Charles Mingus Dynasty Band - Хранители наследия Мингуса
27.01.2013
На завершившемся в Юрмале музыкальном фестивале Summertime звучал и джаз. Публика, заполнившая концертный зал «Дзинтари», впервые услышала легендарный Mingus Dynasty Band из США.
Чарльз Мингус - выдающийся контрабасист, композитор, один из новаторов в джазе. Разработанные им интереснейшие композиционные структуры, наполненные свободными импровизациями музыкантов, предвосхитили появление фри-джаза.
После смерти Мингуса в 1979 году осталось множество никогда им не исполнявшихся партитур, незавершенных композиций, заботливо сохраненных вдовой музыканта Сыо Мингус. С целью исполнения произведенеий своего мужа и популяризации его имени Сью из семи ведущих нью- йоркских музыкантов создала септет Mingus Dynasty Band. Ведь именно септет был последним составом в жизни Чарльза. За 28 лет сущсствования Dynasty объездил с концертами весь мир, принимая участие в крупнейших джазовых фестивалях, записывая диски.
За долгие годы в септете переиграло много известных джазменов Нью-Йорка: трубач Рэнди Брекер, саксофонист Джеймс Картер, пианист Дэйв Кикоски... (Между прочим, все трое в разное время выступали в Латвии.) Более десяти лет играют в Dynasty и два российских музыканта - трубач Александр Сипягин и контрабасист Борис Козлов. И этот факт особенно подогревает интерес публики к американскому' оркестру.
...И вот на на сцене Charles Mingus Dynasty Band. С первой композиции дух захватывает от острого, резкого звучания септета. Плотный, упругий ритм, блистательные импровизации трубача Александра Сипягина, тромбониста и вокалиста Фрэнка Лэйси, пианиста Джорджа Коллигэна, барабанщика Джонатана Блэйка... создают ощущение невероятно эмоционального накала. Несколько «в тени» держатся альт-саксофонист Абрахам Бэртон, тенор-саксофонист Дэнни МакКослин, контрабасист Джо Мартин. Исполняются исключительно темы Мингуса. Музыкальная ткань и аранжировки композиций, думаю, не столь просты и понятны курортной публике и на первых порах ей требуется приложить определенное усилие для их восприятия. И, вероятно, для расслабления зала тонко и проникновенно исполняет балладу Джордж Коллигэн. И вновь на сцене бушуют страстн. На невероятную высоту забирается труба Сипягина, не уследить за быстротой рук Блэйка и, кажется, ударная установка вот-вот рухнет, в постоянном движении эмоциональный Лэйси, и когда его тромбон уже не в состоянии передать все нахлынувшие на музыканта чувства, Фрэнк голосом африканских предков переходит на неистовый скэт... Публика в восторге, и все завершается еще одной композицией Мингуса на «бис».
После концерта беседую с Александром Сипягиным.
Валерий Копман: Саша, расскажите о себе, как оказались в джазовых бандах Америки?
Александр Сипягин:Родился в Ярославле. В 12 лет играл в детском диксиленде, которым руководил замечательный педагог Владимир Сизов. В 1988-м году окончил джазовое отделение Гнесинки и вскоре уже играл с известными российскими джазовыми музыкантами - Игорем Брилем, Александром Осейчуком, Борисом Фрумкиным... Через два года, в 1990-м на международном конкурсе имени Монка в Вашингтоне стал одним из победителей и в качестве приза получил трубу из рук великого Кларка Терри. Этот успех в 2 3 года открыл мне дорогу в Мекку джаза - Нью-Йорк. За 17 лет жизни на родине джаза я переиграл со многими известными джазмэнами. Кроме сотрудничества с Dynasty выступаю, записываюсь и много гастролирую с другими составами. Например, с оркестром контрабасиста Дэйва Холланда.
Вы вспомнили Владимира Сизова... В 1975 году детский диксиленд Владимира Сизова из Ярославля играл на открытии первого Рижского джаз-клуба. Публика в зале со слезами радости на глазах слушала ярославских мальчишек. Становилось ясно - джаз жил, живет и будет жить. Растет молодая смена и есть кому продолжать... Вы, я думаю, не могли в тот год играть в этом диксиленде?
Нет, конечно. Ведь мне тогда было всего 8 лет.
Да, вот так на ярославской земле начинался путь Саши Сипягина в «высшее общество» джаза... Скажите, вы ведь сегодня играете и в других составах, носящих имя Мингуса? И как они создавались?
