В конце сентября в одном из столичных клубов состоялся концерг-презентация долгожданного альбома группы «Крама» "Усё жыццё - дз1уны сон". Безусловно, это мероприятие значимое как для самих музыкантов, поддержать которых аж из Москвы приехал известный блюзмэн Николай Арутюнов, так и для всех поклонников, кому посчастливилось на него попасть (событие практически не афишировалось). Кстати, последних было немало, что красноречиво свидетельствует - творчество лучшей блюз-роковой группы Беларуси любят многие. Но поскольку "Крама" на некоторое время невольно ушла с белорусской рок-сцены, возникает подогретый здоровым интересом вопрос: чем же занимались музыканты за трехгодичный период молчания? Поиски "крамовского" лидера Игоря Варашкевича дались мне нелегко, но за них я был награжден вдвойне - побеседовать со мной согласился еще и близкий друг и наставник Игоря, человек, немало сделавший для белорусской рок-музыки, гитарист Леонид Веренич. Итак, о жизни, о музыке, друг о друге и о себе музыканты рассказали в нашей беседе.
Максим Козлов: Игорь, выход нового альбома - для вас событие значимое? Ведь его выпуск задержался более чем на полгода. Было нелегко?
Игорь Варашкевич: Безусловно, значимое. Надо отмегить, что между пластинкой "Хавайся у бульбу" и этим альбомом был еще диск The Best, все песни для которого, в том числе новые, были полностью переписаны. Я его считаю самостоятельным альбомом, но гак как в нем были и наши старые песни, получается, что между выходами новых пластинок был довольно большой промежуток времени: с 2001 года по 2007. Это больше чем много, даже для группы «Крама», которая выпускает альбомы раз в три года. "Усё жыццё - дз1уны сон" мы записывали примерно 12 месяцев: начали где-то в начале позапрошлого лета, и планировали выпустить его до нового года. Но процесс затянулся — успели записать только первые шесть песен. Работа же над второй частью задержалась по многим причинам. Презентация тоже не получилась в свете известных событий - весной в министерстве культуры нам не дали разрешения на проведение этого мероприятия, и все клубы и рестораны отказались его проводить.
Однако, не так давно один из клубов каким-то чудом согласился, и все прошло. И на мой взгляд, и по мнению многих людей, презентация была замечательной. Да, была нервозность, ведь нам приходилось репетировать в довольно сложных условиях - с Арутюновым мы вообще провели только пару репетиций, и на саунд- чеке было тяжело, но я считаю, что сам концерт был лучшим концертом группы «Крама». И он был очень нужен именно в психологическом плане, потому что нас не просто затравили... Даже хорошие знакомые стали давать в прессе какие-то гадкие комментарии и в адрес группы «Крама», и в адрес всего белорусского рока, ставя под сомнение его существование. На это я могу' сказать одно: попробуйте спеть по-белорусски, чтобы вас начали слушать хотя бы сто человек - тогда поймете, насколько это тяжело.
Многие музыканты из других белорусских групп принимали участие в презентации...
И. В.: Да, это уже вошло в добрую традицию. Вот, Леонида Веренича я на протяжении многих лет приглашаю играть в «Краме», но по разным причинам он этого не может себе позволить. Тем не менее, он играл в альбоме "Хавайся у бульбу" в композиции про себя самого, и в новом альбоме песни "Стефка. Праз 20 год" и "Буп у начы" практически полностью сыграны им. Руся из группы "1ндыга" исполнила вторую вокальную партию в композиции "Неба". Александр Сапега (Apple Tea), как сессионный барабанщик, записывает с нами уже вторую пластинку. Так делают многие группы. Почему? - объяснять не буду. К сожалению, Виктор Молчанов в записи этого диска не смог поучаствовать, потому что играет в одном из составов «Песняров».
Композиции из нового альбома дались вам не просто?
И. В.: Самая длинная история вышла с песней "Лес арла". За время записи альбома она претерпела три трансформации, из-за чего, в итоге, пришлось полностью переделать припев. С первым вариантом этой композиции нам когда-то еще удалось попасть на "На скрыжаваннях Европы", а тот вариант, который вошел в альбом, радикально отличается от начального. Это действительно выстраданная песня. Многие ее не совсем понимают, говорят, что она не «крамовская». Объясню это тем, что, в отличие от других песен группы «Крама», эта композиция создана из риффа, который сделал Сергей Труханович.
