Notodden Blues Festival 2002-блюзовый праздник-часть 1
20.11.2013
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток послушать настоящую живую музыку и узнал о чисто блюзовом фестивале, который проходит в Норвегии. Написав по первому на фестивальном сайте адресу, я познакомился с генеральным менеджером, который после некоторой переписки любезно пригласил меня туда в качестве гостя. С фестиваля 98 года я вернулся ошеломленным полученными музыкальными переживаниями, и теперь каждый год меня неудержимо тянет обратно в Норвегию. Несмотря на скромное название неизвестного провинциального города, и страны, которая, казалось бы, к блюзу большого отношения иметь не должна, этот фестиваль является самым крупным европейским блюзовым фестивалем. На него съезжается 40000 слушателей, 350 музыкантов в составе различных групп, а концерты проходят одновременно на 15 площадках. Писать про нутодденский фестиваль можно каждый год заново, ибо на каждый следующий фестиваль приезжают новые великие музыканты, музыка которых дает новые глубочайшие впечатления. Можно сказать, что за несколько лет в Нутоддене можно услышать большую часть того, что хотелось бы послушать в современном блюзе живьем. А самое интересное — это неожиданно открывать для себя новые имена, порой даже не самых популярных музыкантов. Так было и на этот раз. 15-й по счету Notodden Blues Festival проходил с четверга по воскресенье 1-4 августа 2002 года. Теперь я расскажу о том, что слышал в этом году.
Sven Zetterberg, KnockOut Greg & Blue Weather
Открылся фестиваль в четверг сдвоенным концертом. Первым менее именитым номером выступал шведский блюзмен Sven Zetterberg в сопровождении шведского ансамбля с собственным солистом KnockOut Greg & Blue Weather. Состав музыкантов не мог не порадовать. Два гитариста, бас с ударными и три дудки в классическом наборе: тенор, баритон, а также — труба. О том, что Зеттерберг умеет играть, меня предупреждали норвежские приятели-музыканты, и насколько я знаю, они на него молились еще тогда, когда учились играть сами. Однако результат превзошел все мои ожидания. Зеттерберг фантастически хорошо поет, почти треть концерта он провел в качестве вокалиста, отложив гитару. В репертуаре группы и Зеттерберга были самые разные музыкальные стили: блюз в современной форме с мощной гитарой и духовой секцией, наиклассический звук Чикаго в сопровождении гармошки, на которой замечательно еще одну треть концерта отыграл сам Грег-вышибала, а также самое интересное — соул без границ. Тут Свен, расхаживая по сцене с микрофоном в руках, почти уделал, на мой взгляд, самого Майти Сэма МакКлейна, если уж не по глубине голоса, то интонированием, эмоциональностью и чувством. Гитарный стиль Зеттерберга — пример потрясающего знания, понимания и любви к блюзу. Он играет и смешивает самые различные блюзовые стили, добавляя к блюзу соул с великолепным вкусом. Помимо этого меня приятно порадовал подход к выбору репертуара этой компании из 8 человек.
Все они — великолепные музыканты, и стремятся к тому, чтобы звучало здорово. Прекрасно аранжированные песни, никаких гитарных перепилов, а наличие трех гитаристов на сцене ни разу не показалось противоестественным. Очень хорошей мне показалась установка, которой так не хватает некоторым музыкантам. Главной целью Грега с компанией была музыка для публики при полном отсутствии ощущения сакральной важности происходящего. "Играем, как умеем, и надеемся, что вам будет весело." И в зале стояло полное и 100%- ное веселье или же неподдельное душевно-лирическое настроение во время грустномедленных номеров.
Ко всему следует добавить, что KnockOut Greg & Blue Weather — очень известная группа блюзовых энтузиастов с 15-летней историей, которая непрерывно работает над своей музыкой, записала 5 альбомов, разъезжает-по всему миру с концертами и периодически выступает с очень известными американскими и другими блюзменами.
