Проект Мирайф был создан в 1998 году композитором, пианистом и аранжировщиком Арменом Мерабовым (в прошлом талантливый тромбонист, ныне – гордый покоритель клавиш – виртуоз с нестандартным и уникальным мышлением). В том же году он пригласил в состав группы певицу Мириам, уже успевшую заявить о себе (она выступала на сцене как сольная вокалистка, так и вместе с другими исполнителями). Мириам согласилась играть в джазовом коллективе не раздумывая. И началось…
Перечислять послужной список нашумевшей команды я не стану – его вы и сами можете воочию узреть на сайте группы miraif.ru. А в предисловии позволю себе еще только несколько строк, так сказать, для сути. Мирайф объездили с концертами полмира – всякий уважающий себя поклонник джаза хотел лично поприсутствовать в одном помещении с великолепными талантливыми музыкантами. И вот, совершенно случайно, я узнаю, что сей коллектив почтит своим приездам и нашу столицу. Их выступление планировалось провести в элитном клубе «Миллениум», где я и застал музыкантов, когда они проводили саунд-чек. Поскольку сия весть попала ко мне внезапно, то на подготовку к основательной беседе времени просто не хватило, и разговор получился спонтанным, порой ухабистым, но очень динамичным и интересным.
Итак, с удовольствием представляю читателям джаз-бэнд Мирайф в лице его руководителя Армена Мерабова и его очаровательной супруги Мириам (по совместительству вокалистки, или наоборот).
Мириам: Есть концерты, которые невозможно отменить. Тебя пригласили, заплатили деньги, и никого не волнует, как ты себя чувствуешь – иди и выступай, люди ждут. И выступаешь – что ж поделаешь? Профессия такая…
Мириам: Я недавно услышала одно из интервью Боярского, в котором актера спрашивали: «Как вам играется? Легко ли выходить на сцену к зрителям каждый день? Вы, наверное, долго готовитесь?» На что Боярский невозмутимо отвечал: «Представьте себе хирурга, который перед операцией стоит у зеркала со скальпелем и репетирует, думая, сколько надрезов нужно сделать и где. Смешно, не правда ли? Он же врач, его дело – спасать людей. Вот он и делает все возможное, чтобы человек не умер. Так же и я: в театр люди приходят отдохнуть душой, и актеры отдают самих себя на то, чтобы так все и было». С этим человеком я абсолютно согласна.
Мириам: Конечно. Но сравнивать я бы не стала, потому что не знаю, с чем. Это просто сладостный миг полета – здесь, и сейчас. Ты не думаешь о том, что будет завтра, ты живешь этим мигом – здесь и сейчас, ты поешь или играешь и паришь где-то. И слушатели чувствуют, когда музыкант действительно находится в полете, и перенимают это дивное ощущение от него.
Армен: И, как правило, лишь самые искренние музыкальные творения вызывают это чувство полета как у музыканта, так и у его слушателей. Он выстрадал свою композицию, создал ее без чьей-либо помощи и теперь дарит ее другим. Бывает страшно представить, через что нужно пройти, чтобы написать настоящую музыку, но когда это сделано, музыка уносит тебя в небеса.
Тоесть, конечныйрезультатважнеевсего?
Мириам: А разве он есть, этот конечный результат? Те чувства, о которых я попыталась рассказать, охватывают меня лишь на краткий миг, в основном после концерта. Потом я прихожу в себя и иду дальше: работаю над собой, пишу музыку, придумываю что-то новое. Нельзя жить одними этими восторгами – они очень быстро проходят, оставляя за собой пустоту, которую необходимо заполнить. Поэтому постоянно что-то придумываешь, изобретаешь. Музыка – это ежедневная работа над собой. Она неотделима от остальной жизни.
Акакдавновыживетевмузыке, илимузыкаживетввас?
Мириам: С пяти лет в моей жизни присутствует музыка. Правда, с тех пор я переквалифицировалась из пианистки в вокалистку (смеется). Вообще, если отдельно взять каждого члена нашего коллектива, и проследить его творческий путь, то станет ясно, что все мы в прошлом пианисты. Антон – ныне один из ведущих джазовых басистов, в прошлом – пианист. Армен – сейчас пианист, в прошлом – тромбонист. Дима – великолепный барабанщик, в прошлом – шикарный пианист.
Игра на клавишных формирует отношение к музыке. Если человек не знает классики и очень узко направлен в своих приоритетах, он и не будет дальше развиваться. Азбука музыки учит главному – бережному отношению к этой загадочной материи. Я считаю, что познание этой азбуки необходимо для каждого музыканта. А сия азбука есть ни что иное, как гармонический инструмент, после которого можно освоить практически все: от барабанов до гитар. Дело в том, что у пианистов особое мышление: они даже могут просчитать любой момент в общей пачке бэнда, что, несомненно, огромный плюс. Статичные музыканты, начавшие именно с того инструмента, на котором играют, вряд ли способны на подобное.
Армен: Лично я в детстве ненавидел музыку и очень не хотел ей заниматься. Я и в общеобразовательную школу-то с трудом ходил, а когда родители меня осчастливили известием, что придется ходить еще в одну школу – «радости» моей не было границ…
Этоужебольшепохоженаматематику.
