nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Apple Tea - Четвертое яблоко

Apple Tea - Четвертое яблоко  Группа "Яблочный чай"—это лучшее, что дала белорусская природа мировому джазу. Послушайте их новый аль­бом Instead of You — и вы не станете спорить с этим гром­ким, но честным утвержде­нием. За 60 минут звучания 10 композиций покорят ва­ши душу и сердце — настоль­ко красива и профессио­нальна эта музыка. Изыскан­ный мелодизм композиций Игоря Сацевича (лидера группы и композитора) и филигранность исполнения делают творчество группы Apple Tea "прижизненной" классикой современной бе­лорусской музыки. Это исто­рия, которая вершится в на­ше время. Собственно Apple Tea сами по себе "живая исто­рия" — в 1999 году их альбом Angry Girls стал не просто первым CD в дискографии группы, но и в истории бело­русского джаза вообще!

Презентация нового, чет­вертого сольного альбома "Яблочного чая" под назва­нием Instead of You ("Вместо тебя") состоялась 11 мая 2006 года в Минске. "Этот аль­бом, ду­мается, са­мая серьезная, строгая и, безусловно, наиболее зрелая из всех ра­бот группы, в определенном смысле сборной звезд этой команды всех времен ее су­ществования, — так отзыва­ется о собранном на диске материале авторитетный музыкальный критик Дмит­рий Подберезский, написав­ший аннотацию к альбому. — Музыканты вернулись к ос­новному течению современ­ного джаза с элементами ла­тиноамериканской музыки и ориентацией на классиче­ские образцы. Изысканные композиции альбома, отто­ченные формы пьес, сочные аранжировки сделаны музы­кантами, прекрасно пони­мающими друг друга..."

Мы встретились с "костя­ком" группы — басистом и композитором Игорем Сацевичем и ударником Алек­сандром Сапегой — после кон­церта, и, держа в руках "све­женький" альбом, по­просили музыкантов самих рассказать о последних но­востях из жизни классиков белорусского джаза.

Instead of You

(здесь и далее в качестве подза­головков будут использованы назва­ния треков с последнего альбома группы —прим, автора)

Игорь Сацевич (ИС): Нам всегда хотелось и хочет­ся, чтобы каждый наш альбом был цельным, нес некое наст­роение, имел жанровое единство, а не был бы просто случайной подборкой пьес. До сих пор выполнять это правило у нас получалось: Bee Dance был фолковым, Warsaw Zoo — фанковым... Instead of You получился очень джазовым, с латински­ми вкраплениями. Изначаль­но было несколько пьес с ла­тиноамериканским настрое­нием Parnat Samba, "Остаться в Манаусе" — они вдохнови­ли нас на написание "про­должения". А вот Corazon Mio — это с многолетней вы­держкой пьеса, ей лет пять- семь. Она ждала своего вре­мени. В ней слышны чиккоризмы... Музыка, которую мы слушаем каждый день, очень влияет на настроение наших авторских композиций. К примеру, одно время я слу­шал много классики в своем Ipod'e — и появилось не­сколько пьес с явным присут­ствием классического влия­ния, нечто стилистически похожее на музыку группы Oregon.

17th of April


Анастасия Костюкович: Игорь, зрители по­следнего концерта Apple Tea стали очевидцами звучания вашего нового инструмента — бас-гитары фирмы Fodera. Рас­скажите о ней!


ИС: Я давно бредил этой гитарой! На ней играют Эн­тони Джексон, Ричард Бона, Маркус Миллер — у всех звезд есть Fodera. И я им по-хорошему завидовал. Стал часто заходить на сайт фирмы. через Интернет познакомился с Артуром Палеем — парнем из Украины, кото­рый живет в Лос-Анджелесе: у него две Foder'ы, он знает руководство фирмы лично.

Александр Сапега (АС): Артур рассказал владельцам фирмы про Игоря — они за­шли на наш официальный ннтернет-сайт, послушали нашу музыку...

