Группа "Яблочный чай"—это лучшее, что дала белорусская природа мировому джазу. Послушайте их новый альбом Instead of You — и вы не станете спорить с этим громким, но честным утверждением. За 60 минут звучания 10 композиций покорят ваши душу и сердце — настолько красива и профессиональна эта музыка. Изысканный мелодизм композиций Игоря Сацевича (лидера группы и композитора) и филигранность исполнения делают творчество группы Apple Tea "прижизненной" классикой современной белорусской музыки. Это история, которая вершится в наше время. Собственно Apple Tea сами по себе "живая история" — в 1999 году их альбом Angry Girls стал не просто первым CD в дискографии группы, но и в истории белорусского джаза вообще!
Презентация нового, четвертого сольного альбома "Яблочного чая" под названием Instead of You ("Вместо тебя") состоялась 11 мая 2006 года в Минске. "Этот альбом, думается, самая серьезная, строгая и, безусловно, наиболее зрелая из всех работ группы, в определенном смысле сборной звезд этой команды всех времен ее существования, — так отзывается о собранном на диске материале авторитетный музыкальный критик Дмитрий Подберезский, написавший аннотацию к альбому. — Музыканты вернулись к основному течению современного джаза с элементами латиноамериканской музыки и ориентацией на классические образцы. Изысканные композиции альбома, отточенные формы пьес, сочные аранжировки сделаны музыкантами, прекрасно понимающими друг друга..."
Мы встретились с "костяком" группы — басистом и композитором Игорем Сацевичем и ударником Александром Сапегой — после концерта, и, держа в руках "свеженький" альбом, попросили музыкантов самих рассказать о последних новостях из жизни классиков белорусского джаза.
(здесь и далее в качестве подзаголовков будут использованы названия треков с последнего альбома группы —прим, автора)
Игорь Сацевич (ИС): Нам всегда хотелось и хочется, чтобы каждый наш альбом был цельным, нес некое настроение, имел жанровое единство, а не был бы просто случайной подборкой пьес. До сих пор выполнять это правило у нас получалось: Bee Dance был фолковым, Warsaw Zoo — фанковым... Instead of You получился очень джазовым, с латинскими вкраплениями. Изначально было несколько пьес с латиноамериканским настроением Parnat Samba, "Остаться в Манаусе" — они вдохновили нас на написание "продолжения". А вот Corazon Mio — это с многолетней выдержкой пьеса, ей лет пять- семь. Она ждала своего времени. В ней слышны чиккоризмы... Музыка, которую мы слушаем каждый день, очень влияет на настроение наших авторских композиций. К примеру, одно время я слушал много классики в своем Ipod'e — и появилось несколько пьес с явным присутствием классического влияния, нечто стилистически похожее на музыку группы Oregon.
Анастасия Костюкович: Игорь, зрители последнего концерта Apple Tea стали очевидцами звучания вашего нового инструмента — бас-гитары фирмы Fodera. Расскажите о ней!
ИС: Я давно бредил этой гитарой! На ней играют Энтони Джексон, Ричард Бона, Маркус Миллер — у всех звезд есть Fodera. И я им по-хорошему завидовал. Стал часто заходить на сайт фирмы. через Интернет познакомился с Артуром Палеем — парнем из Украины, который живет в Лос-Анджелесе: у него две Foder'ы, он знает руководство фирмы лично.
Александр Сапега (АС): Артур рассказал владельцам фирмы про Игоря — они зашли на наш официальный ннтернет-сайт, послушали нашу музыку...