Мириам: Но ведь равное соотношение ума и таланта и есть настоящая гармония.
Ачтовасвдохновляетнасозиданиеиобретениегармонии?
Мириам: А я просто ничего другого больше делать не умею, кроме как быть музыкантом.
Армен: Неправда! Она еще потрясающе готовит!
Мириам: В повара я точно переквалифицироваться не собираюсь. Музыка – это мое призвание, которое я люблю. Не могу без этого жить. Я, даже находясь в декрете, ни одного дня не просидела просто дома – постоянно занималась или выступала. Сцена – это великий лекарь от многих недугов.
Адетитожепошлипостопамсвоихмузыкальныхродителей?
Армен: У нас две дочери, и они еще маленькие, чтобы куда-то идти, тем более, не определившись. Первую мы, правда, немного опоздали связать с музыкой, но на данный момент могу с уверенностью сказать, что она – хороший человек.
Армен: Интересный вопрос. Это два взаимодополняющих понятия. Сейчас многие классические композиторы начинают не с гармонии, а с импровизации. Получаются совершенно невообразимые атональные мотивы, которые имеют успех. Это объясняется тем, что практически в каждом музыканте есть желание создать свою музыку. Но все уже и так создано, причем задолго до нас, вот каждый и изгаляется, как может.
Но лично я считаю, что это самое гармоническое построение – классическая база, которая служит основой для любой новой музыки. Ведь если не знаешь построений – попробуй, сымпровизируй! Может быть, из десяти таких композиций одна и получится классной, но остальные будут напоминать результат деятельности хаотично пиликающих обезьян.
Мириам: Здесь, к сожалению, многое еще зависит и от перформанса, что, несомненно, является парадоксом в творческой жизни современного мира. Ныне человек-собака может заработать гораздо больше, чем талантливый художник-импрессионист.
Армен: В начале двадцатого века любой уважающий себя музыкант обладал собственным звучанием, за что его узнавали и уважали другие. А сейчас все настолько исполнено штампов, что теряешься в обилии однообразной музыки.
Мне кажется, что музыка есть отражение внутреннего мира человека. Насколько он духовно обогащен – настолько и разнообразна музыкальная гармония. Если человек себя не обманывает и искренне верит в свое творчество – значит, у него есть будущее. Но если музыкант лишь научился быстро перебирать ноты и начал применять некоторые законы – это не значит, что он уже играет джаз.
Армен: Гений парадоксу друг. Однозначно это вряд ли можно определить. На мой взгляд, если человек дружит с парадоксами и умеет сочетать в себе не сочетаемые вещи, то он гений. К примеру: водка и пиво – не сочетаемые субстанции. Но если человек остается трезв после пяти литров пива и одного литра водки – то его гениальность налицо (шутка). На самом деле, умом этого постичь нельзя, хотя человеческая природа такова, что все воспринимает разумом. Но просчитать гения мозгом нельзя.
Мириам: К примеру, выходит на сцену очень голосистая певица, в помощь которой предоставлена вся передовая музыкальная техника. У нее грандиозное шоу, ослепительная феерия красок – но публика холодна, ее не цепляет. А следом выходит пропитый и прокуренный дядька, который может спеть всего три ноты. Но каждая из этих нот убивает (в хорошем смысле этого слова) слушателя наповал.
Часто на концертах я слышу от музыкантов, готовящихся к выходу, фразы типа: «Сейчас выйдем, и всех порвем!» Кого вы собрались рвать?!! Вы что, с ума сошли?!! Лучше бы сказали: «Давайте выйдем, услышим друг друга, и сделаем музыку».
Армен: Сейчас люди перестали искать. Определяющими вопросами в жизни музыкантов стали: «Есть ли работа?», «Сколько платят?», «Какая халтура?», «Ставят ли стол?». А кто такой музыкант? Это человек, которой может и не быть профессионалом в своей области, но он творческая личность, которая должна постоянно развиваться. У него обязательно должно быть представление о религии, философии, искусстве – то есть, обо всем, из чего может сформироваться его внутренний мир и представление о жизни, что он потом и выразит в своей музыке.
Каквысчитаете, музыка – этозлоеилидоброеначало?
Армен: Конечно доброе, я бы даже сказал, божественное.
Армен: Ну, демоническое начало присутствует в любой материи. Для чего ведь Бог создал сатану и его демонов? Чтобы людям «вставлять» за грехи по первое число.
Армен: Все мы не вечные. И все уйдем, так лучше это сделать красиво. И Jazz-Квадрат (при всем моем уважении) когда-нибудь загнется.
Ядумаю, тольковместесджазом.
Армен: А вдруг начнутся апокалипсические войны, и весь мир погибнет? Останется, к примеру, лишь один Алтай.
Ничего, музыкаинаварганекрасивозвучит.
Армен: Конечно! Мой друг однажды в своей композиции хотел записать варган. Время поджимало, срочно нужен был варганист, но найти такового не представлялось возможным. Тогда он купил этот самый варган, сам научился на нем играть и прописал все нужные ему партии.
