Charles Mingus Dynasty Band - Хранители наследия Мингуса
27.01.2013
На завершившемся в Юрмале музыкальном фестивале Summertime звучал и джаз. Публика, заполнившая концертный зал «Дзинтари», впервые услышала легендарный Mingus Dynasty Band из США.
Чарльз Мингус - выдающийся контрабасист, композитор, один из новаторов в джазе. Разработанные им интереснейшие композиционные структуры, наполненные свободными импровизациями музыкантов, предвосхитили появление фри-джаза.
После смерти Мингуса в 1979 году осталось множество никогда им не исполнявшихся партитур, незавершенных композиций, заботливо сохраненных вдовой музыканта Сыо Мингус. С целью исполнения произведенеий своего мужа и популяризации его имени Сью из семи ведущих нью- йоркских музыкантов создала септет Mingus Dynasty Band. Ведь именно септет был последним составом в жизни Чарльза. За 28 лет сущсствования Dynasty объездил с концертами весь мир, принимая участие в крупнейших джазовых фестивалях, записывая диски.
За долгие годы в септете переиграло много известных джазменов Нью-Йорка: трубач Рэнди Брекер, саксофонист Джеймс Картер, пианист Дэйв Кикоски... (Между прочим, все трое в разное время выступали в Латвии.) Более десяти лет играют в Dynasty и два российских музыканта - трубач Александр Сипягин и контрабасист Борис Козлов. И этот факт особенно подогревает интерес публики к американскому' оркестру.
...И вот на на сцене Charles Mingus Dynasty Band. С первой композиции дух захватывает от острого, резкого звучания септета. Плотный, упругий ритм, блистательные импровизации трубача Александра Сипягина, тромбониста и вокалиста Фрэнка Лэйси, пианиста Джорджа Коллигэна, барабанщика Джонатана Блэйка... создают ощущение невероятно эмоционального накала. Несколько «в тени» держатся альт-саксофонист Абрахам Бэртон, тенор-саксофонист Дэнни МакКослин, контрабасист Джо Мартин. Исполняются исключительно темы Мингуса. Музыкальная ткань и аранжировки композиций, думаю, не столь просты и понятны курортной публике и на первых порах ей требуется приложить определенное усилие для их восприятия. И, вероятно, для расслабления зала тонко и проникновенно исполняет балладу Джордж Коллигэн. И вновь на сцене бушуют страстн. На невероятную высоту забирается труба Сипягина, не уследить за быстротой рук Блэйка и, кажется, ударная установка вот-вот рухнет, в постоянном движении эмоциональный Лэйси, и когда его тромбон уже не в состоянии передать все нахлынувшие на музыканта чувства, Фрэнк голосом африканских предков переходит на неистовый скэт... Публика в восторге, и все завершается еще одной композицией Мингуса на «бис».
После концерта беседую с Александром Сипягиным.
Валерий Копман: Саша, расскажите о себе, как оказались в джазовых бандах Америки?
Александр Сипягин:Родился в Ярославле. В 12 лет играл в детском диксиленде, которым руководил замечательный педагог Владимир Сизов. В 1988-м году окончил джазовое отделение Гнесинки и вскоре уже играл с известными российскими джазовыми музыкантами - Игорем Брилем, Александром Осейчуком, Борисом Фрумкиным... Через два года, в 1990-м на международном конкурсе имени Монка в Вашингтоне стал одним из победителей и в качестве приза получил трубу из рук великого Кларка Терри. Этот успех в 2 3 года открыл мне дорогу в Мекку джаза - Нью-Йорк. За 17 лет жизни на родине джаза я переиграл со многими известными джазмэнами. Кроме сотрудничества с Dynasty выступаю, записываюсь и много гастролирую с другими составами. Например, с оркестром контрабасиста Дэйва Холланда.
Вы вспомнили Владимира Сизова... В 1975 году детский диксиленд Владимира Сизова из Ярославля играл на открытии первого Рижского джаз-клуба. Публика в зале со слезами радости на глазах слушала ярославских мальчишек. Становилось ясно - джаз жил, живет и будет жить. Растет молодая смена и есть кому продолжать... Вы, я думаю, не могли в тот год играть в этом диксиленде?
Нет, конечно. Ведь мне тогда было всего 8 лет.
Да, вот так на ярославской земле начинался путь Саши Сипягина в «высшее общество» джаза... Скажите, вы ведь сегодня играете и в других составах, носящих имя Мингуса? И как они создавались?
