Вот ведь как бывает: в советские времена, когда фестиваль в Бирштонасе совпадал с Пасхой, местный партийный лидер благодарил организаторов за то, что концерты отвлекают людей от костела. В этом году Пасха и традиционный последний уик-энд марта, когда проводится фестиваль, также совпали, и Зигмас Вилейкис организовал все на неделю раньше. За что и удостоился благодарности ксендза.
Во всем же остальном фестиваль выдержал все свои традиции. Правда, на один концерт его программа была урезана, но зато состоялись два сейшена, которые ранее были столь желанны, но проходили скорее как исключение. Если добавить к этому аж четыре экспозиции фотомастеров (датчанина Йохана Йохансена, россиянина Александра Смирнова и двух литовцев — Витаутаса Суславичуса и Альбертаса Швенчониса), все в общей программе вроде бы уравновесилось и пришло в гармонию. Опять полные залы публики, опять радушный прием и сетования на то, что денег все же не хватает. Это, кстати, подтвердило скромное представительство Литовского телевидения, редактор которого Александр "Джиза" Егоровас вынужден был работать всего двумя камерами.
Традиционно же программа фестиваля была рассчитана, в первую очередь, на показ исполнителей литовского джаза. Судя по возрастной палитре музыкантов, которые выступали на сей раз в Бирштонасе, беспокоиться относительно будущего литовскому джазу нет причин. Здесь были и целые оркестры, состоящие из учащихся различных музыкальных школ и училищ (Каунас, музыкальная школа А.Качанаускаса, биг-бэнд музыкальной школы Каролинишкес из Вильнюса, биг-бэнд университета в Клайпеде), и отдельные молодые исполнители, которые, тем не менее, уже возглавляют собственные проекты. Из последних обратил на себя внимание альт- саксофонист Александр Райченокс, студент Вильнюсской консерватории, обладающий отличным звуком и неистощимой энергией. Он играл и на фестивальной сцене, и в джемах, и никому не давал успокоиться. А начинал он в 1995 году с литовского же фестиваля Junior Jazz.
Дайнюс Пулаускас на сей раз играл соло очень камерную музыку, используя рояль и электронику. Впрочем, последнюю — очень сдержанно, скорее для подкраски акустической музыки. Не знаю почему, но его исполнение напомнило мне сольные медитации Кита Джарретта. Да, манера у Дайнюса иная, но вот атмосферу волшебную создать он также умеет.
Септет Леонида Шинкаренко построил выступление на репертуаре, изданном в прошлом году на альбоме Le bolero. Это очень современная, напористая музыка, которая полна разнообразных оттенков и игры темпами. Фри здесь преотлично уживается с балладными мотивами, все звучит и оригинально, и свежо. Компанию Леониду составили (называю наиболее известных) такие музыканты, как Витаутас Лабутис, Дайнюс Пулаускас, Нэда. Леонид презентовал мне номерной (!) экземпляр диска. Необходимо добавить, что именно этому музыканту по окончании фестиваля была вручена традиционная награда, отмечающая вклад Леонида Шинкаренко в литовский джаз.
"Вильнюс джаз-квартет" без Нэды представил во многом спорную программу, исполненную вместе с фольклорным квартетом "Сутарас". Спорной она показалась мне потому, что оба этих коллектива существовали на сцене вроде как отдельно, по очереди исполняя заранее оговоренные эпизоды, но вот в едином экстазе как-то не сливались. Олег Молокоедов после концерта в целом с этим согласился, но при этом заметил, что запись альбома, который вот-вот выйдет, прошла куда успешнее. Что ж, такое случается. Впрочем, были в программе и очень яркие эпизоды, когда, например, участники "Сутараса" использовали деревянные трубы (в Беларуси их называют сурмы), которые работали как тромбоны. Или вот в коде в эдакой фанковой окраске прозвучала рождественская мелодия (как раз выпал снег), и этот рассчитанный ход оставил в целом неплохое впечатление от всей программы. А еще пела 15-летняя Дайва Старинскайте и пела как совершенно взрослая женщина, повидавшая в жизни все. Это было, признаться, очень впечатляюще! Не исключено, что данная программа будет показана и в Минске, а дополнительным ее элементом станет участие в концерте фолк-модерн группы "Палац".
Из гостей фестиваля свои программы показали квартет Давида Голощекина с Гасаном Багировым (гитара), Денисом Дудко (бас) и Виктором Епанешниковым (ударные). Это была несколько отличная музыка от той, к которой мы все давно привыкли и которую слышим постоянно. Не могу сказать, на чем базировались эти отличия, но, как показалось, лидер дал больше свободы партнерам, за счет чего только выиграл. Да и на первом сэйшене эти музыканты показались очень ярко. Когда у Давида что-то не заладилось с озвучкой скрипки, он привычно чертыхнулся, слетел со сцены, но минут через пять опять вернулся на нее и сел за фортепиано.
