С Львовской группой "Бурдон" я познакомилась на средневековом фестивале в Новогрудке. Сначала привлекло необычное название в программке, а потом — профессионализм музыкантов и их эксперименты с народной музыкой.
Музыкальный словарь утверждает, что у слова "бурдон" четыре значения. Музыканты же выбрали для названия только одно из них, самое средневековое. Бурдон — это звуковой тон, чаще басовый, который непрерывно звучит на протяжении всей мелодии. Такие непрерывные фоновые партии активно используют в стародавнем фольклоре и играют, например, на волынке.
Группа родилась в 2002 году, а дебютный альбом "Rе:Карпат!я" выпустила совсем недавно, в начале июля. Я могла бы рассказать и об этой молодой группе и об их альбоме, но будет лучше, если музыканты сами о себе расскажут, а я приправлю это своими комментариями. Сделает это Ростислав Татомир, художественный руководитель "Бурдона". В рокерских кругах Украины он известен как гитарист, игравший в нескольких ужгородских группах. А любители фолка знают его с 1998 года, когда он, увлекшись народной и средневековой музыкой, взялся за барабаны. Но и барабанов ему было мало. Сейчас Ростислав играет приблизительно на десятке народных инструментов.
Наше интервью (в нем нам помогла e-mail) было немного странным. Дело в том, что Ростислав совсем не знает русского языка, а мой письменный украинский тоже далек от совершенства. Поэтому я задавала вопросы на белорусском (он к украинскому близок), а Татомир отвечал мне на украинском. Русскую версию этого многоязычного общения (в нем сохранены смайлы — выразители авторских эмоций) я и привожу ниже.
Александра Мясникова: Ростислав, кому принадлежала идея образовать группу? Как это случилось?
Ростислав Татомир: Из основателей проекта сейчас в его составе остались двое: я и скрипачка Елена Еременко (Олена Еременко). Еще до "Бурдона" мы были знакомы по совместной работе в проекте "Право На Казку". После развала этой группы, мы однажды случайно собрались все вместе и решили поиграть какой-нибудь фольклор. Тогда мы все увлеклись современной скандинавской фолк-сценой. Началось все с шикарного CD- сборника группы Nordic Roots. Он для нас был и открытием, и шоком. Никогда раньше мы не слышали такой современной подачи музыки традиционной. К тому же, я четыре года ездил на будапештский фестиваль Sziget, где наших кумиров, таких как Triakel, Hedningarna, Garmarna можно было услышать вживую. Наверно, все это и стало толчком для создания собственной группы. Мы тогда осознали, что фолк-музыку можно играть суперсовременно, драйвово, прогрессивно. Вокруг этой идеи начали собираться новые люди, интересные музыканты. Так все и началось.
Когда сформировался постоянный состав?
Более-менее постоянный состав у нас только в последнее время. С начала существования через группу прошла кипа музыкантов. К тому же, мы всегда открыты для всяких сешнов и совместной работы, и с радостью играем с людьми, которые нам нравятся. Раньше на наших концертах очень часто появлялись приглашенные музыканты, которые без особой подготовки создавали нам незабываемую атмосферу живой и наглядной импровизации. В разное время с нами играли музыканты из польской группы Yerba Mater; Рафал Мамински и Бартек Палига (во время выступлений в Люблине на фестивале Mikolajki Folkowe 2004); Костя Бушинский и Владимир Войчишин из знаменитой украинской группы "Очеретяний Kiт"; Сергей Топор из киевских этно-проектов ХО и "Фанфаре Оркестра". Но со временем серьезная работа начала требовать более детальной подготовки к выступлениям.
Расскажите по чуть- чуть про каждого из музыкантов проекта. Что они за люди?
