Может быть в Москве "Маримба плюс" - и достаточно известный коллектив. Тем более, что ему уже 5 лет, и второй диск вышел в феврале этого года. Но я с этим секстетом познакомилась лишь на 1 -м Московском джазовом фестивале "ВСЕ ЗВЕЗДЫ ДЖАЗА" Анатолия Кролла. И с удовольствием обнаружила, что в нем играют ростовские музыканты - барабанщик Александр Зингер и контрабасист Антон Чумаченко. А полный состав выглядит следующим образом: руководитель, композитор и маримбофонист Лев Слепнер, виолончелист Николай Солонович, кларнетист Сергей Нанкин и флейтист Илья Дворецкий. Добавление к названию определяющего название группы инструмента слова "плюс" означает постепенное укрупнение коллектива за счет новых музыкантов и, по собственному мнению ребят - "плюс абсолютно новый взгляд на все писаные и неписаные законы композиции".
Создатель коллектива Лев Слепнер уже два года работает с Аркадием Шилклопером в проекте "Wood квартет", а год тому назад стал лауреатом премии ’Триумф" (молодежный раздел) как композитор и лучший джазовый музыкант 2002 года. Впрочем, с биографическими подробностями команды можно познакомиться на сайте www.marimbaplus.ru. А меня больше интересовали сугубо ответы на собственные, возникшие после прослушивания программы, вопросы.
Коллектив необычайно интересный и ни на что не похожий. Это стало ясно с первых же звуков. Вполне вероятно, что это самый, что ни на есть, фьюжн. Хотя лично я восприняла все скорее как экзотическую сонористику, нежели как джаз. Может быть, это вариант "world music" или "nature music". Только вот еще бы активного цветового фона (эдакий пульсирующий экран-задник), либо постановки света, явно "просящегося" для сопровождения эффекта откровенно присутствующих ритуальных африканских мотивов. По крайне мере, именно это меня и подтолкнуло познакомиться со Львом Слепнером. В целом, наш разговор со стороны был похож скорее на дуэль, нежели на мирную беседу. Зато по ее окончании мы разошлись друзьями.
J.Q.: Чье "ноу-хау" — петь с кларнетом во рту?
Лев Слепнер: Это придумал Сергей. Он тонко чувствует голосовую грань —этническую, шаманскую
J.Q.: У меня возникло ощущение, что каждая представленная здесь ваша пьеса, с точки зрения музыкального искусства, не столько "композиция", сколько звукопись.
Интересное определение! Такого еще у меня не было!
J.Q.: Попробую объяснить. В пьесах отсутствуют очень многие традиционные компоненты музыкального произведения: тематизм, связная мелодическая линия, гармоническое сопровождение... Есть некое "body' — маримба, которая скорее как звуковая медитация — вокруг которого формируется звуковое поле.
Я с этим не соглашусь. Тематизм есть в "Миссии". И вообще в нашем коллективе все инструменты равноправны. И не все зависит от маримбы.
J.Q.: Я не сказала, что она солирует. Но она доминнрует, она увязывает весь саунд. Она объединяет все инструменты, которые достаточно контрастны и не особенно сочетаемы.
Да. Маримба — как цемент. Но у нас есть и другие произведения, с иным распределением инструментов. Просто здесь мы показали наиболее яркие, "бисовые" композиции. Вот когда вы познакомитесь с нашим вторым диском "Charmed World" ("Зачарованный мир"), вы почувствуете не только свободу импровизации, а еще и заметите абсолютно выстроенное композиторское мышление и выписанные партитуры.
J.Q.: Вполне вероятно. Спасибо за диск. Но на концерте было ощущение, что это все рождается именно в данный момент и отражает сиюсекундное определенное, но только что возникшее эмоциональное состояние. Подобно тому, как во время шаманских заклинаний рождается некая общность между впадающими в транс людьми. От джаза здесь только условная свобода, которая "прочитывается" лишь благодаря некоему соблюдению динамических волн нарастания и спада,
Но у нас ведь есть импровизация.
