Вот ведь как бывает: в советские времена, когда фестиваль в Бирштонасе совпадал с Пасхой, местный партийный лидер благодарил организаторов за то, что концерты отвлекают людей от костела. В этом году Пасха и традиционный последний уик-энд марта, когда проводится фестиваль, также совпали, и Зигмас Вилейкис организовал все на неделю раньше. За что и удостоился благодарности ксендза.
Во всем же остальном фестиваль выдержал все свои традиции. Правда, на один концерт его программа была урезана, но зато состоялись два сейшена, которые ранее были столь желанны, но проходили скорее как исключение. Если добавить к этому аж четыре экспозиции фотомастеров (датчанина Йохана Йохансена, россиянина Александра Смирнова и двух литовцев — Витаутаса Суславичуса и Альбертаса Швенчониса), все в общей программе вроде бы уравновесилось и пришло в гармонию. Опять полные залы публики, опять радушный прием и сетования на то, что денег все же не хватает. Это, кстати, подтвердило скромное представительство Литовского телевидения, редактор которого Александр "Джиза" Егоровас вынужден был работать всего двумя камерами.
Традиционно же программа фестиваля была рассчитана, в первую очередь, на показ исполнителей литовского джаза. Судя по возрастной палитре музыкантов, которые выступали на сей раз в Бирштонасе, беспокоиться относительно будущего литовскому джазу нет причин. Здесь были и целые оркестры, состоящие из учащихся различных музыкальных школ и училищ (Каунас, музыкальная школа А.Качанаускаса, биг-бэнд музыкальной школы Каролинишкес из Вильнюса, биг-бэнд университета в Клайпеде), и отдельные молодые исполнители, которые, тем не менее, уже возглавляют собственные проекты. Из последних обратил на себя внимание альт- саксофонист Александр Райченокс, студент Вильнюсской консерватории, обладающий отличным звуком и неистощимой энергией. Он играл и на фестивальной сцене, и в джемах, и никому не давал успокоиться. А начинал он в 1995 году с литовского же фестиваля Junior Jazz.
Дайнюс Пулаускас на сей раз играл соло очень камерную музыку, используя рояль и электронику. Впрочем, последнюю — очень сдержанно, скорее для подкраски акустической музыки. Не знаю почему, но его исполнение напомнило мне сольные медитации Кита Джарретта. Да, манера у Дайнюса иная, но вот атмосферу волшебную создать он также умеет.
Септет Леонида Шинкаренко построил выступление на репертуаре, изданном в прошлом году на альбоме Le bolero. Это очень современная, напористая музыка, которая полна разнообразных оттенков и игры темпами. Фри здесь преотлично уживается с балладными мотивами, все звучит и оригинально, и свежо. Компанию Леониду составили (называю наиболее известных) такие музыканты, как Витаутас Лабутис, Дайнюс Пулаускас, Нэда. Леонид презентовал мне номерной (!) экземпляр диска. Необходимо добавить, что именно этому музыканту по окончании фестиваля была вручена традиционная награда, отмечающая вклад Леонида Шинкаренко в литовский джаз.
"Вильнюс джаз-квартет" без Нэды представил во многом спорную программу, исполненную вместе с фольклорным квартетом "Сутарас". Спорной она показалась мне потому, что оба этих коллектива существовали на сцене вроде как отдельно, по очереди исполняя заранее оговоренные эпизоды, но вот в едином экстазе как-то не сливались. Олег Молокоедов после концерта в целом с этим согласился, но при этом заметил, что запись альбома, который вот-вот выйдет, прошла куда успешнее. Что ж, такое случается. Впрочем, были в программе и очень яркие эпизоды, когда, например, участники "Сутараса" использовали деревянные трубы (в Беларуси их называют сурмы), которые работали как тромбоны. Или вот в коде в эдакой фанковой окраске прозвучала рождественская мелодия (как раз выпал снег), и этот рассчитанный ход оставил в целом неплохое впечатление от всей программы. А еще пела 15-летняя Дайва Старинскайте и пела как совершенно взрослая женщина, повидавшая в жизни все. Это было, признаться, очень впечатляюще! Не исключено, что данная программа будет показана и в Минске, а дополнительным ее элементом станет участие в концерте фолк-модерн группы "Палац".
Из гостей фестиваля свои программы показали квартет Давида Голощекина с Гасаном Багировым (гитара), Денисом Дудко (бас) и Виктором Епанешниковым (ударные). Это была несколько отличная музыка от той, к которой мы все давно привыкли и которую слышим постоянно. Не могу сказать, на чем базировались эти отличия, но, как показалось, лидер дал больше свободы партнерам, за счет чего только выиграл. Да и на первом сэйшене эти музыканты показались очень ярко. Когда у Давида что-то не заладилось с озвучкой скрипки, он привычно чертыхнулся, слетел со сцены, но минут через пять опять вернулся на нее и сел за фортепиано.
Шведский Fredrik Noren Band — классическое сочетание молодости и опыта. Опыт—это лидер квинтета, барабанщик Фредрик Норен. Молодость — все остальные. Коллектив, достаточно старый по стажу, был собран в 1978 году, и если его лидер успел поиграть, среди прочих, с Артом Фармером, Декстером Гордоном, Бэном Уэбстером, то за плечами квинтета есть совместные выступления, например, с Николасом Пэйтоном. Очень грамотный, такой взвешенный коллектив, в котором обращают на себя внимание саксофонист Петер Фредман и пианист Даниэль Тиллинг, делающий аранжировки для группы и много пишущий музыки.
Юкку Перко и Hurmio-Orkester послушать не удалось, зато с удовольствием внимал музыке квартета Ника Готэма, бывшего латыша Агниса Мелканса, ныне — гражданина Канады. Играл он с пианистом Викторсом Ритовсом, басистом Иварсом Галениексом и барабанщиком Марисом Бриежкалнсом. У Ника хороший звук, он уверенно чувствует себя в быстрых, бопового характера пьесах, а с такой опытной ритм-группой, Готэм мог и делал все на высоком уровне.
Наконец, среди гостей был и квартет Леонида Винцкевича, который взял в партнеры сына-саксофониста Николая, а также двух музыкантов из бывшей группы "Архангельск"—басиста Николая Кпишина и барабанщика Олега Юданова. Звучала очень оригинальная, рассудительная музыка, во многом основанная на русских мотивах. Она воспринимается непросто, Леонид за те годы, в течение которых я его не слышал, стал поистине философом, глубоко уходит в собственно темы и создает продолжительные по звучанию композиции. По-моему, если и есть нужда говорить о русском джазе, то Винцкевич—один из наиболее ярких его представителей.
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организацией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, самый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
Junior Watson Band С половины концерта Омунда Морюда, продолжавшегося потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежали только по одной возможной в такой ситуации причине: через улицу начинался тот единственный ...
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из прошлых номеров уже освещал события прошлогоднего феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не получится по разным ...
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сенсационное само по себе. В России и Москве фестивалей проходит просто тьма (наш нынешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исключительно фестивальной ...
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...
17-24 июля в Стокгольме прошел XXI джазовый фестиваль. За 8 дней состоялось 60 концертов и клубных выступлений на 8 сценах. Основной площадкой был остров Skeppsholmen (Stora Scenen Skeppsholmen), по праву считающийся "сердцем" Стокгольма. ...
Уже после возвращения с фестиваля «Ноц блюзова», который состоялся в конце мая в польском городе Рава Мазовецка, на одном из сайтов пришлось познакомиться с продолжительной, объемной дискуссией двух завзятых любителей музыки. Они спорили на тему, ...