Notodden Blues Festival 2002-блюзовый праздник-часть 2
20.11.2013
Junior Watson Band
С половины концерта Омунда Морюда, продолжавшегося потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежали только по одной возможной в такой ситуации причине: через улицу начинался тот единственный концерт, который оказался еще круче, если такие сравнения вообще возможны. В небольшом тесном клубе Rallar's, где в 99м году играл Бюск, второй фестивальный концерт давал легендарный Junior Watson. Гитарист, который уже более 30 лет играет на западно-американской блюзовой сцене, 10 лет провел в составе Mighty Flyers и Рода Пьяццы, еще 10 лет вместе с Canned Heat, а около 5 лет назад начал выступать сольно со своей группой. За это время он успел поиграть и записаться у таких великих музыкантов как William Clarke (2 доаллигато- ровских альбома), Hollywood Fats, Kid Ramos, гармониста Lynwood Slim и других персонажей того же круга. Музыка на этом концерте меня потрясла, проняла до глубины души и сделала меня счастливым. Пожалуй, такого концерта я еще не слышал. За долгие 30 лет пребывания в подобной музыкальной тусовке Junior Watson стал потрясающим мастером гитары. Музыка у Watson-a получается очень легкая, но с миллионом абсолютно подходящих под гармонию деталей. Сначала он раскачивает тебя ритмом, страшно заводным с безукоризненным звукоизв- лечением, а потом накладывает на него соло с отличной фразировкой, захватывающими дух неустойчивостями, которое легко и совершенно ложится на этот ритм. Во время соло саксофона, Ватсон исполнял аккомпанимент на гитаре, а я смотрел и слушал это, пораженный. После конца соло саксофона, я хлопал Ватсону и, как оказалось несколько раз кряду, вместе с публикой, которая естественным образом реагировала на соло героического, но одноголосого инструмента. Длинные последовательности из аккордов на гитаре, исполненных в минимальной аппликатуре, фантастически точно подчеркивали все нюансы развития гармонии. Ритмические фразы никогда не повторялись, не надоедали однообразием и все время содержали что-то новое. Мелодические линии в соло не были похожи на тупое обыгрывание гармонии, а были абсолютно разными, различались кардинально от песни к песне, были очень свежими, а порой и до колик смешными. Одним словом, там присутствовало все, чего обычно ждешь от хорошего гитариста, но в какой-то нереально- фантастически-идеальной форме. Я никогда не догадывался, что так хорошо можно играть... После этого вечера Джуниор Ватсон навсегда остался в моем сердце.
Bjorn Вегgе
На сцене, располагающейся на берегу' Нутодценского озера, прошел концерт норвежских исполнителей. Бьорн Бердж, которого я слышал уже в четвертый раз, играет слайдом на двенадцатиструнной гитаре, а также стучит ритм ногой, для чего у него всегда были различные приспособления. Раньше это была специально изготовленная коробка с четырьмя акустическими звукоснимателями, а в этом году он уже выступал с каким-то приспособлением промышленного производства, напоминающим педаль. Музыка Берджа — это мастерски исполненные ритмичные композиции с очень мощным вокалом с демоническим настроением. По стилистике — это некий интересный сплав классического блюза Роберта Джонсона и современных элементов, включающих самую малость гранжа и цитат из Red Hot Chili Peppers. Но, несмотря на пугающие аналогии, звучит это отлично.
Разумеется, музыку Берджа имеет смысл сравнить с тем, что играет Ричард Джонстон. Общее — это жесткий металлический очень ритмичный звук и напряженный вокал. Кто-то довольно точно обозвал этот стиль Джонстона и Берджа как "punk country blues". Возможно, Джонстон из Мемфиса самую малость выигрывает в ритме и напряжении, но благодаря тому, что Бьорн играет все-таки на гитаре, у него получается несомненно разнообразнее и поэтому интереснее.