ИО Признаться, я ждал по­держанную гитару: Энтони Джексону сделали новую, и старый инструмент можно было купить. Но мне было страшно брать шестиструн­ный бас, потому что нужно быть блестящим солистом, -ггобы играть на нем, у него специфическое предназна­чение. А нам нужен универ­сальный инструмент, чтобы и на свадьбе сыграть, и на джазовом концерте. Пятист­рунный бас. Я написал на фирму свои пожелания. Но дето в том, что если заказы­вать гитару, то нужно ждать года два, пока ее сделают. Когда речь идет о заказных инструментах такого уров­ня. о сроках исполнения го­ворить уже не приходится. Поэтому я искал подержан­ную... Я позвонил в фирму 17 апреля (а ведь у нас такая пье­са есть на новом альбоме!), и Мика, жена басиста Лин­кольна Гойнза, сказала: "Есть гитара под ваши запросы! Она совершенно новая: про­сто ее заказали и не выкупи­ли". Это фантастическая ис­тория, что совершенно но­вую гитару можно было ку­пить со скидкой. Все получи­лось удивительно быстро: уже через 11 дней — 28 апре­ля — гитара была в Минске, а 11 мая я играл на ней на на­шем концерте. Она на самом деле здорово звучит—я ожидал этого, но чтобы так, что­бы настолько хорошо... Это одна из самых дорогих Fodera на территории быв­шего СССР!

Pamat Samba


ИС: Частые смены со­става Apple Tea — это, ко­нечно, мера вынужден­ная... Кому-то вдруг не хватает денег, и человек идет искать спасения на стороне. А потом вдруг выяс­няется, что деньги в жизни — не главное, и музыканты воз­вращаются к нам, мы снова играем вместе. В основном мы несем потери от Морфло­та империалистических дер­жав (смеется) — из-за него наш состав время от вре­мени расплывается...

Есть кто-то, об ухо­де кого вы сожалеете особенно?

Особенно? Такого нет!

А саксофон Вита­лия Ямутеева, кажет­ся, повторить в фолковых пьесах с Bee Dance невозможно!..

Да, пожалуй, ты права... Но тем и хороша история, что в ней есть такие яркие страни­цы, которые так приятно вспомнить...

У нас только два постоян­ных музыканта в группе — я и Саня Сапега, барабанщик. Остальные приходят и ухо­дят. Вот взять хотя бы послед­ний альбом: на нем компози­ции записаны тремя саксо­фонистами (Андреем Матлиным, который уехал в США, Игорем Лютым и Анд­реем Клещевым), тремя кла­вишниками (Константином Горячим, Максимом Пугаче­вым и Сергеем Александро­вым) и двумя гитаристами (Миша Филипеня, Андрей Усков).

С возвращением Максима Пугачева в группу вернулись и его композиции. Пока по­лучается, что только мы с ним вдвоем пишем весь репертуар АррIе Tea.

Мы принципиально не ог­раничиваем состав группы определенным числом му­зыкантов: все зависит от композиций, от музыки — она определяет наш состав. На последний свой концерт в Минске мы хотели даже пригласить тромбониста! Была репети­ция духовиков, и саксофо­нист Игорь Лютый выступил концертмейстером группы. Они провели свою отдель­ную репетицию и отмечали потом "успех" в баре, звонят мне: "Игорь, тут еще к нам тромбонист подошел — пусть он с нами тоже высту­пит!"

В записи последнего аль­бома Instead of You принима­ла участие струнная группа Государственного концерт­ного оркестра п/у Финберга, но на концерте они не играли толь­ко потому, что трудно было бы настроить звук идеально. Только поэтому! Не исключе­но, что все будут на сцене на следующем концерте.

Дело в том, что не так уж много в Беларуси хороших музыкантов. Те, кто играет или играл у нас в группе, так или иначе прошли через оркестр Финберга. Нет другой хорошей сильной школы в стра­не, где бы ковались джа­зовые кадры.

Расскажите о "но­вичках", которых мы увидели в составе труп­пы на концерте-презен­тации альбома Instead of You.


Саксофонист Андрей Клещев — он с нами уже не пер­вый раз играет. Трубач Дмит­рий Тиханович — музыкант оркестра Финберга. После Валерия Щерицы тяжело проявить себя, но, как мно­гие отмечают. Дима — из по­коления тех, кто успел от Ще­рицы еще чему-то научиться. На перкуссии у нас играет Саша Липницкий — очень талантливый музыкант, за­мечательный, с ним одно удовольствие работать. На самом деле он трубач — 1-й курс Института культуры. С гитаристом Андреем Усковым наши творческие пути разошлись и ныне у нас на гитаре Миша Филипеня мл. — сын Саниного (Алексан­дра Сапеги — прим. автора) одно­классника Михаила Филипени.В Беларуси мало та­лантливых джазовых гита­ристов, очень мало. Рок и метал еще игра­ют, а когда нужно сыграть джаз, фьюжн — выбор не­большой. Мы следили за ка­рьерой Миши, можно ска­зать, с детства. Он увлекался фламенко, и первым опытом нашего сотрудничество ста­ла запись дня альбома его ги­тарного соло в Corazon Mio. Он блестяще справился с за­дачей! Да, парень как музы­кант растет с потрясающей скоростью. Он у нас в группе играет только три месяца. И справляется с музыкальной задачей на 100 процентов!