Как вы относитесь к распространенной практике выпуска альбома, когда записывается две-три хитовые композиции, а пространство между ними просто заполняется?
И. В.: Плохо отношусь. «Крама» тем и отличается, что у нас этого нет. Я вообще не люблю «проходные» песни, хотя они, безусловно, бывают. У нас есть несколько композиций, которые мы вообще никогда не исполняем на концертах. Одна из них - «Мiшка» (английская версия - "Baby") - на белорусском языке так и не была записана.
Как насчет джэмовой практики в ваших концертах?
И. В.: Нормально, хотя джэм не всегда хорош. Особенно, когда в нем участвуют какие-нибудь не совсем хорошо играющие и истеричные личности, поэтому спонтанные джэмы я не очень люблю. Например, джэм с Арутюновым был отрепегирован и согласован - именно поэтому и получился. А когда подпившие люди в завершении концерта вылезают на сцену и начинают соревноваться друг с другом, это обычно превращается в бардак
Что в вашей жизни, и в жизни группы «Крама» произошло за период молчания?
И. В.: Мы были заняты записью альбома - полностью погружены в творчество. Так как с концертами у нас не все в порядке в этой стране, то мы выступаем в основном в Польше. Ни о каком туре по Беларуси не может быть и речи, потому что нам его просто не дадут сделать. Да и отсутствие всякой рекламы делает свое дело. Например, на это чудом удавшееся выступление я собирал народ сам, обзванивая всех, кого знаю.
А на каких площадках вы хотели бы выступать больше всего?
И. В.: Больше всего меня устраивают площадки, рассчитанные на три-пять сотен человек. Мне не нравятся стадионные концерты, я не очень люблю «каменные мешки», типа КЗ «Минск» - в них очень плохая акустика, и звучание там оставляет желать лучшего. «Крамовские» площадки - это клубы до пятисот мест.
Как вообще появляются ваши песни: просто ли, сложно ли, спонтанно?..
И. В.: Из воздуха, сами собой, ведь я не профессиональный композитор. После концерта, утром, я могу сесть и придумать некоторые ходы, из которых можно сделать потом полноценные композиции.
Леонид Веренич: Если человек сумел распознать в мировой культуре какие-то тенденции и сам смог двигаться в определенном русле, значит, этот человек талантлив и может что-то создавать. Игорь проповедует ортодоксальную музыку рок, и играет’ ее очень понятно и просто, непохоже на тот детский лепет, которым нас «радуют» многие и многие современные группы.
Эти ходы получаются всегда?
И. В.: Нет, не всегда. Есть очень много сырого материала, записанного на кассетах, который не востребован до сих пор. Этим летом мы с Димой Демидовым из группы «1ндыга» как раз начали заниматься разбором этого материала. Было записано где-то 13 демо-песен, которые «Крама» исполнять не будет - они стилистически другие. Если все получится, это будет уже совсем другой проект позитивной музыки.
Возможность чувствовать и создавать музыку люди всегда считали сверхъестественной, почти демонической способностью. Каково ваше мнение на этот счет?
И. В.: Я тоже разделяю эту точку зрения и считаю, что музыка - это самое необъяснимое, что есть в мире искусства. Когда ты рисуешь - все понятно: берешь карандаш или кисть, и с каким-то материалом начинаешь работать. А откуда берется музыка - я не знаю. Наверное, это не только демоническая способность, но и божественная, хотя я не особо верующий человек, однако считаю, что в мире все взаимосвязано, а значит, есть и то и другое - и в этом вся прелесть.
Л. В.: Все-таки, это божественная способность. Из каких-то наигрышей рождаются настоящие композиции... Как будто звоночек прозвенит в мозгу, и думаешь: «Да, что-то из этого может’ получиться». Когда такой звоночек прозвонил - надо браться за песню, думать над аранжировкой. Но вот этот первый толчок - это то, что появляется сверху. Высиживать можно и стили, и аранжировки, но что-то должно толкнуть на создание музыки. У Игоря эти звоночки звенят чаще, на мой взгляд, чем у других, поэтому коллеги соглашаются работать с ним, и песня приобретает тот вид, который потом нравится людям.