James Mathus & His Knock Down Society, Ana Popovic
Вообще, этот фестиваль изобиловал музыкантами, играющими слайдом и без него в жесткой ритмичной и в чем- то дикой манере. Джеймс Мафус — белый слайдовый гитарист — открывал выступления Бадди Гая со своей группой Knock Down Society. По манере исполнения этот гитарист был максимально далек от того, что играют слайдом аккуратисты-блюзроке- ры. Это был жесткий сумбурно-беспорядочный блюз, который своими корнями растет из сугубо черной музыки, максимально далекой от филармонии. Это было интересно, но, возможно, не для полуторачасового концерта.
Еще одной слайд-гитаристкой на фестивале была югославская Ana Popovic, которая выбралась не так давно из под крыла постсоциалистичес- кой родины, стала записываться и набирать популярность в Америке. Во многом, секрет ее успеха, как мне кажется, в том, что она — одна из немногих женщин слайд-гитаристок, умеющих круто и с драйвом зарубать на своем инструменте. Для журналистов героическая внешность Анны была настоящей находкой, поэтому все они поспешили в первый же день сделать различные фото, которыми были завешаны развороты фестивальных блюзовых выпусков местных газет. На мой взгляд, играет Анна неплохо, группа у нее на довольно высоком уровне, а единственным недостатком является то, что она немного перепиливает на гитаре в блюз-ро- ковом угаре.
T-Model Ford и Paul "Wine" Jones — два афро-американских немолодых исполнителя, по очереди играли в первой части концерта Бадди Гая. Они оба — друзья-приятели с лейбла Fat Possum Records, отличающегося подбором диких черных блюзменов, наиболее известными из которых являются Jim Kimbrough и R.L. Burnside. Обязательной отличительной чертой музыкантов этой компании, которых я видел и слышал, является нетронутая бешеная черная энергия в сочетании с абсолютным отсутствием дурного белого влияния, ну и, возможно, излишней музыкальной образованности, которая проявляется у черных музыкантов, исполняющих более сложные музыкальные формы типа фанка, элементов рока и джаза и т.д. (Возможно, это тот редкий случай, когда мне кажется уместным что-то делить в блюзе на черное и белое.). Оба музыканта пели песни, играя громкие и не совсем аккуратные аккорды на электрической гитаре, ревущей через усилитель на весь огромный зал, бесконечно повторяя рефрены в очень длинных песнях, и получая от процесса удовольствие вместе с публикой. Сопровождающим инструментом были только ударные, за которые посадили мускулистого норвежского барабанщика с трешовой выучкой, который очень прямолинейно стучал на протяжении длинных песен. Задача у него была сложная, ибо блюз, который играли и пели T-Model Ford и Paul Jones, был очень архаичной формой "блюза без правил". Зато, правда, если кто-то мазал, то это не создавало никакой проблемы. Гармоническая схема в квадрате была часто упрощенной, а смена аккордов могла происходить с отставанием или опережением на полтакта. В сравнении с этим буги Джон Ли Хукера можно считать вылизанной аккуратной музыкальной формой. Выступления эти были чрезвычайно интересными, но, вполне естественно, немного однообразными, что однако никак не испортило мне впечатления.
Еще один норвежский музыкант, который набирает обороты в последние годы — это Kare Virud. Ему уже почти 40 лет, но музыкой опять начал заниматься не так давно и успел обрести изрядную популярность. Объясняется это, возможно, тем, что он нашел себе определенную никем не занятую в Норвегии нишу (но переполненную у нас) в богатом разнообразии блюзовых жанров. Он исполняет популярные блюзовые стандарты, да еще и в норвежском переводе.
Это был единственный музыкант на фестивале, от которого я услышал песню про Ху- чи-Кучи Мэн-а (по-норвежски, разумеется) за все четыре фестиваля, на которых я побывал. Некоторая халтурность подхода настолько напомнила мне многие вещи, которые я слышал на родине, от чего меня не один раз передернуло. Его выступление (как и небольшой фрагмент, услышанный на прошлом фестивале) — одна из немногих вещей, которые мне явно и активно не понравились. Хотя, нужно признать, уровень у его группы довольно высокий, и особенно это касается второго гитариста, который исполнял наиболее интересные на этом концерте партии. У него какой-то растрепанно-замученный вид (имидж), и у меня уже во второй раз создалось впечатление, что он попал в группу как в кабалу к старому блюзмену- песеннику то ли за деньги, то ли за славу, то ли за какие-то грехи.
