"...Они выходят на сцену, садятся на стулья и начинают играть. Зал замирает. Проходит десять минут, случайно пришедший слушатель спрашивает: "А когда они закончат настраиваться и начнут играть?". "А они уже играют. Это же Князь Мышкин", – отвечают ему" (Ситуация, подсмотренная на одном из выступлений "Князя Мышкина"). Трио "Князь Мышкин" возникло еще в начале 90-х, и почти сразу стало культовым. И дело даже не в том, что белорусский слушатель узнал новое словосочетание "интуитивная импровизация". Дело в спокойной и одновременно бешеной энергетике, которую получают люди, пришедшие на их выступление.
Сегодня на вопросы "Минского блога" отвечает бессменный лидер группы Леонид Нарушевич.
– "Князю Мышкину" уже более пятнадцати лет. Ты помнишь свое первое выступление?
– Такое не забывается. Это был 1991 год, тогда мы, кстати, назывались "Проект 19, 91". Боря Штерн пригласил нас играть в "Альтернативный театр" вместо какой-то команды. Несмотря на то, что это был первый концерт, нас, как говориться, перло не по-детски. Люди встали, аплодировали. Как результат, Боря на нас обиделся, потому что его команде так не хлопали. Было здорово. Это выступление стало определяющим для нас.
А потом мы сдружились с художниками, выступали у них на выставках. Пришли в газету "Такая жизнь", которая потом переросла в альманах "Монолог", играли редакции, участвовали в маленьких фестивальчиках.
Тогда такая музыка воспринималась весьма сложно. И когда сейчас вспоминаешь то время, то удивляешься: люди, которые в девяностых такую музыку на дух не переносили – среди них был и известный музыкальный критик Подберезский – сейчас общаются с нами, как со старыми знакомыми и считают нас хорошими музыкантами.
– Что ты больше всего ценишь на концерте: площадь зала, качество аппаратуры, количество слушателей или атмосферу и настроение?
– Важны многие факторы. Для меня, например, как для гитариста очень важно качество аппаратуры, важно, как я звучу. Естественно, важна и публика. Причем, подготовленная публика – это больше чем пятьдесят процентов успеха концерта.
Нашу музыку здорово играть и в большом зале и в маленькой галерее. А атмосфера и настроение приходит во время игры, и это также весьма важный фактор.
– У князя Мышкина есть "среднестатистический" поклонник?
– А поклонники наши, собственно, за все эти годы не изменились, несмотря на то, что пришло и новое поколение слушателей. Окидывая взглядом пришедших на концерт, я узнаю много лиц.
– Ты можешь назвать свою музыку одним словом или фразой, так, чтобы человек, который никогда вас не слышал, понял, о чем идет речь?
– Сложно. Это музыка состояния. Состояния людей, которые ее делают и людей, которые ее слушают. У нас происходит контакт с публикой, постоянный диалог, спор: когда я чувствую, что у человека появилось сопротивление к музыке, мы пытаемся перебороть это сопротивление, если наоборот, человек слушает внимательно, то, соответственно, хочется сыграть еще лучше. Наша цель не только самим получить удовольствие от игры, но и передать слушателю это удовольствие.
Кто-то называет нашу музыку медитативной. И, местами они правы – когда я сам слушаю свою музыку дома, то меня порой на сон клонит (смеется – З.П.).
Я еще называю свою музыку фотографией. Ведь по записи часто можно воссоздать то состояние, в котором ты прибывал в момент ее создания.
Мы не вслушиваемся в то, что играем. Нам нравится само сочетание звуков. Тут нет математики, на которой построена классическая музыка, тут присутствуют эмоции и настроение. Мы никогда не репетируем, играем так, как чувствуем в данный момент, здесь и сейчас.
– В девяностых ты проводил культовый фестиваль "Синий перец". Куда и почему он пропал?
– Где-то в интернете я прочитал примерно следующее: "Леонид Нарушевич предал "Синий перец"". Это глупость. Начнем хотя бы с того, что фестиваль поначалу задумывался как площадка для нас. Я находил зал, компаньонов – и у нас стабильно раз в год был концерт. Потом фестиваль начал обрастать людьми: какие-то новые музыкальные проекты, электронщики, поэты, художники. Но потом начались повторы, закончились интересные люди и группы – страна-то маленькая, населения немного, причем, большинство из них – колхозники. Тяжело было найти постоянное подпитывание. А приглашать коллективы из России или Европы мы не могли, ведь людям надо оплачивать дорогу, проживание. Однажды я подумал, что цифра 10 – хороша, вот "Синий перец" и закончился десятым фестивалем.