А вы до конца уверены, что музыка - ваше призвание?
И. В.: Теперь да. Хоть я и профессиональный интерьерщик, но практически не работаю по специальности и думаю, что моя миссия в этом мире тесно связана с музыкой.
То есть, у вас не возникало вопроса: «А на кой ляд мне все это нужно?»
И. В.: Были разные периоды в жизни - и падения, и депрессии, которым подвержен любой творческий человек Но я с этим справился, и в сорок семь лет чувствую себя гораздо лучше, чем в тридцать семь.
А что помогало удержаться на плаву?
И. В.: Вера в то, что ты делаешь,уверенность в правильности выбранного пути. То, что «Крама» осталась верна своему стилю и никуда с него не свернула, хотя нам неоднократно предлагали утяжелиться - уже показатель этого. Такие группы как Alman Brothers Band, Lynyid Skynyrd существуют до сих пор и очень успешно выступают, а это доказывает, что такая музыка - правильная, не однодневная, и имеет право на существование, так как ее слушают очень много людей.
Нравится ли вам, когда «Краму» называют «бизонами» белорусского рока?
И. В.: Нет, абсолютно не нравится. Я терпеть не могу такого рода титулы. А когда их дают людям, которые вообще ничего не сделали - это просто смешно. Rolling Stones - легенда, это понятно, а мы гораздо скромнее. Эдакие скромные труженики белорусскоязычного рока.
На концерте Николай Арутюнов объяснил, почему любит выступать с вами, и почему специально приехал в поддержку вашего альбома. А почему вы любите играть вместе с ним?
И. В.: Все это произошло отнюдь не по чьему-то приказу. Наша дружба возникла сама собой и довольно давно, и развивается уже более десяти лег, постепенно перерастая в плодотворное сотрудничество. Я даже придумал свою версию этого: страдая от того, что Игорь Варашкевич не обладает мощным голосом с хорошим диапазоном звучания, который нужен именно для той музыки, какую играет «Крама», он встретил такого человека, который воплотил его мечту в жизнь. Этот человек спел песню «Бяжы хлопец», которая должна звучать идеально, на все сто процентов, и он спел ее так, как надо.
Вопрос Леониду Вереничу: какой вы видите группу «Крама» в будущем?
Л. В.: Хочется видеть ее успешной - устоявшимся истеблишментом белорусского рока, а не жалобно просящей о помощи. Потому что дух этой музыки, считаю, на высоком уровне. Да, Игорь говорил, что он не профессиональный композитор. Зато он настоящий songwriter (есть такое английское слово). И ему удаются песни. Как бы там ни было, присутствуя на их недавнем концерте, я видел, как у многих людей после композиции «Падае дождж» слезы наворачивались на глаза. Можно сколько угодно говорить о минимализме стиля и прочих тонкостях - это работа профессиональных критиков, и они не могут существенно влиять на мощь главной идеи. Игорю удается сочинять прекрасные песни, поэтому я желаю видеть их еще более совершенными с точки зрения звукорежиссуры.
Почему у этой группы так много проблем и трудностей? У них нет недостатка в хороших идеях, в расстановке каких-то акцентов в аранжировке - вся беда в том, что нет постоянной творческой мастерской, им трудно записывать треки. Очень плохо, что отсутствует настоящая творческая база, на которой можно было бы работать, экспериментировать. Да и всем этим должен заниматься профессиональный продюсер, тот, который хочет эту продукцию продавать. А в данном случае ребята - Игорь Варашкевич и Сергей Труханович - сами выступают не только как музыканты, но и как продюсеры всех своих аранжировок и композиций. Поэтому они не просто творцы, но и люди, до конца отвечающие за свою деятельность. Мы - друзья, коллеги или просто хорошие знакомые - те, кто всегда рядом с группой «Крама», стараемся помогать, как можем, но предложения наши минимальны, потому что мы хотим извлечь из этого максимальную пользу в наиболее короткий срок.
Мы видим, что получается нечто, в большей или меньшей степени позитивное - поэтому все удовлетворены. Хотя мне кажется, что эту музыку можно сделать еще лучше, поэтому я вижу «Краму» в будущем как серьезную, солидную и успешную группу с отточенной программой и налаженной концертной практикой.