Это все потенциальные звезды белорусской джазо­вой сцены. Получается, что мы на свой страх и риск бе­рем молодых неизвестных музыкантов и воспитываем их в духе Apple Тea. Они по­том от нас уходят - но это мировая практика: молодые музыканты должны сами находить свою дорогу. Так дела- ли и мы когда-то!

One More Sad Melody

Группа существует бо­лее десяти лет: когда был пик карьеры Apple Tea?

АС: Наверное, сейчас...

ИС: Ну, Саня, тогда это очень грустно осознавать! Думаю, мы все еще взбираем­ся на свой пик.

АС: Успешность карьеры измеряется количеством за­писанных дисков, участием в крупных фестивалях, чис­лом концертов. Но каждый музы­кант живет своим последним диском — он для него самый лучший, самый успешный. Если говорить о гастролях, то больше всего приглашений у нас было в 98-99 гг., когда мы поездили по таким крупным европей­ским джаз-фестивалям, как Jazz Jamboree и Kaunas Jazz. Но этот всплеск нашей фес­тивальной активности был обусловлен тем, что музыкальный рынок в то время еще не был забит американ­скими джазмэнами. А сейчас они наводнили собой Евро­пу! Даже если кто-то и хочет нас пригласить, он тысячу раз подумает. И потом вы­годнее американцев пригласить или европейцев, за ко­торыми стоят культурные фонды, посольства, богатые спонсоры, берущие на себя большую часть гастрольных расходов. Белорусские джа­зовые музыканты о такой поддержке могут только мечтать.
Мне, честно говоря, странно наблюдать за людьми, которые делают джаз- фестивали. У Игоря инте­ресная музыка, это очевид­но. И люди это понимают, но по банальным экономи­ческим причинам им проще пригласить американских фанкеров, которые играют далеко не оригинальную музыку —
подобных им твор­цов десятки, если не сотни. Но мы смеем надеяться, это время пройдет, и люди захо­тят услышать красивую и уникальную музыку...

ИС: Но нам самим тоже нужно быть активнее. Нуж­но предлагать себя больше. Мы пассивны, и cтрана наша пассивна, а мы в ней живем.

АС: Беларусь — страна до­статочно закрытая. А ведь как общаются музыканты во всем мире: они ездят на фес­тивали, там с кем-то знако­мятся, к себе приглашают, к другим ездят. К нам никто не ездит. Грустно...

Helicopter For Every Day



А почему вы не возьме­те на себя смелость орга­низовать хороший джа­зовый фестиваль в Мин­ске? Была ведь такая по­пытка пре/щринята груп­пой "Камерата"...

АС: Дадут нам такие день­ги — и мы сделаем. Но сего­дня под джаз трудно найти крупных спонсоров. Я в по­следнее время активно стал пробовать что-то делать: вот провел фестивали-конкурсы "Барабанны 6iT", Navara Underground. Сегодня у нас в планах с помощью друзей из Белинтермузыки попробовать провес­ти на Рож­дество фес­тиваль вокаль­ного джаза. Хотя музыканты не должны думать о фестивале, как его провести — во всем мире этим занимаются специаль­ные люди. У нас таких нет...

Да и в Беларуси вообще до­статочно малый процент почитателей джазовой му­зыки. Он везде небольшой, но, например, в Литве года­ми культивируют джазовую культуру — там своя школа, море фестивалей, сотни клу­бов, в год приезжает очень большое количество музы­кантов со всего мира. Среди них и такие, на которых мо­гут пойти люди, которые считают, что они джаз не слушают, и сами незаметно втягиваются, приобщаются, пополняя ряды любителей этой музыки

ИС: У нас, если говорить о том, как джаз культивируется и пропагандируется — оче­видны вещи достаточно гру­стные. Единственный еже­годный джазовый фести­валь, который проходит в Минске—это отчетный кон­церт оркестра п/у Михаила Финберга. И, в принципе, ни­какого отношения к празд­нику джаза он не имеет. По­этому в клубе "железного Фе­ликса" (клуб им. Дзержин­ского — прим. автора), где он проводится, каждый год со­бирается достаточно тради­ционная тусовка.