ИО Признаться, я ждал подержанную гитару: Энтони Джексону сделали новую, и старый инструмент можно было купить. Но мне было страшно брать шестиструнный бас, потому что нужно быть блестящим солистом, -ггобы играть на нем, у него специфическое предназначение. А нам нужен универсальный инструмент, чтобы и на свадьбе сыграть, и на джазовом концерте. Пятиструнный бас. Я написал на фирму свои пожелания. Но дето в том, что если заказывать гитару, то нужно ждать года два, пока ее сделают. Когда речь идет о заказных инструментах такого уровня. о сроках исполнения говорить уже не приходится. Поэтому я искал подержанную... Я позвонил в фирму 17 апреля (а ведь у нас такая пьеса есть на новом альбоме!), и Мика, жена басиста Линкольна Гойнза, сказала: "Есть гитара под ваши запросы! Она совершенно новая: просто ее заказали и не выкупили". Это фантастическая история, что совершенно новую гитару можно было купить со скидкой. Все получилось удивительно быстро: уже через 11 дней — 28 апреля — гитара была в Минске, а 11 мая я играл на ней на нашем концерте. Она на самом деле здорово звучит—я ожидал этого, но чтобы так, чтобы настолько хорошо... Это одна из самых дорогих Fodera на территории бывшего СССР!
Pamat Samba
ИС: Частые смены состава Apple Tea — это, конечно, мера вынужденная... Кому-то вдруг не хватает денег, и человек идет искать спасения на стороне. А потом вдруг выясняется, что деньги в жизни — не главное, и музыканты возвращаются к нам, мы снова играем вместе. В основном мы несем потери от Морфлота империалистических держав (смеется) — из-за него наш состав время от времени расплывается...
Есть кто-то, об уходе кого вы сожалеете особенно?
Особенно? Такого нет!
А саксофон Виталия Ямутеева, кажется, повторить в фолковых пьесах с Bee Dance невозможно!..
Да, пожалуй, ты права... Но тем и хороша история, что в ней есть такие яркие страницы, которые так приятно вспомнить...
У нас только два постоянных музыканта в группе — я и Саня Сапега, барабанщик. Остальные приходят и уходят. Вот взять хотя бы последний альбом: на нем композиции записаны тремя саксофонистами (Андреем Матлиным, который уехал в США, Игорем Лютым и Андреем Клещевым), тремя клавишниками (Константином Горячим, Максимом Пугачевым и Сергеем Александровым) и двумя гитаристами (Миша Филипеня, Андрей Усков).
С возвращением Максима Пугачева в группу вернулись и его композиции. Пока получается, что только мы с ним вдвоем пишем весь репертуар АррIе Tea.
Мы принципиально не ограничиваем состав группы определенным числом музыкантов: все зависит от композиций, от музыки — она определяет наш состав. На последний свой концерт в Минске мы хотели даже пригласить тромбониста! Была репетиция духовиков, и саксофонист Игорь Лютый выступил концертмейстером группы. Они провели свою отдельную репетицию и отмечали потом "успех" в баре, звонят мне: "Игорь, тут еще к нам тромбонист подошел — пусть он с нами тоже выступит!"
В записи последнего альбома Instead of You принимала участие струнная группа Государственного концертного оркестра п/у Финберга, но на концерте они не играли только потому, что трудно было бы настроить звук идеально. Только поэтому! Не исключено, что все будут на сцене на следующем концерте.
Дело в том, что не так уж много в Беларуси хороших музыкантов. Те, кто играет или играл у нас в группе, так или иначе прошли через оркестр Финберга. Нет другой хорошей сильной школы в стране, где бы ковались джазовые кадры.
Расскажите о "новичках", которых мы увидели в составе труппы на концерте-презентации альбома Instead of You.
Саксофонист Андрей Клещев — он с нами уже не первый раз играет. Трубач Дмитрий Тиханович — музыкант оркестра Финберга. После Валерия Щерицы тяжело проявить себя, но, как многие отмечают. Дима — из поколения тех, кто успел от Щерицы еще чему-то научиться. На перкуссии у нас играет Саша Липницкий — очень талантливый музыкант, замечательный, с ним одно удовольствие работать. На самом деле он трубач — 1-й курс Института культуры. С гитаристом Андреем Усковым наши творческие пути разошлись и ныне у нас на гитаре Миша Филипеня мл. — сын Саниного (Александра Сапеги — прим. автора) одноклассника Михаила Филипени.В Беларуси мало талантливых джазовых гитаристов, очень мало. Рок и метал еще играют, а когда нужно сыграть джаз, фьюжн — выбор небольшой. Мы следили за карьерой Миши, можно сказать, с детства. Он увлекался фламенко, и первым опытом нашего сотрудничество стала запись дня альбома его гитарного соло в Corazon Mio. Он блестяще справился с задачей! Да, парень как музыкант растет с потрясающей скоростью. Он у нас в группе играет только три месяца. И справляется с музыкальной задачей на 100 процентов!