Сейчас мне намного интересней самому куда-то ездить и выступать. Минск, к сожалению, ничего предоставить не может. Возможно, ситуация изменится позже, когда Беларусь станет европейской.
У меня появилось много знакомых музыкантов и в России, и в Польше, и в Литве, которые хотят тут выступить. А где? Клубов нет, вести в какой-нибудь "подвал" на двадцать человек не очень хочется. Вот такая ситуация…
– Девяностые отличаются от двухтысячных? Когда белорусскому музыканту чувствовалось уютнее?
– Девяностые. Это несомненно. Было больше творчества, больше возможностей: клубы, издания, фонды и т.д. Это был настоящий подъем, потому что люди верили, что все вскоре измениться к лучшему. А прошло десять лет, и я вижу, что все меняется к худшему. И необходимо что-то делать, менять ситуацию, иначе смерть. Можно приехать в любую белорусскую деревню, и посмотреть, что будет с нами через десяток лет.
У нас ведь даже клубы закрывают, остаются лишь "дискотечные" места, которые неподъемны для белорусского андеграунда.
– А какой выход из этой ситуации? Лявон Вольский недавно сказал, что надо снова проводить квартирники…
– Да, квартирники – очень хороший вариант. Там можно и поиграть и наговориться. Правда, наверняка, найдется какая-нибудь сука, которая всех сдаст…
Все формы хороши. Интернет пока еще не задушен, есть интернет-радио, интернет-телевидение, подкасты. Свято место пусто не бывает – какие-то новые или забытые старые формы должны появится на месте закрытых клубов.
– Я слышал, будто в девяностых "Князь Мышкин" играл даже на юбилее БТ…
– Да! Было такое (смеется – З.П.). Но тогда было другое время. Нас пригласили художники-оформители, которые на сорокалетие БТ сделали выставку своих работ. Художники провели нас через охрану, выделили место с декорациями и… забыли про нас, пошли бухать. Бэтэшники тоже разошлись по студиям да столовым. Как результат, у нас остался только один слушатель – Элеонора Эзерская. Тогда мы устроили музыкальный дебош с элементами нойза. Мимо проходили шокированные люди, милиция, которая охраняла празднество, не знала, что им делать.
– Глядя на вашу афишу, замечаешь, что основная масса выступлений проходит за границей. И становится как-то грустно, обидно…
– Думаешь, нам не обидно?! Время смутное, в Беларуси мало возможностей для выступлений. Вот и приходится всеми правдами и неправдами преодолевать границы и выезжать в другие страны. Но в этом есть и плюс – европейцы узнали, что в Беларуси есть такая музыка.
– За время существования твоего трио вышло свыше десятка альбомов. А есть любимый, тот, которым ты гордишься?
– Да, это "Summer Session", который вышел на американском лейбле Woodrecords и "Концерт в ГЕЗе", вышедший на белорусском интернет-лейбле.
– Последний вопрос. Зная то, что в вашем коллективе никто не поет, было забавно читать на одном LJ отчет о вашем концерте. Какой-то юзер написал: ""Князь Мышкин", как всегда, выступил гениально. Правда, на сей раз, почему-то не пел". Так, когда же вы запоете?
– Хм, действительно забавный отчет. У меня нет такого голоса, чтобы петь. Да и, ни у кого в трио тоже нет достаточных вокальных данных. Хотя нет, обманываю, один раз пели. Это было ночью во время прямого эфира на московском радио "Культура". Тогда мы в студии запели акапельно. Песня посвящалась приезду нашего президента в Москву на переговоры, посвященные нефте-газовому конфликту. Пели, причем, такими хоменковскими голосами. Нам было стебно. Люди, которые сидели в это время в студии, находились в настоящем шоке.
Белорусская группа интуитивной импровизации "Князь Мышкин" существует около 16 лет. Ее основателем и идейным руководителем является гитарист Леонид Нарушевич, состав же играющих с ним музыкантов постоянно меняется. За это время команда записала полтора десятка альбомов (которые выходили почти исключительно на кассетах), переиграла на множестве фестивалей (в их числе "Сырок-5" в Москве, "Скиф-5" в Санкт-Петербурге, "Альтернатива" в Праге и др.), выпустила диски на американском лейбле Woodrecords, московских Geometria и AKATZIA.