Вы — самая раскручен­ная белорусская джазо­вая группа. С какими трудностями вы сталкиваегесь на пути к испол не­нию джаза часто и много?

ИС: С финансовыми ко­нечно! Любой из наших со­льных концертов приносит нам не прибыль, а убытки. Смешно думать, что мы зара­батываем на этом! Мы пла­тим большие деньги за арен­ду зала и аппаратуры, потому что она должна быть хоро­шей, чтобы был чистый звук, и наша музыка дошла до слу­шателя в неискаженном ви­де. Свои концерты мы игра­ем "в минус" своему карману. Так что это тоже своего рода 'отчетные концерты группы 'Яблочный чай", и праздника в полной мере у нас тоже не получается.

Богатые джазовые му­зыканты зарабатывают на контрактах с дороги­ми лэйблами и выпуске дисков на них...

ИС: ...Вот и мы наш послед­ний альбом хотим продать крупному лэйблу, чтобы дистрибью­ция была на должном уров­не. Мы предлагали россий­ской "Богемии" — а они во­обще не реагируют на пись­ма. Предлагали еще одному московскому лэйблу, у кото­рого есть в сфере деятельно­сти современная инстру­ментальная музыка, но их глава начал лично, весьма дилетантски указывать нам, какие композиции могут войти в альбом, а какие—нет. Это непрофессиональный подход. Очень трудно — по разного рода причинам — пробиться на крупный аме­риканский или европейский лэйбл группе из Беларуси. Везде протекционизм! Наде­емся, все же у нас получится.

Corazon Mio


За эти 10 лет существо­вания группы у вас было настроение больше не за­ниматься этим делом?

ИС: Нет, не было. Это же наша жизнь! Как же возмож­но отказаться от самой жизни, от того ее аспекта, кото­рый тебе особенно дорог и нравится?! Наша музыка наполняет нашу жизнь смыслом. Са­мым главным смыслом.

То, на чем мы зарабаты­ваем деньги — это си­юминутность, а на­ша музыка — это то, чем мы наследили в вечности, смею надеяться. У нас в стране для развития джаза в благо­приятной ситуа­ции ничего не делается, и мы са­ми делаем все возможное в не­благоприятной.

Что-то получается, и этим мы уже гор­ды. Но, к сожалению, пока это только ло­кальные успехи, а хоте­лось бы выходить на ми­ровой уровень. Группа за­ставляет нас поддерживать себя все время в профессио­нальном тонусе как музы­кантов. Музыканты охотно идут играть к нам. Те, кого не приглашаем — относятся к нам с видимым уважением.

Из известных музыкан­тов, карьера кого кажется вам идеальной?

АС: Майлза Дэвиса! Пото­му что он переиграл все, и сам стоял у истоков многих жанров.

ИС: У Yellowjackets великолепная карьера - на протя­жении многих лет они запи­сывают прекрасные диски, сами играют в различных проектах, в том числе и по­псовых.

С кем вы играете как приглашенные?

ИС: Много сессионной студийной работы, даже фамилий всех не вспом­нить...
Как сайдмены мы нигде не играем — у самих рабо­ты в кавер-бэнде хватает!

АС: Группе "Крама" писа­ли последний альбом The Best — в таких проектах все­гда приятно участвовать!

Careless Dog

Что у вас в планах?


ИС: Тут же начинаем пи­сать следующий джазовый альбом! Тут же! После 20 мая садимся в студию. Уже понят­но, как он будет выглядеть — эмб­лема "Ma­de with Regula" снова будет присутст­вовать в оформлении об­ложки альбома. Эта компа­ния — наши друзья, они не только тонко чувствуют на­шу музыку, но и помогают с ее выпуском. На майском концерте уже звучали ком­позиции. которые войдут в альбом — "Остаться в Манау­се". композиция Максима Пугачева "97 по Фаренгейту'" и1 та безымянная, которой мы по традиции на концерте просили публику придумать название. Вероятно, мы оста­новимся на варианте, пред­ложенном журналистом Дмитрием Подберезскпм — Tsesler party. Ежегодно 30 ап­реля на лужайке рядом с Мин­ским морем мы играем в честь дня рождения Влади­мира Цеслера (легендарного белорусского художника, ди­зайнера обложек дисков "Apple Tea" Warsaw Zoo и In­stead of You), где собирается весь белорусский бомонд — музыканты, поэты и худож­ники. Богема ждет новинок, ну что ж, мы готовы. В связи с тем, что рыбалка разрешена с 15 июля, думаю, за июнь мы запишем новый альбом!