Что значит минимализм стиля в группе "Крама"?
И. В.: Насчет этого я могу сказать: не секрет, что истина - в простоте. Моя любимая команда, музыкантов которой могу считать одними из своих учителей - это Creedence. Их музыка настолько простая и честная, мелодичная, что я с большим удовольствием слушаю ее до сих пор, практически каждый день, и мне это не надоедает. Смотрю все концерты Фогерти (John Fogerty) - безупречная работа, а сам он - великий человек и превосходный вокалист.
В вашем, Игорь, творчестве, Леонид Веренич занимает особое место?
И. В.: Да, именно особое. Леня - один из моих учителей, мы с ним знакомы с начала 80-х годов (когда он вернулся из Тюмени, где работал в ресторанах), и он изначально услышал еще в музыке «Бонды» ту линию, которую я продолжаю в «Краме». Он все время меня поддерживал, критиковал, советовал, говорил, где хорошо, где плохо. Я считаю Леню, без ложной скромности, одним из лучших гитаристов Беларуси, самым эмоциональным и честным.
Л. В.: Я в свою очередь могу назвать Игоря в большой степени культурным человеком, ибо он понимает, что происходит в музыке, и к этому пониманию он пришел сам.
Какие вы видите перспективы развития здоровой альтернативной музыки в нашей стране, и что нужно для ее успеха?
И. В.: Поскольку не являюсь музыкальным критиком, мне тяжело ответить на этот вопрос однозначно, но скажу, что есть много интересных команд, причем я не обращаю здесь внимания на язык, на котором исполняются песни, хотя мое предпочтение, безусловно, отдано «беларускай мове». Их участникам я посоветовал бы две вещи. Первое: придавать большое значение профессионализму' что крайне необходимо в современном мире. Второе: не гнаться за быстрой победой - например, чтобы уехать в Европу. Подобные цели достичь совсем не просто, и мало кому они удаются, да и в основном это представители тяжелых направлений. Просто так, без конкретной серьезной идеи невозможно снискать себе славу и уважение.
Л. В.: Творческие люди всегда сомневаются, переживают, ибо хотят понять, правильны ли их действия. И в этих сомнениях от малого до смешного - один шаг. Человек легко может потеряться в своих желаниях. Конечно, какой-то толчок творческим людям дается изначально. Почему - не знаю, но талант - не последнее, что есть у музыканта. Благодаря ему можно глубже понять стиль и выбрать правильное направление. Но немаловажно обладать еще усердием и упорством. А при разумной критике друзей можно добиться определенного успеха. Но достичь глобального успеха суждено лишь единицам.
И. В.: А по этому поводу не нужно переживать. Лично я не переживаю о том, что мы не ездим в Россию, не собираем огромные стадионы - значит, это не наша миссия. И тем более это не значит, что мы хуже тех, кто эти стадионы собирает. Самовыражение - вот что важно.
Каковы у группы «Крама» планы на будущее?
И. В.: Запланировали сломать «крамовские» традиции, записав новый альбом, за что и возьмемся с Сергеем Трухановичем в ближайшее время. Идеи цельного альбома пока нет, многое возьмем из материала, который был записан ранее, но пока не пригодился. И будем создавать новые песни, ибо творчество - процесс непредсказуемый. Например, в пластинке «Усё жыццё - дз1уны сон* есть песни, придуманные буквально за пару часов - это "Стефка. Праз 20 год" и "Буп у начы". То есть, мы хотим быть постоянно в музыкальном процессе - это спасает.
Наша встреча столько раз откладывалась по определенным причинам, что не могу не спросить: как насчет единения с природой?
И. В.: Это, безусловно, влияет на меня положительно... К сожалению, все реже удается выезжать, но я стараюсь использовать малейшую возможность. Вот, летом уехал на двое суток с Димой Сурским, председателем Белорусского союза дизайнеров, в маленькое путешествие по речке Сулла и получил массу впеча тлений: я не ожидал, что совсем недалеко от Минска есть абсолютно дикие места, где нет никого. В этой поездке мы здорово отдохнули и морально, и физически. Совсем недавно Дима с друзьями поплыл на байдарках по Свислочи, а я не смог к ним присоединиться - ребята сообщили мне о своем мероприятии только вечером перед выездом, поэтому я, зная, что они уже сидят возле костра, погрузился в страшную депрессию и дико им завидовал (смеется).