Армен: Да, согласен. Есть такие медитативные инструменты, играя на которых, сам становишься этой музыкой, погружаешься в транс, который она рождает. Поэтому и сам блюз – музыка равновесия.
А вообще, настоящая музыка должна привести человека к осознанию того, кто он есть на самом деле. Говоря по простому – к самопостижению. Вот истинное назначение музыки. Поэтому любой музыкальный стиль – это лишь очередная ступень на пути саморазвития. И чем больше человек развивается, тем ближе он подходит к свободе.
В тему, вспоминается одна притча, которая отходит к временам Акбара Великого (жил 500 лет назад такой индийский царь). Так вот, сей Акбар был большим знатоком и любителем искусства. Однажды он услышал пение странствующего барда, и красивее и чище его голоса царь доселе ничего не слышал. Он как следует наградил менестреля, поселил у себя. Благодарный бард пел ему свои песни, а царь наслаждался и допытывался, где его гость научился так петь? Однажды бард сдался на уговоры и повел царя в Тибет – к своему учителю. Это странствие заняло множество времени, но оно того стоило: лишь царь услышал пение учителя, то сразу погрузился в Нирвану. Когда же он пришел в себя, то спросил, как он это делает, ведь лучше его ученика не могло быть певцов вообще! На что старый учитель ответил: «Мой ученик поет для людей, я же пою для Бога!»
Армен: Отвечу в тему одним музыкальным анекдотом. У музыканта спрашивают:
– Как же вы расслабляетесь в жизни? Может водку пьете?
– Да нет, я не пьющий.
– Может, анашу курите?
– Нет, я этим не грешу.
– Вы, наверное, спортом занимаетесь?
– Нет.
– Как же, все-таки, вы расслабляетесь?
– А я и не напрягаюсь.
28 мая в Большом зале Белгосфилармонии при содействии Посольства США в Республике Беларусь состоялся концерт известной американской джазовой группы Alvin Atkinson & The Sounds Merchants. И перед началом описания событий, последовавших далее, ...
Стараниями российских и отечественных исполнителей шансон у большинства белорусских слушателей ассоциируется с бандитского вида мужичком, который дурным голосом «поет» «за жизнь» и «за пацанов» под примитивный аккомпанемент гитары или синтезатора… ...
Как известно, настоящий музыкант все время пытается что-то создавать, творить, причем, вне зависимости от условий жизни, имеющихся или отсутствующих у него возможностей. Вот и участники ереванского квартета саксофонов ArtaSax в очередной раз ...
В декабре прошедшего года легендарному минскому диксиленду «Ренессанс» исполнилось 30 лет. Это поистине знаковое событие, ведь трудно даже представить, через сколько трудностей и препон пришлось пройти создателям и участникам коллектива, чтобы на ...
"New York Voices" - одна из лучших на сегодняшней мировой джазовой сцене вокальных групп. "Lambert, Hendricks and Ross", "Singers Unlimited", "Manhattan Transfer", "Take 6" - вот, пожалуй, и все группы этой категории и уровня. Несмотря на то, что ...
"Любите их, пока они живые". Так три года назад озаглавила свой материал про минскую джаз-группу "Яблочный чай" моя коллега Анна Аладова. Недавно было? Но даже тогда ситуацию в белорусском музыкальном бизнесе можно было назвать более оптимистичной и ...
Мы уже рассказывали вам о "Камерате". Это было в далеком 1997 году и давно назрела необходимость поговорить опять об этом интереснейшем коллективе. Что мы сейчас и сделаем. — Мы воспитывались в эпоху социализма, а джаз — это свобода. Мы все очень ...
Вниманию читателей предлагается интервью Фредди Ангстманна (Freddy J. Angstmann), продюсера вокального госпел-квинтета "The Johnny Thompson Singers", данное им Серене Бланко (Serena Blanco). Три года назад коллектив побывал в Минске (см. ДК №2 за ...
Первое же появление на большой сцене музыкантов литовской группы, объединенных музыкой и именем своего лидера Дэйнюса Пулаускаса, самые первые аккорды их музыки породили фурор в Литве. "Новое веяние в литовской джазовой музыке", — так громок был ...
Мы в редакции узнали о существовании этого коллектива благодаря их последним альбомам "Love Is A Golden Glue" (2000г., см. "Jazz-Квадрат" №1/02) и "Uncovered" (2002г., см. "Jazz-Квадрат" №2/02). Оба они были изданы фирмой "Timeless" и попали к нам ...
"...Они выходят на сцену, садятся на стулья и начинают играть. Зал замирает. Проходит десять минут, случайно пришедший слушатель спрашивает: "А когда они закончат настраиваться и начнут играть?". "А они уже играют. Это же Князь Мышкин", – отвечают ...
Svet Boogie Band признается блюзовым коллективом №1 в Беларуси. Группа играет в лучших белорусских музыкальных клубах, а также является одним из лидеров клубной блюзовой сцены Москвы. Кроме того, Svet Boogie Band выступает во многих городах России и ...