nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Леонид Нарушевич: Почему-то не пел

Леонид Нарушевич: Почему-то не пел  "...Они выходят на сцену, садятся на стулья и начинают играть. Зал замирает. Проходит десять минут, случайно пришедший слушатель спрашивает: "А когда они закончат настраиваться и начнут играть?". "А они уже играют. Это же Князь Мышкин", – отвечают ему" (Ситуация, подсмотренная на одном из выступлений "Князя Мышкина"). Трио "Князь Мышкин" возникло еще в начале 90-х, и почти сразу стало культовым. И дело даже не в том, что белорусский слушатель узнал новое словосочетание "интуитивная импровизация". Дело в спокойной и одновременно бешеной энергетике, которую получают люди, пришедшие на их выступление.

Сегодня на вопросы "Минского блога" отвечает бессменный лидер группы Леонид Нарушевич.

– "Князю Мышкину" уже более пятнадцати лет. Ты помнишь свое первое выступление?

– Такое не забывается. Это был 1991 год, тогда мы, кстати, назывались "Проект 19, 91". Боря Штерн пригласил нас играть в "Альтернативный театр" вместо какой-то команды. Несмотря на то, что это был первый концерт, нас, как говориться, перло не по-детски. Люди встали, аплодировали. Как результат, Боря на нас обиделся, потому что его команде так не хлопали. Было здорово. Это выступление стало определяющим для нас.

А потом мы сдружились с художниками, выступали у них на выставках. Пришли в газету "Такая жизнь", которая потом переросла в альманах "Монолог", играли редакции, участвовали в маленьких фестивальчиках.

Тогда такая музыка воспринималась весьма сложно. И когда сейчас вспоминаешь то время, то удивляешься: люди, которые в девяностых такую музыку на дух не переносили – среди них был и известный музыкальный критик Подберезский – сейчас общаются с нами, как со старыми знакомыми и считают нас хорошими музыкантами.

– Что ты больше всего ценишь на концерте: площадь зала, качество аппаратуры, количество слушателей или атмосферу и настроение?

– Важны многие факторы. Для меня, например, как для гитариста очень важно качество аппаратуры, важно, как я звучу. Естественно, важна и публика. Причем, подготовленная публика – это больше чем пятьдесят процентов успеха концерта.

Нашу музыку здорово играть и в большом зале и в маленькой галерее. А атмосфера и настроение приходит во время игры, и это также весьма важный фактор.

– У князя Мышкина есть "среднестатистический" поклонник?

– А поклонники наши, собственно, за все эти годы не изменились, несмотря на то, что пришло и новое поколение слушателей. Окидывая взглядом пришедших на концерт, я узнаю много лиц.

– Ты можешь назвать свою музыку одним словом или фразой, так, чтобы человек, который никогда вас не слышал, понял, о чем идет речь?

– Сложно. Это музыка состояния. Состояния людей, которые ее делают и людей, которые ее слушают. У нас происходит контакт с публикой, постоянный диалог, спор: когда я чувствую, что у человека появилось сопротивление к музыке, мы пытаемся перебороть это сопротивление, если наоборот, человек слушает внимательно, то, соответственно, хочется сыграть еще лучше. Наша цель не только самим получить удовольствие от игры, но и передать слушателю это удовольствие.

Кто-то называет нашу музыку медитативной. И, местами они правы – когда я сам слушаю свою музыку дома, то меня порой на сон клонит (смеется – З.П.).

Я еще называю свою музыку фотографией. Ведь по записи часто можно воссоздать то состояние, в котором ты прибывал в момент ее создания.

Мы не вслушиваемся в то, что играем. Нам нравится само сочетание звуков. Тут нет математики, на которой построена классическая музыка, тут присутствуют эмоции и настроение. Мы никогда не репетируем, играем так, как чувствуем в данный момент, здесь и сейчас.

– В девяностых ты проводил культовый фестиваль "Синий перец". Куда и почему он пропал?

– Где-то в интернете я прочитал примерно следующее: "Леонид Нарушевич предал "Синий перец"". Это глупость. Начнем хотя бы с того, что фестиваль поначалу задумывался как площадка для нас. Я находил зал, компаньонов – и у нас стабильно раз в год был концерт. Потом фестиваль начал обрастать людьми: какие-то новые музыкальные проекты, электронщики, поэты, художники. Но потом начались повторы, закончились интересные люди и группы – страна-то маленькая, населения немного, причем, большинство из них – колхозники. Тяжело было найти постоянное подпитывание. А приглашать коллективы из России или Европы мы не могли, ведь людям надо оплачивать дорогу, проживание. Однажды я подумал, что цифра 10 – хороша, вот "Синий перец" и закончился десятым фестивалем.

Сейчас мне намного интересней самому куда-то ездить и выступать. Минск, к сожалению, ничего предоставить не может. Возможно, ситуация изменится позже, когда Беларусь станет европейской.