Название вашего последнего альбома менялось, не так ли?
И. В.: Когда-то он должен был называться "Mein Vaterland, auf Wiedersehen" (эта песня была записана года четыре назад). Но за прошедшее время многое изменилось, и мы решили остановиться на таком глубокомысленном названии - и не ошиблись, ибо никакой отрицательной реакции на него не последовало. Хотя название это отнюдь не роковое. И сама песня очень светлая и позитивная.
Значит, «жыццё - тэта дзiуны сон»?
И. В.: Если говорить однозначно, то мой ответ: «Да».
Л. В.: Эта сентенция Игоря в какой-то мере успокаивает и меня. Если мы будем думать о жизни, как о бесконечной борьбе, или как о скопище каких-то негативных эмоций, неудач, то лучше признать, что эта короткая фраза более философична, нежели кажется.
И. В.: Есть опять же природа, которая не врет. Когда выбираешься на озеро, в лес - туда, где нет всей той гадости, что скопилась в городах, понимаешь, ради чего надо жить. Я езжу на природу отдыхать. Иногда это рыбалка или просто костер с гитарой и песнями, иногда это грибы, но грибы хорошие, съедобные (смеется).
Л. В.: Даже когда встречаешь сельских женщин или мужчин, слушаешь их простую речь - слышишь мудрость, видишь спокойствие - это интересно. И отсюда идут наши корни. Без национальной идеи, без мощного подъема молодым неоткуда черпать вдохновение. Из воздуха или из этих московских «фабрик звезд» ничего хорошего не будет. Нужно быть свободным, сильным духом и ногами твердо стоять на той земле, где родился - тогда все получится.
Но среди сотен программ и проектов, рассчитанных на массовую аудиторию, все-таки выделяется, пусть и небольшой, процент действительно думающих и даже что-то делающих людей.
И. В.: Выделяется. Но этих людей, как и программ, крайне мало.
Л. В.: В той же поп-музыке люди тоже умеют работать качественно, и тоже могут стараться. Просто такое направление максимально рассчитано на привлечение слушателей. Эдакий модный формат.
И. В.: Но есть счастливые исключения - например, известная группа «Океан Эльзы», творчество которой, безусловно, построено на глубочайшей национальной идее. Это красивая музыка с великолепным вокалом. Хотя они и поют о любви - это не режет ни уши, ни глаза.
А в вашем творчестве какое место занимает тема любви?
И. В.: Не самое главное, хотя в новом альбоме, в отличие от предыдущих, эта тема по ряду обстоятельств и причин звучит сильнее, чем обычно. Есть в этом альбоме несколько серьезных песен о любви - о любви светлой и о любви трагической. Я сам себе сказал: наконец-то я созрел для этой темы.
Не вдаваясь в различие стилей, предположу, что слово рок (рок-н-ролл) звучит несколько двусмысленно. Не кажется ли вам, что эта одна из причин сложнейшей реакции людей на такую музыку?
Л. В.: Эксплуатируя само слово рок, мы уже привлекаем слушателя. Для меня рок - очень сложная музыка. Изначально рок зародился как музыка протеста, но это не означает хаотического нагромождения каких-то элементов и форм. Рок - это прекраснейшая музыка, сложнейшая по композиции, и получается она далеко не у каждого. Поэтому рок-образцы поражают душу человека своей чистотой, своей гармонией. Играть рок довольно сложно. Те люди, игра которых позволяет сказать: «Эго нормальная рок-музыка», - застуживают огромного уважения.
Музыку, которую создает Игорь, можно назвать такой. Да, это именно рок-музыка.
А если все везде будет идеально, возможен ли тогда какой-то протест?
Л. В.: Я бы не сказал, что музыка Игоря - это протест. Границы этой музыки довольно широки, ведь она и грустная, и лукавая, и мудрая. Мне кажется, у Игоря будет полно работы при любой ситуации.
И. В.: Я могу сказать, что на мое творчество не влияет то, как ни странно, то, что происходит, допустим, в этой стране. Я на сто процентов уверен, что когда у меня будет все хорошо, то буду писать точно такие же песни. Вот темы, конечно, могуг меняться, возможно, и от политической ситуации. Если бы все было нормально, мы бы больше пели о любви, о природе.