А теперь о том, с чем у меня не сложилось. Третьим хедлайнером фестиваля был легендарный Tony Joe White, игравший в одиночестве на страте и гармонике в подставке. К огромному сожалению, мне удалось послушать только одну хорошую песню. Дело в том, что посетить 5 концертов за два главных фестивальных вечера представляется невозможным, поэтому как и всегда пришлось идти на жертвы и секвестрировать собственную программу. Аккомпанировал на басу американской звезде в нескольких песнях Bjorn Holm — наш замечательный приятель, который посетил Москву в мае с Бюском и его True Believers. A Martin Windstad — великолепный ударник из той же упомянутой звездной группы выступал вместе с одним из самых интересных норвежских гитаристов Кнутом Рейерсру- дом в специальной соул-блюзовой программе. Сам Кнут играет на гитаре потрясающе. Он провел всю молодость начиная с 16-летнего возраста в Чикаго, играя и записываясь с мировыми блюзовыми звездами, включая Бадди Гая и Джуниора Уэллса, в качестве молодого очень талантливого гитариста. Единственным НО с моей точки зрения является то, что он в своем сольном творчестве на родине слишком увлекается замешанной на блюзе психоделикой, почти не оставив места для более простых блюзовых форм, где он мог бы раскрыться как блюзовый импровизатор на полную катушку. Этот концерт как раз должен был продемонстрировать обратное, и я готовился с большими ожиданиями к нему еще задолго в Москве. Но утром того дня со мной произошла серия каких-то идиотских событий, от которых я был в недоумении до вечера, когда обнаружил, что мои часы самопроизвольно съехали на два часа назад. В результате я пропустил концерт, и ожидая его по- .т\~чил толику неприятных эмоций слушая Kare Virud. Однако вечером все мои огорчения были забыты абсолютно на концертах Junior Watson и Amund Maarud 3and, ибо эти два концерта составили для меня основное фестивальное впечатление, и даже только их более чем достаточно, чтобы вспоминать о фестивале, как об исключительном музыкальном переживании.
Философские выводы не о фестивале
Ну а теперь после конкретного разговора про "понравилось/не понравилось" мне хочется немного пофилософствовать и зафиксировать полу- интуитивные мысли, которые приходят на концертах вместе с впечатлениями от музыки. Общий вывод, который напрашивается уже 4й год подряд на то, чтобы его сформулировать: удовольствие от музыки часто получаешь не там, где его специально ждешь (или ожидают его все остальные вместе с организаторами) — на концертах, например, блюзовых хедлайнеров. Порой не столь официальнопопулярные классные музыканты, находящиеся в периоде творческого расцвета, способны потрясти на концерте так, что на сердце остается томящее воспоминание, а на язык приходят эпитеты более выразительные, чем просто "хорошо".
Развивая эту мысль, я бы схематически выделил два присущих признака, которые могут отличать интересную нам по разным причинам музыку. Условно их можно обозвать как "оригинальность" и "знание и чувство музыки". Причем, в той или иной степени эти признаки могут встречаться как вместе, так и совершенно по отдельности.
Оригинальность в данном контексте — это изобретение чего-то нового в музыке, в частности — в блюзе, а также привнесение в него совершенно новых элементов. Источником вдохновения может служить что угодно: песни, которые пела мама в детстве, элементы чужой народной культуры, таинственное самозарождение нового в гениальной голове музыканта и тд. Возможно, что важным тут является некоторая нетронутость сознания заезженными и общепринятыми музыкальными шаблонами, что иногда (только иногда!) может даже потребовать ограниченности музыкальных познаний. Однако, вклад подобных музыкантов бывает неоценим. Вероятно, именно поэтому у любителей блюза так ценится в нетронутом первозданном виде черная культура, которая дала так много для современной музыки — джаз, блюз, соул и все остальное. Говорят, что блюз маг зародиться только там и так, как это на самом деле произошло — в деревне и на плантациях, без влияния каких-либо мюзиклов, оперы, классической музыки и музыкального образования.