После того, как септет Dynasty удачно вышел на орбиту джаза, стал широко известен, Сью Мингус создала еще и Mingus Big Band. И вновь она воплотила в жизнь мечту мужа, который всегда хотел, чтобы его музыку играл большой оркестр. Вскоре появился и еще один состав из 10 музыкантов - Mingus Orchestra. Но он стал совершенно иного звучания, более камерный, в нем можно услышать валторну, фагот, бас- кларнет... Есть еще и самый большой бэнд из 31 музыканта - Epitaph, руководимый Гюнтером Шуллером. Все эти оркестры представляют Мингуса, как композитора необычайно самобытного, разнопланового в своих проявлениях. И во всех я принимаю участие.
Около 30 лет Dynasty исполняет композиции Мингуса. И вы из года в год повторяете их в концертах?
Да, мы играет только Мингуса. Ведь им написано столько великолепных композиций... Разумеется, есть темы, которые мы играем много лет, но поверьте, есть еще и прежде не исполнявшиеся.
Для концертов в Америке и гастрольных турне у вас интересно формируются составы оркестров. Каждое место может занять один из двух-трех джазмэнов, свободный на данный момент. Скажите, такой подход не сказывается на качестве игры оркестра?
Наоборот. Оркестры имени Мингуса состоят из занятых нью-йоркских музыкантов, хорошо знающих репертуар. Все они в отличной форме - имеют свои составы и постоянно играют в других проектах. Поэтому уровень всех оркестров держится высоким. У Dynasty около 50 концертов в год. Кроме того, раз в неделю, по вторникам, выступаем в нью-йоркском джазовом клубе «Иридиум». И сегодня состав септета у нас несколько изменен, к сожалению, не смог приехать Борис Козлов. В ближайшее время и я в септете играть не смогу - гастроли с оркестром Дэйва Холланда. А в сентябре у Dynasty концерты в России - в Москве, Ярославле, Архангельске, на Соловках...
Вы часто выступаете на своей родине. Ваше мнение о российском джазе?
В течение года я обязательно 2-3 раза играю в России. Уровень российских джазмэнов очень вырос. Принимая участие в фестивалях, каждый раз поражаюсь появлению молодых талантливых музыкантов.
Скажите, а вы знакомы с латвийским джазом?
В Латвии я впервые. До отьезда в Америку слушал прибалтийских музыкантов на грампластинках: Чекасина, Вишняускаса... С латышскими музыкантами мог встретиться осенью прошлого года на джазовом фестивале в Архангельске. Но разминулись. Когда мы приехали на фестиваль, джаз-оркесгр Mirage Гунapa Розенберга уже отправился домой.
Как складываются в оркестрах Мингуса ваши отношения с афро-американцами? И есть ли на ваш взгляд какое-либо преимущество в джазе у черных музыкантов?
У нас нормальные, дружеские отношения. Все с уважением относятся друг к другу. Сложнее было в Союзе, ведь к музыкантам старшего поколения, которые вроде бы все знали о джазе и владели информацией о нем, было не подступиться. У афроамериканских музыкантов, с которыми я общаюсь, нет никаких расовых проявлений, и они не замыкаются в своем кругу, чтобы никого туда не впускать. А о каком- то особом преимуществе черных музыкантов я, опять же, слышал только в Союзе. Ведь сколько сегодня в американском джазе черных музыкантов, столько и белых. И все они помогали мне, молодому музыканту; когда я в 23 года оказался в Америке. Мне пришлось полностью переучиваться, все начинать с нуля, хотя и был у меня диплом об окончании джазового отделения Гнесинки. И главное, мы не имитировали свинг, как у кого- то другого, а находили его в себе.
Интересно, для Dynasty, где сложнее играть - в Америке или в Европе?
В Америке играть легче. Публика нас знает и принимает очень хорошо. В европейских странах, тем более, где выступаем впервые, сложнее и потому ответственнее. Каждый раз волнуемся, как пройдет концерт, вдруг мы не понравимся публике... Потому стараемся играть от души, с полной отдачей. Должен сказать, ваша публика сегодня слушала нас очень хорошо и принимала замечательно. Это отметили все наши музыканты. В таких случаях играть - одно удовольствие.
Как часто репетирует Dynasty?
Только тогда, когда появляются новые аранжировки композиций Мингуса, при подготовке к записям диска, к гастролям или ответственным концертам, например, в нью-йоркском Линкольн- Центре...
Как вы относитесь к итогам ежегодных опросов джазовых критиков в журнале Down Beat?
Серьезно я их не воспринимаю. Это скорее пособие для продюсеров и промоутеров, хотя какая-то доля правды в них и есть. Но вот диски, которые они рекламируют, слушать невозможно.
