В Петрозаводске прошел традиционный фестиваль джазовой музыки "Звезды и мы". В самом его названии, (первый состоялся почти 20 лет назад, в середине 80-х), было заложено не только, в хорошем смысле, амбициозное стремление представителей этой музыкальной культуры города продолжить традиции, возникшие в Петрозаводске еще в 30-е годы прошлого столетия, но и окрепнув профессионально, взлететь ближе к той звездной орбите современных исполнителей европейского джазового класса.
Вспомним, эти традиции создал тогда один из основателей джаза в стране и Карелии Леопольд Теплицкий, живший и преподававший в Петрозаводском музыкальном училище..
Ныне фестиваль заслуженно носит его имя.
В Петрозаводск, в мае 2004 года приехали музыканты разных стран. По мнению многих зрителей, опытных, со стажем ценителей джазовой импровизации, музыкантов, звездный состав участников фестиваля значительно расширился. И в большей мере это заслуга работы петрозаводского джазово-эстрадного отделения музыкального училища имени Раутио. Его выпускники, преподаватели, выступая в различных ансамблях, смогли на сцене убедительно это продемонстрировать. Как результат, петрозаводские музыканты все охотнее приглашаются на концерты, фестивали в европейские страны, возникают совместные евро проекты.
Баренц биг-бенд
Одним из самых знаковых событий фестиваля стал факт рождения нового "Баренц биг-бенда" на основе как раз петрозаводского биг-бенда музыкального училища под управлением саксофониста Евгения Макеева. Этот международный проект возник по взаимному желанию музыкантов четырех стран: Норвегии, Финляндии, Швеции и России. И не просто возник, а как говорят, с листа, начал действовать. Первое совместное выступление "большого оркестра" на фестивале прошло на высокой творческой ноте и имело успех у многочисленной публики. В составе оркестра играли рядом студенты, выпускники и преподаватели нашего училища, из Умео.
Несколько поколений музыкантов. К примеру, сменяя друг друга, классические джазовые композиции пели солисты: преподаватель Ольга Корыпаева и выпускница училища Надежда Овчарук. У оркестра есть и перспективное предложение сыграть в ближайшем будущем в Норвегии, Швеции. Пример такого джазового евро союза, серьезный прорыв для петрозаводских музыкантов.
Надежда Петрозаводска
Заслуженные аплодисменты зрителей на концертах фестиваля не раз срывала юная вокалистка Надежда Овчарук. Она, буквально за неделю до джазового форума, с отличием закончила наше музыкальное училище. Высший бал из рук председателя экзаменационной госкомиссии и ведущего фестиваля Владимира Фейертага, был серьезным авансом, который она блестяще оправдала перед микрофоном и зрителями. – Это надежда Петрозаводска, сказал Владимир Фейертаг перед ее выступлением.
Не менее высоко оценил фестивальный дебют Надежды Овчарук и руководитель шведского "Горячего духового оркестра" (The Brand New Brass Orchestra) Петри Кивимяки.
– Прекрасно и очень индивидуально, сказал он. Чистый, открытый звук сильного голоса, звучит естественно и неподражаемо. Предполагаю, что это новая звездочка джаза из Карелии, скоро станет широко известна. Петри Кивимяки выразил желание услышать Надежду Овчарук на джазовом фестивале в Умео.
Элитное подразделение
Об элитарности джаза говорили всегда. Любят вспоминать и ныне. Звучат фразы о том, что в зрительном зале только избранная публика, что ее должно быть немного, и это хороший признак. В продолжение темы джаз стал и коммерческим предприятием. Его концерты чаще всего проходят в платных, джазовых клубах. Популярные исполнители разного класса стоят немалых денег, и просто так их не услышишь. Не стал исключением и фестиваль в Петрозаводске. Состоялся он благодаря значительной поддержке фонда Совета культуры Евросоюза.