Многих черных музыкантов мы продолжаем слушать и безгранично уважать именно потому, что они в отличие от иных из другой среды продолжают точно воспроизводить те элементы блюза, которые считаются определяющими и выделяющими блюз как самоценный жанр. Это и неустойчивая минорно-ма- жорная гармония, обязательный свинг в ритме, также подлинный blue feeling в тексте и импровизации, и многое другое, что трудно сформулировать. Питаясь из того же источника, что блюз породил, они исполняют блюз "по- блюзовому" как и их старшие братья. Именно поэтому на полке у нас на самом почетном месте стоят пластинки музыкантов, сформировавших любимый музыкальный жанр, хотя сегодня, вероятно, найдутся многие, кто способен виртуозней или интересней сыграть их же репертуар, возможно даже вполне правильно и "по-блюзовому".
И вот тут уместно перейти ко второму условному признаку интересной нам музыки. Это — "знание музыки". Вслед за черными отцами-ос- нователями появилось много музыкантов, которые очень любят их творчество, тратят очень много времени на его изучение, а также знают очень много соприкасающихся стилистически вещей, а иногда и отягощены знанием музыкальной грамоты. Для них цвет кожи, социальная среда или национальность не имеет абсолютно никакого значения, ибо пластинки с давних пор доступны всем, кто захочет их найти и послушать.
Такие музыканты находятся в "контексте" того, что происходит в блюзе в данный момент, и того, что было сыграно раньше. Их всегда очень интересно слушать, и, в особенности, на концерте, потому, что они привносят большое разнообразие, комбинируя разные блюзовые элементы, услышанные у многих отцов основателей. Особенно талантливые "знающие" музыканты могут породить что- то принципиально новое, комбинируя, расставляя акценты или неожиданно стилистически сплавляя то, что кто-то уже когда-то сыграл. Многие классические блюзовые композиции получают вторую жизнь в исполнении талантливых музыкантов "второго поколения". А за счет сплава стилей, нового взгляда на классику рождается новое в музыке.
Что мне кажется очень важным, ибо это есть залог того, что блюз не помрет и будет развиваться дальше, используя отчасти новые достижения цивилизации, такие как свободный доступ к мировой фонотеке, отсутствие границ для культуры и т.д. Чтобы в этом увериться, нужно еще раз посмотреть на людей с горящими глазами, которые с фанатизмом слушают блюз и продолжают его играть. А таких людей много, если не у нас, то в Америке или в той же Норвегии, я их сам там видел.
Ну а теперь, если спуститься с высот на землю, учтя все умные рассуждения, для себя я могу сделать несколько выводов, которые и без всей этой логики интуитивно кажутся мне совершенно достоверными. Я абсолютно не разделяю точку зрения о том, что блюз уходит с концами вместе с теми, кто его придумал в Дельте или в Чикаго. Хотя, если воспринимать его как застывший жанр в тех рамках, то — вполне возможно. Но я совершенно не думаю, что основатели блюза, которым мы склонны безгранично доверять по части музыкального вкуса, были бы рады, если бы узнали, что блюз как жанр хотят законсервировать в состоянии, в котором они его играли. Ибо сами они были отчаянными авантюристами-ин- новаторами в музыке той эпохи. Преимуществом был мощный заряд черной музыкальной культуры, но некоторым недостатком перед современными исполнителями — ограниченность "музыкального знания" по разным причинам. Исполнявшие "country blues" не знали, к примеру, фанка, свинга, рока и т.д. А одаренный современный музыкант, который много слушает и очень любит музыку, имеет все шансы стать новым классиком жанра.
Другим практическим выводом может быть то, что часто интереснее слушать на концерте неизвестную крутую группу в расцвете творческих сил, нежели чем орденоносного классика, совершившего когда-то давно подвиг для музыки и записавшего два хороших, а потом еще пять "никаких" альбомов. Кроме того, как оказывается, в ряде стран существует множество великолепных "клубных" групп, которые не выпустили ни одной популярной пластинки только потому, что их творчество недостаточно "оригинально", но при этом одновременно очень свежо и интересно. Несмотря на отсутствие мировой известности на концертах они трясут в блюзовом угаре своих умирающих от счастья слушателей, а узнать о них из американских чартов блюзовых пластинок — абсолютно невозможно. Если Вы собрались на концерт, не сортируйте блюз- менов на "первый" и "второй" классы традиционным способом, ибо можно досадно ошибиться...