После того, как септет Dynasty удачно вышел на орбиту джаза, стал широко известен, Сью Мингус создала еще и Mingus Big Band. И вновь она воплотила в жизнь мечту мужа, который всегда хотел, чтобы его музыку играл большой оркестр. Вскоре появился и еще один состав из 10 музыкантов - Mingus Orchestra. Но он стал совершенно иного звучания, более камерный, в нем можно услышать валторну, фагот, бас- кларнет... Есть еще и самый большой бэнд из 31 музыканта - Epitaph, руководимый Гюнтером Шуллером. Все эти оркестры представляют Мингуса, как композитора необычайно самобытного, разнопланового в своих проявлениях. И во всех я принимаю участие.
Около 30 лет Dynasty исполняет композиции Мингуса. И вы из года в год повторяете их в концертах?
Да, мы играет только Мингуса. Ведь им написано столько великолепных композиций... Разумеется, есть темы, которые мы играем много лет, но поверьте, есть еще и прежде не исполнявшиеся.
Для концертов в Америке и гастрольных турне у вас интересно формируются составы оркестров. Каждое место может занять один из двух-трех джазмэнов, свободный на данный момент. Скажите, такой подход не сказывается на качестве игры оркестра?
Наоборот. Оркестры имени Мингуса состоят из занятых нью-йоркских музыкантов, хорошо знающих репертуар. Все они в отличной форме - имеют свои составы и постоянно играют в других проектах. Поэтому уровень всех оркестров держится высоким. У Dynasty около 50 концертов в год. Кроме того, раз в неделю, по вторникам, выступаем в нью-йоркском джазовом клубе «Иридиум». И сегодня состав септета у нас несколько изменен, к сожалению, не смог приехать Борис Козлов. В ближайшее время и я в септете играть не смогу - гастроли с оркестром Дэйва Холланда. А в сентябре у Dynasty концерты в России - в Москве, Ярославле, Архангельске, на Соловках...
Вы часто выступаете на своей родине. Ваше мнение о российском джазе?
В течение года я обязательно 2-3 раза играю в России. Уровень российских джазмэнов очень вырос. Принимая участие в фестивалях, каждый раз поражаюсь появлению молодых талантливых музыкантов.
Скажите, а вы знакомы с латвийским джазом?
В Латвии я впервые. До отьезда в Америку слушал прибалтийских музыкантов на грампластинках: Чекасина, Вишняускаса... С латышскими музыкантами мог встретиться осенью прошлого года на джазовом фестивале в Архангельске. Но разминулись. Когда мы приехали на фестиваль, джаз-оркесгр Mirage Гунapa Розенберга уже отправился домой.
Как складываются в оркестрах Мингуса ваши отношения с афро-американцами? И есть ли на ваш взгляд какое-либо преимущество в джазе у черных музыкантов?
У нас нормальные, дружеские отношения. Все с уважением относятся друг к другу. Сложнее было в Союзе, ведь к музыкантам старшего поколения, которые вроде бы все знали о джазе и владели информацией о нем, было не подступиться. У афроамериканских музыкантов, с которыми я общаюсь, нет никаких расовых проявлений, и они не замыкаются в своем кругу, чтобы никого туда не впускать. А о каком- то особом преимуществе черных музыкантов я, опять же, слышал только в Союзе. Ведь сколько сегодня в американском джазе черных музыкантов, столько и белых. И все они помогали мне, молодому музыканту; когда я в 23 года оказался в Америке. Мне пришлось полностью переучиваться, все начинать с нуля, хотя и был у меня диплом об окончании джазового отделения Гнесинки. И главное, мы не имитировали свинг, как у кого- то другого, а находили его в себе.
Интересно, для Dynasty, где сложнее играть - в Америке или в Европе?
В Америке играть легче. Публика нас знает и принимает очень хорошо. В европейских странах, тем более, где выступаем впервые, сложнее и потому ответственнее. Каждый раз волнуемся, как пройдет концерт, вдруг мы не понравимся публике... Потому стараемся играть от души, с полной отдачей. Должен сказать, ваша публика сегодня слушала нас очень хорошо и принимала замечательно. Это отметили все наши музыканты. В таких случаях играть - одно удовольствие.
Как часто репетирует Dynasty?
Только тогда, когда появляются новые аранжировки композиций Мингуса, при подготовке к записям диска, к гастролям или ответственным концертам, например, в нью-йоркском Линкольн- Центре...
Как вы относитесь к итогам ежегодных опросов джазовых критиков в журнале Down Beat?
Серьезно я их не воспринимаю. Это скорее пособие для продюсеров и промоутеров, хотя какая-то доля правды в них и есть. Но вот диски, которые они рекламируют, слушать невозможно.