Анастасия КОСТЮКОВИЧ

Jazz-Квадрат, №4/2006





стиль
джаз
автор
Анастасия КОСТЮКОВИЧ
страна
Беларусь
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с ансамблями

  • стиль: джаз, джаз
С некоторым запозданием поздравляю всех меломанов Беларуси. Дамы и господа! Вот уже четвертый год, как мы с вами располагаем брасс-квинтетом! Ну и что, возможно, спросит меня кто-то. Что ответить?.. Профессор Виталий Волков, член Всемирной гильдии ...
  • стиль: джаз, джаз
У великого юбиляра свой фасон. И свой — фасад. Нынешний год для белорусского джаза богат на даты, и все они, более или менее шумно, уже отмечены. Но одна из них, вполне круглая и значительная, ввиду отсутствия материальной поддержки может так и ...
  • стиль: джаз, джаз
Мы сидим с Игорем Мельниковым, руководителем вокальной группы "Камерата" в холле минской филармонии. Просторный зал, такой шумный перед концертами, сейчас погружен в полумрак. Вежливые уборщицы протирают паркет. Репетиция закончилась и можно идти ...
  • стиль: джаз, джаз
В разгар лета к минской публике пожаловал именитый гость — ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДИКСИЛЕНД, один из старейших и лучших джазовых коллективов, занимающий достойное место на мировой арене. Лето, возможно, для кого-то и "мертвый" сезон, но только не для ...
  • стиль: джаз, джаз
Сейчас говорить, очевидно, было бы не о чем,если бы в 1992 году Михаил Финберг не пригласил Игоря Сацевича из Минскконцерта в свой оркестр, предоставив инструменты, место для репетиций и возможность выступать перед широкой публикой на белорусских ...
  • стиль: этно, этно
С Львовской группой "Бурдон" я познакомилась на средневековом фестивале в Новогрудке. Сначала при­влекло необычное название в программке, а потом — профессионализм музыкан­тов и их эксперименты с на­родной музыкой. Музыкальный словарь ут­верждает, ...
  • стиль: джаз, джаз
Геннадий Сахаров: Я решил отойти от стандартного интервью и задать вам вопросы, которые я получил от публики. Публика, которая осталась на ва­ше выступление, получила колоссальное удовольствие, была масса комплиментов. Я за недостатком времени не ...
  • стиль: джаз, джаз
Молодые джазовые коллек­тивы в Москве множатся бук­вально на глазах. Молодые и по временным (продолжи­тельность существования), и по возрастным параметрам. В изобилии названий групп на афишах джазовых кон­цертов можно найти все ви­ды-подвиды ...
  • стиль: джаз, джаз
Празднованию 80-летия советско-российского джаза был посвящен целый ряд торжественных и содержательных мероприятий — международный фестиваль в Саду "Эрмитаж", серия концертов в Зале им. Чайковского и Зале Государственной Консерватории; былаi эта ...
    от редакции: помните ранний и очень неплохой альбом сэра Пола МакКартни Band On The Run ("Ансамбль на бегу")? Гастроли группы из Белфаста Robocobra Quartet в рамках Года музыки Великобритании и России были чем-то похожи на это название: Мурманск, ...
    • стиль: джаз, джаз
    В пресс-релизе нью-йорк­ского ансамбля клавишника Эдама Клиппла подробно представлен весьма солид­ный послужной список ли­дера и его коллег, в котором почти отсутствуют так назы­ваемые "раскрученные" име­на — обычный рекламный трюк современного шоу- ...
    • стиль: джаз, джаз
    «Ascorbic Asid» (аскорбиновая кислота, одно из главных веществ в рационе человека) – так называется трио, чей новый альбом «Seven Words» с легкой руки «ArtBeat Music» недавно введен в рацион меломанов. В составе трио (чисто инструментального) – ...
    © 2012-2024 Jazz-квадрат
                                  

    Сайт работает на платформе Nestorclub.com