Это все потенциальные звезды белорусской джазовой сцены. Получается, что мы на свой страх и риск берем молодых неизвестных музыкантов и воспитываем их в духе Apple Тea. Они потом от нас уходят - но это мировая практика: молодые музыканты должны сами находить свою дорогу. Так дела- ли и мы когда-то!
One More Sad Melody
Группа существует более десяти лет: когда был пик карьеры Apple Tea?
АС: Наверное, сейчас...
ИС: Ну, Саня, тогда это очень грустно осознавать! Думаю, мы все еще взбираемся на свой пик.
АС: Успешность карьеры измеряется количеством записанных дисков, участием в крупных фестивалях, числом концертов. Но каждый музыкант живет своим последним диском — он для него самый лучший, самый успешный. Если говорить о гастролях, то больше всего приглашений у нас было в 98-99 гг., когда мы поездили по таким крупным европейским джаз-фестивалям, как Jazz Jamboree и Kaunas Jazz. Но этот всплеск нашей фестивальной активности был обусловлен тем, что музыкальный рынок в то время еще не был забит американскими джазмэнами. А сейчас они наводнили собой Европу! Даже если кто-то и хочет нас пригласить, он тысячу раз подумает. И потом выгоднее американцев пригласить или европейцев, за которыми стоят культурные фонды, посольства, богатые спонсоры, берущие на себя большую часть гастрольных расходов. Белорусские джазовые музыканты о такой поддержке могут только мечтать.
Мне, честно говоря, странно наблюдать за людьми, которые делают джаз- фестивали. У Игоря интересная музыка, это очевидно. И люди это понимают, но по банальным экономическим причинам им проще пригласить американских фанкеров, которые играют далеко не оригинальную музыку —
подобных им творцов десятки, если не сотни. Но мы смеем надеяться, это время пройдет, и люди захотят услышать красивую и уникальную музыку...
ИС: Но нам самим тоже нужно быть активнее. Нужно предлагать себя больше. Мы пассивны, и cтрана наша пассивна, а мы в ней живем.
АС: Беларусь — страна достаточно закрытая. А ведь как общаются музыканты во всем мире: они ездят на фестивали, там с кем-то знакомятся, к себе приглашают, к другим ездят. К нам никто не ездит. Грустно...
А почему вы не возьмете на себя смелость организовать хороший джазовый фестиваль в Минске? Была ведь такая попытка пре/щринята группой "Камерата"...
АС: Дадут нам такие деньги — и мы сделаем. Но сегодня под джаз трудно найти крупных спонсоров. Я в последнее время активно стал пробовать что-то делать: вот провел фестивали-конкурсы "Барабанны 6iT", Navara Underground. Сегодня у нас в планах с помощью друзей из Белинтермузыки попробовать провести на Рождество фестиваль вокального джаза. Хотя музыканты не должны думать о фестивале, как его провести — во всем мире этим занимаются специальные люди. У нас таких нет...
Да и в Беларуси вообще достаточно малый процент почитателей джазовой музыки. Он везде небольшой, но, например, в Литве годами культивируют джазовую культуру — там своя школа, море фестивалей, сотни клубов, в год приезжает очень большое количество музыкантов со всего мира. Среди них и такие, на которых могут пойти люди, которые считают, что они джаз не слушают, и сами незаметно втягиваются, приобщаются, пополняя ряды любителей этой музыки
ИС: У нас, если говорить о том, как джаз культивируется и пропагандируется — очевидны вещи достаточно грустные. Единственный ежегодный джазовый фестиваль, который проходит в Минске—это отчетный концерт оркестра п/у Михаила Финберга. И, в принципе, никакого отношения к празднику джаза он не имеет. Поэтому в клубе "железного Феликса" (клуб им. Дзержинского — прим. автора), где он проводится, каждый год собирается достаточно традиционная тусовка.