Четыре фестивальных концерта из пяти прошли в кафе и ресторанах города. Только один в зале филармонии. Таковы реалии, говорили на заре перестройки, ныне это признанная норма и способ выживания. Элитное подразделение джаза шагает в ногу со временем.
Интернационал
Слушая выступления джазовых ансамблей, зритель отметил, что практически все составы имеют интернациональную основу. О "Баренц биг-бенде" мы уже говорили. С норвежским саксофонистом Рагнером Мейделлом в одноименном трио северные вариации народного фольклора играл болгарин Ивайло Кракстад. Французский пианист из Ля Рошель Ален Ле Мер пригласил для выступления в свое трио петрозаводчанина, басиста Игоря Шагало. В шведском "Горячем оркестре" Петри Кивимяки импровизировали финские музыканты. Традиционно интернациональный состав привез на фестиваль Андрей Кондаков. В его ансамбле "Без адреса" были кубинские (Йоэль Гонсалес), французские (Андрей Светлов), и русские музыканты. Ангажемент этого коллектива истинно безграничен – страны старого и нового света, престижные концертные площадки мира.
На фестивале "Звезды и мы'2004" прозвучало много интернациональных интерпретаций произведений классики мирового общепринятого в джазе стандарта.
Импровизационный джаз в фестивальном, разноцветном кольце вращается по огромной мировой орбите. И как важно, что Петрозаводск заслуженно в ней присутствует, активно и увлеченно работает, привлекает, как один из европейских джазовых центров практически ежегодно.
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...
17-24 июля в Стокгольме прошел XXI джазовый фестиваль. За 8 дней состоялось 60 концертов и клубных выступлений на 8 сценах. Основной площадкой был остров Skeppsholmen (Stora Scenen Skeppsholmen), по праву считающийся "сердцем" Стокгольма. ...
Вот ведь как бывает: в советские времена, когда фестиваль в Бирштонасе совпадал с Пасхой, местный партийный лидер благодарил организаторов за то, что концерты отвлекают людей от костела. В этом году Пасха и традиционный последний уик-энд марта, ...
Уже после возвращения с фестиваля «Ноц блюзова», который состоялся в конце мая в польском городе Рава Мазовецка, на одном из сайтов пришлось познакомиться с продолжительной, объемной дискуссией двух завзятых любителей музыки. Они спорили на тему, ...
Пять часов музыки подряд — это много или мало? А если три дня кряду да к тому же под дождем и с последующим ночным джем-сейшн? Не знаю, как кому, а мне было в самый раз, еще и не хватило. Даже двухдневный "тайм-аут" между концертом Ренди Бреккера ...
В очередной раз джазовые сезоны в Москве открывались традиционным — уже 7-м по счету — фестивалем Джаз в caду "Эрмитаж". Три дня публика обрушивалась оглушительным свистом и криками "браво" на концертную "ракушку", а под конец джаз-марафона, не ...
"2003 год. Сто лет со дня окончания строительства дома великого Волошина. Праздник? Вряд ли... Дом дорог не многим, вокруг нищета и грязь, площадь между домом и морем разрушена мелким бизнесом — шашлыки, шаурма, короче курортный сервис. От ...
5-7 декабря 2003 года в Тольятти состоялся IX Международный Всероссийский джазовый фестиваль имени Олега Лундстрема, в котором приняли участие 30 коллективов из России и стран СНГ, в том числе белорусский биг- бэнд "Юность Полесья" из Солигорска. В ...
Каюсь, собираясь лететь в Башкирию, я попытался решить две вовсе не равновеликие проблемы. Во-первых, насколько близко к краю света находится эта самая Уфа, а во- вторых, что же нынче следует понимать под фольклором, который должен стать главным ...
Существует какой-то мутный анекдот советских времен, типа "два русских — это драка, два еврея — чемпионат мира по шахматам". Перефразируя данный анекдот, получается, что "три бывших советских нацмена — это всемирный фестиваль этнической ...