Давайте вернемся к корням. Почему группа назвалась «Крамой»?
И. В.: Это нормальное, емкое белорусское слово. Оно у всех на слуху, и в него можно вложить много разного смысла. На данный момент я не думаю, что это название несет что-то глубокомысленное. «Крама» - просто хорошее слово. А наполняйте его, чем хотите: «крамы» бывают разные. И в этом вся суть.
Что вы получаете от своего творчества взамен?
И. В.: Если то, что делаю я, что делает «Крама», помогает кому-то выжить, или просто жить, вызывает надежду, какие-то эмоции, слезы - если это кому-то надо, независимо от их количества - это и есть своеобразная плата за творчество, отдача. И на последнем концерте у нас было полное единение с залом, не было вообще никаких проблем, которые были лет десять назад, когда пол концерта я просто стоял и мучался, пока люди не начинали заводиться под наши композиции. Тут же мы с первой до последней песни понимали друг друга. Музыканты с огромным удовольствием играли и получали взамен массу положительных эмоций. Этот концерт еще раз помог мне убедиться в том, что мои действия правильны, и что надо продолжать в том же духе, стараясь делать свою музыку только лучше.
На завершившемся в Юрмале музыкальном фестивале Summertime звучал и джаз. Публика, заполнившая концертный зал «Дзинтари», впервые услышала легендарный Mingus Dynasty Band из США. Чарльз Мингус - выдающийся контрабасист, композитор, один из ...
В 1997 году немецкий музыкант и продюсер Pit Baumgartner и его группа DE-PHAZZ дебютировали на молодом тогда лейбле Mole Listening Pearls альбомом Detunized Gravity, получившим великолепную прессу в самых модных и продвинутых изданиях. Мне же было ...
Может быть в Москве "Маримба плюс" - и достаточно известный коллектив. Тем более, что ему уже 5 лет, и второй диск вышел в феврале этого года. Но я с этим секстетом познакомилась лишь на 1 -м Московском джазовом фестивале "ВСЕ ЗВЕЗДЫ ДЖАЗА" Анатолия ...
Клавишник John Medeski, басист Billy Martin и барабанщик Chris Wood известны как авангардно-джазовое трио MEDESKI, MARTIN & WOOD. С начала девяностых группа исколесила с концертами всю Америку, выпустила с десяток альбомов и сменила несколько ...
Когда в 2000 году на сцене Молодежного театра эстрады в рамках фолк-фестиваля «Таукачыю» состоялось дебютное выступление нового музыкального проекта "Акруга вольнага мастацтва" из Могилева, слушатели и критики заговорили о перспективном ...
Pervy Perkin – испанская группа, исполняющая прог-рок. Ее дебютный альбом Ink вышел в марте 2014 года. Эта работа способна удивить многих искушенных любителей музыки. Ink – это двойной альбом с шестнадцатью композициями и общей ...
Фанк в Москве прижился. Коллективы — разные, возраст, состав, репертуар — тоже. Но огромное количество народа на вопрос: "А вы знаете Sunlight?" отвечает: "Да, конечно! Мы очень любим эту группу!". Для меня парадоксально то, что ребята играют ...
Сравнительно недавно, в 2006 году, в галактике, именуемой "российский джаз", появилась новая звезда под названием Venger Collective. Находится она достаточно далеко от центра галактики (сиречь – мэйнстрима) и занимает пограничное положение между ...
II Международный байк-фестиваль «Мозырь 2007», на мой взгляд, удался не очень. Количество зарегистрированных мотоциклистов явно не соответствовало названию мероприятия, зрителей было совсем немного (хотя неформальная молодежь нашей страны ...
Группа Shono была образована в 2014 году музыкантом-мультиинструменталистом, Александром Архинчеевым. Александр профессионально исполняет бурятские сказания и эпосы-улигеры, владеет горловым пением, мастерски играет на бурятских и монгольских ...
Представлять этот коллектив легко, если ограничить все представление одной фразой: Князь Мышкин играет серьезную музыку. С джазом у музыки этого коллектива общего - лишь мелодические кусочки и, несомненно,тяга к абсолютной свободе подачи ...