J.Q.: Да. Но это скорее свобода звукового самовыражения. Так на психотерапевтических сеансах врач предлагает пациентам издать любой звук, который им хочется. И на любой громкости. Это одна из форм освобождения от психологической зажатости или других психических проблем.
(после долгого раздумья): Конечно.
J.Q.: Так что же это?
Мы нашли абсолютно точное определение — фьюжн. В это понятие входит все, вплоть до академической музыки в плане аранжировок, в которых мы даем волю оркестровым моментам. И мы не боимся уйти в точную фиксацию, где нет импровизации: мы даже кайфуем от этого! Мы используем какие-то краски, где есть импровизация на этнической основе. Например, в первой пьесе "Джунгли". Я месяц ездил с африканскими барабанщиками. Что они вытворяли, я видел "изнугри". А в пьесе Лало Шифрина "Миссия невыполнима" мы пытались создать стилистику фильмов а'ля Джеймс Bонд.
J.Q.: Да! Темочку вы анатомировали капитально. Разложили на тысячу кусочков, оставив только одну узнаваемую интонацию.
Мы создали свою аранжировку. А зачем повторять кого- то?
J.Q.: Конечно. Любой художник имеет право на собственное видение. Никто этого права не собирается оспаривать. Но и здесьi отчетливо проступает звуколюбование: слушание одного звука, желание проследить его рождение и угасание. Опять же это уход от джаза в сторону психоделикн. теософии звука, если угодно. Созерцание звука и его влияние на внутренний мир человека. Физическое воздействие звука на физиологию человека.
Иногда это и происходит.Мы пытаемся на наших концертах рисовать картины мира, образы. Мое личное убеждение таково: наша музыка несет именно образ. Слушая нас, вы не ждете привычных чередований солистов. Мы пытаемся создать некую картину, в которой рисуем наше собственное видение определенной ситуации.
J.Q.: А еще, слушая вас, мне вспомнился Скрябин в его световая партитура SlHC Вы пробуете работать светом, но уж как-то слишком прямолинейно: рассвет, закат. В связи с этим вопрос: не думали ли вы о световой режиссуре?
Вы попали в самую точку! У нас была презентация второго диска в зале Чайковского. Я специально для этого концерта за два месяца написал световую партитуру, в которой было расписано абсолютно все: соло, кульминации, подсветки всех инструментов. Вы вспомнили Скрябина. Именно он мне и дал первый толчок, когда я еще учился в Академии Гнесиных.
А вообще в моей композиторской практике появилось два понятия либо уход от реальности в собственные фантазии, либо отражение действительности. В Доме композиторов будет концерт, на котором прозвучит композиция "Апокалипсис".
J. Q.: А не слишком ли круто?
Я просто другого названия не смог найти. Это очень жесткое произведение, где Коля Солонович играет соло на виолончели Все построено на жесточайших риффах меди — тромбон, 'губа, валторна. Это реакция на сегодняшнюю жизнь, террористические акты, когда накапливается боль человеческая.
А второе направление — я "ухожу в себя". Обычно пишу сразу на синтезатор, чтобы тут же послушать. Здесь я уже просто контролирую свое подсознание, и оно мне "выдает":туда я пошел или нет. Бывает, сочиняю толстенные партитуры, а из всего получается тонюсенькая, на две минуты пьеса.
J.Q.: Джазовые музыканты говорят: сделать композицию — не проблема. А вот попробуй, сочини тему!!! У вас же эмоциональные состояния: условно гнев, радость, боль...
Форма композиции может быть совершенно разной: важно, что ты берешь за основу! Что вкладываешь в понятие "тема". У меня часто "тема" — не маримба. В "Джунглях", например, это виолончель.
J.Q.: Мне кажется, у вас "тема" является эквивалентом фразы, а не голоса инструмента. Чередование фраз — как моделирование "кубиками", из которых складывается форма. И каждый кубик своего размера и цвета. Это как в народной музыке: одна фраза может быть на две минуты, а другая — на 20 секунд.