Норвегия — совсем небольшая страна, в ней живет всего лишь 4 с половиной миллиона человек. Но по какой-то причине музыка стала для норвежцев важной частью их жизни. Если измерить число музыкантов или меломанов на душу населения, то полученный показатель зашкалит и заметно превысит аналогичный у нас в стране, к примеру. Почему-то норвежцы избрали музыку в качестве своего национального развлечения, такого же, как футбол у итальянцев или водка у русских. Любовь к блюзу в Норвегии принимает организованные формы и даже поддерживается государством и местными властями. Для иллюстрации приведу поразившее мое воображение высказывание предыдущего премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга, который открывал прошлогодний Нутодденский фестиваль 30- минутной речью перед публикой. Вот оно в примерном пересказе: "Я считаю Нутодденский Блюзовый Фестиваль чрезвычайно важным событием в стране потому, что он способствует популяризации и развитию блюза в Норвегии". Вот как! С другой стороны, народная любовь к блюзу обеспечивает существование прочной коммерческой основы для функционирования блюзовой системы, стимулируя людей делать для блюза какие-то вещи не только на личном энтузиазме.
Более 5 лет назад блюзовые клубы и музыканты основали Norsk Blues Union — Норвежский Блюзовый Союз, и примерно тогда же стал выходить периодический (5 раз в году) толстый блюзовый журнал Blues News. Основной задачей союза и журнала является установление связей между музыкантами, клубами и теми, кто любит слушать музыку. Помимо разноформатной рекламы в журнале каждый блюзовый клуб, группа или фестиваль за небольшую плату регулярно вносится в широкодоступный каталог Блюзового Союза, содержащий краткую, в том числе и контактную информацию о них. Благодаря подобному каталогу организация блюзовых концертов или составление программы местного фестиваля является не очень сложным делом. Цифры из этого каталога поражают воображение! В Норвегии действует 75 блюзовых клубов, 70 из которых недвусмысленно содержат слово "блюз" в своем названии. Блюзовый клуб есть почти в каждой деревне. В них регулярно играет 84 блюзовые или околоблюзо- вые группы. Каждый год в Норвегии проходит 22 больших и маленьких блюзовых фестиваля, по которым непрерывно разъезжают с концертами американские, английские, норвежские, шведские и другие музыканты. Самым крупным из них является фестиваль в Нутоддене, имеющий 15-летнюю историю. В небольшом провинциальном городе, в котором живет всего 12000 человек, на время фестиваля население увеличивается в 4 раза. А все когда-то началось с того, что в этом промышленном городке закрылся гигантский сталелитейный завод, и полторы тысячи человек остались без работы. Не желая вечно пребывать в депрессии, жители города через пару лет придумали себе отличное занятие — блюзовый фестиваль, на который трудятся, главным образом, жители Нутодцена, проделывая каждый год гигантскую работу.
Подобное развитие блюзовой жизни приносит прекрасные плоды. В Норвегии есть ряд блюзовых музыкантов поистине мирового уровня. Из упомянутых раньше — это Vidar Busk & His True Believers, сыгравшие этой весной три потрясающих концерта в Москве, Bjorn Berge, Amund Maarud Band, Knut Reiersrud, Reidar Larsen и другие. Причины этого мне вполне понятны. Дело в том, что на творческое развитие музыканта определяющее влияние имеет та хорошая музыка, которую он слышит в записях и, главное, на концертах. Вдохновленные услышанным молодые люди берутся за гитары и пытаются что-то играть в том же духе, сначала из подражания. Упомянутый выше Knut Reiersrud в раннем детстве услышал Бадди Гая по телевизору и с этого момента решил посвятить себя блюзу. Можно считать, что он добился своего. Если подойти формально, его получасовое выступление с Бадди Гаем на равных перед 5-тысячной аудиторией вполне может считаться свершением детской амбициозной мечты. Но, что важно, Кнут Рейерсруд играет сейчас уже другую музыку, превратившись во взрослого сильного музыканта. Примерно так наиболее талантливые дети, купившие себе первую гитару, потом становятся известными самостоятельными музыкантами. Но и для развития их собственного стиля определяющее и самое главное значение имеет то, насколько много разной и качественной музыки они слышали. По этой части жители Америки и теперь Норвегии имеют больше шансов стать интересными блюзме- нами, чем кто-либо другой на свете.