Саша, скажите, когда вы оказались в Америке, вам не предлагали высокооплачиваемую работу в шоу-бизнесе, в ресторанах?
Заявляю ответственно: для джазового музыканта подобная работа на сто процентов тупик. Не ради денег я оказался в Америке. Джаз - состояние души, и это моя музыка. Главное, не размениваясь на попсу, стремиться достигнуть в джазе достойного исполнительского уровня, добиться признания профессиональным джазовым сообществом. На первых порах, пока я вставал на нога в новой для меня стране, пришлось пройти через ресторан, свадьбы, вечеринки... В 1991 году, в одном из ресторанов Нью-Йорка, я играл в составе московского ансамбля «Мелодия» Бориса Фрумкина. Имея ангажемент на две недели, мы отработали в ресгоране... 5 месяцев. Но все равно, я твердо знал и понимал - главное, пока молодой, надо вовремя из всего этого уйти. К сожалению, многие молодые и одаренные джазовые музыканты пропадают в пучине поп-музыки.
В связи с чем в Америке сокращается количество биг-бэндов?
Все дело в экономике. Когда во всех странах она идет вниз, то это сразу отражается на джазе, и в первую очередь страдают биг-бэнды.
Насколько жизненно важна для американского джаза Европа?
Очень важна. Не знаю, гак бы он жил без Старого Света. Ведь американские музыканты значительное время проводят в европейских странах: концерты, джазовые фестивали, ангажементы, работа по контрактам... К счастью, люди продолжают любить джаз.
«Ascorbic Asid» (аскорбиновая кислота, одно из главных веществ в рационе человека) – так называется трио, чей новый альбом «Seven Words» с легкой руки «ArtBeat Music» недавно введен в рацион меломанов. В составе трио (чисто инструментального) – ...
Проект Big Val, Svet & А1 представляет собой сотрудничество сравнительно молодого, но уже весьма преуспевшего белорусского дуэта поющего гармошечника и гитариста (Svet & А1) и солирующего исполнителя кантри-блюзов Валерия "Big Val'a" Прохожего. ...
В 1997 году немецкий музыкант и продюсер Pit Baumgartner и его группа DE-PHAZZ дебютировали на молодом тогда лейбле Mole Listening Pearls альбомом Detunized Gravity, получившим великолепную прессу в самых модных и продвинутых изданиях. Мне же было ...
Может быть в Москве "Маримба плюс" - и достаточно известный коллектив. Тем более, что ему уже 5 лет, и второй диск вышел в феврале этого года. Но я с этим секстетом познакомилась лишь на 1 -м Московском джазовом фестивале "ВСЕ ЗВЕЗДЫ ДЖАЗА" Анатолия ...
Клавишник John Medeski, басист Billy Martin и барабанщик Chris Wood известны как авангардно-джазовое трио MEDESKI, MARTIN & WOOD. С начала девяностых группа исколесила с концертами всю Америку, выпустила с десяток альбомов и сменила несколько ...
Когда в 2000 году на сцене Молодежного театра эстрады в рамках фолк-фестиваля «Таукачыю» состоялось дебютное выступление нового музыкального проекта "Акруга вольнага мастацтва" из Могилева, слушатели и критики заговорили о перспективном ...
Pervy Perkin – испанская группа, исполняющая прог-рок. Ее дебютный альбом Ink вышел в марте 2014 года. Эта работа способна удивить многих искушенных любителей музыки. Ink – это двойной альбом с шестнадцатью композициями и общей ...
Фанк в Москве прижился. Коллективы — разные, возраст, состав, репертуар — тоже. Но огромное количество народа на вопрос: "А вы знаете Sunlight?" отвечает: "Да, конечно! Мы очень любим эту группу!". Для меня парадоксально то, что ребята играют ...
Сравнительно недавно, в 2006 году, в галактике, именуемой "российский джаз", появилась новая звезда под названием Venger Collective. Находится она достаточно далеко от центра галактики (сиречь – мэйнстрима) и занимает пограничное положение между ...
II Международный байк-фестиваль «Мозырь 2007», на мой взгляд, удался не очень. Количество зарегистрированных мотоциклистов явно не соответствовало названию мероприятия, зрителей было совсем немного (хотя неформальная молодежь нашей страны ...
Группа Shono была образована в 2014 году музыкантом-мультиинструменталистом, Александром Архинчеевым. Александр профессионально исполняет бурятские сказания и эпосы-улигеры, владеет горловым пением, мастерски играет на бурятских и монгольских ...