Вы — самая раскрученная белорусская джазовая группа. С какими трудностями вы сталкиваегесь на пути к испол нению джаза часто и много?
ИС: С финансовыми конечно! Любой из наших сольных концертов приносит нам не прибыль, а убытки. Смешно думать, что мы зарабатываем на этом! Мы платим большие деньги за аренду зала и аппаратуры, потому что она должна быть хорошей, чтобы был чистый звук, и наша музыка дошла до слушателя в неискаженном виде. Свои концерты мы играем "в минус" своему карману. Так что это тоже своего рода 'отчетные концерты группы 'Яблочный чай", и праздника в полной мере у нас тоже не получается.
Богатые джазовые музыканты зарабатывают на контрактах с дорогими лэйблами и выпуске дисков на них...
ИС: ...Вот и мы наш последний альбом хотим продать крупному лэйблу, чтобы дистрибьюция была на должном уровне. Мы предлагали российской "Богемии" — а они вообще не реагируют на письма. Предлагали еще одному московскому лэйблу, у которого есть в сфере деятельности современная инструментальная музыка, но их глава начал лично, весьма дилетантски указывать нам, какие композиции могут войти в альбом, а какие—нет. Это непрофессиональный подход. Очень трудно — по разного рода причинам — пробиться на крупный американский или европейский лэйбл группе из Беларуси. Везде протекционизм! Надеемся, все же у нас получится.
Corazon Mio
За эти 10 лет существования группы у вас было настроение больше не заниматься этим делом?
ИС: Нет, не было. Это же наша жизнь! Как же возможно отказаться от самой жизни, от того ее аспекта, который тебе особенно дорог и нравится?! Наша музыка наполняет нашу жизнь смыслом. Самым главным смыслом.
То, на чем мы зарабатываем деньги — это сиюминутность, а наша музыка — это то, чем мы наследили в вечности, смею надеяться. У нас в стране для развития джаза в благоприятной ситуации ничего не делается, и мы сами делаем все возможное в неблагоприятной.
Что-то получается, и этим мы уже горды. Но, к сожалению, пока это только локальные успехи, а хотелось бы выходить на мировой уровень. Группа заставляет нас поддерживать себя все время в профессиональном тонусе как музыкантов. Музыканты охотно идут играть к нам. Те, кого не приглашаем — относятся к нам с видимым уважением.
Из известных музыкантов, карьера кого кажется вам идеальной?
АС: Майлза Дэвиса! Потому что он переиграл все, и сам стоял у истоков многих жанров.
ИС: У Yellowjackets великолепная карьера - на протяжении многих лет они записывают прекрасные диски, сами играют в различных проектах, в том числе и попсовых.
С кем вы играете как приглашенные?
ИС: Много сессионной студийной работы, даже фамилий всех не вспомнить...
Как сайдмены мы нигде не играем — у самих работы в кавер-бэнде хватает!
АС: Группе "Крама" писали последний альбом The Best — в таких проектах всегда приятно участвовать!
Careless Dog
Что у вас в планах?
