинения. Начиная с нашего второго CD ("President For Life") мы с Марком регулярно выступали на сцене дуэтом. Это могли быть одна или две композиции за весь концерт. Позже нам очень понравилось ощущение свободы, которое нам дал формат трио, и мы решили продолжать работать в этом составе. Но одновременно мы продолжаем регулярно концертировать и как дуэт. В этом составе мы ездили в Японию, Канаду, Венгрию. Так что, короче говоря, один раз сработав, формула "гитара и голос" получила право на жизнь. Наш следующий проект на CD будет полностью записан дуэтом!
J-K: Дух новизны и изменений от приглашения новых партнеров — это, конечно, звучит красиво. Но, наверное, это и новый опыт тоже. Что дало вам сотрудничество с приглашенными музыкантами и отражалось ли оно впоследствии на вашей музыке?
Марк: Играть с большими музыкантами — это всегда большая честь. Мы любим приглашать гостей, которые нас интригуют. Нам нравится сочинять красивые композиции, но, исполняя их, мы всегда исходим из требований данного момента. Мы много импровизируем. И это вторая важная особенность нашей музыки. Мы счастливы, когда нам удается достойно сыграть с сильными импровизаторами. Очень много дала нам работа с Томасом Чапином. Он прилетел для записи нашего CD "President For Life" после первого же телефонного разговора и прослушивания нашего первого альбома "The Question Is Me" c трубачом Кенни Уилером.Это само по себе было очень необычно. Первый же день записи с Томасом начался так: он просто вошел, и мы сразу заиграли вместе, словно делали это уже годами. Мы что-то предлагали, и он сразу старался воплотить это в мелодии. Практически сразу и он выдвигал свои идеи, и уже мы пытались их осуществить. Это был необычайно интенсивный урок.
Тромбонист Робин Юбэнкс впервые играл с нами на фестивале "Джаз Северного моря" в 1998г. Его задержал транспорт, он появился всего за пять минут до концерта и сразу спросил: "Вы хотите порепетировать до выхода на сцену?" Инеке быстренько рассказала ему, в каком порядке и что мы будем играть, и мы отправились на сцену. И в итоге у нас тогда получился один из лучших в то время концертов. Самое ценное в таком опыте — это то, что он заставляет глубже заглядывать внутрь себя и мобилизовывать весь свой потенциал. Это придает совершенно особый драйв, доставляет особое удовольствие просто играть и следить, куда приведет тебя музыка. Тут, конечно, есть элемент риска... но почему нет, для нас джаз именно таков...
На "Love is a Golden Glue" мы почувствовали это особенно сильно, как уже рассказала Инеке. На "Uncovered" с Полом ван Кеменаде в качестве гостя мы словно раздеты. Чувствуешь себя так, словно ты стоишь на сцене полностью обнаженным, ничего спрятать невозможно. Мы принесли на сцену только самих себя: Vandoorn без одежды (Uncovered).
Конечно же, наши гости заметно влияют на нашу музыку, и наша музыка развивается под воздействием идей, появляющихся в таком сотрудничестве.
J-K: Ты играешь только на акустической гитаре? Не было ли желания попробовать электроинструмент?
Марк: Я начинал с акустической гитары. Это моя первая любовь. Затем долгие-долгие годы я играл на электрогитаре. Но при этом никогда не забывал и про акустическую. С того момента, как мы стали играть в трио, я преимущественно пользуюсь акустической гитарой. Она дает возможность создать такое звучание трио, которого в джазе никогда не добьешься иным способом. С новым трио Vandoorn я много пользуюсь электроинструментом, но звук получается почти акустическим...
J-K: Есть такой расхожий стереотип, что вокальный джаз хорошо звучит только по-английски, но на "Uncovered" он неплохо звучит и по-голландски (даже для непривычного к этому языку русского уха). Это ваш первый эксперимент такого рода, и что вы думаете о неанглоязычном джазовом вокале в принципе?
Инеке: Да, это мой первый эксперимент, хотя я и раньше много пела по-голландски. Но это было в более экспериментальных составах и (или) в театральных постановках. Начиналось все это действительно как эксперимент. Марк и другие и раньше советовали мне решиться на такой шаг, но я начала петь по-голландски только после большого тура в Канаду и Нью-Йорк. Я почувствовала, что люди там более непосредственно реагируют на тексты песен, потому что я пела там на их языке. Я почувствовала, что незримая грань между мной и публикой стала гораздо тоньше и что общение проходило более интенсивно. В Нидерландах тоже считают, что джаз надо петь по-английски. Думаю, это обоснованно, поскольку ритм и звучание джаза тесно связаны с ритмом и звучанием английского языка, особенно его американского варианта. Если вы вслушаетесь в ритм детских песенок-считалок, то почувствуете в нем настоящий свинг. И я решила попробовать петь по-голландски только если тексты будут хорошо подходить к музыке ритмически. Новый язык — это поиск "нового голоса", и этот процесс требует определенного времени. Мне потребовалось поупражняться, пока все это не начало звучать действительно как мое. И публика, и критика восприняли этот эксперимент с огромным энтузиазмом, и мне приятно слышать, что голландская лирика звучит приятно и для русского уха!