У меня появилось много знакомых музыкантов и в России, и в Польше, и в Литве, которые хотят тут выступить. А где? Клубов нет, вести в какой-нибудь "подвал" на двадцать человек не очень хочется. Вот такая ситуация…

– Девяностые отличаются от двухтысячных? Когда белорусскому музыканту чувствовалось уютнее?

– Девяностые. Это несомненно. Было больше творчества, больше возможностей: клубы, издания, фонды и т.д. Это был настоящий подъем, потому что люди верили, что все вскоре измениться к лучшему. А прошло десять лет, и я вижу, что все меняется к худшему. И необходимо что-то делать, менять ситуацию, иначе смерть. Можно приехать в любую белорусскую деревню, и посмотреть, что будет с нами через десяток лет.

У нас ведь даже клубы закрывают, остаются лишь "дискотечные" места, которые неподъемны для белорусского андеграунда.

– А какой выход из этой ситуации? Лявон Вольский недавно сказал, что надо снова проводить квартирники…

– Да, квартирники – очень хороший вариант. Там можно и поиграть и наговориться. Правда, наверняка, найдется какая-нибудь сука, которая всех сдаст…

Все формы хороши. Интернет пока еще не задушен, есть интернет-радио, интернет-телевидение, подкасты. Свято место пусто не бывает – какие-то новые или забытые старые формы должны появится на месте закрытых клубов.

– Я слышал, будто в девяностых "Князь Мышкин" играл даже на юбилее БТ…

– Да! Было такое (смеется – З.П.). Но тогда было другое время. Нас пригласили художники-оформители, которые на сорокалетие БТ сделали выставку своих работ. Художники провели нас через охрану, выделили место с декорациями и… забыли про нас, пошли бухать. Бэтэшники тоже разошлись по студиям да столовым. Как результат, у нас остался только один слушатель – Элеонора Эзерская. Тогда мы устроили музыкальный дебош с элементами нойза. Мимо проходили шокированные люди, милиция, которая охраняла празднество, не знала, что им делать.

– Глядя на вашу афишу, замечаешь, что основная масса выступлений проходит за границей. И становится как-то грустно, обидно…

– Думаешь, нам не обидно?! Время смутное, в Беларуси мало возможностей для выступлений. Вот и приходится всеми правдами и неправдами преодолевать границы и выезжать в другие страны. Но в этом есть и плюс – европейцы узнали, что в Беларуси есть такая музыка.

– За время существования твоего трио вышло свыше десятка альбомов. А есть любимый, тот, которым ты гордишься?

– Да, это "Summer Session", который вышел на американском лейбле Woodrecords и "Концерт в ГЕЗе", вышедший на белорусском интернет-лейбле.

– Последний вопрос. Зная то, что в вашем коллективе никто не поет, было забавно читать на одном LJ отчет о вашем концерте. Какой-то юзер написал: ""Князь Мышкин", как всегда, выступил гениально. Правда, на сей раз, почему-то не пел". Так, когда же вы запоете?

– Хм, действительно забавный отчет. У меня нет такого голоса, чтобы петь. Да и, ни у кого в трио тоже нет достаточных вокальных данных. Хотя нет, обманываю, один раз пели. Это было ночью во время прямого эфира на московском радио "Культура". Тогда мы в студии запели акапельно. Песня посвящалась приезду нашего президента в Москву на переговоры, посвященные нефте-газовому конфликту. Пели, причем, такими хоменковскими голосами. Нам было стебно. Люди, которые сидели в это время в студии, находились в настоящем шоке.

Фонография "Князя Мышкина":

1991 "Послеполуденный отдых Корягина"
1991 "Моноимпровизации"
1992 "От лени фейгину"
1992 "Петин домик"
1993 "Мазки"
1993 "Примитивная память носа"
1994 "Пельмени декабря"
1994 "Изыскания полезных ископаемых"
1995 "Жеко"
1995 "Вальсики"
1996 "10 пьес и синий синий"
1997 "Кошык"
1997 "Даруй"
1998 "Горячий финский зартипос"
2000 "Волшебник и баба"
2001 "Summer Session"
2003 "тихо-tiho"
2003 "Double Release"
2003 "ЛЕБЕДЗЬРАКДАЩУКА"
2005 "Pokeda"
2007 "Концерт в ГЕЗе"

Справка

Белорусская группа интуитивной импровизации "Князь Мышкин" существует около 16 лет. Ее основателем и идейным руководителем является гитарист Леонид Нарушевич, состав же играющих с ним музыкантов постоянно меняется. За это время команда записала полтора десятка альбомов (которые выходили почти исключительно на кассетах), переиграла на множестве фестивалей (в их числе "Сырок-5" в Москве, "Скиф-5" в Санкт-Петербурге, "Альтернатива" в Праге и др.), выпустила диски на американском лейбле Woodrecords, московских Geometria и AKATZIA.