ИС: Тут же начинаем писать следующий джазовый альбом! Тут же! После 20 мая садимся в студию. Уже понятно, как он будет выглядеть — эмблема "Made with Regula" снова будет присутствовать в оформлении обложки альбома. Эта компания — наши друзья, они не только тонко чувствуют нашу музыку, но и помогают с ее выпуском. На майском концерте уже звучали композиции. которые войдут в альбом — "Остаться в Манаусе". композиция Максима Пугачева "97 по Фаренгейту'" и1 та безымянная, которой мы по традиции на концерте просили публику придумать название. Вероятно, мы остановимся на варианте, предложенном журналистом Дмитрием Подберезскпм — Tsesler party. Ежегодно 30 апреля на лужайке рядом с Минским морем мы играем в честь дня рождения Владимира Цеслера (легендарного белорусского художника, дизайнера обложек дисков "Apple Tea" Warsaw Zoo и Instead of You), где собирается весь белорусский бомонд — музыканты, поэты и художники. Богема ждет новинок, ну что ж, мы готовы. В связи с тем, что рыбалка разрешена с 15 июля, думаю, за июнь мы запишем новый альбом!
В декабре прошедшего года легендарному минскому диксиленду «Ренессанс» исполнилось 30 лет. Это поистине знаковое событие, ведь трудно даже представить, через сколько трудностей и препон пришлось пройти создателям и участникам коллектива, чтобы на ...
"New York Voices" - одна из лучших на сегодняшней мировой джазовой сцене вокальных групп. "Lambert, Hendricks and Ross", "Singers Unlimited", "Manhattan Transfer", "Take 6" - вот, пожалуй, и все группы этой категории и уровня. Несмотря на то, что ...
"Любите их, пока они живые". Так три года назад озаглавила свой материал про минскую джаз-группу "Яблочный чай" моя коллега Анна Аладова. Недавно было? Но даже тогда ситуацию в белорусском музыкальном бизнесе можно было назвать более оптимистичной и ...
Мы уже рассказывали вам о "Камерате". Это было в далеком 1997 году и давно назрела необходимость поговорить опять об этом интереснейшем коллективе. Что мы сейчас и сделаем. — Мы воспитывались в эпоху социализма, а джаз — это свобода. Мы все очень ...
Вниманию читателей предлагается интервью Фредди Ангстманна (Freddy J. Angstmann), продюсера вокального госпел-квинтета "The Johnny Thompson Singers", данное им Серене Бланко (Serena Blanco). Три года назад коллектив побывал в Минске (см. ДК №2 за ...
Первое же появление на большой сцене музыкантов литовской группы, объединенных музыкой и именем своего лидера Дэйнюса Пулаускаса, самые первые аккорды их музыки породили фурор в Литве. "Новое веяние в литовской джазовой музыке", — так громок был ...
Мы в редакции узнали о существовании этого коллектива благодаря их последним альбомам "Love Is A Golden Glue" (2000г., см. "Jazz-Квадрат" №1/02) и "Uncovered" (2002г., см. "Jazz-Квадрат" №2/02). Оба они были изданы фирмой "Timeless" и попали к нам ...
"...Они выходят на сцену, садятся на стулья и начинают играть. Зал замирает. Проходит десять минут, случайно пришедший слушатель спрашивает: "А когда они закончат настраиваться и начнут играть?". "А они уже играют. Это же Князь Мышкин", – отвечают ...
Svet Boogie Band признается блюзовым коллективом №1 в Беларуси. Группа играет в лучших белорусских музыкальных клубах, а также является одним из лидеров клубной блюзовой сцены Москвы. Кроме того, Svet Boogie Band выступает во многих городах России и ...
Интересно, порой, оборачивается жизнь музыканта… Как ни крути, но, похоже, именно разнообразие стилей и направлений в музыке, которыми ему подвластны, делает музыканта настоящим профессионалом. Все это справедливо и в отношении моего собеседника, ...
В комедии "Blues Brothers 2000" все шутки звучат как-то безгранично печально. Удивляться не приходится: без энергетики покойного Джона Белуши данная киноверсия, несмотря на целый взвод участвовавших в съемках суперзвед, была обречена на провал. Вот ...
Очередной концерт в рамках проекта Екатеринбургского Центра Современного искусства, посвященного НИМ, состоялся 19 января в местном Камерном театре. В нем приняли участие квартет SAX-МАФИЯ и ансамбль НЕ ТЕ, работающий в жанре так наз. авант-фолка ...