Это не критическое обозрение,
это чувства и впечатления,
вызванные посещением 2 концертов,
"выплеснутые" на бумагу и представленные
на снисходительный суд читателей.
Днепропетровск посетила муза. У нее было как минимум три горла и четыре руки. В одной руке она держала дирижерскую палочку, в другой быстро сменялись саксофоны, третьей рукой отбивала ритм, а в четвертой была … бандура. Ее горла работали от мужского баса до женского сопрано. А ее явление ознаменовало два замечательных дня Джаза в конце апреля 2004 года (28, 29).
Первый день, в рамках фестиваля "Французская весна" в Украине, наш город посетил французский джазовый ансамбль "Октовойс" (Octovoice). Совместно с ними выступили и украинские музыканты, предварительно прослушанные и отобранные из института культуры (хоть за это можно благодарить нашего "молодого орла" М. Поплавского J).
"Октовойс" – это вокальный квинтет плюс саксофон (Сильвен Бёф, 40-летний создатель ансамбля), ударные и синтезатор. Все участники "Октовойса" – разносторонние музыканты с хорошей школой и большим стажем. Например, сопрано Лоранс Салтьель включает во фри-джазовые импровизации все, чему училась: открытую вокальную манеру американского мюзикла, академические распевки, горловой рык (фрулято), птичье щелканье языком, спазматическое дыхание – однако, все это строго дозируя.
Главное впечатление дня – такой музыки, такого вокального джаза в Днепропетровске еще не было. Хоть и играют они, как пишут в проспектах, "музыку XXI-века" - очень близкую к авангардному джазу, сложную музыку, зрители и слушатели прекрасно прочувствовали и оценили и технику, и саунд и музыкальные идеи. Чего только стоит вокальная "дуэль" украинки Ольги Войченко и француженки Лоры Литтарди, чей голос очень напоминает голос известной Кассандры Уилсон.
Начали концерт неспешно, постепенно подготавливая слушателя и интригуя его. Постепенно подключились украинские джазмены, середина концерта была довольно разнообразной и музыкально разноплановой. Дальше развитие пошло по всем канонам драматургии - напоследок осталось самое "вкусное". Два последние номера даже не берусь описать словами, только звуками и жестами J. Остается сожалеть, что отделение концерта было только одно.
Украинские музыканты оказались "на высоте" - Антон Павловский (туба), Юрий Койниченко (тромбон), Евгений Дидык (труба) и Гетц Грюнберг (саксофоны) замечательно вписались в общую картину, а бандура Тараса Столяра добавила национального колорита. Очень понравилась наша вокалистка Ольга Войченко – все-таки богата Украина талантами. На мой взгляд, иногда, она даже превосходила солисток "Октовойса".
Хочется отметить дуэт бандуры и чувственного вокала Брижитт Жако, переходящего в очень сексуальный шепот – этот номер всколыхнул романтические чувства в душах благодарных слушателей. Думаю, что всплеск рождаемости в Днепропетровске через 9 месяцев не заставит себя ждать J.
Лично мне хочется отметить сдержанный и в то же время экпрессивный бас-вокал Винсента Пуэша; нежное сопрано Лоранс Салтьель в полной мере проявленное в диалоге с клавишником Эммануэлем Бексом и барабанщиком Луисом Мутэном.
Тенор Тьерри Пеола помимо основной "обязанности" – петь, вносит большой вклад в написании текстов (основные тексты пишет Gil Gladstone), генерирует новые лингвистические идеи, а также переводит с английского и итальянского языков на французский.
Несомненно, главная заслуга в достигнутом успехе – руководителя коллектива, Сильвена Бёфа. Ансамблю подвластны все стили, они прекрасно владеют английским, французским, итальянским и … даже украинским языком. Об этом прекрасно свидетельствует их последний диск, записанный в 2004 году, который продавался на фестивале.
Приведу полностью состав "Октовойса": Emmanuel Bex (клавишные), Louis Moutin (ударные), и пять голосов, перекрывающие весь диапазон: Laurence Saltiel (сопрано), Laura Littardi (альт), Brigitte Jacquot (меццо), Thierry Peala (тенор), и Vincent Puech (бас). Музыкальный руководитель проекта – замечательный саксофонист и вокалист Sylvain Beuf, который помимо всего прочего является композитором и аранжировщиком большинства композиций.
Все артисты - контактные и открытые люди, после концерта удалось взять автографы и выразить им свое восхищение, вспомнив свой школьный французский.
Подытоживая первый день, можно сказать, что мы слушали настоящую музыку для музыкантов и истинных ценителей и эстетов джаза.
Второй день порадовал выступлением Днепропетровского джаз-оркестра под управлением Юрия Паламарчука. Большой концерт в двух отделениях с участием великолепных солистов: саксофон – Юрий Биленко, Владимир Евдокиенко, скрипачка Анна Шевченко, вокалисты Юлия Мандич, Зинаида Чепа, Ольга Лукачева, Олег Савинский, пианисты Дмитрий Соловьев, Любовь Титаренко. Выступил и ансамбль молодых саксофонистов Днепропетровского музучилища под руководством Игоря Грузина. Очень приятно, что молодая "поросль" с энтузиазмом и желанием принимает эстафету у старших и опытных коллег.
С удовольствием констатирую тот факт, что наши заслуженные "аксакалы" Юрий Биленко, Олег Косько, Дмитрий Хасаков, Дмитрий Соловьёв, Виктор Коваленко, Виктор Подзерко, другие, по-прежнему в строю и в отличнейшей форме.