Вторым концертом в первый день было выступление хедлайнера фестиваля Доктора Джона, везде прописанного большими буквами на втором месте после Бадди Гая. Группа Доктора состоит из трех черных музыкантов, которых с виду только что достали из самого традиционно-посконного черного кабака для своих. Естественно, я ожидал от них подлинного фанка или чего-нибудь подобного, удачно дополняющего рояльный талант белого фронтмена. Сам Др. Джон вышел при параде — увешанный вуду-амулетами, с тростью и когтями в ушах и бусах. Рояль был драпирован черной тканью с кладбища, на нем лежал череп, какая-то кость и что-то еще из этого мрачного набора. Сидел Доктор между Хаммондом и ритуально оформленным роялем, играя то на них по очереди, а иногда и одновременно. Dr.John — очень хороший пианист, играет много усложненных по форме вещей собственного сочинения. И его репертуар никак нельзя назвать банальным, в отличие от того, что играют музыканты с амбицией попроще. Увы, сам концерт мне слабо запомнился, ибо я очень быстро заскучал от музыки вместе с большей частью публики. Пляски, конечно, были, ибо норвежцы, особенно в подвыпившем состоянии, народ очень веселый. Но такого буйства, как за полчаса до этого на концерте шведских блюзменов, определенно не было. Если я чего- то тонкого не в этой музыке не понимаю, то делаю это вместе с народом. Но ведь со мной не раз случалось, когда на концертах очень хороших музыкантов удовлетворение каких-то моих сверхутонченных музыкальных запросов как-то удивительно сочеталось с общенародным весельем в зале. Что-то на этом концерте было не так.
Молодой Richard Johnston из Мемфиса, Теннеси играет слайдом на необычном инструменте — разновидности бо-дидли (diddley bow), в жесткой демонической манере. Инструмент представляет собой сигарную коробку с двумя параллельными палками, выполняющими роль грифа, а вдоль них натянуты струны. Если я не ошибаюсь, то у него одна струна басовая (и очень низко, при этом, настроенная), а на другой половине грифа — еще две. Ричард — человек-оркестр играет жесткий ритм на басовой струне большим пальцем с надетым на него когтем-медиатором, на другую долю цепляет подобие аккорда на высоких струнах, двумя ногами же стучит по бочке и еще по одному барабану. Вокалист, солист, басист и ударник в одном лице. Звук получается очень мощным и убедительным. Разумеется, подобный набор инструментов накладывает на музыкальный стиль специфические ограничения. Песни построены на непростом ритмическом паттерне, его сочетании с действительно крутым вокалом, слайд играет, разумеется, упрощенными аккордами. Одним словом, как, к примеру, на двухрядной гармонике, что угодно не сыграешь. Что в этой музыке нравится, так это потрясающее чувство ритма, драйв и великолепный вокал. Гармония там весьма специфическая, с "демоническим" уклоном. Но из-за всех технических ограничений выходит недостаточно разнообразно, так что 30-минутное выступление, которое я послушал, хоть меня очень и увлекло, но по продолжительности было как раз в самый раз.
Бадди Гай выступал на сцене под названием Roadhouse — на берегу озера под гигантским куполом, позаимствованном у передвижного цирка. По агентурным данным, которыми я располагал еще до концерта, перед выступлением должно было произойти интересное событие. Жена старого Нутодденского знакомого Morten Gjerde, который несколько лет был лидером фестиваля, — самый известный в Норвегии дизайнер экзотических тортов. По случаю дня рождения Бадди, который состоялся за два дня до концерта в Нутоддене, она изготовила торт — точную копию его известной всем гитары в черно-белую горошину. Торт был выполнен в натуральную величину и со всеми возможными гитарными запчастями, включая струны, изготовленными из различных кондитерских материалов. Предыдущий страто-торт был изготовлен для Fender, отправлен в Америку, а его фотография красуется где-то на fender.com.
Выступление Бадди Гая во многом было похоже на то, что я слышал в Нутоддене в 99 году, правда понравилось мне несколько меньше. С тех пор у него сменился второй гитарист, новый играл хорошо и эмоционально, но старался быть похожим на Бадди, что было немного во вред общему разнообразию звучания. Публика встречала Бадди Гая очень горячо, и он это хорошо чувствовал. Выступление (уже могу сказать — как обычно) началось с его классических песен Damn Right, I've Got The Blues, Ten Long Years и других из того же ряда. На этих песнях в контакте с публикой Бадци завелся и играл соло на (как обычно) очень примоченной гитаре с жестким звуком и ураганным напором, так что, к сожалению, отдельных нот не было слышно абсолютно. Но эмоциональный настрой был очень мощным и все это почувствовали. В середине песни про Damn Right Бадци исполнил свой классический трюк, который так ненавидит security, — круговая прогулка по залу с гитарой. Причем, ушел он очень далеко — куда-то на улицу, потом прошел через пивной павильон и, возможно, обошел цирк кругом. Все это время из колонок на сцене неслось ураганное соло, передаваемое по радио. Второй частью концерта было классическое попурри из блюзовых и рок-стандартов. "А теперь посмотрим, как играет Eric Clapton" и дальше — песня Strange Brew в очень смешном полукомическом исполнении. Эту песню как и другие Бадди не заканчивал, а прерывал словами: "Oh, по, по, shi-i-i-t", странно при этом улыбаясь. К сожалению, по какой-то причине сильное вдохновение, которое присутствовало первые 40 минут концерта ушло, а неразборчивый эмоциональный и по- прежнему очень примоченный звук остался. Как результат, слушать дальше стало тяжело для уха и не безумно интересно.