Ну, Олена (Елена Еременко, скрипачка проекта — AM.) для нас как женщина на корабле:)). Отличная скрипачка и очень импульсивный человек. На скрипке играет с раннего детства. После окончания консерватории нашла себя в фолк-музыке. (Трех строчек для характеристики этого человека, по-моему, маловато. Олена очень опытный музыкант. До "Бурдона" она играла с группами "Ихтиандр", Madman, "Королiвские зайцы", "Bipaндa" и "Право на Казку". Это единственный в проекте человек, у которого уже 2 альбома — совместный с "Бурдоном" и сольный, акустический. Елена признается, что фольклор для нее обладает какой-то волшебной притягивающей силой: "Она (музыка) зачаровывает. Это как что- то по-настоящему шаманское: услышишь один раз и больше никогда не будешь таким, как раньше" —AM.).
Оксана Гринько, наша красавица-певица, в жизни актриса. Кроме того, увлекается фаер-шоу, очень красиво танцует с огнем. (Золотой голос "Бурдона" — Оксана Гринько с детства играла на фортепиано, а потом начала заниматься вокалом. Первой ее группой было фолк-трио "Сонях", с которым Оксана и ездила по городам и весям. В 2004 году этот проект отыграл совместный с "Бурдоном1" концерт. После этого она перешла в "Бурдон " и пока об этом не жалеет — AM.).
Я (Ростик) по образованию графический дизайнер, чем в основном и зарабатываю на жизнь. Меломан, люблю фольклорную музыку, посоревнуюсь с любым на тему классической рок-музыки конца 60-х — начала 70-х. В детстве учился танцам, которые с помощью "Бурдона" начинаю вспоминать.
Иван (контрабасист) — очень искренний, чуткий и открытый человек. Хотя и старше всех нас, он сохранил тот сильный энтузиазм, который так необходим в нашем деле. У него большой опыт работы с фолк-музыкой, правда, в консервативных интерпретациях. Иван объездил полсвета с группами, которые, как он сам, специализируются на исполнении "фолькус-совдепикус":). Сейчас он, наконец, нашел среди молодых музыкантов тех, кто хочет трактовать этническую музыку по-новому, без заезженных штампов. А еще на всех наших выездах он постоянно каким-то странным образом окружает себя женским обществом
Любко (Любомир 1щук — AM.), наш барабанщик, очень скрытный, а, может быть, просто очень спокойный человек. Он мало говорит, зато изысканно барабанит.
Наш частый почетный гость Михайло Качалов. Он россиянин, но в последнее время живет в Киеве и ездит по Европе. Играет в разнообразнейших проектах разных стран, поэтому часто привозит разные интересные мелодии для нашего репертуара.
Как вы выбирали композиции для дебютного альбома?
Мы всегда параллельно играли композиции из разных регионов. Мы никогда не ограничивались какой-то одной страной. Можно сказать, изучаем европейскую народную музыку. Но в последнее время мы обратились к музыке ближайшей к нашим территориям. Это Восточная Европа, Балканы и особенно музыка Карпат. Так у нас появились, например, румынские хоры. Раньше в наших программах в основном были наши, украинские песни. Кроме центрально- европейских мелодий, мы играем музыку меньших за- падно-европейских этнических групп: лемков, бойков, русинов и гуцулов. Однажды мы решили собрать все эти околокарпатские вещи и издать их отдельным альбомом. Но на концертах мы не забываем наши сербские, балканские, шведские, бельгийские и другие танцы.
Кто такие "почетные гости проекта", откуда они берутся?
Это наши близкие друзья, приглашенные музыканты, которые не могут постоянно ездить с нами и играть концерты, но которых мы с удовольствием приглашаем на особенно значимые акции, большие выступления или запись альбома. На альбоме "Rе: Карпатiя" почетным гостем был Михайло Качалов, который играет на фидели (5-иструнном предке скрипки). Он с нами не выступает постоянно, зато научил нас многим мелодиям, которые мы в результате записали.
Какая у "Бурдона" цель?
Не знаю, ставим ли мы серьезно какие-то цели. Просто стараемся популяризировать народную музыку для слушателя молодого и не только. Мы верим, что существуют вещи, про которые нельзя забывать. Их нужно сберегать и передавать следующим поколениям, пусть это и звучит слишком пафосно :). Но, в первую очередь, мы хотим качественно делать то дело, которое нам страшно нравится. И, конечно, мы хотим, что бы эта музыка понравилась и вам.
