Молодые джазовые коллективы в Москве множатся буквально на глазах. Молодые и по временным (продолжительность существования), и по возрастным параметрам. В изобилии названий групп на афишах джазовых концертов можно найти все виды-подвиды джазового дерева — от диксиленда до эйсид- джаза. Что касается маститых музыкантов, тут все ясно — ходят на имя. Знают, любят, ценят на протяжении многих лет. А вот молодым непросто. Название коллектива "Комнаты" таинственным образом притягивает к себе внимание. А после посещения первого концерта хочется слушать еще и еще. Мне удалось побеседовать с участницей группы Катей Чер- ноусовой.
Ая Гладких: Катя, ты закончила Московскую консерваторию по классу фортепиано. Каким был твой путь от классики к джазу?
Катя Черноусова: Еще в консерватории я заинтересовалась курсом джазовой импровизации Даниила Крамера и стала заниматься. Именно в то время и возник первый ансамбль в количестве двух человек — кларнет и фортепиано. Был записан первый альбом. Я много слушала и "снимала" различных исполнителей. Так и началась деятельность группы.
Это уже и были "Комнаты"? Как появилась идея названия?
Почти. К нам со временем присоединился саксофонист Денис Фролов и ребята из ритм-секции. Уже с самого начала у нас был разнообразный репертуар — несколько программ в разных стилях. Так и появилась идея для названия коллектива — "Комнаты". Ты словно каждый раз попадаешь в разную комнату, и в каждой своя атмосфера, интерьер, музыка.
Насколько мне известно, состав неоднократно менялся. В связи с чем?
Да, это так Многие из музыкантов отказываются репетировать. Для меня это принципиально важно, так как музыка довольно серьезная (не три аккорда), и без репетиций обойтись невозможно. Я очень ценю профессиональный подход к творчеству. Многие музыканты "разрываются между несколькими коллективами и часто предпочитают наиболее денежные проекты. Что ж, это жизнь...
Расскажи немного о музыкантах, которые сейчас "заполняют' "Комнаты".
Сейчас мы играем таким составом: Антон Кончаков (кларнет), Дмитрий Власенко (ударные), Петр Дольский (бас-гитара), Андрей Антимонов (саксофоны, перкуссия. клавиши) и я (клавиши, вокал). Все музыканты очень хорошие профессионалы и люди, работающие с удовольствием. Некоторые являются участниками других групп. Например, Дима Власенко играет с Александром Маршалом. Вообще, надо сказать, с ними легко и приятно работать.
Вы участвуете в фестивалях?
Да, с удовольствием. В декабре прошлого года мы принимали участие в Международном фестивале еврейской музыки. Было джазовое отделение, и мы заняли первое место с композицией Im Telech (она есть на нашем альбоме). Также мы играли на джазовом пароходе (организатор Алик Эйдельман). А в декабре в Клубе на Брестской будем выступать на фестивале джазового вокала.
А у тебя нет желания снова вернуться к акустическому звучанию?
Я регулярно к нему возвращаюсь, так как очень люблю. (Катя является музыкантом Президентского оркестра — прим. автора).
Что тебе ближе — интерпретировать не нашу (американскую, если конкретно) традицию или искать-копать в наших национальных музыкальных недрах? Почему ты обратилась именно к еврейской народной музыке?
Я думаю, нужно искать в нашей богатой многонациональной культуре. Это сокровищница. У нас не так давно вышел альбом Im Telech, на котором представлены аранжировки еврейских и хасидских народных мелодий. Я много лет пела в ансамбле еврейской музыки и решила возобновить ее в репертуаре "Комнат". Мне очень нравится интерпретировать эту музыку, у нее особый вкус и колорит, необычайная энергия.
Что для тебя главное в музыке — техника, эмоции, профессионализм?
Профессионализм, безусловно, важен. Но главное — искренность. Очень важно, чтобы музыка несла слушателю свет и тепло.
А какой самый волнительный момент для тебя в концерте?
Пожалуй, самое начало. Потом уже проще. Но на самом деле я довольна, когда программа просто хорошо отрепетирована. Во время концерта не всегда удается сделать то, что хотелось бы. Но в этом и значение. Уметь делать свое дело мастерски, приносить удовольствие и радость слушателю.
Какие музыкальные планы у "Комнат"?
Продолжать выступления, составлять новые программы (кстати, как раз к фестивалю вокального джаза готовится новая программа), и, возможно, запись нового альбома.
В музыкальном отношении "Комнаты" — один из немногих коллективов, который создал свой неповторимый саунд, свои оригинальные аранжировки (совсем без плагиата!), свою особую атмосферу концерта. Клонированных Элл Фитцджеральд и прочих великих — хоть пруд пруди. А вобрать в себя лучшее, что нам дали выдающиеся музыканты, перемолоть и выдать что-то самобытное — это большая редкость. Да и с профессионалами у нас напряженка. Упор на техническую сторону музыки не всегда приносит пользу играющему, а наслаждение — слушателю. Но вернемся в "Комнаты"...
Особенно яркой, по-моему, можно назвать еврейскую комнату. Это своего рода символ коллектива. Хотя программы, основанные на босса-нове, стандартах, фьюжне также имеют свою прелесть. Катя Черноусова и играет на клавишах, и поет, и сочиняет, и делает аранжировки. Яркий, колоритный тембр ее голоса раскрашивает палитру звучания остальных музыкантов. Типичные еврейские интонации, теплота и острота одновременно. На лице всегда искренняя улыбка, а исполнение — с полной отдачей. Известная многим Hellelujah (Аллелуйа) звучит в обработке Кати словно картинка, составленная из паззлов. Част пьесы сменяют друг друга — то лирично, то почти яростно звучат клавиши, насыщенный бас, на восточный манер перестраиваются ударные. А кларнет, естественно, вносит неповторимость в саунд. И тебя уносит в далекие страны Востока, с их загадочностью и бурными темпераментами... Композиция Im Telech начинается с великолепного, бурлящего соло кларнета, с острым чувством пульсации ритма: Антон Кончаков — просто мастер. Если захотите, можете станцевать под "Скочну" или очутиться на "Восточном базаре". Звукоподражание — великое дело (еще со времен классики!)