Возможно, у меня нет такого морального права, но я взял бы на себя смелость назвать талант Бадди Гая словами "гениальное сумасшествие". Во время концерта мне показалось, что и сам Бадди и зрители воспринимают его в этом качестве. Бадди — столь сильно потенциально заряженный музыкант, играющий абсолютно иррационально, так, что никто не знает, что он выкинет дальше. Может получиться либо гениально, либо совсем никак. Это чувствует и сам Бадди, странно улыбается на концерте, вскрикивает, когда поет, и делает многие странные неожиданные вещи, выясняя при этом по реакции публики, которая яедет от него очень многого, насколько хорошо у него получилось. Итого, я послушал два почти одинаковых по сет-листу концерта — в 99-м и 2002- м, но тогда было круто, а в этот раз слабовато, на мой взгляд. А завтра может быть опять круто, ибо зависит это от иррационального гения, плоды которого невозможно прогнозировать. Конечно, в 99-м году был интереснее второй гитарист, а также потрясающее выступление норвежца Кнута Рейерсруда, который тогда на джеме "играл Бадди Гая лучше и больше, чем сам Бадди Гай" (это не мои слова, хотя подобные мысли приходили и мне). Вот такое у меня осталось впечатление, да простят меня блюзовые боги за нигилизм и отсутствие священного трепета перед святыми.
KnockOut Greg & Blue Weather, Jonas Goransson
Послушав в первый день замечательную шведскую компанию Sven Zetterberg вместе с KnockOut Greg & Blue Weather, на следующий день в промежутке между концертами нам с норвежскими приятелями удалось на час заглянуть на клубный концерт Грега с компанией. В первом отделении он играл свой репертуар с группой без Зеттерберга. На этот раз это был классический West Coast с тремя дудками, гармоникой и полуакустической гитарой. Сам Грег — отличный гитарист, отложил основной инструмент окончательно в сторону в тот вечер и взялся за гармонику. На ней он играл не менее замечательно, с самым правильным классическим звуком хроматики через баллет-микрофон, иногда переключаясь на диатоническую. На полуакустике играл "второй гитарист" — скромный парень по имени Jonas Goransson, который, как потом выяснилось, выступает с группой только несколько месяцев и собирается играть еще только пару. Гитарист Грега, играющий с ним более 10 лет, в последнее время очень устал и попросил его на время заменить. Импровизации вышедшего на замену Джонаса меня просто потрясли своей лаконичностью, сложностью, знанием и чувством этой музыки. Тягучий и чуть глуховатый звук полуакустики потрясающе сочетался с духовой секцией и остальной группой. От его гитары и концерта в целом я получил огромное эстетическое удовольствие. В West Coast есть очень много тонких нюансов, и чтобы их воспроизвести, нужно очень любить ее, переслушать очень много записей и отдать много душевных сил для того, чтобы научиться играть. В разговоре с Jonas-oM на следующий день меня приятно удивило и очень порадовало то, насколько он сильно бредит музыкой. Стиль West Coast и сопряженные вещи он стал тщательно изучать 4 года назад и с тех пор переслушал гигантское количество записей, раскапывая редкие пластинки и выискивая новые имена. Говорил он очень эмоционально, откровенно, с горящими глазами и большим желанием. А какие-то соображения, его личные и Джуниора Ватсона в его пересказе, были мне очень понятны интуитивно, и отражают, на мой взгляд, правильный подход к музыке. Постараюсь их пересказать: "Чтобы сформировать свой стиль, нужно переслушать большое количество разных музыкантов. Обучение как раз состоит в том, чтобы искать и слушать записи, пытаясь в разобраться в самых интересных вещах." "Не имеет смысла снимать длинные куски гитарных партий, нужно только брать основные идеи и их комбинировать. Длинный кусок невозможно гармонично вставить в импровизацию там, где это понадобится", "Когда ты играешь соло West Coast, самое главное — быть очень лаконичным, ни в коем случае — не переиграть, но при этом выразить все то, что ты хотел". "Не нужно задавать дурацкие вопросы о том, на каких струнах ты играешь или на какой гитаре. Это вопрос личного удобства для каждого музыканта, и это не имеет никакого особого значения.".