Трудно сказать что-либо однозначное о джазовом вокале на национальных языках: мне доводилось слышать образчики такого пения. Иногда это было интересно, иногда не очень. Все зависит от тех двух вещей, о которых я уже говорила: каково звучание, естественно ли оно выглядит, естественно ли выглядит экспрессия певца или певицы; и второй момент: как насчет ритма? Выдерживается ли он, есть ли свинг (а свинг может проявляться совершенно по-разному, не только в старом традиционном понимании), есть ли движение ритма? И — очень важно — что я чувствую, слушая такое пение: затрагивает ли меня музыка, способен ли певец передавать эмоции. Все эти вопросы я часто обсуждаю со своими студентами;
J-K: Вы играете латиноамериканскую музыку (кстати, почему португальской Бразилии, а не голландского Суринама?), в оформлении ваших альбомов заметно влияние японской культуры. Считаете ли вы, что то, что вы делаете, ближе к world music или, точнее, музыке, основанной на индивидуальных культурных и духовных ценностях музыканта, чем к следованию обычным стандартам, принятым в джазе?
Марк: Я начал слушать южноамериканскую музыку в 17 лет. Мой брат был барабанщиком, и мы были так увлечены этой музыкой, что вскоре нам уже казалось мало оставаться пассивными слушателями. Особенно любил я бразильскую музыку. Тогда она еще не была столь широко доступной. Мы хотели исполнять эту музыку и вынуждены были копировать ее с пластинок. Мы пытались завязать контакты с другими музыкантами — исполнителями такой музыки, когда они приезжали в Нидерланды. Позже мы сформировали ансамбль под названием "Baixim" и начали выступать с оригинальным материалом, написанным в бразильской джазовой традиции. Эта группа в свое время пользовалась определенной популярностью. В начале 80-х мы с Инеке даже поехали в Бразилию и провели там несколько месяцев. Никогда раньше или позже мы не играли этой музыки в таком количестве, и это здорово повлияло на нас.
Да, возможно, имело смысл заняться музыкой голландского Суринама. Суринамская музыка использует голландский язык, но она имеет свои, только ей присущие особенности. В чем-то она также далека от нашей традиции, как и бразильская музыка. Другое дело, что мы интересовались в первую очередь импровизацией и звучанием. В бразильской музыке всегда было очень много импровизации и связи с джазом, что демонстрировали, к примеру, Айрто Морейра и Флора Пурим, это очень открытый тип импровизации, и нам это очень нравилось. Нас привлекали также поиски нюансов звучания. Суринамская же музыка в ту пору была больше музыкой для вечеринок и не очень нас привлекала. В конце 80-х в Нидерландах возрос интерес к бразильской музыке, как к музыке для вечеринок. И тогда для нас настало время сфокусироваться на чем-то ином. Тогда-то и начало зарождаться то, что потом стало группой "Vandoorn".
Я не оцениваю нашу музыку как принадлежащую к какому-то определенному стилю. Мы считаем себя авторами лирических песен, для которых очень важна импровизация. Поэтому у нас широкий выбор вариантов для выступлений. Нам нравится следить, куда влечет нас музыка и при необходимости поворачивать ее в нужное нам русло. И для этого мы используем любые приемы, в этом прелесть импровизации. Это не связано со стилистическими особенностями. Да, вы можете указать на связь с нашими культурными корнями, но мы отталкиваемся от вполне узнаваемых истоков: песня может быть связана с джазовой традицией, с бразильской музыкой или с какими-то европейскими влияниями, как в композиции "Ochtend".
Инеке: Я думаю, очень важно попытаться обрести собственный голос. Разумеется, он связан с культурой и с обществом, внутри которого вы находитесь. Мне нет смысла играть или петь джаз так, как это делают американцы, если я не американка. Джаз — очень коммуникативное искусство, и джазовая музыка всегда впитывает воздействия других видов музыки. И это мне очень нравится в джазе!
Когда я выступаю, я не стараюсь следовать только американской традиции. Я стремлюсь оставаться собой, а это означает смесь самых разных влияний в моем пении и импровизациях. Все происходит спонтанно, а не как результат моих специальных размышлений и калькуляций. Но и Марк, и я слушаем много самой разнообразной музыки: джаз, поп, world music и так далее. И отзвуки всего этого можно услышать в нашей музыке.
J-K: Вы помните первую купленную вами пластинку? Кто были ваши любимые музыканты?
Марк: Думаю, первым был битловский сингл "Love Me Do" и их альбом "Help". Особенно вспоминаю первые гитарные аккорды в "Help": они буквально потрясли мое воображение. Так что рос я с "Beatles", влюбился в бразильскую музыку (Жильберто Гил, Милтон Насименто, Эллис Регина). Мои гитарные любимцы были Джон Аберкромби, Джефф Бек, Пэт Мэтини, Билл Фризелл. Когда я начал заниматься композицией, образцами для меня стали Гил Эванс и Леонард Бернстайн. Я могу продолжать в том же духе часами: вокруг так много чудесной музыки...