Чтобы подробно описать все номера и всех музыкантов – не хватит места и времени. Поэтому, хотелось бы ограничится основными, "ключевыми" моментами.
Главное впечатление – это очень мощный, классно сыгранный коллектив, сильные стороны которого проявляются как в индивидуальной импровизации, так и совместной игре. Очень понравилась хорошая поддержка оркестром солистов в момент их импровизации.
В целом, музыка разнообразная, легкая для восприятия, звук плотный, насыщенный, композиции динамичные – не оркестр, а настоящая Машина. Кстати, так и называется пьеса Б.Ричи, исполненная в начале программы и давшая настрой на весь вечер.
Что касается репертуара, - были композиции на любой вкус: джазовые стандарты (Д. Эллингтон, Дж. Гершвин, М. Дэвис, Б. Рич), латиноамериканские ритмы, произведения классиков в джазовой обработке, темы группы Битлз.
Порадовал зрителей номер, исполненный эмоциональной Юлией Мандич с джаз-оркестром, видеоряд которого был сформирован джаз-балетом "Стиль" под управлением Лоры Петровой.
Это удачная, и смею надеяться, не последняя попытка соединить джазовую и хореографическую импровизацию, при которой пьеса Дж. Гершвина "The Man I Love You" приобрела новые краски и интонации.
Хочется отметить мастерскую работу звукооператоров Сергея Иванова и Александра Бигуна.
Звук был тембрально сбалансирован, его уровень – оптимален, был слышен каждый инструмент, а для биг-бенда это сделать непросто.
Красочным дополнением праздника были костюмы музыкантов джаз-бенда и солистов, продуманные до мелочей.
Самую искреннюю благодарность хочется выразить художественному руководителю Днепропетровского джаз-оркестра Юрию Паламарчуку. Собрать такой чудный коллектив (а коллективу исполнилось уже 7 лет), подготовить разнообразный репертуар, организовать многочасовые репетиции – это требует самоотверженного труда и бескорыстной любви к Джазу.
Состав Днепропетровского джаз-оркестра под управлением Юрия Паламарчука:
Саксофоны: Юрий Биленко (сопрано), Владимир Евдокиенко (альт), Юрий Ищенко(тенор), Игорь Наумов (тенор), Сергей Северин (флейта-баритон).
Трубы: Евгений Коренченко, Юрий Пелих, Дмитрий Хасаков, Игорь Ладыжевский, Сергей Клименко.
Тромбоны: Гурген Корапетян, Анатолий Кинь, Иван Жуковицкий, Дмитрий Сиберт
Ритм секция: Александр Озеров (фортепиано), Николай Рожко (синтезатор), Виктор Коваленко (электрогитара), Виктор Подзерко (бас-гитара), Василий Петров (барабаны).
Если первый день знаменовался более сложным джазом, почти близким к авангарду и фри-, то итогом второго дня можно считать верность традициям, энергетически мощный оркестровый джаз, который приятно слушать как опытным слушателям, так и новичкам, только открывающим для себя Его Величество Джаз.
В голове до сих пор звучит музыка, в сердце остается праздник, а наше прекрасное настроение еще долго будет дарить окружающим радость…
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...
17-24 июля в Стокгольме прошел XXI джазовый фестиваль. За 8 дней состоялось 60 концертов и клубных выступлений на 8 сценах. Основной площадкой был остров Skeppsholmen (Stora Scenen Skeppsholmen), по праву считающийся "сердцем" Стокгольма. ...
Вот ведь как бывает: в советские времена, когда фестиваль в Бирштонасе совпадал с Пасхой, местный партийный лидер благодарил организаторов за то, что концерты отвлекают людей от костела. В этом году Пасха и традиционный последний уик-энд марта, ...
Уже после возвращения с фестиваля «Ноц блюзова», который состоялся в конце мая в польском городе Рава Мазовецка, на одном из сайтов пришлось познакомиться с продолжительной, объемной дискуссией двух завзятых любителей музыки. Они спорили на тему, ...
Пять часов музыки подряд — это много или мало? А если три дня кряду да к тому же под дождем и с последующим ночным джем-сейшн? Не знаю, как кому, а мне было в самый раз, еще и не хватило. Даже двухдневный "тайм-аут" между концертом Ренди Бреккера ...
В очередной раз джазовые сезоны в Москве открывались традиционным — уже 7-м по счету — фестивалем Джаз в caду "Эрмитаж". Три дня публика обрушивалась оглушительным свистом и криками "браво" на концертную "ракушку", а под конец джаз-марафона, не ...
"2003 год. Сто лет со дня окончания строительства дома великого Волошина. Праздник? Вряд ли... Дом дорог не многим, вокруг нищета и грязь, площадь между домом и морем разрушена мелким бизнесом — шашлыки, шаурма, короче курортный сервис. От ...
5-7 декабря 2003 года в Тольятти состоялся IX Международный Всероссийский джазовый фестиваль имени Олега Лундстрема, в котором приняли участие 30 коллективов из России и стран СНГ, в том числе белорусский биг- бэнд "Юность Полесья" из Солигорска. В ...
Каюсь, собираясь лететь в Башкирию, я попытался решить две вовсе не равновеликие проблемы. Во-первых, насколько близко к краю света находится эта самая Уфа, а во- вторых, что же нынче следует понимать под фольклором, который должен стать главным ...