Amund Maarud Band
Познакомились мы с героическим Джонасом, когда вместе с ним и журналистками из Blues News на следующий день после поразившего меня концерта Грега оказались "at the right place" — в выездном варианте небольшого, но известного в Осло клуба "Muddy Waters" на концерте Amund Maarud Band — быстро восходящей норвежской звезды. Молодого, но уже потрясающе хорошего гитариста Омунда Морюда, который играет со своим братом Хенриком Морюдом — ударником 18-ти лет (и он стучит не по годам хорошо!) и бас-гитаристом, кажется, из Америки. Периодически группа выступает с другим очень молодым и почти гениальным норвежским музыкантом — гармонистом Arne Rassmussen, который играл с Бюс- ком три года, но потом ушел из группы доучиваться в школе. Именно эта компания — Amund Maarud Band & Arne Rassmussen в прошлом году привлекла все мое внимание своей музыкой, когда я случайно услышал их из окна библиотеки в процессе записи интервью с Масселвайтом. После чего я не мог долго переключить внимание обратно на разговоры Андрея и Чарли о блюзе в Чикаго. По словам знающих людей, Amund Maarud со своим юным братом заметно прибавили за прошедший год, в чем я смог убедиться лично. Гитарный стиль Омунда Морюда можно сравнивать со стилем Бюска во времена первых его альбомов. Но, разумеется, только отчасти. Общим является богатство блюзовых элементов, которые они, возможно, слышали у одних и тех же музыкантов, игравших в Норвегии. В качестве разницы я бы назвал более классическое гитарное блюзовое звучание. Гитара у Омунда звучит удивительно мягко, и в то же время очень проникновенно и разнообразно. Меня очень удивило на этом концерте то, как интересно может звучать гитарное трио, абсолютно не надоедая в течении целого концерта, абсолютно без пере- пилов, затронув самые чувствительные струны моей души. Песня-медляк "She loves me not" была так сыграна и спета, что чуть не выжала из меня вполне искреннюю слезу. Если честно, то мне редко доводилось слушать концерты чисто гитарных групп, которые бы совсем-совсем не грузили меня перепилами или не балансировали на зыбкой грани эмоциональности и излишнего количества жестких нот, извлекаемых из примоченной гитары. На самом деле, группа Морюдов совсем не подпадает под классический шаблон гитарного трио хотя бы тем, что Омунд играет на Гибсоне, делает это 100% разборчиво на не слишком примоченном звуке и много поет. А репертуар абсолютно свеж и не содержит ни одного замыленного стандарта типа "Honey Hush" или чего-то вроде.
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сенсационное само по себе. В России и Москве фестивалей проходит просто тьма (наш нынешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исключительно фестивальной ...
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...
17-24 июля в Стокгольме прошел XXI джазовый фестиваль. За 8 дней состоялось 60 концертов и клубных выступлений на 8 сценах. Основной площадкой был остров Skeppsholmen (Stora Scenen Skeppsholmen), по праву считающийся "сердцем" Стокгольма. ...
Вот ведь как бывает: в советские времена, когда фестиваль в Бирштонасе совпадал с Пасхой, местный партийный лидер благодарил организаторов за то, что концерты отвлекают людей от костела. В этом году Пасха и традиционный последний уик-энд марта, ...
Уже после возвращения с фестиваля «Ноц блюзова», который состоялся в конце мая в польском городе Рава Мазовецка, на одном из сайтов пришлось познакомиться с продолжительной, объемной дискуссией двух завзятых любителей музыки. Они спорили на тему, ...
Пять часов музыки подряд — это много или мало? А если три дня кряду да к тому же под дождем и с последующим ночным джем-сейшн? Не знаю, как кому, а мне было в самый раз, еще и не хватило. Даже двухдневный "тайм-аут" между концертом Ренди Бреккера ...
В очередной раз джазовые сезоны в Москве открывались традиционным — уже 7-м по счету — фестивалем Джаз в caду "Эрмитаж". Три дня публика обрушивалась оглушительным свистом и криками "браво" на концертную "ракушку", а под конец джаз-марафона, не ...
"2003 год. Сто лет со дня окончания строительства дома великого Волошина. Праздник? Вряд ли... Дом дорог не многим, вокруг нищета и грязь, площадь между домом и морем разрушена мелким бизнесом — шашлыки, шаурма, короче курортный сервис. От ...
5-7 декабря 2003 года в Тольятти состоялся IX Международный Всероссийский джазовый фестиваль имени Олега Лундстрема, в котором приняли участие 30 коллективов из России и стран СНГ, в том числе белорусский биг- бэнд "Юность Полесья" из Солигорска. В ...