Что еще бросается в глаза в Норвегии — это стилистическое отличие того, что играют в среднем там, и в среднем — в России. У нас порой бедность музыкальных блюзовых познаний, которые ограничиваются наиболее известными и доступными музыкантами, такими, как Stevie Ray Vaughan или Johnny Winter, приводит к появлению безграничного числа блюз-роковых жестко-гитар- ных трио, которые в своем творчестве ориентируются друг на друга. Остальная молодежь вообще уходит играть русский рок, который так у нас в стране популярен. В Норвегии новоиспеченный гитарист бежит в магазин покупать не страт, а полуакусти- ку, и хочет играть не рок или жесткий блюз-рок, а блюз с легким свинговым оттенком, мечтая о группе с дудками и гармоникой. Что даже по обезличенно-усредненному счету кажется мне более привлекательным.
Собственный блюз в стране развивается только на благодатной почве, что и произошло в Норвегии, не имеющей изначально никаких общих с блюзом традиций. А мы будем надеяться, что у нас в стране все условия для этого также появятся в той или иной степени. Благодаря прозрачности границ для культуры и изменениях в экономике, которые позволят привозить в Россию настоящих музыкантов, у которых цаши талантливые ребята будут учиться играть блюз.
И вновь любители живой музыки остались довольны: 9, 10, 11 апреля в Тольятти состоялся фестиваль, посвященный не одному стилю, и даже не культовой фигуре, а именно музыкальному инструменту. Какому? Вы догадаетесь, услышав название мероприятия – ...
По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к пианисту и, положив ему руку на ...
Третий международный фестиваль джазовой музыки "Джаз-карнавал в Одессе-2003" в буквальном смысле слова бушевал в Южной Пальмире целых четыре дня. Отнюдь не только концертные залы, но также открытые площадки и улицы Одессы стали местом колоритного ...
Прошедший в Ярославле "Джаз над Волгой 2003" можно смело заносить в книгу рекордов Гиннеса. Семь дней джаза с 7 вечера и чуть ли не до 7 утра!!! Такого еще в российской практике не было! Весьма представительное и разнообразное джазовое меню состояло ...
День четвертый Ох, и тяжкая это работа — передавать словами полученное удовольствие!!! Куда проще было бы сказать "все классно", как это говорили не раз мои собеседники. Но за этим одним словом — стоиттакмного, что я упорно напрягаюсь, пытаясь ...
Сыграй мне джаз, бэби... По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к ...
С 7-го по 9-е июня в Анапе прошел III Международный джазовый фестиваль. Напомню, что идея его проведения родилась три года тому назад в разговоре народного артиста России, лауреата Государственной премии им. Ф.Волкова, художественного ...
Нет уже ничего удивительного в том, что этот фестиваль "продается" еще за несколько дней до начала. На сей раз опоздавшие приобрести билеты могли рассчитывать лишь на входные да на место в фойе Центра культуры, где все концерты транслировались на ...
В пяти городах России — Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — прошел очередной, ставший уже традиционным, блюзовый фестиваль. На этот раз, в связи с ограничением на рекламу пива на территории Российской Федерации, ...
Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. ...
22 октября в Варшаве стартует JVC Jazz Festival Warsaw' 2004: напомним, что прошлогодний фестиваль (под титулом JVC Jazz Jamboree) был назван читателями авторитетного журнала Jazz Forum лучшим джазовым фестивалем года. У нынешнего JVC Jazz Festival ...
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организацией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, самый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...