Несмотря на то, что группа явно тяготеет к работе с "большими формами", их композиции слушаются с неослабевающим интересом, буквально на одном дыхании. Причина в том, что построенной на свободной импровизации музыке удается избежать штампов и шаблонов любых жанров и стилей – как джазовых, так и роковых. Тут практически нет пустых или проходных мест, музыка никогда не топчется на месте, не раздувается, пытаясь заполнить гигантский объем бесконечными и бессмысленными сольными брейками отдельных инструментов или занудными повторами; она спокойно и естественно живет, дышит и развивается. А участники группы, кажется, всего лишь дают возможность распуститься этому невиданному цветку удивительной красоты, стараясь не задавить его неосторожными и неоправданными действиями. Они предпочитают работать с ритмом и мелодией, избегая шумов и диссонансов. Тут нет ни солирующих, ни аккомпанирующих инструментов, искра проскакивает в момент свободного взаимодействия музыкантов. По обыкновению вещи записываются вживую, без каких-либо наложений.
Наверное , человек был влюблен , поэтому он запел . Мой учитель так говорил : « Человек поет тогда , когда он уже не может говорить о любви ». Этери Бериашвили Around The World Expresss Поистине, счастливцы те, кому удалось хотя бы раз прокатиться ...
28 мая в Большом зале Белгосфилармонии при содействии Посольства США в Республике Беларусь состоялся концерт известной американской джазовой группы Alvin Atkinson & The Sounds Merchants. И перед началом описания событий, последовавших далее, ...
Проект Мирайф был создан в 1998 году композитором, пианистом и аранжировщиком Арменом Мерабовым (в прошлом талантливый тромбонист, ныне – гордый покоритель клавиш – виртуоз с нестандартным и уникальным мышлением). В том же году он пригласил в состав ...
Стараниями российских и отечественных исполнителей шансон у большинства белорусских слушателей ассоциируется с бандитского вида мужичком, который дурным голосом «поет» «за жизнь» и «за пацанов» под примитивный аккомпанемент гитары или синтезатора… ...
Как известно, настоящий музыкант все время пытается что-то создавать, творить, причем, вне зависимости от условий жизни, имеющихся или отсутствующих у него возможностей. Вот и участники ереванского квартета саксофонов ArtaSax в очередной раз ...
В декабре прошедшего года легендарному минскому диксиленду «Ренессанс» исполнилось 30 лет. Это поистине знаковое событие, ведь трудно даже представить, через сколько трудностей и препон пришлось пройти создателям и участникам коллектива, чтобы на ...
"New York Voices" - одна из лучших на сегодняшней мировой джазовой сцене вокальных групп. "Lambert, Hendricks and Ross", "Singers Unlimited", "Manhattan Transfer", "Take 6" - вот, пожалуй, и все группы этой категории и уровня. Несмотря на то, что ...
"Любите их, пока они живые". Так три года назад озаглавила свой материал про минскую джаз-группу "Яблочный чай" моя коллега Анна Аладова. Недавно было? Но даже тогда ситуацию в белорусском музыкальном бизнесе можно было назвать более оптимистичной и ...
Мы уже рассказывали вам о "Камерате". Это было в далеком 1997 году и давно назрела необходимость поговорить опять об этом интереснейшем коллективе. Что мы сейчас и сделаем. — Мы воспитывались в эпоху социализма, а джаз — это свобода. Мы все очень ...
Вниманию читателей предлагается интервью Фредди Ангстманна (Freddy J. Angstmann), продюсера вокального госпел-квинтета "The Johnny Thompson Singers", данное им Серене Бланко (Serena Blanco). Три года назад коллектив побывал в Минске (см. ДК №2 за ...
Первое же появление на большой сцене музыкантов литовской группы, объединенных музыкой и именем своего лидера Дэйнюса Пулаускаса, самые первые аккорды их музыки породили фурор в Литве. "Новое веяние в литовской джазовой музыке", — так громок был ...
Мы в редакции узнали о существовании этого коллектива благодаря их последним альбомам "Love Is A Golden Glue" (2000г., см. "Jazz-Квадрат" №1/02) и "Uncovered" (2002г., см. "Jazz-Квадрат" №2/02). Оба они были изданы фирмой "Timeless" и попали к нам ...