Саша, скажите, когда вы оказались в Америке, вам не предлагали высокооплачиваемую работу в шоу-бизнесе, в ресторанах?
Заявляю ответственно: для джазового музыканта подобная работа на сто процентов тупик. Не ради денег я оказался в Америке. Джаз - состояние души, и это моя музыка. Главное, не размениваясь на попсу, стремиться достигнуть в джазе достойного исполнительского уровня, добиться признания профессиональным джазовым сообществом. На первых порах, пока я вставал на нога в новой для меня стране, пришлось пройти через ресторан, свадьбы, вечеринки... В 1991 году, в одном из ресторанов Нью-Йорка, я играл в составе московского ансамбля «Мелодия» Бориса Фрумкина. Имея ангажемент на две недели, мы отработали в ресгоране... 5 месяцев. Но все равно, я твердо знал и понимал - главное, пока молодой, надо вовремя из всего этого уйти. К сожалению, многие молодые и одаренные джазовые музыканты пропадают в пучине поп-музыки.
В связи с чем в Америке сокращается количество биг-бэндов?
Все дело в экономике. Когда во всех странах она идет вниз, то это сразу отражается на джазе, и в первую очередь страдают биг-бэнды.
Насколько жизненно важна для американского джаза Европа?
Очень важна. Не знаю, гак бы он жил без Старого Света. Ведь американские музыканты значительное время проводят в европейских странах: концерты, джазовые фестивали, ангажементы, работа по контрактам... К счастью, люди продолжают любить джаз.
Празднованию 80-летия советско-российского джаза был посвящен целый ряд торжественных и содержательных мероприятий — международный фестиваль в Саду "Эрмитаж", серия концертов в Зале им. Чайковского и Зале Государственной Консерватории; былаi эта ...
от редакции: помните ранний и очень неплохой альбом сэра Пола МакКартни Band On The Run ("Ансамбль на бегу")? Гастроли группы из Белфаста Robocobra Quartet в рамках Года музыки Великобритании и России были чем-то похожи на это название: Мурманск, ...
В пресс-релизе нью-йоркского ансамбля клавишника Эдама Клиппла подробно представлен весьма солидный послужной список лидера и его коллег, в котором почти отсутствуют так называемые "раскрученные" имена — обычный рекламный трюк современного шоу- ...
Группа "Яблочный чай"—это лучшее, что дала белорусская природа мировому джазу. Послушайте их новый альбом Instead of You — и вы не станете спорить с этим громким, но честным утверждением. За 60 минут звучания 10 композиций покорят ваши душу и ...
«Ascorbic Asid» (аскорбиновая кислота, одно из главных веществ в рационе человека) – так называется трио, чей новый альбом «Seven Words» с легкой руки «ArtBeat Music» недавно введен в рацион меломанов. В составе трио (чисто инструментального) – ...
Проект Big Val, Svet & А1 представляет собой сотрудничество сравнительно молодого, но уже весьма преуспевшего белорусского дуэта поющего гармошечника и гитариста (Svet & А1) и солирующего исполнителя кантри-блюзов Валерия "Big Val'a" Прохожего. ...
В 1997 году немецкий музыкант и продюсер Pit Baumgartner и его группа DE-PHAZZ дебютировали на молодом тогда лейбле Mole Listening Pearls альбомом Detunized Gravity, получившим великолепную прессу в самых модных и продвинутых изданиях. Мне же было ...
Может быть в Москве "Маримба плюс" - и достаточно известный коллектив. Тем более, что ему уже 5 лет, и второй диск вышел в феврале этого года. Но я с этим секстетом познакомилась лишь на 1 -м Московском джазовом фестивале "ВСЕ ЗВЕЗДЫ ДЖАЗА" Анатолия ...
Клавишник John Medeski, басист Billy Martin и барабанщик Chris Wood известны как авангардно-джазовое трио MEDESKI, MARTIN & WOOD. С начала девяностых группа исколесила с концертами всю Америку, выпустила с десяток альбомов и сменила несколько ...
Когда в 2000 году на сцене Молодежного театра эстрады в рамках фолк-фестиваля «Таукачыю» состоялось дебютное выступление нового музыкального проекта "Акруга вольнага мастацтва" из Могилева, слушатели и критики заговорили о перспективном ...
Pervy Perkin – испанская группа, исполняющая прог-рок. Ее дебютный альбом Ink вышел в марте 2014 года. Эта работа способна удивить многих искушенных любителей музыки. Ink – это двойной альбом с шестнадцатью композициями и общей ...