Инеке: Я начинала с электронной поп-музыки типа "Pink Floyd", "Kraftwerk"(!), "Genesis", а также с французского шансона. Позже я першла к бразильскому варианту фьюжн типа Айрто Морейры и Флоры Пурим. Так как я училась игре на фортепиано, я играла весь классический фортепианный репертуар, как старый, так и более современный. Мои любимые певцы — Элла Фитцджеральд, Курт Эллинг, Ричард Бона, Ани де Франко, Джони Митчелл, Бонни Райт, Норма Уинстон, Бобби МакФеррин, Элис Регина и многие, многие другие... Я люблю гитарную музыку в исполнении Филиппа Кэтэрина, ансамбля Дэйва Холланда, "The Eurithmiks", Пола Саймона, я слушаю музыку, связанную с индийской традицией и вокальной традицией Kahwal....
J-K: Если бы вы не были музыкантами, чем бы вы хотели заниматься?
Марк: Думаю, я бы стал шеф-поваром. Я люблю готовить. Я могу проводить за этим делом довольно много времени. В чем-то это занятие близко к композиции и импровизации. Ты следуешь рецепту, но в процессе работы бывает интересно привнести что-то свое и посмотреть, что из этого получится....
Инеке: Возможно, стала бы фотографом или журналистом. Марк говорит, что из меня получился бы юрист.
J-K: Интересна ли вам музыка кого-либо из российских джазовых музыкантов? Есть ли у вас планы концертных туров по России?
Марк: К сожалению, для меня это "терра инкогнита". Может быть, надо съездить в Россию, чтобы открыть что-то новое... Я хотел бы съездить в Россию. Если нам подготовят такой тур, это будет очень здорово.
Может быть в Москве "Маримба плюс" - и достаточно известный коллектив. Тем более, что ему уже 5 лет, и второй диск вышел в феврале этого года. Но я с этим секстетом познакомилась лишь на 1 -м Московском джазовом фестивале "ВСЕ ЗВЕЗДЫ ДЖАЗА" Анатолия ...
Клавишник John Medeski, басист Billy Martin и барабанщик Chris Wood известны как авангардно-джазовое трио MEDESKI, MARTIN & WOOD. С начала девяностых группа исколесила с концертами всю Америку, выпустила с десяток альбомов и сменила несколько ...
Когда в 2000 году на сцене Молодежного театра эстрады в рамках фолк-фестиваля «Таукачыю» состоялось дебютное выступление нового музыкального проекта "Акруга вольнага мастацтва" из Могилева, слушатели и критики заговорили о перспективном ...
Pervy Perkin – испанская группа, исполняющая прог-рок. Ее дебютный альбом Ink вышел в марте 2014 года. Эта работа способна удивить многих искушенных любителей музыки. Ink – это двойной альбом с шестнадцатью композициями и общей ...
Фанк в Москве прижился. Коллективы — разные, возраст, состав, репертуар — тоже. Но огромное количество народа на вопрос: "А вы знаете Sunlight?" отвечает: "Да, конечно! Мы очень любим эту группу!". Для меня парадоксально то, что ребята играют ...
Сравнительно недавно, в 2006 году, в галактике, именуемой "российский джаз", появилась новая звезда под названием Venger Collective. Находится она достаточно далеко от центра галактики (сиречь – мэйнстрима) и занимает пограничное положение между ...
II Международный байк-фестиваль «Мозырь 2007», на мой взгляд, удался не очень. Количество зарегистрированных мотоциклистов явно не соответствовало названию мероприятия, зрителей было совсем немного (хотя неформальная молодежь нашей страны ...
Группа Shono была образована в 2014 году музыкантом-мультиинструменталистом, Александром Архинчеевым. Александр профессионально исполняет бурятские сказания и эпосы-улигеры, владеет горловым пением, мастерски играет на бурятских и монгольских ...
В конце сентября в одном из столичных клубов состоялся концерг-презентация долгожданного альбома группы «Крама» "Усё жыццё - дз1уны сон". Безусловно, это мероприятие значимое как для самих музыкантов, поддержать которых аж из Москвы приехал ...
Представлять этот коллектив легко, если ограничить все представление одной фразой: Князь Мышкин играет серьезную музыку. С джазом у музыки этого коллектива общего - лишь мелодические кусочки и, несомненно,тяга к абсолютной свободе подачи ...
Лондонский ансамбль iyatraQuartet играет изысканную смесь академической музыки, фолка и world music на импровизационной основе. 30 сентября 2020 года музыканты выпустили свой первый альбом на виниле: BREAK THE DAWN. В этой связи Энджи Лемон взяла ...
Уникальный белорусский коллектив Стары Ольса вот уже на протяжении шести лет занимается средневековой музыкой. Занимается плодотворно — издал восемь альбомов. И на каждом из них можно найти нечто необычное, то, что завораживает, притягивает своей ...