Все восточные мелодии ребята ловко и умело интерпретируют в разных ритмах — латино, боссы, фанка и пр. Хотя зачем "втискивать" музыку в рамки стилей ? Джаз — неджаз, латино — нелатино... Отличное чувство формы, меры и качества присуще каждому. Барабанщик Дмитрий Власенко никогда не заглушает голос и клавиши. Наоборот, чутко следуя за вокалисткой, доведет композицию до "белого каления" или оставит легкий шелест аккомпанемента. Саксофон Андрея Антимонова часто сражается в соло с кларнетом, порой далеко выходя за рамки еврейской мелодики, и в композиции неожиданно появляется фанковая дуэль.
Но самое главное все же то, что ты ощущаешь во время исполнения музыки, которую по праву можно назвать
Авторской. Это невероятное чувство свободы, безудержного веселья, радости, тепла и покоя. Каждый из музыкантов знает свое дело, не пытается заглушить остальных своей индивидуальностью, а концентрируется непосредственно на музыке, на том, чтобы донести задуманное в зал. Это мэйнсгрим деятельности группы. И замечательно, что "Комнаты" не больны идеей фикс - стать суперпо- пулярными. Слушаю до неузнаваемости измененный "Караван" Дюка Эллингтона —Хуана Тизола, идо оскомины надоевший стандарт начинает нравиться. Потому что ярко, свежо, неизбито.
Уходишь с концерта с ощущением праздника и легкости на душе. В голове звучат наиболее запомнившиеся соло из разных композиций, проникновенный, со сдержанной страстью и умением вкусно импровизировать голос Кати. И будто бы начинаешь Новый виток жизни, словно кто-то поделился стобой секретом, и перед тобой нет преград... Удивительное дело — позитивный заряд. Просто от всего сердца хочется пожелать "Комнатам" продолжения их деятельности, а также счастья, любви, поисков и результатов в их нелегком труде. Да и всем музыкантам того же...
С некоторым запозданием поздравляю всех меломанов Беларуси. Дамы и господа! Вот уже четвертый год, как мы с вами располагаем брасс-квинтетом! Ну и что, возможно, спросит меня кто-то. Что ответить?.. Профессор Виталий Волков, член Всемирной гильдии ...
У великого юбиляра свой фасон. И свой — фасад. Нынешний год для белорусского джаза богат на даты, и все они, более или менее шумно, уже отмечены. Но одна из них, вполне круглая и значительная, ввиду отсутствия материальной поддержки может так и ...
Мы сидим с Игорем Мельниковым, руководителем вокальной группы "Камерата" в холле минской филармонии. Просторный зал, такой шумный перед концертами, сейчас погружен в полумрак. Вежливые уборщицы протирают паркет. Репетиция закончилась и можно идти ...
В разгар лета к минской публике пожаловал именитый гость — ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДИКСИЛЕНД, один из старейших и лучших джазовых коллективов, занимающий достойное место на мировой арене. Лето, возможно, для кого-то и "мертвый" сезон, но только не для ...
Сейчас говорить, очевидно, было бы не о чем,если бы в 1992 году Михаил Финберг не пригласил Игоря Сацевича из Минскконцерта в свой оркестр, предоставив инструменты, место для репетиций и возможность выступать перед широкой публикой на белорусских ...
С Львовской группой "Бурдон" я познакомилась на средневековом фестивале в Новогрудке. Сначала привлекло необычное название в программке, а потом — профессионализм музыкантов и их эксперименты с народной музыкой. Музыкальный словарь утверждает, ...
Геннадий Сахаров: Я решил отойти от стандартного интервью и задать вам вопросы, которые я получил от публики. Публика, которая осталась на ваше выступление, получила колоссальное удовольствие, была масса комплиментов. Я за недостатком времени не ...
Празднованию 80-летия советско-российского джаза был посвящен целый ряд торжественных и содержательных мероприятий — международный фестиваль в Саду "Эрмитаж", серия концертов в Зале им. Чайковского и Зале Государственной Консерватории; былаi эта ...
от редакции: помните ранний и очень неплохой альбом сэра Пола МакКартни Band On The Run ("Ансамбль на бегу")? Гастроли группы из Белфаста Robocobra Quartet в рамках Года музыки Великобритании и России были чем-то похожи на это название: Мурманск, ...
В пресс-релизе нью-йоркского ансамбля клавишника Эдама Клиппла подробно представлен весьма солидный послужной список лидера и его коллег, в котором почти отсутствуют так называемые "раскрученные" имена — обычный рекламный трюк современного шоу- ...
Группа "Яблочный чай"—это лучшее, что дала белорусская природа мировому джазу. Послушайте их новый альбом Instead of You — и вы не станете спорить с этим громким, но честным утверждением. За 60 минут звучания 10 композиций покорят ваши душу и ...
«Ascorbic Asid» (аскорбиновая кислота, одно из главных веществ в рационе человека) – так называется трио, чей новый альбом «Seven Words» с легкой руки «ArtBeat Music» недавно введен в рацион меломанов. В составе трио (чисто инструментального) – ...