Что вы считаете самым большим своим достижением?
Пока еще самое большое достижение — выпуск альбома. Все-таки это важный этап для любой группы. Пока же неизвестно, что будет завтра, и какой музыкой мы будем заниматься.
О чем мечтают музыканты "Бурдона"?
Кто-то из нас мечтает вывести "Бурдон" в большое плавание. С международным признанием, концертами в известных залах, альбомами, благодарными поклонниками и важными наградами:))). Кто-то мечтает иметь дорогие инструменты и, к тому же, научиться на них играть. А в общем, "Бурдон" мечтает делать "гарну музику". К тому же, нужную и интересную кому-то, кроме нас.
От себя добавлю только, что альбом "Re:Kapnara" прочно поселился в приводе моего компьютера. Выгнать его оттуда рука не поднимается.
С некоторым запозданием поздравляю всех меломанов Беларуси. Дамы и господа! Вот уже четвертый год, как мы с вами располагаем брасс-квинтетом! Ну и что, возможно, спросит меня кто-то. Что ответить?.. Профессор Виталий Волков, член Всемирной гильдии ...
У великого юбиляра свой фасон. И свой — фасад. Нынешний год для белорусского джаза богат на даты, и все они, более или менее шумно, уже отмечены. Но одна из них, вполне круглая и значительная, ввиду отсутствия материальной поддержки может так и ...
Мы сидим с Игорем Мельниковым, руководителем вокальной группы "Камерата" в холле минской филармонии. Просторный зал, такой шумный перед концертами, сейчас погружен в полумрак. Вежливые уборщицы протирают паркет. Репетиция закончилась и можно идти ...
В разгар лета к минской публике пожаловал именитый гость — ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДИКСИЛЕНД, один из старейших и лучших джазовых коллективов, занимающий достойное место на мировой арене. Лето, возможно, для кого-то и "мертвый" сезон, но только не для ...
Сейчас говорить, очевидно, было бы не о чем,если бы в 1992 году Михаил Финберг не пригласил Игоря Сацевича из Минскконцерта в свой оркестр, предоставив инструменты, место для репетиций и возможность выступать перед широкой публикой на белорусских ...
Геннадий Сахаров: Я решил отойти от стандартного интервью и задать вам вопросы, которые я получил от публики. Публика, которая осталась на ваше выступление, получила колоссальное удовольствие, была масса комплиментов. Я за недостатком времени не ...
Молодые джазовые коллективы в Москве множатся буквально на глазах. Молодые и по временным (продолжительность существования), и по возрастным параметрам. В изобилии названий групп на афишах джазовых концертов можно найти все виды-подвиды ...
Празднованию 80-летия советско-российского джаза был посвящен целый ряд торжественных и содержательных мероприятий — международный фестиваль в Саду "Эрмитаж", серия концертов в Зале им. Чайковского и Зале Государственной Консерватории; былаi эта ...
от редакции: помните ранний и очень неплохой альбом сэра Пола МакКартни Band On The Run ("Ансамбль на бегу")? Гастроли группы из Белфаста Robocobra Quartet в рамках Года музыки Великобритании и России были чем-то похожи на это название: Мурманск, ...
В пресс-релизе нью-йоркского ансамбля клавишника Эдама Клиппла подробно представлен весьма солидный послужной список лидера и его коллег, в котором почти отсутствуют так называемые "раскрученные" имена — обычный рекламный трюк современного шоу- ...
Группа "Яблочный чай"—это лучшее, что дала белорусская природа мировому джазу. Послушайте их новый альбом Instead of You — и вы не станете спорить с этим громким, но честным утверждением. За 60 минут звучания 10 композиций покорят ваши душу и ...
«Ascorbic Asid» (аскорбиновая кислота, одно из главных веществ в рационе человека) – так называется трио, чей новый альбом «Seven Words» с легкой руки «ArtBeat Music» недавно введен в рацион меломанов. В составе трио (чисто инструментального) – ...