Шведский Fredrik Noren Band — классическое сочетание молодости и опыта. Опыт—это лидер квинтета, барабанщик Фредрик Норен. Молодость — все остальные. Коллектив, достаточно старый по стажу, был собран в 1978 году, и если его лидер успел поиграть, среди прочих, с Артом Фармером, Декстером Гордоном, Бэном Уэбстером, то за плечами квинтета есть совместные выступления, например, с Николасом Пэйтоном. Очень грамотный, такой взвешенный коллектив, в котором обращают на себя внимание саксофонист Петер Фредман и пианист Даниэль Тиллинг, делающий аранжировки для группы и много пишущий музыки.
Юкку Перко и Hurmio-Orkester послушать не удалось, зато с удовольствием внимал музыке квартета Ника Готэма, бывшего латыша Агниса Мелканса, ныне — гражданина Канады. Играл он с пианистом Викторсом Ритовсом, басистом Иварсом Галениексом и барабанщиком Марисом Бриежкалнсом. У Ника хороший звук, он уверенно чувствует себя в быстрых, бопового характера пьесах, а с такой опытной ритм-группой, Готэм мог и делал все на высоком уровне.
Наконец, среди гостей был и квартет Леонида Винцкевича, который взял в партнеры сына-саксофониста Николая, а также двух музыкантов из бывшей группы "Архангельск"—басиста Николая Кпишина и барабанщика Олега Юданова. Звучала очень оригинальная, рассудительная музыка, во многом основанная на русских мотивах. Она воспринимается непросто, Леонид за те годы, в течение которых я его не слышал, стал поистине философом, глубоко уходит в собственно темы и создает продолжительные по звучанию композиции. По-моему, если и есть нужда говорить о русском джазе, то Винцкевич—один из наиболее ярких его представителей.
Немного секса в большом городе Что такое фламенко, у нас знают все. Любимая музыка диктатора Франко, страстный красивый танец. Что такое испанский джаз, знают только знатоки. Первый российско-испанский джазовый фестиваль восполнил этот пробел. На ...
21 июня в Минске состоялся концерт участников международного фестиваля "Клезмер Фест 2004", проводившегося в Петербурге в этом году уже в восьмой раз. Впервые, совершая послефестивальное турне, клезмеры из разных стран приехали и в Беларусь. 20 июня ...
26-28 марта 2004 года в московском доме композиторов прошел 1-й Московский фестиваль «ВСЕ ЗВЕЗДЫ ДЖАЗА». По словам организатора и вдохновителя джаз-события народного артиста России Анатолия Кролла, в нем приняли участие только самые лучшие силы ...
И вновь любители живой музыки остались довольны: 9, 10, 11 апреля в Тольятти состоялся фестиваль, посвященный не одному стилю, и даже не культовой фигуре, а именно музыкальному инструменту. Какому? Вы догадаетесь, услышав название мероприятия – ...
По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к пианисту и, положив ему руку на ...
Третий международный фестиваль джазовой музыки "Джаз-карнавал в Одессе-2003" в буквальном смысле слова бушевал в Южной Пальмире целых четыре дня. Отнюдь не только концертные залы, но также открытые площадки и улицы Одессы стали местом колоритного ...
Прошедший в Ярославле "Джаз над Волгой 2003" можно смело заносить в книгу рекордов Гиннеса. Семь дней джаза с 7 вечера и чуть ли не до 7 утра!!! Такого еще в российской практике не было! Весьма представительное и разнообразное джазовое меню состояло ...
День четвертый Ох, и тяжкая это работа — передавать словами полученное удовольствие!!! Куда проще было бы сказать "все классно", как это говорили не раз мои собеседники. Но за этим одним словом — стоиттакмного, что я упорно напрягаюсь, пытаясь ...
Сыграй мне джаз, бэби... По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к ...
С 7-го по 9-е июня в Анапе прошел III Международный джазовый фестиваль. Напомню, что идея его проведения родилась три года тому назад в разговоре народного артиста России, лауреата Государственной премии им. Ф.Волкова, художественного ...
Нет уже ничего удивительного в том, что этот фестиваль "продается" еще за несколько дней до начала. На сей раз опоздавшие приобрести билеты могли рассчитывать лишь на входные да на место в фойе Центра культуры, где все концерты транслировались на ...
В пяти городах России — Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — прошел очередной, ставший уже традиционным, блюзовый фестиваль. На этот раз, в связи с ограничением на рекламу пива на территории Российской Федерации, ...