Несмотря на то, что группа явно тяготеет к работе с "большими формами", их композиции слушаются с неослабевающим интересом, буквально на одном дыхании. Причина в том, что построенной на свободной импровизации музыке удается избежать штампов и шаблонов любых жанров и стилей – как джазовых, так и роковых. Тут практически нет пустых или проходных мест, музыка никогда не топчется на месте, не раздувается, пытаясь заполнить гигантский объем бесконечными и бессмысленными сольными брейками отдельных инструментов или занудными повторами; она спокойно и естественно живет, дышит и развивается. А участники группы, кажется, всего лишь дают возможность распуститься этому невиданному цветку удивительной красоты, стараясь не задавить его неосторожными и неоправданными действиями. Они предпочитают работать с ритмом и мелодией, избегая шумов и диссонансов. Тут нет ни солирующих, ни аккомпанирующих инструментов, искра проскакивает в момент свободного взаимодействия музыкантов. По обыкновению вещи записываются вживую, без каких-либо наложений.

Беседовал Змитер ПЛЯН


стиль
джаз
страна
Беларусь
музыкальный стиль
авангард


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с ансамблями

  • стиль: джаз, джаз
Проект Мирайф был создан в 1998 году композитором, пианистом и аранжировщиком Арменом Мерабовым (в прошлом талантливый тромбонист, ныне – гордый покоритель клавиш – виртуоз с нестандартным и уникальным мышлением). В том же году он пригласил в состав ...
  • стиль: этно, этно
Стараниями российских и отечественных исполнителей шансон у большинства белорусских слушателей ассоциируется с бандитского вида мужичком, который дурным голосом «поет» «за жизнь» и «за пацанов» под примитивный аккомпанемент гитары или синтезатора… ...
  • стиль: джаз, джаз
Как известно, настоящий музыкант все время пытается что-то создавать, творить, причем, вне зависимости от условий жизни, имеющихся или отсутствующих у него возможностей. Вот и участники ереванского квартета саксофонов ArtaSax в очередной раз ...
  • стиль: джаз, джаз
В декабре прошедшего года легендарному минскому диксиленду «Ренессанс» исполнилось 30 лет. Это поистине знаковое событие, ведь трудно даже представить, через сколько трудностей и препон пришлось пройти создателям и участникам коллектива, чтобы на ...
  • стиль: джаз, джаз
"New York Voices" - одна из лучших на сегодняшней мировой джазовой сцене вокальных групп. "Lambert, Hendricks and Ross", "Singers Unlimited", "Manhattan Transfer", "Take 6" - вот, пожалуй, и все группы этой категории и уровня. Несмотря на то, что ...
  • стиль: джаз, джаз
"Любите их, пока они живые". Так три года назад озаглавила свой материал про минскую джаз-группу "Яблочный чай" моя коллега Анна Аладова. Недавно было? Но даже тогда ситуацию в белорусском музыкальном бизнесе можно было назвать более оптимистичной и ...
  • стиль: джаз, джаз
Мы уже рассказывали вам о "Камерате". Это было в далеком 1997 году и давно назрела необходимость поговорить опять об этом интереснейшем коллективе. Что мы сейчас и сделаем. — Мы воспитывались в эпоху социализма, а джаз — это свобода. Мы все очень ...
  • стиль: джаз, джаз
Вниманию читателей предлагается интервью Фредди Ангстманна (Freddy J. Angstmann), продюсера вокального госпел-квинтета "The Johnny Thompson Singers", данное им Серене Бланко (Serena Blanco). Три года назад коллектив побывал в Минске (см. ДК №2 за ...
  • стиль: джаз, джаз
Первое же появление на большой сцене музыкантов литовской группы, объединенных музыкой и именем своего лидера Дэйнюса Пулаускаса, самые первые аккорды их музыки породили фурор в Литве. "Новое веяние в литовской джазовой музыке", — так громок был ...
  • стиль: джаз, джаз
Мы в редакции узнали о существовании этого коллектива благодаря их последним альбомам "Love Is A Golden Glue" (2000г., см. "Jazz-Квадрат" №1/02) и "Uncovered" (2002г., см. "Jazz-Квадрат" №2/02). Оба они были изданы фирмой "Timeless" и попали к нам ...
  • стиль: блюз, блюз
Svet Boogie Band признается блюзовым коллективом №1 в Беларуси. Группа играет в лучших белорусских музыкальных клубах, а также является одним из лидеров клубной блюзовой сцены Москвы. Кроме того, Svet Boogie Band выступает во многих городах России и ...
  • стиль: джаз, джаз
Интересно, порой, оборачивается жизнь музыканта… Как ни крути, но, похоже, именно разнообразие стилей и направлений в музыке, которыми ему подвластны, делает музыканта настоящим профессионалом. Все это справедливо и в отношении моего собеседника, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com