Не могу с вами полностью согласиться. У нас репертуара на 2,5 часа. Большое количество композиций с массой тем и различной их разработкой. Не все идет как в этнической музыке. Хотя и она есть. Опять же "Джунгли".
J.Q.: Здесь просто "один в один". И, наверное, последнее! Мне все больше кажется, что вы вообще выходите за рамки привычного для концертной системы чередования композиций. Скорее это звуковой театр, которому требуются свои особые акты и картины. Может быть, одна часть звуко- спектакля продлится 40-50 минут. Потом — не антракт, а цветовая заставка, продолжающая на визуальном уровне развитие мысли. И вновь — продолжение звукоповествования...
Вполне возможно. Но пока мы к этому только идем. В какой-то мере я это чувствую. По крайне мере, когда мы делаем связки между пьесами, это имеет колоссальный успех
Ура, друзья! Восточные европейцы (то есть, мы) успешно осваивают мировое пространство этно-джаза, опираясь на собственные силы. Чтобы не быть голословной, представляю тем, кто еще не знает, обновленную белорусскую группу Акана-NHS. Это – настоящий ...
8 января в минском клубе Step музыкальной программой "Па шляху дуды і поўні" ("По пути волынки и полнолуния") отпраздновал свое десятилетие известный белорусский фольклорный коллектив «Ветах» (VIETAH) («Ветах» – северо-белорусское название третьей ...
В 1977 году Питер Лигат, будущий гитарист, композитор и вдохновитель группы Count Basic, переехал в Вену для обучения джазовой гитаре в Венской консерватории, поступив в нее в 1980-м году и окончив с отличием в 1985-м. За это время Питер Лигат ...
Наверное , человек был влюблен , поэтому он запел . Мой учитель так говорил : « Человек поет тогда , когда он уже не может говорить о любви ». Этери Бериашвили Around The World Expresss Поистине, счастливцы те, кому удалось хотя бы раз прокатиться ...
28 мая в Большом зале Белгосфилармонии при содействии Посольства США в Республике Беларусь состоялся концерт известной американской джазовой группы Alvin Atkinson & The Sounds Merchants. И перед началом описания событий, последовавших далее, ...
Проект Мирайф был создан в 1998 году композитором, пианистом и аранжировщиком Арменом Мерабовым (в прошлом талантливый тромбонист, ныне – гордый покоритель клавиш – виртуоз с нестандартным и уникальным мышлением). В том же году он пригласил в состав ...
Стараниями российских и отечественных исполнителей шансон у большинства белорусских слушателей ассоциируется с бандитского вида мужичком, который дурным голосом «поет» «за жизнь» и «за пацанов» под примитивный аккомпанемент гитары или синтезатора… ...
Как известно, настоящий музыкант все время пытается что-то создавать, творить, причем, вне зависимости от условий жизни, имеющихся или отсутствующих у него возможностей. Вот и участники ереванского квартета саксофонов ArtaSax в очередной раз ...
В декабре прошедшего года легендарному минскому диксиленду «Ренессанс» исполнилось 30 лет. Это поистине знаковое событие, ведь трудно даже представить, через сколько трудностей и препон пришлось пройти создателям и участникам коллектива, чтобы на ...
"New York Voices" - одна из лучших на сегодняшней мировой джазовой сцене вокальных групп. "Lambert, Hendricks and Ross", "Singers Unlimited", "Manhattan Transfer", "Take 6" - вот, пожалуй, и все группы этой категории и уровня. Несмотря на то, что ...
"Любите их, пока они живые". Так три года назад озаглавила свой материал про минскую джаз-группу "Яблочный чай" моя коллега Анна Аладова. Недавно было? Но даже тогда ситуацию в белорусском музыкальном бизнесе можно было назвать более оптимистичной и ...
Мы уже рассказывали вам о "Камерате". Это было в далеком 1997 году и давно назрела необходимость поговорить опять об этом интереснейшем коллективе. Что мы сейчас и сделаем. — Мы воспитывались в эпоху социализма, а джаз — это свобода. Мы все очень ...